Характеристика пляжной культуры жителей г. Воронежа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 25.12.2018

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Макова Е. А. Характеристика пляжной культуры жителей г. Воронежа // Молодой ученый. — 2018. — №52. — С. 244-247. — URL https://moluch.ru/archive/238/55107/ (дата обращения: 23.05.2019).



Одной из частей античной цивилизации было купание, а исходя из него и культ здорового тела, в принципе. Античные народы придавали этому большое значение. В Европе, а точнее у германских племён, купание изначально было связано с какими-либо мистическими обычаями. Позднее, это прослеживалось и у славян. Христианство же стало считать процедуру омовения религиозным обрядом. [5]

Пляжная культура — это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение на общественном пляже, тем самым, оказывая на него непосредственное воздействие.

Пляжная культура прошла несколько этапов развития.

Вплоть до середины XIX столетия купание, которое подразумевает открытие тела, никак не могло стать общественным занятием. Процесс купания являлся скромным, индивидуальным удовольствием. В России, если частным дом какой-либо семьи стоял у водоёма (речка, пруд или озеро), то строилась специальная деревянная купальня: открытый или закрытый к воде домик, который строился прямо над водоёмом. Подобные купальни создавались и над целебными источниками, например над святым источником в эстонском месте Пюхтица. Мужчины и женщины непременно купались отдельно друг от друга. Обычно, они оставались в белье, но порой и раздевались. Также можно было искупаться и вне купален: если берег был пуст, но разрешалось плавать куда захочешь. Очевидно, что люди ниже сословием обходились и без купален. [3]

Ближе ко второй половине XIX века отдых на берегу моря стал понемногу становиться модным. Также морская вода в это время начинает считаться полезной. Именно поэтому морскими ваннами, в лечебных целях, пользовались только те, кому это советовал врач. Солёной водой люди исцеляли тело от различных болезней, чаще всего это были нервные расстройства и переутомление. Само нахождение на берегу моря стали считать модным занятием. В различных курортных городах Европы стали строить отели, которые были готовы принять отдыхающих людей.

Для купания женщины одевались довольно сложно, однако, зачастую, это были те вещи, которые они надевали под одежду как нижнее бельё, то есть широкие панталоны, доходившие прямо до икр, большая туника с длинными рукавами, сверху, возможно, было ещё и специальное платье, а на ногах чулки и туфли для купания. Позднее они надевали резиновые ботиночки, на руки — перчатки, а на голову специальную шляпку. В наше время большинство людей просто бы посмеялись, если бы увидели такое одеяние. Одежду специально делали большой и пышной, чтобы не акцентировать внимание облегающих формах. [2]

В это же столетие, мужской костюм для купания включал в себя следующие элементы — специальные купальные туфли, шапочка, а также полосатая фуфайка и панталоны. К концу XIX века для купания мужчины стали одеваться немного иначе. Это было специальное слитное трико, которое напоминало борцовское, и изготавливалось оно из шелка или шерсти.

С течением времени, когда у женщин стала появляться некая свобода, и корсет был отменён, дамский купальный костюм потерпел трансформацию. Уже в первой половине ХХ века он начал представлять собой свободное тёмное платье, доходившее до колен, под него также надевали свободные штаны, чулки и специальные купальные туфли, а на голову продолжали надевать лёгкую шапочку. Далее платье превратилось совсем в короткое, напоминавшее, скорее, трико. Мужской купальный костюм также потерпел трансформацию, и во второй половине ХХ века лишь некоторые из мужчин стали появляться на пляже топлесс. А трико многие мужчины продолжали носить все 30-е годы. [2]

Начало ХХ века дало толчок движению натуристов. Оно постепенно развивалось и вскоре охватило многие страны.

