Анализ конституционных основ единого правового пространства Российской Федерации на примере зарубежных стран | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 24.12.2018

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Ткаченко А. А. Анализ конституционных основ единого правового пространства Российской Федерации на примере зарубежных стран // Молодой ученый. — 2018. — №51. — С. 153-156. — URL https://moluch.ru/archive/237/55144/ (дата обращения: 17.09.2019).



В статье исследуются такие термины, как «правовое государство», «единое правовое пространство», их использование в конституционно-правовых нормах разных стран. Конституционная практика государств ближнего и дальнего зарубежья показывает как схожие черты, так и отличительные особенности в конституционно-правовом регулировании единого правового пространства. Проведенный анализ позволил определить недостатки отечественного конституционно-правового закрепления основ единого правового пространства и сформулировать предложения по их устранению.

Ключевые слова: единое правовое пространство, правовое государство, конституция.

Важнейшей характеристикой конституционного строя нашего государства является провозглашение в ст. 1 Конституции Российской Федерации [4] России правовым государством. Несмотря на указанную характеристику, новизну для отечественной правовой системы термина «правовое государства», содержание последнего в тексте основного закона нигде не раскрывается. С одной стороны, внедрение нового понятия в конституционно-правовое поле Российского государства было бы целесообразным сделать через нормативное закрепление соответствующей дефиниции, с другой стороны, надо полагать, что на тот момент это было объективно затруднено и могло бы породить серьезные дискуссии.

Думается, что более логичным было бы развить положение о том, что Российская Федерация является правовым государством в последующих статьях первой главы Конституции Российской Федерации, как это сделано, например, применительно к такой основе конституционного строя как федеративное государство. Учитывая, что на момент принятия Конституции Российской Федерации термин «правовое государство» был известен лишь представителям юридического сообщества, он не был доступен для понимания общественности. Как следствие, не стал он понятен и в последующем. Более того, представляется, что и в настоящее время, когда мы размышляем о правовом государстве не то, чтобы в широких массах, а в юридических кругах, скорее возникает больше вопросов, нежели ответов о том, что оно конкретно собой представляет, какие показатели ему присущи и когда оно может быть построено. А, как известно, нечеткие представления о желаемом не дадут конкретного результата.

Для построения правового государства одной из первостепенных задач является создание и обеспечение единства правового пространства на всей территории страны. Учитывая, что наше государство является федеративным, а правовая система двухуровневой, указанная задача приобретает особую сложность и требует больших усилий для ее решения.

Построению и поддержанию единого правового пространства служит создание основанного на конституционных нормах механизма обеспечения единства правового пространства. К сожалению, в самой Конституции Российской Федерации нет ни то чтобы указанного механизма, но и не упоминается и само понятие правового пространства. При этом стоит обратить внимание, что в ч. 1 ст. 8 говорится о единстве экономического пространства. Несмотря на это, мы можем говорить о том, что определенные конституционные положения указывают на те органы государственной власти, полномочия которых направлены на обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства.

Требует отдельного изучения вопрос действия российского законодательства на территории Республики Крым, поскольку имеются факты избирательного действия права в новых субъектах Российской Федерации. Мокрушин В. И. приводит такой пример в статье «Некоторые проблемы рассмотрения арбитражных дел в республике Крым с участием банков Украины» [8].

Исследование конституционных основ единого правового пространства Российской Федерации будет более комплексным с использованием сравнительно-правого анализа отечественного и зарубежных подходов относительно изучаемого явления.

Конституционная практика зарубежных государств демонстрирует разные подходы.

Обычно определение «правовое государство» в конституциях имеет форму констатации: говорится, что данная страна (например, Беларусь) является правовым государством. Какие-либо признаки не указываются. Такова формулировка и в Конституции Российской Федерации, признаки правового государства в отличие от социального (ст. 7) не названы. В конституциях почти всех стран Востока, даже новейших, термина «правовое государство», «единое правовое пространство» нет, хотя идеи правопорядка и верховенства права в них выражены отчетливо (например, даже в ст. 9 Конституции Королевства Бутан 2009 года).

