Методы ТРИЗ в решении организационных проблем на примере Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 31.12.2018

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Тимофеева, Н. Ф. Методы ТРИЗ в решении организационных проблем на примере Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) / Н. Ф. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55298/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье проанализирована работа Отдела высшего образования и целевой подготовки Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), на основе методов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) решена организационная проблема Отдела.

Ключевые слова: Министерство образования и науки, высшее образование, целевая подготовка, программа, развитие образования, ТРИЗ, противоречие.

Министерство образования и науки — неотъемлемый орган исполнительной власти, который отвечает за качество образования, социальную поддержку обучающихся, развивает центры науки и высоких технологий, регулирует научную и инновационную деятельность [2]. Качественное образование, наука и инновационная деятельность являются необходимыми условиями для процветания экономики Республики и страны в целом. Именно поэтому первый президент Республики Михаил Ефимович Николаев реализовал целевую программу подготовки высококвалифицированных кадров, чтобы жители Якутии имели возможность обучаться в центральных ВУЗах России за счет бюджета Республики Саха (Якутия) [4].

Отдел высшего образования и целевой подготовки является структурным подразделением Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия). Отдел находится под непосредственным подчинением Первому заместителю министра Присяжному Юрию Михайловичу. Отдел состоит из 4 сотрудников, каждый работает с определенными ВУЗами. Основными задачами Отдела являются:

  1. Участие в осуществлении государственной в области высшего образования Республики Саха (Якутия).
  2. Организация целевой подготовки кадров для отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия).
  3. Повышение качества и эффективности государственного и муниципального управления, управления для инновационной экономики [2].

В настоящее время по линии Министерства образования и целевой подготовки за пределами Республики обучаются более 3000 студентов, и отслеживать за каждым является тяжелым трудом. Во время приемной комиссии по целевому набору, Министерством нанимаются дополнительные сотрудники, так как поток абитуриентов большой, и штатные сотрудники не успевают оформить каждого абитуриента. В год подают документы более 1000 абитуриентов, а целевые места рассчитаны на 280 человек. После проведения приемной комиссии необходимо направить документы абитуриентов ВУЗы и ожидать приказов о зачислении.

До появления отдела, целевые студенты были под попечительством Министерства профессионального развития и расстановки кадров, однако, в 2014 году оно было расформировано. Всего 4 человека в отделе не сравнятся с работой целого министерства, и, как следствие, сотрудники постоянно нагружены огромными потоками информации, из-за чего некоторые данные в ходе работы могут быть утеряны или не учтены, например отчисление студента или невыполнение выпускником своих обязанностей перед Республикой. В настоящий момент существуют основные проблемы:

– База данных в формате Excel находится на внешнем носителе, следовательно сотрудники заполняют БД поочередно

– Отсутствие единой базы целевых студентов ведет к потере данных студентов, что приводит к нецелесообразному использованию бюджета РС (Я)

Для решения проблемы с хранением и систематизацией данных были использованы методы Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

На рисунке 1 представлена схема противоречий, которую необходимо разрешить. При одновременной работе сотрудников повышается оперативность работы, однако с существующей системой хранения данных на внешнем носителе, под угрозой оказываются сохранение и систематизация данных.

Рис. 1. Схема противоречий

Используя 40 приемов устранения противоречий, изменяем параметр «24. Потери информации», при этом ухудшается «25. Потери времени». В итоге используем следующие приемы устранения противоречий [1]:

– 24. Принцип посредника: использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие — Контроль за систематизацией данных руководителем отдела;

– 26. Принцип копирования: вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии — использование облачного хранилища;

– 28. Замена механической схемы: перейти от неподвижных полей к движущимся, от фиксированных — к меняющимся во времени, от неструктурных — к имеющим определенную структуру — внедрение ERP системы. ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия). Система для управления производством, трудовыми ресурсами, финансами и активами, ориентированных на оптимизацию ресурсов предприятия;

– 32. Принцип изменения окраски:

а) изменить окраску объекта или внешней среды — Выделение цветом ячеек в Excel.

