Профилактика нарушений адаптации в 5 классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 31.12.2018

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Бобрикова Л. Г. Профилактика нарушений адаптации в 5 классе // Молодой ученый. — 2018. — №52. — С. 52-54. — URL https://moluch.ru/archive/238/55293/ (дата обращения: 14.10.2019).



В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, адаптация, классный руководитель, класс, ученик.

Проблеме адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения традиционно уделяется большое внимание. Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному, личностному развитию младших подростков, способности к саморегуляции. Проблемы с адаптацией влияют на успеваемость и на коммуникативную успешность, и на психологическое состояние в целом.

Новый классный руководитель, принимающий 5 класс, чаще всего, имеет общее представление о классе и в полной мере картина класса формируется примерно к окончанию первого полугодия обучения. Практика показывает, что для профилактики дезадаптации наиболее действенны превентивные меры.

Одним из способов, позволяющий решить задачи профилактики дезадаптации является мини-консилиум, который проводится пред началом учебного года. Состав мини-консилиума: принимающий и выпускающий педагоги, педагог-психолог, социальный педагог. Продуктом работы является заполненный лист педагогических наблюдений. Лист заполняется и остаётся у классного руководителя 5 класса в качестве вспомогательного инструмента для планирования воспитательной работы. При использовании данной формы работы обязательно следование принципам этичности и конфиденциальности. Опыт применения данных листов показывает, что действительно, получение информации с «опережением» позволяет предупредить, заметить многие проблемы в развитии детей, создать комфортные условия взаимодействия с детьми и родителями.

Таблица 1

Лист педагогических наблюдений

5 «…» класс

Классный руководитель (принимающий учитель) _________________________________

Выпускающий учитель ________________________________________________________

Ф.И. обучающегося

Дети, требующие повышенного внимания и контроля

Дети из семей групп риска

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Одарённые дети

(«и» — интеллектуальная

«с» — социально-лидерская

«х» — художественно-эстетическая

«с» — спортивная одарённость)

Дети с проблемами в обучении (слабоуспевающие)

Дети тревожные, неуверенные в себе

Дети с нарушениями поведения

Родители, проявляющие активность в жизни класса

Примечания

1

2

3

4

5

В период адаптации пятиклассников к новым условиям обучения имеет значение педагогическая поддержка учащихся, педагогу важно заметить и поддержать каждого ученика.

Принципы педагогической поддержки:

‒ каждый ребёнок требует индивидуального подхода, поскольку обладает уникальными свойствами, характеристиками и качествами;

‒ каждый ребёнок имеет свой социальный и культурный опыт;

‒ каждый ребёнок использует собственные приёмы и формы познавательной, интеллектуальной деятельности.

Педагогическая поддержка возможна только тогда, когда ученик активно сотрудничает с учителем и начинает действовать самостоятельно и целенаправленно. Поэтому важно выстраивать работу с позиции сотрудничества и поддержки с самых первых дней обучения ребят в 5 классе. На данном этапе действенно выстраивание диалога с учащимися, на уроках, групповых занятиях, индивидуальных беседах, что позволяет ученику более уверенно транслировать свои знания и без напряжения и высокой тревоги обращаться к педагогу за помощью и поддержкой.

Педагогическая поддержка как деятельность учителя имеет 5 этапов (по классификации Т. В. Анохиной) [2. с. 221]:

  1. Диагностический этап. На данном этапе педагог выявляет проблему ученика, определяет её с ребёнком и даёт оценку проблеме с точки значимости её для ребёнка.
  2. Поисковой этап. Организация совместно с учащимся поиска проблемы (или трудности), причин её возникновения. Здесь важен взгляд ребёнка на данную ситуацию, понимание им самим наличия проблем и необходимости поиска выхода. Педагог с позиции диалога проявляет внимание, и поддерживает стремление ребёнка найти и предложить свой выход из проблемной ситуации.
  3. Договорный этап. Проектирование действий педагога и ребёнка, налаживание договорных отношений, в которых будут обозначены стороны ответственности каждого. На данном этапе педагогу следует быть максимально тактичным, помнить о том, что у ребёнка формируется новые умения и навыки взаимодействия с окружающими.
  4. Деятельностный этап. Педагог (классный руководитель) осуществляет на практике систему мер по обеспечению педагогической поддержки, с привлечением педагогов других предметов. На данном этапе важно, что ученик получил одобрение, нужно поощрять инициативность ребят. Соблюдение данных особенностей взаимодействия обеспечивает успешность первых самостоятельных шагов учащихся.
  5. Рефлексивный этап. Успехи и неудачи обсуждаются совместно с ребёнком. Особое внимание педагог уделяет чувствам и эмоциям ученика. Рефлексивный период работы можно фиксировать в специальных тетрадях.

Подобный подход развивает самоконтроль ребёнка, позволяет его чувствовать себя уверенно, помогает реализовать свои возможности и сохраняет интерес к учёбе.

