Ответственность за пропаганду и незаконную рекламу наркотиков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 декабря, печатный экземпляр отправим 16 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 28.12.2018

Статья просмотрена: 990 раз

Библиографическое описание:

Слесарев, М. В. Ответственность за пропаганду и незаконную рекламу наркотиков / М. В. Слесарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/238/53624/ (дата обращения: 02.12.2020).



Ключевые слова: антинаркотическое законодательство, пропаганда наркотиков, незаконная реклама наркотиков, криминализация.

Важной частью функционирования и роста современного наркорынка является пропаганда и незаконная реклама наркотиков. Современное российское законодательство содержит нормы, направленные на противодействие пропаганде и незаконной рекламе наркотиков. Так, в соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама наркотиков [4]. Статья 47 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещает пропаганду наркотиков [3]. Статья 6.13 КоАП РФ запрещает пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ и других запрещённых законом предметов [2]. Что касается уголовного законодательства, то Уголовный кодекс РФ не содержит составов преступлений, в которых предусмотрена уголовная ответственность за пропаганду или незаконную рекламу наркотиков.

В России не раз предлагалось ввести уголовную ответственность за пропаганду и незаконную рекламу наркотиков. Ю.П. Попова предлагает предусмотреть административную ответственность за пропаганду наркотиков только юридических лиц и уголовную — для физических [5, с. 122]. Р.Д. Шарапов, в свою очередь, видит необходимость в криминализации пропаганды наркотических средств и психотропных веществ, так как она способствует изготовлению и разработке новых наркотиков, а также их немедицинскому потреблению. Незаконная реклама наркотиков, по его мнению, должна квалифицироваться как склонение к потреблению наркотиков [7, с. 42]. А.И. Рарог против такой криминализации, так как считает, что она образует в УК РФ мёртвую норму, которая приведёт к злоупотреблениям со стороны правоприменителей [6]. Таким образом, вопрос о криминализации пропаганды и незаконной рекламы наркотиков является открытым.

В самом общем виде пропаганда — это распространение информации с целью сформировать определённое мнение. В конечном итоге пропаганда склоняет к определённому образу жизни, формирует то или иное мировоззрение.

Под пропагандой наркотиков следует понимать распространение сведений независимо от формы их представления о наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсоров или аналогах, новых потенциально опасных психоактивных веществах, растениях или их частях, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, направленное на формирование у неопределённого круга лиц положительного или терпимого отношения к наркотическим средствам, психотропным веществам, новым потенциально опасным психоактивным веществам, наркосодержащим растениям.

Примером пропаганды наркотиков является, например, распространение сведений о преимуществах и о пользе в использовании отдельных видов наркотических средств, психотропных веществ и наркотиков в целом. Так, на многих информационных ресурсах в открытом доступе размещены статьи о том, что лизергиновая кислота (ЛСД) улучшает умственные способности человека и т.п. К пропаганде также следует относить информацию о способах и «секретах» производства, переработки, изготовления, наркотиков; способах и методах безопасной или наиболее удобной перевозки и т.п. Таким образом, при пропаганде наркотиков до неопределённого круга лиц доносится информация, содержащая сведения, положительно характеризующие наркотики и наркоманию как образ жизни. Но сведений относительно того, где и у кого именно эти самые наркотики можно приобрести, в пропаганде не содержатся.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О рекламе», реклама — это информация, распространённая любым способом, форме и средствами неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.

Под незаконной рекламой наркотиков следует понимать распространение информации любым способом и в любой форме неопределённому кругу лиц сведений о местах, способе и иных сведений о приобретении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ, растений или их частях, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры. Таким образом, к незаконной рекламе наркотиков относится информация, которая направлена на привлечение внимания к наркотикам, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на наркорынке. При этом не имеет значения, называется ли конкретное место, адрес, интернет-сайт, номер телефона и т.п., главное, что лицо, которое ознакомилось с подобной информацией, получает реальную возможность совершить приобретение наркотиков.