Для выбора варианта решения проблемы, была проведена интегральная оценка. В итоге данной оценки возможных вариантов решения проблемы будет выбран оптимальный вариант.

Таблица 1

Интегральная оценка

Вариант

Критерий

Сохранение данных

Оперативность работы

Систематизация данных

Удобство использования

Стоимость внедрения

Интегральная оценка

Весовой коэффициент

5

4

3

2

1

Контроль руководителем

3

2

5

3

2

47

Облачное хранилище

4

3

4

3

3

53

ERP-система

5

5

5

5

1

71

Цветные ячейки в Excel

3

4

5

5

5

61

В результате интегральной оценки, ERP-система является наиболее оптимальным вариантом решения при заданных параметрах. Для наглядности сравнения, на рисунке 2 представлена стратегическая канва.

Рис. 2. Стратегическая канва

Проведя оценку возможных вариантов решения, была выбрана ERP-система. Данная система отвечает заданным параметрам: сохранение и систематизация данных, а также оперативность работы сотрудников.

Литература:

  1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. — Петрозаводск: Скандинавия, 2004. — с. 208.
  2. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/, свободный.
  3. Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия): [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobr.sakha.gov.ru/, свободный.
  4. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 964 О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012–2016 годы»
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, ERP, интегральная оценка, систематизация данных, высшее образование, целевая подготовка, внешний носитель, инновационная деятельность, облачное хранилище, приемная комиссия.


Ключевые слова

программа, высшее образование, ТРИЗ, Министерство образования и науки, целевая подготовка, развитие образования, противоречие

Похожие статьи

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Внедрение информационных технологий в здравоохранение Республики Саха (Якутия)

В статье рассматривается вопрос важности и необходимости внедрения информационных технологий в здравоохранение Республики Саха (Якутия). Описывается текущая ситуация IT в области медицины в регионе, государстве и зарубежных странах. Целью работы явля...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...

Значение спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе (на примере Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний)

В данной статье нами были раскрыты некоторые основные организационные аспекты проведения спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе на примере Кузбасского института ФСИН России. Выделены профильные виды спорта, активно развивающиеся ...

Мотивация труда государственных гражданских служащих на примере Республики Саха (Якутия)

Данная статья посвящена анализу мотивации труда государственных гражданских служащих республики Саха (Якутия). В ходе работы была выявлена актуальность рассматриваемой проблемы, изучены работы различных авторов относительно данной тематики, выявлены ...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Основные цели и задачи развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне на примере г. Октябрьский Республики Башкортостан

В статье названы основные цели и задачи управления вопросами развития отрасли физической культуры и спорта на уровне муниципалитета, на примере города Октябрьского Республики Башкортостан. В работе рассмотрены основные программные документы, на котор...

Похожие статьи

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Внедрение информационных технологий в здравоохранение Республики Саха (Якутия)

В статье рассматривается вопрос важности и необходимости внедрения информационных технологий в здравоохранение Республики Саха (Якутия). Описывается текущая ситуация IT в области медицины в регионе, государстве и зарубежных странах. Целью работы явля...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...

Значение спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе (на примере Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний)

В данной статье нами были раскрыты некоторые основные организационные аспекты проведения спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе на примере Кузбасского института ФСИН России. Выделены профильные виды спорта, активно развивающиеся ...

Мотивация труда государственных гражданских служащих на примере Республики Саха (Якутия)

Данная статья посвящена анализу мотивации труда государственных гражданских служащих республики Саха (Якутия). В ходе работы была выявлена актуальность рассматриваемой проблемы, изучены работы различных авторов относительно данной тематики, выявлены ...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Основные цели и задачи развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне на примере г. Октябрьский Республики Башкортостан

В статье названы основные цели и задачи управления вопросами развития отрасли физической культуры и спорта на уровне муниципалитета, на примере города Октябрьского Республики Башкортостан. В работе рассмотрены основные программные документы, на котор...

Задать вопрос