Сочетание средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Сочетание средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов

Предполагается, что внедрение сочетании средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов повысит уровень подготовленности легкоатлетов в тренировочном процессе, что позволят повысить уровень физической подготовленности у бегунов на средние дистанции.
Поделиться в социальных сетях
1726 просмотров
Библиографическое описание

Хатылыкова, А. А. Сочетание средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов / А. А. Хатылыкова, М. Г. Колодезникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 165-169. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55205/ (дата обращения: 01.08.2021).



Предполагается, что внедрение сочетании средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов повысит уровень подготовленности легкоатлетов в тренировочном процессе, что позволят повысить уровень физической подготовленности у бегунов на средние дистанции.

Ключевые слова: легкая атлетика, аэробная нагрузка, анаэробная нагрузка, тренировочный процесс.

It is assumed that the introduction of a combination of aerobic and anaerobic products in the training process of athletes will increase the level of preparedness of athletes in the training process, which will increase the level of physical fitness among middle-distance runners.

Keywords: athletics, aerobic exercise, anaerobic exercise, training process

Актуальность. Легкая атлетика является одним из наиболее популярных и массовых видов спорта. Однако уровень достижений российских легкоатлетов за последние несколько лет заметно снизился.Проблема подготовки бегунов на средние дистанции лежит в тренировочном процессе и их тренировочного плана.

Мышечная деятельность человека напрямую связана с её энергообеспечением вследствие расщепления аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Скорость расщепления и восстановления АТФ в мышечной ткани взаимообусловлены. Восстановление АТФ возможно двумя путями: без участия кислорода (анаэробный) и с участием кислорода (аэробный). [1, 3]

Также специалистами отмечается, что под влиянием тренировочных занятий анаэробной направленности при выполнении физических упражнений максимальной интенсивности концентрация лактата в крови может достигать более высоких значений.

Сочетание средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов, в дальнейшем могут привести к повышению тренированности и результативности бегунов на средние дистанции. Данная работа до конца не изучена. [4, 5]

Таким образом следует изучить и внедрить в тренировочный процесс легкоатлетов средства аэробной и анаэробной направленности.

Цель исследования: научно обосновать методику сочетания средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов.

Организация исследования: На основе полученных теоретических данных, нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе «СВФУ» города Якутск Республики Саха (Якутия). В исследовании приняло участие 12 легкоатлетов в возрасте (20–22 лет), (имеющие I, II, III разряды),легкоатлеты были разделены на 2 группы экспериментальная (6) и контрольная (6).

На первом этапе (сентябрь 2017 — октябрь 2017г) был проанализирован и обработан современный научно-методический материал отечественных и зарубежных авторов, опубликованный в открытой печати, посвященный проблеме сочетание средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов. На данном этапе была выбрана тема, цель, задачи работы и соответственные методы исследования.

На втором этапе (октябрь 2017 –декабрь 2017г) в соответствии с целью работы для решения поставленных задач проводились исследования, которые заключались в тестировании спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции. В проведённом нами эксперименте принимали участие спортсмены в возрасте 20 − 22 лет, спортивная квалификация I, II, III разрядов.

На третьем этапе (март 2018 — май 2018г)

Были проведены систематизация, обработка и анализ полученных данных, сформулированы выводы

Обсуждение результатов исследования.

Таблица 1

Первый этап исследования

Экспериментальный

Контрольный

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

800м

17 %

83 %

0 %

0 %

50 %

50 %

1500м

17 %

83 %

0 %

0 %

17 %

83 %

3000м

17 %

66 %

17 %

0 %

50 %

50 %

Прыжок в длину

17 %

83 %

0 %

0 %

50 %

50 %

Становая динамо-ия

33 %

67 %

0 %

0 %

50 %

50 %

Подтягивание

33 %

67 %

0 %

17 %

50 %

33 %

Плавание

0 %

100 %

0 %

0 %

67 %

33 %

Проба Штанге

50 %

50 %

0 %

17 %

0 %

83 %

Проба Генча

0 %

33 %

67 %

0 %

17 %

83 %

Проба Руфье

0 %

67 %

33 %

0 %

50 %

50 %

Исходя из этих результатов можно увидеть, что результаты

тестирований не очень положительны. Высокие результаты не достигают высоких уровней, можно сказать, что их и нет в экспериментальной группе в основном средний результат намного больше, чем высокого. В контрольной группе кроме подтягивания и пробы Штанге высоких результатов нет, средний и низкий результат на одном уровне. Этим можно сказать, что в первом эксперименте исследования легкоатлеты показали на, что они были готовы исходя их ранее подотовленных тренировочных занятий.

Мы составили план тренировок по аэробно-анаэробным направленностям и будем тренировать их по этой программе.

