Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 29.12.2018

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Воронкова Н. В., Силина Т. И. Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов // Молодой ученый. — 2018. — №52. — С. 56-58. — URL https://moluch.ru/archive/238/55110/ (дата обращения: 14.10.2019).



Цель системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании — воспитание личности ребенка как субъекта деятельности, активно в ней участвующей. Реализовать системно-деятельностный подход в дошкольном образовании позволяет метод проектов.

Метод проектов основан на практическом взаимодействии педагога и воспитанника, во взаимосвязи их с окружающей средой для достижения конкретной цели.

Появление метода проектов связано с именем американского педагога Джона Дьюи. Он предложил определенную последовательность в организации обучения детей.

  1. Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
  2. Педагог вносит предложение, которое совместно обсуждается с детьми. Результат обсуждения — план работы, а затем проект как последовательность действий.
  3. Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.

Использование проектной деятельности предоставляет педагогам дошкольных организаций возможность не только дать детям базовые знания, но и всесторонне их развивать.

По мнению Виноградовой Н. А. особенностью организации образовательного процесса с использованием метода проектов является учет возрастной дифференциации.

‒ У детей среднего дошкольного возраста проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности). Активная роль принадлежит взрослому.

‒ С детьми старшей группы проектная деятельность переходит на развивающий уровень (принимают проблему, уточняют цель, могут самостоятельно найти проблему, выбрать средства для достижения результата). Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей. У детей накапливается определенный опыт (общения со сверстниками, совместных переживаний, разнообразной совместной деятельности, самостоятельности в отношениях, развитие самоконтроля и самооценки).

‒ С детьми подготовительной группы проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.

Выделяют многочисленные основания для классификации проектов можно:

‒ доминирующая деятельность (исследовательский, творческий, ролевой, информационный, нормативный);

‒ число участников (индивидуальный, парный, групповой и коллективный);

‒ продолжительность (краткосрочный — несколько дней; среднесрочный — от недели до месяца; долгосрочный — от месяца до года);

‒ характер координации (открытая — педагог открыто руководит проектом, подсказывает; скрытая — педагог направляет деятельность детей, имеющих большую свободу).

Этапы разработки и проведения проекта (по Л. С. Киселевой):

‒ поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;

‒ вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);

‒ наметить план движения к цели (поддерживание интереса детей и родителей);

‒ обсудить план с семьями;

‒ обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада;

‒ нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;

‒ собрать информацию, материал;

‒ провести все мероприятия основной части проекта;

‒ дать домашние задания родителям и детям;

‒ перейти к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы) родителей и детей;

‒ организовать презентацию проекта — представление проектного продукта.

Что может служить источником темы проекта? Это может быть:

‒ календарный праздник, событие,

‒ увлечения детей каким-то объектом или явлением,

‒ «почемучкины» вопросы детей,

‒ изменения в природе или ближайшем окружении.

Начать проект, заинтересовав детей, можно с помощью проблемной ситуации, предложив задания: «Что было бы…», «Расскажи гостю о…» и т. д. А также следует помнить, что интерес появляется, когда есть мотивация:

‒ игровая («помощь» игрушкам и другим персонажам),

‒ мотивация общения в условиях помощи взрослому,

‒ мотивация созидания и личной заинтересованности (конечный продукт нужен самим детям — атрибут для игры, подарок для мамы).

Таким образом, в самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей к дальнейшей деятельности, к поиску выхода из создавшегося положения. Некоторые методы и приемы, которые может использовать педагог:

‒ изменить что-либо в себе, в окружении,

‒ в присутствии детей увлеченно заняться каким-то делом,

‒ принести в группу что-то непривычное,

‒ прямо попросить детей о помощи,

‒ специально организовать ситуацию, предложив задание при выполнении, которого дети столкнуться с проблемой.

Далее дети и воспитатель составляют план действий:

‒ у кого попросить помощи,

‒ в каких источниках поискать информацию,

‒ что нужно сделать в первую очередь.

Зафиксировать план деятельности можно в виде карты проекта (на большом листе бумаги, используя готовые картинки, условные изображения). В ходе выполнения проекта карта может дополняться и уточняться, и окончательный вид будет иметь к его завершению.

Реализация проекта осуществляется в ходе всех режимных моментов, через разные формы совместной и самостоятельной деятельности дошкольников. Педагог должен дать возможность каждому ребенку реализовать свою активность, включает больше действий, продуктивных видов деятельности.

Содержание темы проекта находит отражение в оформлении группы, центрах развития при активном участии детей и родителей. Технология проектирования требует от взрослого терпения, веры в возможности ребенка. Нужно позволить ребенку выбирать, преобразовывать, договариваться, ошибаться. На данном этапе содержание деятельности взрослого определяется фразой: «практическая помощь по необходимости». И главное слово здесь «по необходимости».

К мероприятиям основной части проекта относятся:

‒ ситуации общения;

‒ тематические экскурсии в групповом помещении, по детскому саду, в ближайшем окружении, в музей, к памятникам; целевые прогулки;

‒ самостоятельная деятельность детей;

‒ конструктивная деятельность;

‒ развивающие игры;

‒ культурно-досуговая деятельность (праздники, развлечения);

‒ художественно-продуктивная деятельность, выставка рисунков и других творческих работ;

‒ творческие задания, деятельность детей по их собственной инициативе;

‒ индивидуальная работа с каждым конкретным ребенком;

‒ чтение художественной литературы;

‒ экспериментирование, исследование объектов.

