Олицетворение в авторских сказках Н. Н. Носова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Муманжинова Н. С., Дурдымырадова М. Ш., Халбаева М. О. Олицетворение в авторских сказках Н. Н. Носова // Молодой ученый. — 2018. — №52. — С. 175-177. — URL https://moluch.ru/archive/238/55225/ (дата обращения: 14.10.2019).



Исследование средств художественной выразительности на материале произведений русской и зарубежной литературы и их роли в формировании стилистического облика произведения всегда вызывало большой интерес учёных-филологов. Целью настоящего исследования стало выявление особенностей функционирования олицетворения в авторских сказках Н. Н. Носова.

Стремление к одушевлению предметов и явлений окружающей действительности всегда присутствовало в человеческом сознании. Элементы сходства основываются на внешнем виде, движении, на звуках, напоминающих человеческую речь [2, c. 125]. Как прямое выражение мироощущения олицетворение присутствует в мифологии, религии, фольклоре, где фантастические и зоологические персонажи, растения, обладающие человеческими свойствами, а также одухотворённые силы природы имеют важное конструктивное значение [7, с. 221].

Олицетворение — древнейший художественный приём, однако в исследовательской литературе его статус до сих пор не определён однозначно, что объясняется разными подходами к определению данного термина. Можно сказать, что в научных работах прослеживаются две точки зрения на обозначение анализируемого явления: широкое понимание, в рамках которого неодушевлённым предметам приписываются признаки и свойства живых существ, и узкое понимание, при котором олицетворение понимается как наделение предметов, явлений и живых существ человеческими свойствами.

В Большом толковом словаре русского языка слово «олицетворение» имеет несколько значений:

1) изображение какой-либо стихийной силы, явления природы в образе живого существа;

2) воплощение идеи, понятия, каких-либо свойств, качеств в человеческой личности;

3) приём художественного изображения; наделение животных и неодушевлённых предметов человеческими свойствами (чувствами, мыслями, речью и т. п.) [1, с. 796].

Вслед за Д. Э. Розенталем и М. А. Теленковой под олицетворением мы понимаем троп, заключающийся в «приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ» [6, с. 224].

В авторских сказках Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» наблюдается большое количество употребления олицетворений. В рамках данной работы было выделено два типа олицетворения:

1) олицетворения, заключающиеся в приписывании неодушевлённым предметам человеческих свойств и признаков;

2) олицетворения, заключающиеся в приписывании явлениям природы человеческих свойств и признаков.

К олицетворениям, заключающимся в приписывании неодушевлённым предметам человеческих свойств и признаков, были отнесены следующие:

От солнца оторвался кусок и летит к нам.

Газ толкал железный поршень, который ходил то туда, то сюда и вертел колёса.

Машина зафыркала. Машина юркнула. Автомобиль запрыгал по шпалам. Шмыгали автомобили. Пыхтя, мчался паровоз. Паровоз преследовал их по пятам. Стартер взвизгнул, заскрёб по железу. Комбайн зажужжал. Снегочистка ходила по кругу. Мотор зажужжал.

За язык щиплет. (о зубном порошке)

Мыло лезет в глаза.

Мост качается.

Арфа ожила.

Нажал на кнопку, и дверь поползла кверху.

Мороженое не выскочило из машины.

Таким образом, можно сделать вывод, что неодушевлённым предметам активно приписываются человеческие свойства и признаки. Это позволяет придать повествованию яркость и образность.

К олицетворениям, заключающимся в приписывании явлениям природы человеческих свойств и признаков, были отнесены следующие:

Тёплый воздух потащил шар кверху. Воздух волнуется и трепещет, словно машет бесчисленными невидимыми крылышками.

Тень бежит по земле.

Ветер несёт нас на север.

Солнце заглядывает в окна. Солнце ходит по небу. Солнце стоит на месте. Солнце не выглянет. Солнышко позолотило крыши.

Земля вертится.

Дождевые капли стучат по крыше. Капли дождя задрожали, засверкали, засеребрились.

Бушует непогода.

Дождь барабанит по крыше.

Рванулся во все стороны пар.

Проведённое исследование показало, что олицетворение часто строится также на явлениях природы — им приписываются человеческим свойства и признаки.

Кроме того, в процессе исследования было установлено, что наделяться человеческим свойствами и признаками могут не только неодушевлённые предметы и явления природы, но и, например, растения:

Репка и морковка выскакивали из земли.

Арбуз постепенно разрастался, навалился на стену и начинал разрушать её.

Также наделяться человеческими свойствами и признаками могут и другие предметы и явления:

Мелодия слабела, замерла совсем.

Веснушки сидели на носу.

Блуждала счастливая улыбка.

Мысль лихорадочно заработала.

Сама специфика жанра сказок предполагает наделение неодушевлённых предметов и явлений свойствами и признаками одушевлённых. Проведённое исследование показало, что олицетворение в авторских сказках Н. Н. Носова является важным средством художественной выразительности, помогающим более ярко и глубоко передать мысли и чувства героев данных произведений.