Как видно из текста ст. 6.13 КоАП РФ, пропаганда наркотиков рассматривается вместе с их незаконной рекламой. Данные действия, как правило, упоминаются вместе, как альтернативные действия в составе одной диспозиции. Неужели они имеют одинаковую степень общественной опасности?

И пропаганда, и реклама могут вызвать у человека желание, стремление к потреблению наркотиков. Но реклама вместе с этим побуждает людей к приобретению наркотиков у конкретных сбытчиков. Разумеется, общественная опасность того или иного действия зависит также и от способа его совершения. Очевидно, что пропаганда наркотиков в массовых скоплениях людей опаснее, чем их незаконная реклама, совершённая, например, путём нанесения надписи в виде наименования магазина, который занимается сбытом наркотических средств. Тем не менее, последствия незаконной рекламы наркотиков опаснее для общества, так как именно реклама непосредственно приводит к совершению таких преступлений, как незаконные сбыт и приобретение наркотиков. Именно эти преступления составляют основу наркопреступности и приводят к росту количества наркозависимых лиц. Таким образом, фактором, который обуславливает повышенную общественную опасность незаконной рекламы наркотиков, является её более тесная связь с совершением наркопреступлений, чем у пропаганды.

Текущая наркоситуация в Российской Федерации говорит о необходимости принятия мер, в том числе законодательных, направленных на уменьшение количества лиц, склонных потреблять наркотики. Поэтому предлагаются следующие изменения в антинаркотическое законодательство России:

1) Внести следующие изменения в ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»:

– в части 1 ст. 46 закрепить понятие пропаганды наркотиков, под которой следует понимать распространение сведений независимо от формы их представления о наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах, новых потенциально опасных психоактивных веществах, растениях или их частях, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, направленное на формирование у неопределённого круга лиц положительного или терпимого отношения к наркотическим средствам, психотропным веществам, новым потенциально опасным психоактивным веществам, наркосодержащим растениям;

– в части 2 ст. 46 закрепить понятие рекламы наркотиков, под которой следует понимать распространение информации любым способом и в любой форме неопределённому кругу лиц сведений о местах, способе и иных сведений о приобретении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества;

2) из диспозиции ст. 6.13 КоАП РФ исключить запрет на рекламу наркотиков, оставив лишь запрет на пропаганду;

3) ввести в Уголовный кодекс РФ статью, предусматривающую уголовную ответственность за незаконную рекламу наркотиков. В качестве квалифицирующего признака следует закрепить совершение данного деяния с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 3 октября 2018 г.) // СЗРФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 11 октября 2018 г.) // СЗРФ. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
  3. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2017 г.) // СЗРФ. — 1998. — № 2. — Ст. 219.
  4. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (в ред. от 1 октября 2018 г.) // СЗРФ. — 2006. — № 12. — Ст. 1232.
  5. Попова Ю.П. О проблемах склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, а также правовой оценке действий лица, сбывающего наркотик в ходе проверочной закупки // Учёные записки. Сборник научных трудов Института государства и права: сб. науч. ст. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. Вып. 8. С. 115-125.
  6. Рарог А.И. Качество уголовного закона: проблемы Особенной части. Монография. — М.: Проспект, 2017. — 417 с.
  7. Шарапов Р.Д. Актуальные вопросы уголовно-правовой оценки преступного оборота наркотических средств и психотропных веществ // Проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Тюменской области. Материалы международной научно-практической конференции. Май 2001 г. Тюмень: Изд-во Тюмен. юрид. ин-та МВД России, 2002. С. 40-43.
Основные термины (генерируются автоматически): незаконная реклама наркотиков, пропаганда наркотиков, вещество, средство, неопределенный круг лиц, пропаганда, незаконная реклама, приобретение наркотиков, распространение информации, РФ.


Ключевые слова

криминализация, антинаркотическое законодательство, пропаганда наркотиков, незаконная реклама наркотиков

Похожие статьи

Ответственность за пропаганду и незаконную рекламу...