И во-втором этапе исследования сравним их улучшения или ухудшения показателей.

Таблица 2

Составленный план тренировочных занятий

Месяц

Тренировка

1

Сентябрь

(Втягивающий)

-Кроссовый бег (10–14км),

—ОРУ (общеразвивающие упражнения,

—СБУ (специально беговые упражнения),

—ОФП (общая физическая подготовка) (подтягивание, прыжки, пресс),

—плавание (разминка 15мин, плавание на левой руке, правой, плавание со сменой стиля, брасс или кроль, плавание за счёт только ног, прыжковые упр-ия в воде, бег в воде.

2

Октябрь

(Базовый-стабилизирующий)

-Работа на скорость (400х8 повторений,

—бег с утяжелителями,

—ОРУ,

—СБУ,

—-ОФП- пресс, отжимание, планка, жим лежа, становая тяга по три повторения,

—кроссовый бег (10–14км), ускорения,

—прыжки, бур по подъему по 5 повторений.

3

Ноябрь

(Ударный)

-Работа на скорость, фартлек (8км ускорения по кругам),

—темповой кроссовый бег (8–10км с изменением темпа бега по километру),

— ОРУ,

—СБУ,

— лестница по 5 повторений,

— обычный кроссовый бег (10–12 км),

—ОФП- пресс, отжимание, планка, жим лежа, становая тяга по три повторения).

4

Декабрь

(Ударный)

-Фартлек- (8км ускорения по кругам), -работа на скорость (400х8 раз, 600х5 раз), -ОРУ,

—ОФП- пресс, отжимание, планка, жим лежа, становая тяга по три повторения,

—бег по лестнице прыжки с ноги на ногу, -бег с утяжелителями.

5

Январь

(Предсоревновательный)

-Обычный кроссовый бег (10–12км), -работа на скорость (200х8 раз),

6

Февраль

(Соревновательный)

-кроссы по 6–8 км,

—ОРУ,

—СБУ,

—ускорения 100х4 повторений.

7

Март

(Восстановительный)

-Плавание (разминка 15мин, плавание на левой руке, правой, плавание со сменой стиля, брасс или кроль, плавание за счёт только ног, прыжковые упр-ия в воде, бег в воде,

—обычный кроссовый бег (10–14км),

—ОРУ,

—СБУ.

8

Апрель

(Втягивающий)

-Плавание,

—ОФП жим штанги лежа, становая тяга, пресс, отжимание, подтягивание (по 3 подхода),

—кроссовый бег (10–14 км),

—ОРУ,

—СБУ,

—ускорения 100х4 раз.

9

Май

(Базовый-стабилизирующий)

-Темповой кроссовый бег с изменением темпа бега (10–12 км),

—ОРУ,

—СБУ,

—бег по подъему,

—прыжки бур по подъему,

—работа на скорость 600х5 раз, 1000х3 раз.

Таблица 3

Второй этап исследования

Экспериментальный

Контрольный

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

800м

83 %

17 %

0 %

0 %

83 %

17 %

1500м

33 %

67 %

0 %

17 %

33 %

50 %

3000м

50 %

50 %

0 %

0 %

83 %

17 %

Прыжок в длину

33 %

67 %

0 %

0 %

100 %

0 %

Становая динамо-ия

50 %

50 %

0 %

50 %

50 %

0 %

Подтягивание

67 %

33 %

0 %

33 %

67 %

0 %

Плавание

50 %

50 %

0 %

33 %

67 %

0 %

Проба Штанге

67 %

33 %

0 %

17 %

66 %

17 %

Проба Генча

33 %

67 %

0 %

0 %

83 %

17 %

Проба Руфье

0 %

100 %

0 %

0 %

50 %

50 %

Мы сравнили первый и второй этап исследования. Во-втором этапе мы увидели положительные результаты, чем в первом этапе эксперимента. Можно сказать, что высокий результат в экспериментальной группе хорошо улучшился, средний стал немного ниже, и низких показателей совсем нет, от чего можно удивиться. В контрольной группе высокий результат повысился, средний хорошо стал отображаться и низкий уменьшился на несколько раз.

Наш эксперимент сработал спортсмены стали более выносливее, было видно по их самочувствию, что они хорошо восстанавливались, легко дышали и показатели на соревнованиях повысились.

Мы приходим к выводу, — что анализ и обобщение данных научно-методической литературы по вопросам сочетание средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов, позволили прийти к выводу о том, что сочетание средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов и дальнейшее ее влияние на физическую подготовленность спортсменов является актуальной и значимой. [2]

В результате изучения научных трудов ведущих специалистов изучающих физическую подготовленность спортсменов, нами были разработаны информативные педагогические тесты для оценки аэробных и анаэробных качеств легкоатлетов на средние дистанции до и после применения инновационных технологий. Отобранные тесты включают в себя различные упражнения, которые разделены по физическим качествам.