В Германии в 1910-е годы началось движение натуристов, постепенно развившееся и охватившее многие страны. Его участники боролись за обнажённость и спортивную гимнастику. В это же время во всём мире в моду стал входить спорт. На пляже им стали заниматься в 20-е годы ХХ века. В статье «История купальника» также подмечается, что «пляжная культура выросла из идей здорового образа жизни и равноправия полов: одинаковый род занятий, схожая купальная одежда, совместные купания, да и популярный женский тип того времени назывался garsonne — мальчиковый: узкие бедра, плоская грудь. А естественным пляжным занятием стал флирт». [1]

Статья «Как правильно отдыхать на пляже» говорит о том, что «пляжный отдых, по существу, есть естественное порождение XX века с его стремлением к освобождению тела и чувственности». [2] Культурная концепция, которая существовала в Европе в 1920 годах основывалась на двух истинах — «свобода тела» и «культура тела». Первый постулат говорил о том, что личность принимала себя такой, какая она есть, без всяких условностей. Во втором же — она заботилась о своём теле и тренировалась, пытаясь добиться выразительности в своих движениях.

Исходя из всей идеологии, появилась огромная мода на пляжный отдых, которая началась в середине 20-х годов ХХ века. Позже она закрепилась с появлением американского жизненного подхода и их кино. «Вас воспитали немного по-странному, я б сказал, европейски — фокстрот и пляж», — пел А. Н. Вертинский. В 1920-е годы стали появляться и набирать известность многие пляжи на средиземном море.

Купаться стали все без исключения, и люди абсолютно не боялись, как на них посмотрят и кто. Плаванием сначала занимались только мужчины, но позднее известная пловчиха Аннетта Келлерман стала соревноваться с мужчинами в длительных заплывах на Темзе и Сене. [3]

В 1930-е годы во всем мире пляжная культура получила самое широкое распространение. Статья «Купальный сезон. Как всё начиналось» говорит о том, что «появились специальные пляжные развлечения: боулинг, теннис, бадминтон (волейбол, гораздо более демократическая игра, пришел на пляж позднее), разнообразные конкурсы. В том числе конкурс красоты, где из красивых девушек в купальных костюмах выбиралась первейшая». [4] Этот «конкурс» теперь стал огромным бизнесом, и, в целом, можно сказать о том, что Мисс Вселенная — это всего лишь лучшая девушка среди всех на мировом пляже.

Итак, благодаря тому, что общественные пляжи набирают обороты, то и людская обнажённость перестала быть сугубо личным делом.

Современная пляжная культура претерпевает всё большие трансформации. В ХХ веке люди трепетней относились к открытости тела, к чистоте и порядку, к общественному контролю. В ХХI же веке они позволяют себе привлекать внимание, громко разговаривать, часто мусорить и оставлять после себя бутылки с алкоголем и докуренные сигареты.

Элементом пляжной культуры считается правило поведения в общественном месте, для которого существуют следующие характеристики: отношение к употреблению спиртному, пищи, к курению, к использованию ненормативной лексики в речи, вызывающему поведению, громким разговорам и т. д.

Данная проблема всегда остаётся актуальной и останется ей в будущем, так как культ купания, загара, а главное — красивого тела, не прекратит существовать ещё очень долгое время.

С целью изучения аспектов пляжной культуры в июле-августе 2018 г. проводилось наблюдение на общественных пляжах г. Воронеж.

Чаще всего молодёжь приходит на пляж в компаниях друзей из 4–6 человек. Из этого можно сделать вывод о том, что у молодого поколения сильнее, чем у остальных развиты коллективные черты.

Среди основных занятий на пляже наиболее часто встречались настольные и спортивные игры. Такая особенность указывает на активность людей и на то, что они предпочитают проводить отдых с пользой для себя и своего здоровья.

Частота купания среди молодых людей намного выше, чем среди старшего поколения. В них больше энергии, они физически развиты и предпочитают отдыхать активно. Старшее же поколение предпочитает «пассивный» отдых.

Было отмечено, что на пляже ведут себя вызывающе меньшее число людей, что говорит об уровне культуры нынешнего поколения и о том, что большее число людей следят за нормами приличия.

