Возможности формирования правовой компетентности в организации учебно-исследовательского процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (24) январь 2011 г.

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Хасия Т. В. Возможности формирования правовой компетентности в организации учебно-исследовательского процесса // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 241-242. — URL https://moluch.ru/archive/24/2185/ (дата обращения: 17.10.2018).

Изменения в политической и социально-экономической жизни российского общества привели к необходимости глубокого трансформирования взаимоотношений между системой образования и профессиональной средой, направленной на более четкую ориентацию подготовки специалистов требованиям производства.

Целью современного образования уже не является законченная сумма знаний, умений и навыков. В XXI веке на первый план выходит умение ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, выбирать из постоянно нарастающего потока информации необходимое для себя, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, социальная ответственность, одним словом – умения XXI века.

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности.

Важнейшей ее составляющей становится правовая компетентность, позволяющая решать обоснованно, с юридической точки зрения, профессиональные задачи, относящиеся ко всем сферам деятельности будущего специалиста.

Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 – «Юриспруденция» юрист должен: 

  • толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

  • обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

  • юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

  • разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

  • принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

  • вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

  • систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе [1].

Для решения этих задач предлагается использование в обучение студентов исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность, в нашем понимании, это работа учащегося и педагога исследовательского характера, система учебных, организационных и  воспитательных мероприятий, проводимых со студентами, которая выполняется в рамках изучаемой дисциплины.

Организация последовательной  учебно-исследовательской деятельности учащихся позволяет формировать социально-правовую компетентность студентов.  

Учебно-исследовательская деятельность – это познание теоретического и практического материала, через осуществление учебного исследования, эксперимента, результатом ее станет  формирование практических умений  творческого уровня.

Учебно-исследовательская деятельность имеет ярко выраженную личностно-профессиональную направленность, она позволяет формировать у студентов способность к рефлексии, к самоанализу, самооценке.

Реализация задач формирования этих умений и качеств, предполагает создание в процессе обучения условий, которые могут обеспечить следующие возможности:

  • вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс;

  • совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем;

  • свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме;

  • постоянного испытания своих интеллектуальных, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Создать вышеперечисленные условия в образовательном процессе позволяет использование программы «Обучение исследовательской деятельности». Здесь решаются задачи обучения работе  с первоисточниками; самостоятельному поиску  и анализу информации; умению излагать свои мысли; оформлять и представлять учебно-исследовательскую работу в форме тезисов, докладов, реферата; умению  проводить исследование, эксперимент. Показателем уровня освоения этой деятельности будут написание и оформление выпускной квалификационной работы исследовательского характера.

Для введения в учебный процесс используем метод наложения программы «Обучение исследовательской деятельности»  на программы дисциплин «Основы права» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Реализация интегрированной программы осуществляется путем организации репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности на уроках и в самостоятельной учебной и внеучебной работе студентов. Инструментом для педагогической деятельности будет созданный и используемый в учебном процессе обучающий  научно-методический комплекс по курсу «Основы права». Учебно-методический комплекс может включать:  календарно-тематическое планирование интегрированной программы «Обучение исследовательской деятельности на дисциплинах правового цикла»,  раздаточный материал, разноуровневые контрольные, проверочные, творческие работы, и темы творческих работ. 

Подготовка к обучению по этой программе по  дисциплине «Основы права» начинается с разработки календарно-тематического плана. (КТП) Предполагаемая форма плана позволяет проектировать учебный процесс в целом по разделу, курсу, группе и, одновременно осуществлять пошаговую организацию учебного процесса, с учетом обучения исследовательским умениям и формированию профессионально важных качеств специалиста и  развития социально-значимых качеств и правовой компетентности, определять место проведения каждого урока в общей системе обучения. В колонке тематического содержания программы указываются темы раздела, а также форм организации проведения урока, методы, приемы, используемые на уроке, определяется форма промежуточного и тематического контроля.         Такой подход к организации освоения дополнительной программы наиболее рационален, позволяет эффективно организовать учебный процесс по основным дисциплинам, заложить стремление к креативной деятельности в профессии   и позитивно сказывается на развитии специалиста, формировании социально-профессиональных компетенций, мобильности и конкурентоспособности будущего специалиста.