Литература:

  1. Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998. — 1534 с.
  2. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. — М.: Изд-во Эдиториал УРСС, 2004. — 333 с.
  3. Носов Н. Н. Незнайка в Солнечном городе: роман-сказка/ Н. Н. Носов. — Мн.: Юнацтва, 1989. — 303 с.
  4. Носов Н. Н. Незнайка на Луне: роман-сказка/ Н. Н. Носов — Мн.: Юнацтва, 1990. — 495 с.
  5. Носов Н. Н. Приключения Незнайки и его друзей: повесть-сказка / Н. Н. Носов. — М.: Самовар, 2000. — 154 с.
  6. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. — 526 с.
  7. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. — 285 с.
Основные термины (генерируются автоматически): явление природы, свойство, предмет, признак, олицетворение, солнце, приписывание, художественная выразительность.


Похожие статьи

Стилистическая функция тропов в тексте произведения Р.А. Анайи...

Сопоставляемые предметы могут сближаться также на основании сходства по функции

Второй троп по частотности употребления в произведении Р. Анайи – олицетворение.

Таким образом, мы видим, что в романе олицетворение выполняет следующие функции: функцию...

Примеры иносказательной речи в идиолекте А. Ахматовой

Проблема иносказательности художественной речи (словесной образности) затрагивается уже в

Эпитет— это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них

Олицетворение— троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные...

Индивидуально-авторские новообразования в функции создания...

Анализируется использование поэтом новообразований в функции создания художественного образа (эпитет, метафора, олицетворение).

Новообразования в художественных текстах, а особенно в текстах поэтических, выступают в роли изобразительно-выразительных средств.

Роль изобразительно-выразительных средств в стихотворениях...

В статье описано использование Н.А. Заболоцким в поэтических текстах изобразительно-выразительных средств, позволяющих автору глубоко и экспрессивно передать философские рассуждения автора о природе, о жизни, о человеческих ценностях, о...

Особенности взаимодействия эпитета с другими тропами...

Олицетворение в составе эпитета соотносится с понятием метафорического, но перенос значения основан на приписывании неодушевлённому предмету признаков и свойств человека, и в ходе данного исследования подобные примеры связаны с описанием явлений...

Лексические средства художественной выразительности...

Лексические средства художественной выразительности в повести Эриха Кестнера «Das doppelte

Олицетворение — один из видов метафоры, когда перенос осуществляется с живого предмета на неживой

Олицетворение помогает автору дать оценку предмету или явлению.

Метафора как средство реализации лингво-культурологического...

Художественная метафора согласно Н. Д. Арутюновой, — «тропили механизмречи

В основе М. лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании

Олицетворение — «особый вид метафоры: перенесение человеческих черт (шире — черт...

Метафора как средство словесно-художественной креативности...

Художественно-речевая креативность в данном случае позволяет автору не только привлечь внимание читателя, но и

Одним из средств художественно-речевой креативности является когнитивная метафора – основной механизм поэтического познания, который используют...

Компаративные тропы в произведениях У. Б. Йейтса

Поэтому рассматривая языковые явления, мы непременно затрагиваем и личность автора, его языковую личность.

Тропы — это слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достижения художественной выразительности речи.

Похожие статьи

Стилистическая функция тропов в тексте произведения Р.А. Анайи...

Сопоставляемые предметы могут сближаться также на основании сходства по функции

Второй троп по частотности употребления в произведении Р. Анайи – олицетворение.

Таким образом, мы видим, что в романе олицетворение выполняет следующие функции: функцию...

Примеры иносказательной речи в идиолекте А. Ахматовой

Проблема иносказательности художественной речи (словесной образности) затрагивается уже в

Эпитет— это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них

Олицетворение— троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные...

Индивидуально-авторские новообразования в функции создания...

Анализируется использование поэтом новообразований в функции создания художественного образа (эпитет, метафора, олицетворение).

Новообразования в художественных текстах, а особенно в текстах поэтических, выступают в роли изобразительно-выразительных средств.

Роль изобразительно-выразительных средств в стихотворениях...

В статье описано использование Н.А. Заболоцким в поэтических текстах изобразительно-выразительных средств, позволяющих автору глубоко и экспрессивно передать философские рассуждения автора о природе, о жизни, о человеческих ценностях, о...

Особенности взаимодействия эпитета с другими тропами...

Олицетворение в составе эпитета соотносится с понятием метафорического, но перенос значения основан на приписывании неодушевлённому предмету признаков и свойств человека, и в ходе данного исследования подобные примеры связаны с описанием явлений...

Лексические средства художественной выразительности...

Лексические средства художественной выразительности в повести Эриха Кестнера «Das doppelte

Олицетворение — один из видов метафоры, когда перенос осуществляется с живого предмета на неживой

Олицетворение помогает автору дать оценку предмету или явлению.

Метафора как средство реализации лингво-культурологического...

Художественная метафора согласно Н. Д. Арутюновой, — «тропили механизмречи

В основе М. лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании

Олицетворение — «особый вид метафоры: перенесение человеческих черт (шире — черт...

Метафора как средство словесно-художественной креативности...

Художественно-речевая креативность в данном случае позволяет автору не только привлечь внимание читателя, но и

Одним из средств художественно-речевой креативности является когнитивная метафора – основной механизм поэтического познания, который используют...

Компаративные тропы в произведениях У. Б. Йейтса

Поэтому рассматривая языковые явления, мы непременно затрагиваем и личность автора, его языковую личность.

Тропы — это слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достижения художественной выразительности речи.

Задать вопрос