Таким образом, происходит активизация и развитие таких личностных качеств как самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды. Ученик получает ценный опыт сотрудничества, рефлексии.

Использование технологии педагогической поддержки и учёт индивидуальных особенностей пятиклассников способствует решению задачи по созданию условий для успешной адаптации учащихся в 5 классе, личностному развитию учащихся. Создание ситуации успеха и поддержка позволяют младшему подростку адаптироваться и сохранить учебную мотивацию и адекватную самооценку.

Литература:

  1. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.
  2. Культура взаимодействия детей и взрослых [Текст] / под редакцией Е. А. Александровой, Н. Б. Крыловой. — М., 2009. — 248 с.
  3. Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. — М.: Мирос, 2002. — 208 с.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст] / под ред. А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
  5. Хухлаева О. В. Тропинка своему Я; Уроки психологии в средней школе (5–6 класс) [Текст] — М.: Генезис, 2010. — 307 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая поддержка, классный руководитель, ребенок, класс, условие обучения, ученик, этап, педагог, успешная адаптация учащихся.


Похожие статьи

Педагогические условия социально-педагогического...

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в период адаптации к школе должно быть организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психологов, медиков, родителей и социальных педагогов.

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников...

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при переходе в среднее

Предварительный этап — подготовку детей к обучению в школе, основной — адаптацию к

В начале перехода в среднее звено из начального дети переживают период адаптации к новым...

Адаптация студентов-первокурсников в колледже | Молодой ученый

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо

В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения.

Мониторинг процесса адаптации учащихся 10-12 лет...

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в

психологическая готовность, школьное обучение, ребенок, уровень адаптации, школа

От отношения учителя к учащимся зависит успешность их дальнейшего обучения в...

Критерии успешности обучения учащихся... | «Молодой

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Автор: Курапова Татьяна Юрьевна.

Действительно, косвенным показателем успешности обучения является их успеваемость по школьным дисциплинам, выражающаяся в итоговых отметках.

Соотношение «Я–реального» и «Я-идеального» педагога как...

Успешность адаптации первоклассников в школе во многом обусловлена личностью

Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок...

Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации...

Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению

Отсюда можно сделать вывод, что в классе, в котором учитель целенаправленно и систематически создавал ситуации успеха для...

Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период...

Педагогклассный руководитель заранее планирует тему для встречи с родителями, происходит обсуждение всех вопросов, которые

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в период адаптации к школе должно быть организовано в...

Социальная адаптация первоклассников к условиям школьной...

Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением

Начало систематического обучения в школе, несет изменения в условия жизни и

Для успешной социальной адаптации к школе, малышу необходимо будет включиться в...

Использование средств искусства в процессе повышения...

Во время периода адаптации детей в основной школе у пятиклассников имеют место два кризиса

Искусство может быть одним из путей помощи в успешности процесса адаптации, ведь

Адаптация учащихся при переходе в среднее звено будет эффективна при условии...

Похожие статьи

Педагогические условия социально-педагогического...

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в период адаптации к школе должно быть организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психологов, медиков, родителей и социальных педагогов.

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников...

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при переходе в среднее

Предварительный этап — подготовку детей к обучению в школе, основной — адаптацию к

В начале перехода в среднее звено из начального дети переживают период адаптации к новым...

Адаптация студентов-первокурсников в колледже | Молодой ученый

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо

В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения.

Мониторинг процесса адаптации учащихся 10-12 лет...

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в

психологическая готовность, школьное обучение, ребенок, уровень адаптации, школа

От отношения учителя к учащимся зависит успешность их дальнейшего обучения в...

Критерии успешности обучения учащихся... | «Молодой

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Автор: Курапова Татьяна Юрьевна.

Действительно, косвенным показателем успешности обучения является их успеваемость по школьным дисциплинам, выражающаяся в итоговых отметках.

Соотношение «Я–реального» и «Я-идеального» педагога как...

Успешность адаптации первоклассников в школе во многом обусловлена личностью

Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок...

Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации...

Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению

Отсюда можно сделать вывод, что в классе, в котором учитель целенаправленно и систематически создавал ситуации успеха для...

Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период...

Педагогклассный руководитель заранее планирует тему для встречи с родителями, происходит обсуждение всех вопросов, которые

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в период адаптации к школе должно быть организовано в...

Социальная адаптация первоклассников к условиям школьной...

Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением

Начало систематического обучения в школе, несет изменения в условия жизни и

Для успешной социальной адаптации к школе, малышу необходимо будет включиться в...

Использование средств искусства в процессе повышения...

Во время периода адаптации детей в основной школе у пятиклассников имеют место два кризиса

Искусство может быть одним из путей помощи в успешности процесса адаптации, ведь

Адаптация учащихся при переходе в среднее звено будет эффективна при условии...

Задать вопрос