Статья готовится к публикации. антинаркотическое законодательство, пропаганда наркотиков, незаконная реклама наркотиков, криминализация. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Ответственность за пропаганду и незаконную рекламу...

Статья готовится к публикации. антинаркотическое законодательство, пропаганда наркотиков, незаконная реклама наркотиков, криминализация. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Ответственность за пропаганду и незаконную рекламу...

Статья готовится к публикации. антинаркотическое законодательство, пропаганда наркотиков, незаконная реклама наркотиков, криминализация. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Ответственность за пропаганду и незаконную рекламу...

Статья готовится к публикации. антинаркотическое законодательство, пропаганда наркотиков, незаконная реклама наркотиков, криминализация. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Противодействие контркультуре наркотизма в России

− сведения, часто мифические, о свойствах наркотиков, о растениях, содержащих наркотические вещества, о местах, где можно приобрести семена этих растений, о рецептах кустарного изготовления наркотиков, о странах, в которых продаются периодические издания...

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных...

Библиографическое описание: Алиев А. Н. Незаконный оборот наркотических средств и

Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более

Еще никогда в истории проблема немедицинского потребления наркотических средств и...

незаконный оборот наркотиков, сфера противодействия...

Одной из причин распространения наркотиков среди населения, является их легкая доступность, их без труда можно приобрести в ночных клубах, на дискотеках и даже в общественных местах. Еще одним фактором является целенаправленная деятельность...

Некоторые вопросы законодательного обеспечения...

7. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие/ под ред. А. Н. Сергеева.

Уголовная ответственность за незаконное потребление наркотических средств существовала. Изначально потребление наркотиков не...

Проблема наркомании в России | Статья в журнале...

На принципе приоритетности мер потребления наркотических средств и психотропных

Удельный вес нелегально ввозимых в Россию наркотиков в общем объеме незаконного

Почти 80 % потребителей наркотиковлица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и...

Похожие статьи

Ответственность за пропаганду и незаконную рекламу...

Статья готовится к публикации. антинаркотическое законодательство, пропаганда наркотиков, незаконная реклама наркотиков, криминализация. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Ответственность за пропаганду и незаконную рекламу...

Статья готовится к публикации. антинаркотическое законодательство, пропаганда наркотиков, незаконная реклама наркотиков, криминализация. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Ответственность за пропаганду и незаконную рекламу...

Статья готовится к публикации. антинаркотическое законодательство, пропаганда наркотиков, незаконная реклама наркотиков, криминализация. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Ответственность за пропаганду и незаконную рекламу...

Статья готовится к публикации. антинаркотическое законодательство, пропаганда наркотиков, незаконная реклама наркотиков, криминализация. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Противодействие контркультуре наркотизма в России

− сведения, часто мифические, о свойствах наркотиков, о растениях, содержащих наркотические вещества, о местах, где можно приобрести семена этих растений, о рецептах кустарного изготовления наркотиков, о странах, в которых продаются периодические издания...

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных...

Библиографическое описание: Алиев А. Н. Незаконный оборот наркотических средств и

Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более

Еще никогда в истории проблема немедицинского потребления наркотических средств и...

незаконный оборот наркотиков, сфера противодействия...

Одной из причин распространения наркотиков среди населения, является их легкая доступность, их без труда можно приобрести в ночных клубах, на дискотеках и даже в общественных местах. Еще одним фактором является целенаправленная деятельность...

Некоторые вопросы законодательного обеспечения...

7. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие/ под ред. А. Н. Сергеева.

Уголовная ответственность за незаконное потребление наркотических средств существовала. Изначально потребление наркотиков не...

Проблема наркомании в России | Статья в журнале...

На принципе приоритетности мер потребления наркотических средств и психотропных

Удельный вес нелегально ввозимых в Россию наркотиков в общем объеме незаконного

Почти 80 % потребителей наркотиковлица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и...

Задать вопрос