Интерес представляет более детальный анализ положений конституций разных стран, как ближнего, так и дальнего зарубежья. Использование метода сравнительного правоведения способствует выявлению не только различий, но и закономерностей. Как отмечает, А. В. Кресин, что становление сравнительного правоведения выступило результатом дифференциации общего учения о праве в конце XVIII — начале XIX вв., развития политико-правовых реалий того времени, а также влияния развития сравнительной методологии в гуманитарных науках (в частности, языкознании) [7, 8].

Конституция Республики Беларусь, принятая 15 марта 1994 года [2], в ст. 1 провозглашает Беларусь правовым государством. Однако, аналогично отечественной Конституции, не раскрывает данное понятие, как и не упоминает его больше в последующем. В конституционно-правовых нормах не упоминается о едином правовом пространстве. Вместе с тем, ст. 7 Конституции Беларуси обязывает государство, его органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Если какие-либо правовые акты признаются противоречащими нормам Конституции, то тогда они считаются не имеющими юридической силы. По сути, данное положение является составной частью механизма обеспечения единого правового пространства. Отдельно также стоит отметить, что ст. 8 Конституции Республики Беларуси закрепляет правило, согласно которому не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года [3] в ст. 1 провозглашает, что Республика Казахстан является правовым государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Содержание термина «правовое государство» в Конституции РФ не раскрывается.

Конституция Республики Украины, принятая 28 июня 1996 года [4] в ст. 1 закрепила, что Украина является правовым государством. Данный термин не раскрывается. В продолжение данного положения в ст. 8 провозглашен принцип верховенства права, а ст. 19 предусматривает, что правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Тем самым, стоит отметить, что в украинском конституционном законодательстве прослеживается общий для стран СНГ подход, согласно которому закрепляется правовое государство в качестве одной из основ конституционного строя, но при этом данный термин непосредственно не раскрывается.

Особый интерес представляет обращение к западноевропейским государствам. В частности, интерес представляет конституционное законодательство Германии, являющейся федеративным государством, как и Россия.

История показывает, что концепция правового государства в странах континентальной Европы возникла и действует достаточно давно: в Германии она выражается термином Rechtsstaat, а во Франции — понятием Etat de droit. Возникновение понятия правового государства относится к рубежу XVIII-XIX веков. Впоследствии оно развивалось и совершенствовалось, постепенно модифицировалось и его основное предназначение [6].

В Германии, насколько удалось установить, отчетливые предпосылки этого термина содержались в ч. 3 ст. 20 Основного закона ФРГ 1949 года [10]. В ней говорилось, что «законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — законом и правом». Однако термина «правовое государство» в Конституции ФРГ не было, в Основной Закон ФРГ он был включен в 1992 г. в связи с закреплением конституционно-правового формата отношений Германии с Европейским Союзом [1].

Конституционные принципы сформулированы в нормах Основного закона ФРГ 1949 года. В их числе положения как о федеративном устройстве государства, его демократическом характере, так и о правовом, социальном государстве. В рамках обеспечения соблюдения Основного закона ФРГ и немецкого федерального законодательства Конституция Германии предусматривает приоритет норм Основного закона. Конституции земель могут лишь в небольшой степени отклоняться от положений Основного закона ФРГ, как в сфере обеспечения основных прав и свобод, так и в определении государственного устройства, что продиктовано положениями ч. 1 ст. 28 Основного закона, предусматривающей, что конституционное устройство в германских землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического, социального, правового государства в духе Основного закона ФРГ [11]. Статья 31 Конституции Германии предусматривает, что при наличии противоречия между Основным законом ФРГ и конституциями германских земель приоритет имеют нормы Основного закона «как федерального права».

В конституциях некоторых стран и вовсе отсутствуют положения, провозглашающие государство в качестве правового государства, а также положения об обеспечении единого правового пространства, что при этом не означает отсутствие соответствующих характеристик.

