Предпосылки и причины формирования матриархального общества: обзор теоретических исследований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 26.12.2018

Статья просмотрена: 2389 раз

Библиографическое описание:

Рудюков, Д. В. Предпосылки и причины формирования матриархального общества: обзор теоретических исследований / Д. В. Рудюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 227-230. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55159/ (дата обращения: 28.03.2024).



В данной статье на основе изучения исторических концепций развития общественного устройства рассматриваются предпосылки и основные причины формирования матриархального общества. Предметом исследования являются теоретические исследования известных ученых, которые изучали причины и факторы выделения особой роли и значения женщины на ранних этапах развития общества.

Ключевые слова: история, первобытное общество, палеолит, матриархат, гинекократия, патриархат, семья, господство, археологические находки.

Матриархатом (от греч. лексем μήτηρ, μάτηρ, «мать» и ἀρχή, «начало, власть, господство») в исторической науке называют такую форму общественного устройства, при которой доминирующая роль отводится женщинам, особенно матерям семейств в родовой группе.

Первые теоретические исследования матриархального общества связаны с именами таких известных европейских ученых, как Ж.-Ф. Лафито, Л. Г. Морган, И. Я. Бахофен, М. О. Косвен, которые утверждали, что в истории человечества действительно был период, в котором властью обладали только женщины. Однако упоминания о таком типе общественного устройства, в котором главенствовали женщины, можно найти еще у древнегреческого историка Геродота (I, 173), который описал его у ликийцев Малой Азии: «Если кто-нибудь спросит ликийца о его происхождении, тот назовет имя своей матери и перечислит ее предков по материнской линии…» [4].

Особый вклад в изучение матриархата внес швейцарский ученый И. Я. Бахофен, впервые сформулировавший теорию о его существовании. Он же впервые ввел в науку сам термин «матриархат», который обозначал формацию, противоположную патриархату. В своем известном труде «Материнское право» в 1861 году он отмечал, что женщина имела особый статус в семье еще до патриархального периода в развитии общества, поскольку кровные связи можно было установить только по материнской линии, таким образом, ей уделялось важнейшее значение не только в семье, обществе, но и в религии [1, c. 220].

Американский ученый-этнограф Л. Г. Морган в своем главном труде «Древнее общество», опубликованном в 1877 году, достаточно широко осветил данную проблему [7]. Он обосновывал идею о том, что первоначально была распространена именно матриархальная форма общественного устройства, которая впоследствии была заменена патриархальной.

Свидетельства поклонения образу женщины-матери как верховному божеству встречаются ещё в культурах верхнего палеолита.

На огромной территории, простирающейся от Западной Европы до стоянки Мальта в Сибири, археологами были найдены несколько тысяч фигурок, датируемых более 20 тыс. лет до н. э., на которых изображена Богиня Мать. Эти фигурки имеют много общего, большинство из них изображено очень полными или беременными, что может быть связано с культом фертильности. По мнению ученых, это свидетельствует о том, что они являются символами Богини Матери, дающей жизнь и питающей Вселенную [12].

По мнению В. Семенова, эти фигурки, имеющие подчеркнуто выраженные, даже гипертрофированные женские формы, символизировали иррационально-витальные силы природы. Это было своеобразным показателем способности преумножать жизнь [8, c. 53].

Значительная часть артефактов, найденных на территории современной Западной Европы, принадлежит к граветтской культуре, но встречаются и более ранние находки, относящиеся к ориньякской культуре, например, «Венера из Холе-Фельс» (была обнаружена в 2008 году и датируется около 35 тыс. лет до н. э.). Учеными-археологами также обнаружены находки, принадлежащие мадленской культуре, т. е. сделанные в более поздний период.

В 1994 году французскими археологами было сделано интересное открытие в пещерах Валлон-Пон-д'Арка на юге Франции. Ученые заметили странные изображения животных, людей и непонятных символических знаков (петроглифы) на стенах этих пещер. Они сделали вывод, что эти пещеры были местами поклонения божествам, религиозными и культовыми центрами.

А. Леруа-Гуран, директор исследовательского центра доисторических и протоисторических исследований Сорбонны, обратил внимание на то, что на самых почетных местах в пещерах, которые он осматривал, располагались только женские фигурки богини, а также женские символы. Во многих пещерах скульптура богини служила своеобразным украшением внешних стен. Огромное количество статуэток богинь также были найдены среди останков и предметов быта людей эпохи палеолита. И в то же время археологами в пещерах не было обнаружено ни одной статуэтки с мужскими признаками.