Молодёжь чаще всего, быстрее уходит с пляжа, нежели взрослое поколение.

Наблюдение показало, что в основном люди приходят на пляж в утреннее время. Объяснить это можно тем, что утром солнце не такое жаркое и угроза «солнечного удара» снижается. Вечером же люди приходят на пляж не загорать, а просто провести время на берегу, провожая закат. Таких людей несколько меньше.

Большинство людей убирают мусор в пакеты и мусорные баки. Это говорит о повышении количества людей, в которых заложены основные нормы культуры и приличия.

Также выяснено, что большинство родителей внимательно следят за своими детьми на пляже. Например, в процессе наблюдения, когда один из детей намеревался самостоятельно пойти купаться, его родитель тут же это заметил, и спокойно остановив своего ребёнка, пошёл вместе с ним. В связи с этим можно сказать о том, что уменьшается число людей, которые оставляют без присмотра своих детей, что является опасным для его жизни и здоровья.

По данным наблюдения, спиртное на пляже употребляет меньшее количество человек и, чаще всего, старшее поколение. Миф о том, что алкоголь в общественных местах чаще употребляет молодежь, может быть исчерпан. К счастью, происходит это не часто.

Большинство людей курят на самом пляже, а не на отведенных для этого местах. Практически все курящие люди делали это на территории общественного места. Это может говорить не только об их невоспитанности, но и о том, что их совершенно не волнует чужое мнение.

В тоже время проблематика пляжной культуры нуждается в более глубоком изучении в части расположения и типов пляжа.

В основном на культуру людей влияет тот регион, в котором они находятся, ведь у каждого свой менталитет и правила поведения в общественных местах. Также это может зависеть и от самого пляжа, например, платный он или бесплатный. Исходя из наблюдения, был сделан вывод о том, что на бесплатном пляже часто можно увидеть посетителей, которые пренебрегают нормами приличия.

Подводя итог можно сказать, что пляжная культура изучена ещё не со всех сторон, и эта проблема будет также актуальна для общества.

Литература:

  1. «История купальника» URL: http://www.stepandstep.ru/catalog/know/123420/istoriya-kupalnika.html (дата обращения: 8.11.2018).
  2. «Как правильно отдыхать на пляже»\\«Голый» статус» URL: http://proeticet.ru/8_plyazhniy_otdyx.html (дата обращения: 08.11.2018).
  3. «Купальный сезон. Как всё начиналось» URL: https://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post56294820/ (дата обращения: 07.11.2018).
  4. Журнал «Сплетник» // «Пляжная мода 100 лет назад» URL: http://www.spletnik.ru/blogs/moda/58978_plyazhnaya-moda-100-let-nazad (дата обращения: 7.11.2018).
  5. Электронная газета «Яблоко» // «Пляжная культура» URL: https://apple.cofe.ru/Zerkalo-Klio/Plyazhnaya-kultura (дата обращения: 7.11.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): пляжная культура, пляж, том, век, большинство людей, общественное место, Европа, пляжный отдых, самый пляж, старшее поколение.


Похожие статьи

Сравнительная характеристика национальных особенностей...

Старшее поколение склоняется к интеллектуальным формам досуга, среднее поколение больше предпочитает к пляжному, пассивному отдыху, а молодежь наоборот, любит активный отдых. Русские туристы это не самое страшное зло, с которым вы можете столкнуться.

Система таймшер как перспективное направление развития...

Данная система появилась в Европе в середине 1960-х, и была запущена в США в 1969 году. В течение последующих нескольких десятилетий сомнительных продаж и частых обманов покупателей, привели к тому, что у людей осталось плохое впечатление о таймшере.

Создание архитектурно-ландшафтной среды и благоустройство...