К числу таких государств относится Франция. Системность правового государства опирается на конституцию и парламент, что было осуществлено во Франции путем революции 1789 года. Некоторые французские юристы считают, что в специфических условиях Франции, где в Конституции нет положения о правовом государстве, Конституционный совет Франции есть воплощение правового государства.

Конституция Итальянской Республики, принятая 22 декабря 1947 года не содержит понятия «правовое государство». В главе 1, посвященной основным принципам, делается основной акцента на права и свободы, принадлежащие гражданам. При этом провозглашается неотъемлемый характер прав и свобод. Представляется, что несмотря на отсутствие упоминания самого термина «правовое государство», характер положений позволяет говорить о том, что государственная политика направлена на обеспечение соблюдения единства правового пространства в деятельности как государства, так и иных субъектов права.

Проведенное исследование анализа конституционных основ единого пространства Российской Федерации и зарубежных стран позволяет сделать ряд выводов, направленных на совершенствование действующего законодательства.

  1. Исследование конституционного опыта зарубежных стран свидетельствует, что государства, как ближнего, так и дальнего зарубежья, используют схожие подходы в правовом регулировании правового государства, единого правового пространства, что и в Российской Федерации.
  2. Для создания правовых основ обеспечения единого правового пространства необходимо в конституционном порядке строго определить иерархию источников права в государстве. Представляется, что является недостатком то, что в Конституции Российской Федерации отсутствует специальная норма, которая бы четко определила приоритет норм Конституции России перед нормами международного права. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации данную проблему не разрешает, так как в ней говорится о законах, но ничего не сказано о самой Конституции Российской Федерации. Заслуживает внимания опыт Республики Беларусь, в которой содержится специальная норма, предусматривающая, что «не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции». Необходимо соответствующее положение включить и в Конституцию Российской Федерации. Безусловно, целесообразно это сделать в ст. 15 Основного закона России. Однако это не представляется возможным, так как потребуется пересмотр Конституции России. С учетом этого, видится возможным включить специальную норму в ст. 125 Конституции Российской Федерации, в которой определены полномочия Конституционного Суда Российской Федерации о проверке конституционности международных договоров.

Литература:

  1. Андриченко Л. В., Боголюбов С. А., Васильев В. И. и др. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): монография (под ред. Т. Я. Хабриевой). — М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», ИД «Юриспруденция», 2013.
  2. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года // http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus
  3. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года // http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution.
  4. Конституция Республики Украины от 28 июня 1996 года // http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/konstukr.htm.
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  6. Кравец И. А. Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса. — М.: «Юстицинформ», 2016.
  7. Кресін О. В. Критерії при вивченні генези порівняльного правознавства // Право України. 2011. № 8.
  8. Кресин А. В., Саломатин А. Ю. Сравнительное правоведение: учебн.-метод. пособие: В 2 ч. — Ч. 2: Динамика развития сравнительного правоведения (Oleksiy Kresin, Aleksey Salomatin. Dynamics of the Development of Comparative Jurisprudence). — Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. — 96 с.
  9. Мокрушин В. И. Некоторые проблемы рассмотрения арбитражных дел в республике Крым с участием банков Украины // Власть Закона. 2017. № 1. С. 187.
  10. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года // https://worldconstitutions.ru/?p=155.
  11. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 2. Правовые системы Западной Европы (под ред. В. И. Лафитского). — М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, Российская Федерация, единое правовое пространство, Основной закон ФРГ, Конституция, правовое пространство, Беларусь, конституционный строй, дальнее зарубежье, специальная норма.


Похожие статьи

Конституционные принципы правового государства в странах...

На сегодняшний день остается актуальным вопрос о реализации конституционных принципов в странах Европейского Союза. Каждое правовое государство закрепляет их в основополагающих актах. Одним из основополагающих актов является Конституция.

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства...

Конституция Российской Федерации [1] в статье 1 провозглашает Россию правовым государством, определяя, что это одна из основ конституционного строя. Однако более в тексте отечественного основного закона нигде не раскрывается содержание правового...

