Наземное проверочно-пусковое электрооборудование ракетно-космических комплексов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 28.12.2018

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Усманов Р. А., Осипов Е. В. Наземное проверочно-пусковое электрооборудование ракетно-космических комплексов // Молодой ученый. — 2018. — №52. — С. 33-36. — URL https://moluch.ru/archive/238/55164/ (дата обращения: 14.10.2019).



Целью данной статьи является анализ структуры наземного проверочно-пускового электрооборудования, а также совершенствование структур проверочно-пускового электрооборудования с течением времени.

Наземное проверочно-пусковое электрооборудование (НППЭО) это совокупность систем, которые предназначены:

‒ для проведения проверок электрооборудования и наземной кабельной сети перед установкой изделия в стартовую позицию;

‒ для проведения проверок системы управления изделия и её бортовой кабельной сети;

‒ для проведения предпусковых операций и выдачи команды пуск;

‒ для получения телеметрии во время полёта и проведения после пусковых операций [1].

НППЭО состоит из:

  1. Пульт индикации и управления блока изделия. К нам относятся пульт центрального блока, пульт блока «И» (третья ступень) и пульты боковых блоков. Цепей управления НППЭО в этих пультах нет, в них расположены только элементы управления (кнопки, тумблеры, переключатели, ключи) и индикация состояния изделия (транспаранты). Расположены эти пульты в командном пункте, в пультовой ракеты носителя (РН).
  2. Стойка системы управления НППЭО блока изделия, также для центрального блока, блока «И» и боковых блоков. В них и расположены цепи управления НППЭО. Располагаются они в технических помещениях с стартового стола.
  3. Система контроля полуниверсальная (СКП) предназначена для проведения проверок системы НППЭО. Во время автономных и комплексных проверок эта система имитирует бортовую управляющую систему ракеты в разных её состояниях, в том числе и нештатных. Пульт управления системы находится в пультовой РН, а стойка цепей управления в технических помещениях стартового стола. Каждая стойка имитирует блок изделия.
  4. Временной механизм старта (ВМС), основное назначение которого выдачи команды «Пуск» в заданное астрономическое время. Во время комплексных испытаний и пуска, ВМС синхронизируется с системой единого времени (СЕВ) и осуществляет отсчет времени до и после команды «пуск» по трем канал, для обеспечения надежности системы отсчета. Располагается ВМС в пультовой РН.
  5. Интегральная стойка автомата управления выключения двигателей (АУВД). Сама система находится на борту изделия, а стойка предназначена для проверок, настройки этой системы.
  6. Контрольно-проверочная аппаратура системы опорожнения баков и синхронизации (КПА СОБИС). Система СОБИС предназначена для равномерного опорожнения баков с компонентами топлива «пакета» изделия (центральный и боковые блоки) а КПА предназначена для проверок и настройки этой системы. Пульт КПА находится в пультовой РН.
  7. Контрольно-проверочная аппаратура системы опорожнения баков (КПА СОБ). Система СОБ предназначена для контроля опорожнения баков с компонентами топлива блока «И». Пульт КПА находится в пультовой РН, который предназначен для проверок и настройки этой системы.
  8. Система электроснабжения спец токами (СНЭСТ) предназначенная для выдачи потребителям переменного тока определенной частоты и напряжения, а также постоянного тока [4].
  9. Наземная кабельная сеть НКС предназначена для электрического объединения аппаратуры стартового комплекса. Её можно разделить на несколько комплектов кабелей:

‒ кабели удлинители, которые проложены от «Командного пункта» до стартовой площадки;

‒ кабели системы НППЭО, которые проложены от технических помещений стартового стола до стартовой позиции изделия;

‒ кабели системы СКП, проложены по техническим помещениям стартового стола;

‒ кабели проложенные по подвижным агрегатам стартовой позиции, таких как кабина обслуживания, колонны обслуживания, кабель-заправочная мачта и другие, эти кабели имеют термоизоляцию в виде намотанной на них стеклоленты;

‒ кабели ВОК, отрывные кабели, которые стыкуются непосредственно к борту изделия.

Схема структуры НППЭО изображено на рисунке 1 [2].