В рамках программы «Обучение исследовательской деятельности» решаются задачи обучения работе  с первоисточниками; самостоятельному поиску  и анализу информации; умению излагать свои мысли; оформлять и представлять учебно-исследовательскую работу в форме тезисов, докладов, реферата; умению  проводить исследование, эксперимент. Показателем уровня освоения этой деятельности будут написание и оформление выпускной квалификационной работы исследовательского характера.

В процессе изучения дисциплин «Основы права» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»  путем организации обучения исследовательским умениям формируются профессионально важные качества специалиста и  развиваются социально-значимые  качества, а значит  и социально-правовая компетентность специалиста


Литература:
  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 021100 – «Юриспруденция» Москва 2000г

  2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования, компетентностный подход .2005, с.44-46.





Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, учебный процесс, умение, исследовательский характер, Правовое обеспечение, выпускная квалификационная работа, будущий специалист, правовая компетентность, профессиональная деятельность, самостоятельный поиск.


Похожие статьи

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент, профессиональная деятельность, выпускная квалификационная работа...

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент, профессиональная деятельность, выпускная квалификационная работа...

Самостоятельная работа как средство формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, самостоятельная работа, рассматриваемая компетенция, умение, навык, компетенция

компетентность, компетенция, самостоятельная работа, профессиональная подготовка...

Анализ компонентной структуры информационной...

информационная компетентность, профессиональное образование, компонент, информация, будущий специалист, профессиональная деятельность, технический вуз, информационная компетентность...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

образовательное учреждение, комплексная безопасность, компетенция, профессиональная компетентность, учебно-воспитательный процесс, окружающая среда, способность, самостоятельная работа...

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

Исследовательская компетентность, исследовательская деятельность, подход, профессиональная деятельность, исследовательская компетентность учителя, качество, знание, умение, будущий учитель...

Дипломная работа как основной метод самореализации будущего...

Цель курсовой работы и вытекающей из нее выпускной квалификационной работы — продемонстрировать умение самостоятельно находить ответы на вопросы, не разбиравшиеся в процессе обучения.

Компетентностная модель подготовки специалистов в вузе...

В учебно-исследовательской деятельности студент, посредством интеллектуальной самореализации, осуществляет все другие социально значимые движения (социальная адаптация, социальное и профессиональное самоопределение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент, профессиональная деятельность, выпускная квалификационная работа...

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент, профессиональная деятельность, выпускная квалификационная работа...

Самостоятельная работа как средство формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, самостоятельная работа, рассматриваемая компетенция, умение, навык, компетенция

компетентность, компетенция, самостоятельная работа, профессиональная подготовка...

Анализ компонентной структуры информационной...

информационная компетентность, профессиональное образование, компонент, информация, будущий специалист, профессиональная деятельность, технический вуз, информационная компетентность...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

образовательное учреждение, комплексная безопасность, компетенция, профессиональная компетентность, учебно-воспитательный процесс, окружающая среда, способность, самостоятельная работа...

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

Исследовательская компетентность, исследовательская деятельность, подход, профессиональная деятельность, исследовательская компетентность учителя, качество, знание, умение, будущий учитель...

Дипломная работа как основной метод самореализации будущего...

Цель курсовой работы и вытекающей из нее выпускной квалификационной работы — продемонстрировать умение самостоятельно находить ответы на вопросы, не разбиравшиеся в процессе обучения.

Компетентностная модель подготовки специалистов в вузе...

В учебно-исследовательской деятельности студент, посредством интеллектуальной самореализации, осуществляет все другие социально значимые движения (социальная адаптация, социальное и профессиональное самоопределение...

Задать вопрос