Еще одним доводом в пользу существования матриархального уклада жизни первобытных людей на этой территории стали результаты, полученные при изучении порядка распределения на внутренних поверхностях пещер мужских и женских символов. Исследуя внутренние стены гротов, А. Леруа-Гуран пришел к выводу, что «женские знаки расположены главным образом в сакрализованных местах святилища (центральная стена зала, альков), тогда как мужские тяготеют к «проходным» частям пещеры» [11].

Из этого можно сделать вывод, что в первобытном обществе именно женщинам принадлежало доминирование не только в обычной, повседневной, но и в религиозной жизни.

Это предположение подтверждается и результатами открытий около села Мезин на верхнепалеолитической стоянке охотников на мамонтов, которая расположена на территории современной Черниговской области Украины. Там был найден набор примитивных приспособлений, которые можно назвать музыкальными инструментами, а также кастаньеты, которые, по мнению С. Н. Бибикова, являются единственным доказательством существования танцев в культуре палеолита [2].

На этой же стоянке были обнаружены такие специфические женские вещи, как украшения и браслеты из бивня мамонта, иглы, шилья, с большой долей вероятности указывающие на то, что именно женщины могли использовать эти предметы в каких-то обрядах или ритуалах. Можно предположить, что и проводились эти обряды в честь какого-либо женского божества.

М. Л. Серяков отмечает, что связь именно женских мифологических персонажей с музыкой, песнями и танцами является чрезвычайно устойчивой и встречается на протяжении многих тысячелетий у различных народов [9].

По мнению профессора религии Лондонского университета Э. О. Джеймса, ученика великого археолога Ф. Питри, именно образ Богини-матери является древнейшим божественным символом, имеющим доисторическое зооморфическое происхождение. В своей книге «Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини» он пишет: «Хатор пришла из каменного века как женское божество с солнечным диском между двух рогов или как корова, имевшая кроме того и два пера на голове. Коровья голова Хатор впервые появляется в герзейской культуре. Встречается она и на нескольких рисунках амратской культуры Верхнего Египта, а позже ее рога в сочетании с лунным диском позаимствовала Изида. В династический период она стала богиней-матерью, почитаемой во всем Египте» [5, c. 53].

В мифологии Древней Греции, Индии, Древнего Китая, Египта сохранились многочисленные свидетельства о почитании великой богини-матери и других важных женских божеств, олицетворявших материнство и плодородие. Например, древнеегипетская богиня любви, неба и плодородия Хатхор («дом Гора», «небо», древнегреческая богиня плодородия Деметра (др.-греч. Δημήτηρ, «Мать-земля»), Артемида (др.-греч. Ἄρτεμις) — римская богиня дикой природы и деторождения, Аврора — богиня утренней зари, Акуаба — африканская богиня материнства и многие другие.

И. Я. Бахофен установил, что в Древней Греции вера в богинь, олицетворяющих материнское начало, предшествовала вере в богов Олимпа [1, c. 225].

Первые вещественные доказательства существования в древнейших цивилизациях такой формы общественного устройства, как матриархат, нашел Дуглас Кеннетт из Университета Пенсильвании (США), изучая сохранившиеся останки знатных индейцев из племени пуэбло, первой цивилизации Нового Света, возникшей около 3 тысяч лет назад.

Основной причиной споров между исследователями теорий патриархата и матриархата, по мнению Д. Кеннета, является то, что древнейшие сообщества не имели письменности и поэтому не представляется возможным достоверно установить, каким образом власть и социальное положение передавались по наследству [10].

В результате множества попыток ученые смогли найти решение данной проблемы — ими были в деталях изучены остатки геномов нескольких богатых индейцев, захороненных в каньоне Чако, рядом с селением пуэбло, самым крупным в истории существования этой цивилизации, живших около 1130–800 гг. до н. э. Благодаря сравнительному анализу Кеннетт и его коллегам составить приблизительную генеалогию нескольких династий индейцев пуэбло. Изучив сохранившиеся предметы роскошного убранства найденных там же захоронений, ученые поняли, кто был лидером в общественной и политической жизни индейцев пуэбло.

Ученые выяснили, что все останки представителей знати, найденные в пещере, имели одинаковую митохондриальную ДНК, что означало, что данное сообщество было матриархальным, так как эти ДНК могут быть переданы только от матери к ее детям, при этом мужские половые клетки вообще не имеют митохондрий. Это было подтверждением того, что власть в культуре пуэбло передавалась по материнской линии и аналогичные женские династии, если принимать во внимание возраст останков в пещерах канона Чако, могли сохраняться много лет до того, как их линии прерывались.

Одна из подобных материнских линий, как выяснили ученые, сохранялась на протяжении более трехсот лет, играя ключевую роль в общественной жизни индейцев. Интересно заметить, что именно в этой местности и в наши дни живут племена индейцев, власть в которых принадлежат женщинам.

