Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методы ТРИЗ в решении организационных проблем на примере Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия)

Педагогика
31.12.2018
70
Поделиться
Библиографическое описание
Тимофеева, Н. Ф. Методы ТРИЗ в решении организационных проблем на примере Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) / Н. Ф. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55298/.


В данной статье проанализирована работа Отдела высшего образования и целевой подготовки Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), на основе методов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) решена организационная проблема Отдела.

Ключевые слова: Министерство образования и науки, высшее образование, целевая подготовка, программа, развитие образования, ТРИЗ, противоречие.

Министерство образования и науки — неотъемлемый орган исполнительной власти, который отвечает за качество образования, социальную поддержку обучающихся, развивает центры науки и высоких технологий, регулирует научную и инновационную деятельность [2]. Качественное образование, наука и инновационная деятельность являются необходимыми условиями для процветания экономики Республики и страны в целом. Именно поэтому первый президент Республики Михаил Ефимович Николаев реализовал целевую программу подготовки высококвалифицированных кадров, чтобы жители Якутии имели возможность обучаться в центральных ВУЗах России за счет бюджета Республики Саха (Якутия) [4].

Отдел высшего образования и целевой подготовки является структурным подразделением Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия). Отдел находится под непосредственным подчинением Первому заместителю министра Присяжному Юрию Михайловичу. Отдел состоит из 4 сотрудников, каждый работает с определенными ВУЗами. Основными задачами Отдела являются:

  1. Участие в осуществлении государственной в области высшего образования Республики Саха (Якутия).
  2. Организация целевой подготовки кадров для отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия).
  3. Повышение качества и эффективности государственного и муниципального управления, управления для инновационной экономики [2].

В настоящее время по линии Министерства образования и целевой подготовки за пределами Республики обучаются более 3000 студентов, и отслеживать за каждым является тяжелым трудом. Во время приемной комиссии по целевому набору, Министерством нанимаются дополнительные сотрудники, так как поток абитуриентов большой, и штатные сотрудники не успевают оформить каждого абитуриента. В год подают документы более 1000 абитуриентов, а целевые места рассчитаны на 280 человек. После проведения приемной комиссии необходимо направить документы абитуриентов ВУЗы и ожидать приказов о зачислении.

До появления отдела, целевые студенты были под попечительством Министерства профессионального развития и расстановки кадров, однако, в 2014 году оно было расформировано. Всего 4 человека в отделе не сравнятся с работой целого министерства, и, как следствие, сотрудники постоянно нагружены огромными потоками информации, из-за чего некоторые данные в ходе работы могут быть утеряны или не учтены, например отчисление студента или невыполнение выпускником своих обязанностей перед Республикой. В настоящий момент существуют основные проблемы:

– База данных в формате Excel находится на внешнем носителе, следовательно сотрудники заполняют БД поочередно

– Отсутствие единой базы целевых студентов ведет к потере данных студентов, что приводит к нецелесообразному использованию бюджета РС (Я)

Для решения проблемы с хранением и систематизацией данных были использованы методы Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

На рисунке 1 представлена схема противоречий, которую необходимо разрешить. При одновременной работе сотрудников повышается оперативность работы, однако с существующей системой хранения данных на внешнем носителе, под угрозой оказываются сохранение и систематизация данных.

Рис. 1. Схема противоречий

Используя 40 приемов устранения противоречий, изменяем параметр «24. Потери информации», при этом ухудшается «25. Потери времени». В итоге используем следующие приемы устранения противоречий [1]:

– 24. Принцип посредника: использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие — Контроль за систематизацией данных руководителем отдела;

– 26. Принцип копирования: вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии — использование облачного хранилища;

– 28. Замена механической схемы: перейти от неподвижных полей к движущимся, от фиксированных — к меняющимся во времени, от неструктурных — к имеющим определенную структуру — внедрение ERP системы. ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия). Система для управления производством, трудовыми ресурсами, финансами и активами, ориентированных на оптимизацию ресурсов предприятия;

– 32. Принцип изменения окраски:

а) изменить окраску объекта или внешней среды — Выделение цветом ячеек в Excel.

Для выбора варианта решения проблемы, была проведена интегральная оценка. В итоге данной оценки возможных вариантов решения проблемы будет выбран оптимальный вариант.

Таблица 1

Интегральная оценка

Вариант

Критерий

Сохранение данных

Оперативность работы

Систематизация данных

Удобство использования

Стоимость внедрения

Интегральная оценка

Весовой коэффициент

5

4

3

2

1

Контроль руководителем

3

2

5

3

2

47

Облачное хранилище

4

3

4

3

3

53

ERP-система

5

5

5

5

1

71

Цветные ячейки в Excel

3

4

5

5

5

61

В результате интегральной оценки, ERP-система является наиболее оптимальным вариантом решения при заданных параметрах. Для наглядности сравнения, на рисунке 2 представлена стратегическая канва.

Рис. 2. Стратегическая канва

Проведя оценку возможных вариантов решения, была выбрана ERP-система. Данная система отвечает заданным параметрам: сохранение и систематизация данных, а также оперативность работы сотрудников.

Литература:

  1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. — Петрозаводск: Скандинавия, 2004. — с. 208.
  2. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/, свободный.
  3. Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия): [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobr.sakha.gov.ru/, свободный.
  4. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 964 О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012–2016 годы»
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Министерство образования и науки
высшее образование
целевая подготовка
программа
развитие образования
ТРИЗ
противоречие
Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 81-83):
Часть 1 (стр. 1-87)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 81-83стр. 87

Молодой учёный