Рис. 1. Схема структуры наземного проверочно-пускового электрооборудования ракеты космического назначения «Союз ФГ»

Соединение кабелей между собой в большинстве случаев осуществляется с помощью соединительно штепсельного разъёма на 50 контактов [3]. Пример такого разъёма изображен на рисунке 2.

http://diplomka.net/_pu/3/38384182.png

Рис. 2. Соединительно-штепсельный разъём

Кабели, которые стыкуются к борту изделия, имеют отрывные разъёмы на 100 контактов, с электромагнитным замком.

Рассмотрим совершенствование наземного проверочного пускового оборудования с течением времени.

Одной из первых модернизировалась система АУВД — она стала цифровой, благодаря модулю программируемых импульсов. Что позволило повысить надежность системы, и значительно упростить работу операторов этой системы, а также уменьшить габариты стойки управления. После модернизации система стала называться АУВДЦ — автомат управления выключения двигателей цифровой.

Модернизации подверглась и ВМС. Новый механизм был основан на кварцевом генераторе, двух канальном питании и цифровым блоком ввода параметров. Модернизация повысила надёжность и значительно уменьшила габариты механизма.

Самую значимую модернизацию получила система СКП. По сути это уже была ЭВМ с заложенными программами проверки НППЭО, но всё же она не была автоматической поскольку прохождение команд проводимой этой системой контролировалось операторами.

Глобальное развитие всего проверочно-пускового оборудования осуществилась с появлением ракеты «СОЮЗ 2». Оборудование полностью стало цифровым и автоматизированным, что позволяло существенно сократить время автономных, комплексных проверок, подготовки к пуску. Управляющая аппаратура представляла собой ЭВМ с рабочим местом оператора, которое имеет блок ввода данных, и рабочим местом контролёра. Система имеет в своем составе принтер, через который выводятся листы результатов испытаний, и они являются официальными документами.

Новая система получила название — наземная аппаратура системы управления (НАСУ).

Вместе с новой системой была установлена унифицированная наземная кабельная сеть (УНКС), которая обеспечивала взаимодействие как с новой ракетой, так и со старой.

Структура НАСУ представлена на рисунке 3 [2].

Рисунок 3. Схема структуры наземная аппаратура системы управления, ракеты «Союз 2–1а».

Литература:

1. Маликов В. Г. Наземное оборудование ракет / В. Г. Маликов, С. Ф. Комисарик, А. М. Коротков — М.: Воениздат, 1971. — 304 с.

2. Безручко К. В. Cтруктуры проверочно-пускового оборудования ракетно космических комплексов: статья / К. В. Безручко, А. О. Давыдов, 2010. — 4с.

  1. Аникейчик Н. Д. Теория и практика эксплуатации объектов космической инфраструктур: монография: монография. Т. 1 / Н. Д. Аникейчик, О. А. Антропов, Л. Т. Баранов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2006. — 400 с.
  2. Технологические объекты наземной инфраструктуры ракетно-космической техники: монография. Книга 1 / Под общ. ред. проф.. И. В. Бармина. — М., 2005. — 283 с.
Основные термины (генерируются автоматически): система, стартовый стол, настройка этой, цепь управления, схема структуры, борт изделия, наземное проверочно-пусковое электрооборудование, наземная кабельная сеть, стартовая позиция, центральный блок.


Похожие статьи

План реконструкции кабельных сетей электрической...

Разветвлённые кабельные сети электрической централизации представляют собой комплекс конструкций и устройств, предназначенных для управления объектами СЦБ и обеспечения контроля их состояния. Кабелями соединяют напольные устройства СЦБ стрелочные...

Надежность схем электроснабжения наземных комплексов...

Определен основной показатель надежности схемы электроснабжения наземных комплексов систем посадки воздушных судов — интенсивность отказа, связанный с полным отключением электроснабжения объектов систем посадки, который составляет 8,76х10–4 в год.

Автономная система позиционирования в составе управления...

Применительно к наземным системам, этот раздел задачи управления сводится к определения курса аппарата (направления движения относительно линии направленной на северный магнитный пояс), которая решается применением одноосного гироскопа или компаса.

Автономная система ориентирования беспилотного летательного...