Особый интерес для изучения представляет уникальный порядок наследования в матриархальной первобытной общине. В том случае, если женщина умирала первой, её имущество переходило к детям и сёстрам, а родственники-мужчины наследства не получали. Следовательно, имущество не переходило в другой род. Поскольку дети умерших мужчин принадлежали к другому роду, значит, ничего не получали после смерти своего отца. На том же основании муж не получал никакого наследства после своей жены или жена после мужа. Эти взаимные права наследования укрепляли независимость рода [7, c. 128].

Важно понять, какие факторы и причины повлияли на зарождение и формирование матриархального общества. Многие исследователи, как сторонники, так и противники теории существования матриархата, сходятся во мнении, что роль женщины усилилась уже на начальных этапах становления земледельческой культуры. Самыми первыми занятиями первобытных людей, как известно, были собирательство и мотыжная обработка земли. Эти виды работ всегда считались типично женскими занятиями. В эпоху неолита женщины освоили посевное земледелие, что оказало непосредственное влияние на повышение их статуса и значения для родовой общины. Впоследствии роль женщины в семье уменьшалась, поскольку на смену мотыжной обработке почвы пришло пахотное земледелие, которым занимались мужчины.

В эпоху первых царств роль женщины-матери была еще более снижена мужчинами, однако его пережитки существовали еще долгое время, однако эпоха матриархата закончилась и на смену ему пришел патриархальный уклад общественного развития.

Таким образом, обзор основных теоретических концепций и гипотез, доказывающих или отрицающих матриархат как форму правления в древнейшем обществе, позволяет говорить о научно доказанном существовании матриархального типа культуры, главными ценностями которого были тесная связь с землей и кровные узы, а его особенностями — зависимость от природных явлений. Это говорит о том, что именно матриархат был одним из самых характерных признаков раннего общественного строя.

Литература:

  1. Бахофен, И. Материнское право // Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1 / Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. — М.: Канон+, 1996. — С. 217–267.
  2. Бибиков, С. Н. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта: Очерк материальной и духовной культуры палеолитического человека. — Київ: Наукова думка, 1981. — 108 с.
  3. Гвеналь, Верез. Богиня Мать в древности [Электронный ресурс] // Мать и духовность: конфискованная истина. Обретенный путь. — URL: https://astronline.pro/library/gnosis/verez/goddess.htm (дата обращения: 13.12.2018).
  4. Геродот. История в девяти книгах / Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общ. ред. С. Л. Утченко. Ред. перевода Н. А. Мещерский. — Л.: Изд-во «Наука», 1972.
  5. Джеймс, Э.-О. Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини. — М.: Вече, 2006. — С. 53.
  6. Косвен, М. О. Матриархат. История проблемы. — М.: Изд-во АН СССР, 1948. — 329 с.
  7. Морган, Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / Л. Г. Морган; [пер. с англ.]: М. О. Косвена. — Л.: Изд. инта нар. Севера ЦИК СССР, 1934. — 351 с.
  8. Семенов, В. А. Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 592 с.
  9. Серяков, М. Л. Богини славянского мира. — М.: Вече, 2016. — 416 с.
  10. Douglas, J. Kennett et al. Archaeogenomic evidence reveals prehistoric matrilineal dynasty. Nat. Commun. 8, 14115. URL: https://www.nature.com/articles/ncomms14115 (дата обращения: 19.12.2018).
  11. Leroi-Gouran, A. Le Fil du temps: ethnologie et préhistoire. — Paris; Seuil, 1986. — 316 p.
  12. Laura Anne Tedesco Mal’ta (ca. 20,000 B.C.). Essay (Пер. автора) // The Metropolitan Museum of Art. — October 2000. — URL: https://www.metmuseum.org/TOAH/HD/malt/hd_malt.htm (дата обращения: 19.12.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): общественное устройство, женщина, материнская линия, матриархальное общество, власть, Древняя Греция, Египет, культура, первобытное общество, роль женщины.


Ключевые слова

семья, история, первобытное общество, палеолит, матриархат, гинекократия, патриархат, господство, археологические находки

Похожие статьи

Жертвоприношение в первобытном обществе на примере...

Статья исследует древний обычай, отношение между богами и людьми, как акт жертвоприношения, систему распознавания культурой и обществом своих людей. Древнее общество изображается в статье корпорацией, группой людей...

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере...)

Однако женщинам и юношеству в патриархальной культуре также отведено свое место, и это место субкультурное. Женская субкультура находится внутри патриархальной культуры, поглощена ею и в условиях гендерной сегрегации не выходит за собственные пределы.