На основании проведенного педагогического тестирования спортсменов, при помощи статистической обработки полученных результатов были разработаны оценочные шкалы, выступающие в качестве критериев для бегунов на средние дистанции 1, 2, 3 разрядов. Вот и подтвердилась гипотеза нашего исследования.

Литература:

1 Аракелян Е. Е. Подготовка бегунов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования с учетом функционального состояния опорно-двигательного аппарата / Е. Е. Аракелян и др. // Факторы, лимитирующие повышение спортивной работоспособности у спортсменов высокой квалификации: сб. науч. тр. — М., 1990. — 124–136 с.

2 Баландин В. Б. Анаэробный порог как критерий контроля тренировочной нагрузки бегунов на выносливость / В. Б. Баландин, А. С. Максимов // Проблемы соревновательной деятельности: тез. докл. межобластной науч.-практ. конф. — Харьков, 1990. — С. 39–40.

3 Бондарчук А. П. Перенос тренированности в легкоатлетическом спорте / Анатолий Павлович Бондарчук. — К., 1999. — 332 с.

4 Волков Н. И. Тесты и критерии для оценки выносливости спортсменов / Н. И. Волков. — М.: ГЦОЛИФК, 1989. — 44 с.

5 Волков, Н. И. Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности / Н. И. Волков // Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и фак. физ. воспитания пед. вузов. — М., 2001. — 259–308 с.

6 Васильев Е. В. Анализ соревновательной деятельности боксеров высокой квалификации [Текст] / Васильев Е. В., Колодезникова М. Г., Колодезников К. С. // Журнал «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта». — № 13 (2). — 2018

7 Феофанов Х. Е. Обзор результатов легкоатлетов РС(Я) на IV Международных спортивных играх «Дети Азии» / Феофанов Х. Е., Пономарева М. С. // сборник МНПК «Олимпийский спорт: педагогическое наследие Д. П. Коркина и перспективы развития вольной борьбы на мировой арене». — № 1. — 2018

основные термины

генерируются автоматически
легкая атлетика, аэробная нагрузка, анаэробная нагрузка, тренировочный процесс
Похожие статьи
Коробова Надежда Александровна
Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий для построения занятий у спортсменов высокой квалификации в современном пожарно-прикладном спорте
Педагогические науки
2014
Шомуратов Аскар Абдуллаевич
Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов
Физическая культура и спорт
2017
Зухов Александр Сергеевич
Срочный тренировочный эффект беговых нагрузок субмаксимальной интенсивности, выполняемых в облегченных условиях
Физическая культура и спорт
2016
Смурыгина Лариса Владимировна
Содержание методики тренировки у девушек в беге на 400 метров
Физическая культура и спорт
2015
Фадеев Олег Владимирович
Кроссфит как средство развития выносливости у военнослужащих войск национальной гвардии РФ
Педагогические науки
2017
Шомуратов Аскар Абдуллаевич
Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях
Физическая культура и спорт
2015
Губин Евгений Сергеевич
Оценка специальной подготовленности квалифицированных бегунов на 400м
Педагогика
2009
Сергеева Александра Ивановна
Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной подготовки в ДЮСШ №4
Физическая культура и спорт
2015
Рахматова Дильноза Нигбаевна
Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет
Физическая культура и спорт
2010
дата публикации
декабрь 2018 г.
рубрика
Физическая культура и спорт
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Коробова Надежда Александровна
Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий для построения занятий у спортсменов высокой квалификации в современном пожарно-прикладном спорте
Педагогические науки
2014
Шомуратов Аскар Абдуллаевич
Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов
Физическая культура и спорт
2017
Зухов Александр Сергеевич
Срочный тренировочный эффект беговых нагрузок субмаксимальной интенсивности, выполняемых в облегченных условиях
Физическая культура и спорт
2016
Смурыгина Лариса Владимировна
Содержание методики тренировки у девушек в беге на 400 метров
Физическая культура и спорт
2015
Фадеев Олег Владимирович
Кроссфит как средство развития выносливости у военнослужащих войск национальной гвардии РФ
Педагогические науки
2017
Шомуратов Аскар Абдуллаевич
Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях
Физическая культура и спорт
2015
Губин Евгений Сергеевич
Оценка специальной подготовленности квалифицированных бегунов на 400м
Педагогика
2009
Сергеева Александра Ивановна
Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной подготовки в ДЮСШ №4
Физическая культура и спорт
2015
Рахматова Дильноза Нигбаевна
Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет
Физическая культура и спорт
2010