В данной статье проанализирована работа Отдела высшего образования и целевой подготовки Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), на основе методов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) решена организационная проблема Отдела.
Ключевые слова: Министерство образования и науки, высшее образование, целевая подготовка, программа, развитие образования, ТРИЗ, противоречие.
Министерство образования и науки — неотъемлемый орган исполнительной власти, который отвечает за качество образования, социальную поддержку обучающихся, развивает центры науки и высоких технологий, регулирует научную и инновационную деятельность [2]. Качественное образование, наука и инновационная деятельность являются необходимыми условиями для процветания экономики Республики и страны в целом. Именно поэтому первый президент Республики Михаил Ефимович Николаев реализовал целевую программу подготовки высококвалифицированных кадров, чтобы жители Якутии имели возможность обучаться в центральных ВУЗах России за счет бюджета Республики Саха (Якутия) [4].
Отдел высшего образования и целевой подготовки является структурным подразделением Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия). Отдел находится под непосредственным подчинением Первому заместителю министра Присяжному Юрию Михайловичу. Отдел состоит из 4 сотрудников, каждый работает с определенными ВУЗами. Основными задачами Отдела являются:
- Участие в осуществлении государственной в области высшего образования Республики Саха (Якутия).
- Организация целевой подготовки кадров для отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия).
- Повышение качества и эффективности государственного и муниципального управления, управления для инновационной экономики [2].
В настоящее время по линии Министерства образования и целевой подготовки за пределами Республики обучаются более 3000 студентов, и отслеживать за каждым является тяжелым трудом. Во время приемной комиссии по целевому набору, Министерством нанимаются дополнительные сотрудники, так как поток абитуриентов большой, и штатные сотрудники не успевают оформить каждого абитуриента. В год подают документы более 1000 абитуриентов, а целевые места рассчитаны на 280 человек. После проведения приемной комиссии необходимо направить документы абитуриентов ВУЗы и ожидать приказов о зачислении.
До появления отдела, целевые студенты были под попечительством Министерства профессионального развития и расстановки кадров, однако, в 2014 году оно было расформировано. Всего 4 человека в отделе не сравнятся с работой целого министерства, и, как следствие, сотрудники постоянно нагружены огромными потоками информации, из-за чего некоторые данные в ходе работы могут быть утеряны или не учтены, например отчисление студента или невыполнение выпускником своих обязанностей перед Республикой. В настоящий момент существуют основные проблемы:
– База данных в формате Excel находится на внешнем носителе, следовательно сотрудники заполняют БД поочередно
– Отсутствие единой базы целевых студентов ведет к потере данных студентов, что приводит к нецелесообразному использованию бюджета РС (Я)
Для решения проблемы с хранением и систематизацией данных были использованы методы Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
На рисунке 1 представлена схема противоречий, которую необходимо разрешить. При одновременной работе сотрудников повышается оперативность работы, однако с существующей системой хранения данных на внешнем носителе, под угрозой оказываются сохранение и систематизация данных.
Рис. 1. Схема противоречий
Используя 40 приемов устранения противоречий, изменяем параметр «24. Потери информации», при этом ухудшается «25. Потери времени». В итоге используем следующие приемы устранения противоречий [1]:
– 24. Принцип посредника: использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие — Контроль за систематизацией данных руководителем отдела;
– 26. Принцип копирования: вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии — использование облачного хранилища;
– 28. Замена механической схемы: перейти от неподвижных полей к движущимся, от фиксированных — к меняющимся во времени, от неструктурных — к имеющим определенную структуру — внедрение ERP системы. ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия). Система для управления производством, трудовыми ресурсами, финансами и активами, ориентированных на оптимизацию ресурсов предприятия;
– 32. Принцип изменения окраски:
а) изменить окраску объекта или внешней среды — Выделение цветом ячеек в Excel.
Для выбора варианта решения проблемы, была проведена интегральная оценка. В итоге данной оценки возможных вариантов решения проблемы будет выбран оптимальный вариант.
Таблица 1
Интегральная оценка
Вариант |
Критерий |
Сохранение данных |
Оперативность работы |
Систематизация данных |
Удобство использования |
Стоимость внедрения |
Интегральная оценка |
Весовой коэффициент |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
Контроль руководителем |
3 |
2 |
5 |
3 |
2 |
47 |
|
Облачное хранилище |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
53 |
|
ERP-система |
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
71 |
|
Цветные ячейки в Excel |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
61 |
|
В результате интегральной оценки, ERP-система является наиболее оптимальным вариантом решения при заданных параметрах. Для наглядности сравнения, на рисунке 2 представлена стратегическая канва.
Рис. 2. Стратегическая канва
Проведя оценку возможных вариантов решения, была выбрана ERP-система. Данная система отвечает заданным параметрам: сохранение и систематизация данных, а также оперативность работы сотрудников.
Литература:
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. — Петрозаводск: Скандинавия, 2004. — с. 208.
- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/, свободный.
- Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия): [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobr.sakha.gov.ru/, свободный.
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 964 О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012–2016 годы»