Роль женщины в государстве с позиции диалога Платона...

Положение остальных женщин Древней Греции намного отличалось от места в обществе спартанских.

Таким образом, мы можем наблюдать неоднозначное положение женщины в государстве. Видение Платона о роли женщины во многом совпадает с реальной жизнью...

Представления о красоте и уродстве в эпоху античности

В Древнем Риме отношение к красоте было точно таким же, как и в Древней Греции. Они также изображали своих Богов и у них были точно такие же идеалы красоты. В те времена идеально красивой считалась женщина по нашим меркам среднего роста, но по меркам того времени...

Особенности исследования религиозного синкретизма древнего...

Религиозный синкретизм древнего Египта в своих работах в нач. ХХ в. рассматривал отечественный историк И.Г. Франк – Каменецкий. Он придерживался, в своих исследованиях позиции Б.А. Тураева, о динамическом характере развития религии древнего Египта.

Феномен античности и судьба античной идеи | Статья в журнале...

«Мутантное» общество, порождённое феноменом античного мира, долгое время существовало в единственном числе: сначала как древнегреческая, затем как древнеримская цивилизация, носителем которой был суперэтнос, сформировавший мощнейшее ментальное поле.

Сравнительный анализ культур Востока и Запада | Молодой ученый

Культура Запада — культура стран Европы и Северной Америки, воплощающая динамичный образ жизни, бурное развитие, в том числе и в технологической сфере [2]. С древних времен люди и ученые сравнивали культуру Востока и культуру Запада.

Врач-экономист Имхотеп и начало строительства пирамид в Египте

Государство в Древнем Египте, как, впрочем, и в большинстве других стран, возникло не сразу и не вдруг.

Её роль в истории архитектурного творчества и строительной производственно-хозяйственной практики огромна.

Богоявленский Н. Медицина рабовладельческого общества.

Изменчивость форм брака и семьи в ходе социальной эволюции

Ковалевский считал, что, пока женщины не оккупировали власть в обществе и не стали доминирующей социальной силой, и

Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура общества.

Итак, современная семья является продуктом общественного развития.

Похожие статьи

Жертвоприношение в первобытном обществе на примере...

Статья исследует древний обычай, отношение между богами и людьми, как акт жертвоприношения, систему распознавания культурой и обществом своих людей. Древнее общество изображается в статье корпорацией, группой людей...

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере...)

Однако женщинам и юношеству в патриархальной культуре также отведено свое место, и это место субкультурное. Женская субкультура находится внутри патриархальной культуры, поглощена ею и в условиях гендерной сегрегации не выходит за собственные пределы.

Роль женщины в государстве с позиции диалога Платона...

Положение остальных женщин Древней Греции намного отличалось от места в обществе спартанских.

Таким образом, мы можем наблюдать неоднозначное положение женщины в государстве. Видение Платона о роли женщины во многом совпадает с реальной жизнью...

Представления о красоте и уродстве в эпоху античности

В Древнем Риме отношение к красоте было точно таким же, как и в Древней Греции. Они также изображали своих Богов и у них были точно такие же идеалы красоты. В те времена идеально красивой считалась женщина по нашим меркам среднего роста, но по меркам того времени...

Особенности исследования религиозного синкретизма древнего...

Религиозный синкретизм древнего Египта в своих работах в нач. ХХ в. рассматривал отечественный историк И.Г. Франк – Каменецкий. Он придерживался, в своих исследованиях позиции Б.А. Тураева, о динамическом характере развития религии древнего Египта.

Феномен античности и судьба античной идеи | Статья в журнале...

«Мутантное» общество, порождённое феноменом античного мира, долгое время существовало в единственном числе: сначала как древнегреческая, затем как древнеримская цивилизация, носителем которой был суперэтнос, сформировавший мощнейшее ментальное поле.

Сравнительный анализ культур Востока и Запада | Молодой ученый

Культура Запада — культура стран Европы и Северной Америки, воплощающая динамичный образ жизни, бурное развитие, в том числе и в технологической сфере [2]. С древних времен люди и ученые сравнивали культуру Востока и культуру Запада.

Врач-экономист Имхотеп и начало строительства пирамид в Египте

Государство в Древнем Египте, как, впрочем, и в большинстве других стран, возникло не сразу и не вдруг.

Её роль в истории архитектурного творчества и строительной производственно-хозяйственной практики огромна.

Богоявленский Н. Медицина рабовладельческого общества.

Изменчивость форм брака и семьи в ходе социальной эволюции

Ковалевский считал, что, пока женщины не оккупировали власть в обществе и не стали доминирующей социальной силой, и

Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура общества.

Итак, современная семья является продуктом общественного развития.

Задать вопрос