Для решения задач мониторинга территорий и объектов, как в военной, так и в гражданской сфере применяются сверхлегкие беспилотные летательные аппараты. Главным критерием гарантии выполнения поставленной задачи является точность его позиционирования в...

Релейные блоки для систем железнодорожной автоматики...

Релейные блоки имеют штепсельное включение в действующую схему, что позволяет при неисправности в блоке произвести замену блока, не нарушая

Электрическая централизация это станционная система централизованного контроля и управления стрелками и сигналами с...

Проектирование участка сети с использованием технологии SDH

Работа посвящена вопросам проектирования современной структуры участка транспортной сети с

Работа посвящена вопросам проектирования современной структуры участка

Эта схема позволяет исходному мультиплексору, то есть тому, который формирует объединенный...

Обработка сигналов с фазовой манипуляцией способом прямого...

Наземные станции обработки ТМИ космических аппаратов используют оборудование

Это позволяет обрабатывать сигнал телеметрической информации с борта космического

При этом разница начальных фаз сигналов на входе и выходе конвертера постоянна.

Системы оперативного постоянного тока для ПС 110 — 220 кВ

‒ блочная структура — вся система разбита на несколько параллельно работающих блоков.

Во-первых, при повреждении главного блока функции управления системой должен взять

Но это приводит к существенному усложнению всей системы, со всеми вытекающими из этого...

К вопросу о возможности оптимизации маршрутной сети...

Маршрутные сети транспортных систем мегаполисов представляет сверхмощные и разветвленные структуры.

В Санкт-Петербурге, как и в большинстве городов России, маршрутная сеть наземного пассажирского транспорта формировалась под влиянием...

Похожие статьи

План реконструкции кабельных сетей электрической...

Разветвлённые кабельные сети электрической централизации представляют собой комплекс конструкций и устройств, предназначенных для управления объектами СЦБ и обеспечения контроля их состояния. Кабелями соединяют напольные устройства СЦБ стрелочные...

Надежность схем электроснабжения наземных комплексов...

Определен основной показатель надежности схемы электроснабжения наземных комплексов систем посадки воздушных судов — интенсивность отказа, связанный с полным отключением электроснабжения объектов систем посадки, который составляет 8,76х10–4 в год.

Автономная система позиционирования в составе управления...

Применительно к наземным системам, этот раздел задачи управления сводится к определения курса аппарата (направления движения относительно линии направленной на северный магнитный пояс), которая решается применением одноосного гироскопа или компаса.

Автономная система ориентирования беспилотного летательного...

Для решения задач мониторинга территорий и объектов, как в военной, так и в гражданской сфере применяются сверхлегкие беспилотные летательные аппараты. Главным критерием гарантии выполнения поставленной задачи является точность его позиционирования в...

Релейные блоки для систем железнодорожной автоматики...

Релейные блоки имеют штепсельное включение в действующую схему, что позволяет при неисправности в блоке произвести замену блока, не нарушая

Электрическая централизация это станционная система централизованного контроля и управления стрелками и сигналами с...

Проектирование участка сети с использованием технологии SDH

Работа посвящена вопросам проектирования современной структуры участка транспортной сети с

Работа посвящена вопросам проектирования современной структуры участка

Эта схема позволяет исходному мультиплексору, то есть тому, который формирует объединенный...

Обработка сигналов с фазовой манипуляцией способом прямого...

Наземные станции обработки ТМИ космических аппаратов используют оборудование

Это позволяет обрабатывать сигнал телеметрической информации с борта космического

При этом разница начальных фаз сигналов на входе и выходе конвертера постоянна.

Системы оперативного постоянного тока для ПС 110 — 220 кВ

‒ блочная структура — вся система разбита на несколько параллельно работающих блоков.

Во-первых, при повреждении главного блока функции управления системой должен взять

Но это приводит к существенному усложнению всей системы, со всеми вытекающими из этого...

К вопросу о возможности оптимизации маршрутной сети...

Маршрутные сети транспортных систем мегаполисов представляет сверхмощные и разветвленные структуры.

В Санкт-Петербурге, как и в большинстве городов России, маршрутная сеть наземного пассажирского транспорта формировалась под влиянием...

Задать вопрос