Конституционное право и конституционное законодательство...

В Конституции РК нормативные правовые акты не разделены на основные и производные, но идея

По логике только нормы Конституции не могут служить достаточным основанием и

Смысл выделения «основных» нормативных правовых актов заключается в том, что в них...

Конституционный строй — центральный институт российского...

Правовой характер российского конституционного строя следует понимать таким образом, что

В-третьих, это важнейший политико-правовой институт конституционного права, нормы которого

В-пятых, отразить и зафиксировать приверженность Российского государства...

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

Проводитсясравнительно-правовой анализ конституционно-правовых механизмов

Федеративная Республика Германия (ФРГ) является с точки зрения Теории государства и

Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской...

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного

Проблема правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации в настоящее

Из приведенных выше правовых норм можно сделать вывод, что правовая позиция и само...

Конституционное право о «достоинстве личности» в РФ и ФРГ

Конституционноправовая теория и практика ФРГ исходят из того, что требование неприкосновенности человеческого достоинства проявляется в невозможности отчуждения, лишения и ограничения права всякого человека на соблюдение его достоинства.

Система государственного устройства России | Статья в журнале...

Ядро данной правовой системы составляют Конституция Российской Федерации и законы, принимаемые российским парламентом или

Например, субъекты таких федераций как Российская Федерация, Республика Индия или Федеративная Республика Германия...

Формы участия конституционных судов зарубежных стран...

Однако, сравнительно-правовой анализ иностранного законодательства позволил выявить основные

Нормы Основного закона Федеративной Республики Германии не так строги

вне службы нарушит принципы Основного закона или посягнет на конституционный строй...

Основные гарантии исполнения решений Европейского суда по...

Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации...

Похожие статьи

Конституционные принципы правового государства в странах...

На сегодняшний день остается актуальным вопрос о реализации конституционных принципов в странах Европейского Союза. Каждое правовое государство закрепляет их в основополагающих актах. Одним из основополагающих актов является Конституция.

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства...

Конституция Российской Федерации [1] в статье 1 провозглашает Россию правовым государством, определяя, что это одна из основ конституционного строя. Однако более в тексте отечественного основного закона нигде не раскрывается содержание правового...

Конституционное право и конституционное законодательство...

В Конституции РК нормативные правовые акты не разделены на основные и производные, но идея

По логике только нормы Конституции не могут служить достаточным основанием и

Смысл выделения «основных» нормативных правовых актов заключается в том, что в них...

Конституционный строй — центральный институт российского...

Правовой характер российского конституционного строя следует понимать таким образом, что

В-третьих, это важнейший политико-правовой институт конституционного права, нормы которого

В-пятых, отразить и зафиксировать приверженность Российского государства...

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

Проводитсясравнительно-правовой анализ конституционно-правовых механизмов

Федеративная Республика Германия (ФРГ) является с точки зрения Теории государства и

Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской...

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного

Проблема правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации в настоящее

Из приведенных выше правовых норм можно сделать вывод, что правовая позиция и само...

Конституционное право о «достоинстве личности» в РФ и ФРГ

Конституционноправовая теория и практика ФРГ исходят из того, что требование неприкосновенности человеческого достоинства проявляется в невозможности отчуждения, лишения и ограничения права всякого человека на соблюдение его достоинства.

Система государственного устройства России | Статья в журнале...

Ядро данной правовой системы составляют Конституция Российской Федерации и законы, принимаемые российским парламентом или

Например, субъекты таких федераций как Российская Федерация, Республика Индия или Федеративная Республика Германия...

Формы участия конституционных судов зарубежных стран...

Однако, сравнительно-правовой анализ иностранного законодательства позволил выявить основные

Нормы Основного закона Федеративной Республики Германии не так строги

вне службы нарушит принципы Основного закона или посягнет на конституционный строй...

Основные гарантии исполнения решений Европейского суда по...

Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации...

Задать вопрос