Большинство существующих пляжей здравниц и санаториев были запроектированы согласно ВСН 23–75. «Ведомственные строительные нормы. Инструкция по планировке и застройке курортов и зон отдыха», нормативная площадь пляжей в расчете на одно место составляла

Исследование тенденций развития российского выездного туризма...

Растет интерес со стороны россиян не только к самой Италии, но и к находящимся в ее визовом пространстве карликовым государствам: Ватикану и

Привлекательным для все большего числа выезжающих на отдых в Европу наших соотечественников становится и еще один...

К вопросу о перспективах развития туристской индустрии Греции...

Пляжные курорты — это отдельная составляющая туристского предложения в Греции. Одно из таких прекрасных мест — это остров Скиатос с многочисленными пляжами.

Зимний вид отдыха «Парнас» — это привлекательное место для большинства афинян и туристов.

Брендинг как инструмент развития туристской индустрии...

Авторами рассмотрены конкурентные преимущества Калининградской области, исследованы ассоциации с Калининградом как самих калининградцев, так и жителей других регионов. Проведен сравнительный анализ логотипов, разработанных медиа-группой «Феномен» и...

Значение парковых зон для жителей городской среды

Парковые зоны и места отдыха являются сердцем города и играют значительную роль в жизни не только крупных

По статистическим наблюдениям деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине

В функции городских парков культуры и отдыха входит

Пространственная структура среды для активного отдыха на...

В большинстве случаев их территория включает основное здание, зону для отдыха

В западной проектной культуре достаточно развиты футурологические решения объектов с

Отдых на море имеет массу преимуществ и приносит огромную пользу каждому человеку.

Современное состояние и перспективы развития туристского...

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Похожие статьи

Сравнительная характеристика национальных особенностей...

Старшее поколение склоняется к интеллектуальным формам досуга, среднее поколение больше предпочитает к пляжному, пассивному отдыху, а молодежь наоборот, любит активный отдых. Русские туристы это не самое страшное зло, с которым вы можете столкнуться.

Система таймшер как перспективное направление развития...

Данная система появилась в Европе в середине 1960-х, и была запущена в США в 1969 году. В течение последующих нескольких десятилетий сомнительных продаж и частых обманов покупателей, привели к тому, что у людей осталось плохое впечатление о таймшере.

Создание архитектурно-ландшафтной среды и благоустройство...

Большинство существующих пляжей здравниц и санаториев были запроектированы согласно ВСН 23–75. «Ведомственные строительные нормы. Инструкция по планировке и застройке курортов и зон отдыха», нормативная площадь пляжей в расчете на одно место составляла

Исследование тенденций развития российского выездного туризма...

Растет интерес со стороны россиян не только к самой Италии, но и к находящимся в ее визовом пространстве карликовым государствам: Ватикану и

Привлекательным для все большего числа выезжающих на отдых в Европу наших соотечественников становится и еще один...

К вопросу о перспективах развития туристской индустрии Греции...

Пляжные курорты — это отдельная составляющая туристского предложения в Греции. Одно из таких прекрасных мест — это остров Скиатос с многочисленными пляжами.

Зимний вид отдыха «Парнас» — это привлекательное место для большинства афинян и туристов.

Брендинг как инструмент развития туристской индустрии...

Авторами рассмотрены конкурентные преимущества Калининградской области, исследованы ассоциации с Калининградом как самих калининградцев, так и жителей других регионов. Проведен сравнительный анализ логотипов, разработанных медиа-группой «Феномен» и...

Значение парковых зон для жителей городской среды

Парковые зоны и места отдыха являются сердцем города и играют значительную роль в жизни не только крупных

По статистическим наблюдениям деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине

В функции городских парков культуры и отдыха входит

Пространственная структура среды для активного отдыха на...

В большинстве случаев их территория включает основное здание, зону для отдыха

В западной проектной культуре достаточно развиты футурологические решения объектов с

Отдых на море имеет массу преимуществ и приносит огромную пользу каждому человеку.

Современное состояние и перспективы развития туристского...

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Задать вопрос