Эффективной формой работы с детьми над проектом является виртуальная экскурсия. Она представляет собой продукт в виде видео-, аудио- материалов и имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальной экскурсии нет границ, что позволило посетить различные места, не покидая здания детского сада; дало возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе.

Пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности. Продукты проекта могут быть разными:

‒ материальными (поделки, плакаты, макеты, альбомы, накопительные книги, компьютерные презентации),

‒ действенными (мероприятия — развлечения, игры),

‒ письменными (книжки-самоделки, литературные произведения).

С детьми старшей группы возможно совместное планирование накопительных папок, частичное их оформление детьми. С помощью таких папок можно закреплять и систематизировать информацию, вызвать у детей желание узнавать новое. В подготовительной группе тематическая папка оформляется педагогом с детьми — с красивыми кармашками, в которых размещена информация в доступном для детей виде, рисунки, фотографии; с занимательными дверками и окошками.

Итог проекта — презентация должна приносить детям радость, дать возможность поделиться эмоциями, полученными знаниями. Важно продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога и вернуться к цели (получилось ли, что хотели).

Варианты итоговых событий проекта:

‒ праздник,

‒ акция,

‒ выставка (фотовыставка),

‒ спектакль,

‒ фотогазета,

‒ открытие игрового центра и т. д.

Наряду с положительными результатами работы над методом проектов, можно определить проблемы:

‒ в проектах чаще всего участвуют одни и те же дети,

‒ неосторожное высказывание, молчание, взгляд педагога могут потушить интерес ребенка к предстоящей деятельности,

‒ неумение педагога удержаться от руководства деятельностью детей,

‒ продукт проекта должен быть востребован среди детей,

‒ проект должен иметь конкретный срок реализации, иначе он надоест всем его участникам и пропадает желание браться за новый.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2008. — 112 с.
  2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.
  3. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н. В. Матяш; под. ред. В. В. Рубцова. — Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. — 286 с.
  4. Как организовать проект с дошкольниками / Авт.-сост. А. А. Сидорова. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.
  5. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, детский сад, метод проектов, педагог, проект, ближайшее окружение, виртуальная экскурсия, дошкольное образование, подготовительная группа.


Похожие статьи

Проектная деятельность как современная технология развития...

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская...

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале...

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем...

Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов новых идей и подходов к организации воспитательно-образовательного пространства ДОУ.

Мини-музей в проектной деятельности | Статья в журнале...

Проектная деятельность является наиболее эффективной формой работы при реализации проекта.

Дети узнали, что нашу группу посещают дети разных национальностей, пригласили в гости

Данный проект реализован в совместной деятельности с семьями воспитанников, с...

Проектирование в детском саду | Статья в журнале...

Проект — есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и

Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность

Метод проектов можно представить, как один из способов организации педагогического процесса...

Проектная деятельность в дошкольном образовании

В статье раскрывается сущность метода проектов как средства, активизирующего познавательную активность детей. Ключевые слова: проект, метод проектирования, проблемная ситуация, презентация.

Педагогическое сопровождение детско-взрослого...

Замысел проекта-исследования: Участие в проектной деятельности делает дошкольников

Подготовительный этап направлен на выявление возможности участия Сони М. впроекте.

проектная деятельность, ребенок, детский сад, метод проектов, проект, дошкольное...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая...

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может...

Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной...

Деятельность дошкольной организации по развитию... проект, родитель, детский сад, питание детей, ребенок, проектный метод

Организация метода проектов в экологическом образовании дошкольников основывалась на исследованиях Л. С. Киселевой, Т. А. Данилиной...

Проектная деятельность по краеведению как средство...

Но, в процессе, общения с детьми моей группы и по результатам диагностики освоения детьми основной образовательной программы ДОУ

Это стало определяющим в выборе темы моего приоритетного направления: «Проектная деятельность по краеведению как средство...

Похожие статьи

Проектная деятельность как современная технология развития...

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская...

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале...

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем...

Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов новых идей и подходов к организации воспитательно-образовательного пространства ДОУ.

Мини-музей в проектной деятельности | Статья в журнале...

Проектная деятельность является наиболее эффективной формой работы при реализации проекта.

Дети узнали, что нашу группу посещают дети разных национальностей, пригласили в гости

Данный проект реализован в совместной деятельности с семьями воспитанников, с...

Проектирование в детском саду | Статья в журнале...

Проект — есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и

Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность

Метод проектов можно представить, как один из способов организации педагогического процесса...

Проектная деятельность в дошкольном образовании

В статье раскрывается сущность метода проектов как средства, активизирующего познавательную активность детей. Ключевые слова: проект, метод проектирования, проблемная ситуация, презентация.

Педагогическое сопровождение детско-взрослого...

Замысел проекта-исследования: Участие в проектной деятельности делает дошкольников

Подготовительный этап направлен на выявление возможности участия Сони М. впроекте.

проектная деятельность, ребенок, детский сад, метод проектов, проект, дошкольное...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая...

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может...

Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной...

Деятельность дошкольной организации по развитию... проект, родитель, детский сад, питание детей, ребенок, проектный метод

Организация метода проектов в экологическом образовании дошкольников основывалась на исследованиях Л. С. Киселевой, Т. А. Данилиной...

Проектная деятельность по краеведению как средство...

Но, в процессе, общения с детьми моей группы и по результатам диагностики освоения детьми основной образовательной программы ДОУ

Это стало определяющим в выборе темы моего приоритетного направления: «Проектная деятельность по краеведению как средство...

Задать вопрос