Государственная поддержка инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 25.12.2018

Статья просмотрена: 385 раз

Библиографическое описание:

Пономарева Г. Т., Рафикова А. Р. Государственная поддержка инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в России // Молодой ученый. — 2018. — №51. — С. 269-273. — URL https://moluch.ru/archive/237/55104/ (дата обращения: 17.09.2019).



Инновационный путь развития экономики связан с тесным взаимодействием современной науки и предпринимательства. Сектор малого и среднего предпринимательства активно принимает участие в инновационной деятельности. Для формирования зрелого инновационного рынка необходимо содействие государства и создание поддерживающей инфраструктуры.

Ключевые слова: инновации, инфраструктурная поддержка, малое и среднее предпринимательство, инновационное развитие.

Innovative development of the economy is bonded with the close interaction between modern science and entrepreneurship. The sector of small and medium enterprises is actively involved in innovation processes. To development a mature innovation market, there are need the state support and to create a supporting infrastructure.

Key words: innovations,infrastructure of support, small and medium entrepreneurship,innovative development.

Переход экономики на инновационный путь развития сопряжен с необходимостью решения ряда сложных задач системного характера. Инновационный тип экономики основывается на использовании в производстве новейших достижений науки и техники, экспорте высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью. Для данного типа экономики, в отличие от традиционного (индустриального) типа, характерна большая доля интеллектуального труда разработчиков в общей прибыли по сравнению с материальными затратами.

Основная проблема в инновационной деятельности связана с финансированием и поиском капитала. Главным аргументом при привлечении инвестиций является то, что новые технологии являются чуть ли не единственным способом достижения высокого долгосрочного дохода. Результаты исследований, указывают на прямую зависимость экономического роста от технологического и институционального развития, а также макроэкономической среды [6, с. 27].

Модель инновационного развития экономики была выдвинута ещё в 20-е годы XX в. Йозефом Шумпетером и предполагает, что всегда находятся такие предприниматели, которых не устраивает получение средней прибыли. Ради её увеличения они готовы к большим рискам и инвестициям в новые технологии. Теоретически, конкурентная среда развитых рынков с низкой нормой прибыли должна являться хорошей мотивацией для использования технологических инноваций. Тем не менее, как показывает опыт западных стран, одних лишь рыночных механизмов недостаточно для активной инновационной деятельности, поэтому есть необходимость в мерах стимуляции и государственной поддержке. В странах с развитой экономикой сформированы целостные системы комплексной поддержки и стимулирования инновационных процессов, которые включают в себя широкий спектр инструментов прямого и косвенного воздействия. Лидерами в этой области традиционно считаются: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция. В последнее время к ним можно также добавить Южную Корею, Израиль, Китай.

С 2011 г. в России действует, утвержденная Правительством РФ «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». В рамках данной программы реализуется много проектов, направленных на формирование инфраструктуры инноваций, развития эффективной науки, развитие инновационного бизнеса, в том числе поддержка инновационных малых и средних предприятий [1, 2, 3].

Россия активно заимствует опыт развитых стран по поддержке и стимулированию инновационной деятельности среди малых и средних предприятий, т. к. имеет хорошие перспективы развития в данном направлении. Традиционно конкурентными преимуществами России для развития инновационной деятельности считаются: высокий научный потенциал (по некоторым оценкам около 10–12 % от мирового) [6, с.13]; развитая система научно-исследовательских учреждений, высокий уровень подготовки инженерных специалистов и естественно-научного профиля, активное участие государства в научно-исследовательской и инновационной деятельности. С другой стороны есть ряд факторов, замедляющих развитие инновационных технологий, среди которых: низкая предпринимательская инициатива, невосприимчивость предприятий реального сектора к инновациям; недостаточно развитая инфраструктурная поддержка инновационного развития, особенно применительно к малому и среднему предпринимательству (МСП), техническая и технологическая отсталость многих отраслей отечественной промышленности, неэффективность мер по защите интеллектуальных прав. Поэтому, при оценке положения в российской инновационной сфере необходимо уделять внимание не только её научно-кадровому потенциалу, но и усилить предпринимательскую составляющую (см. рис.1).

Рис. 1. Взаимодействие науки и предпринимательства

Инновационная деятельность зачастую сталкивается с проблемами финансирования. Особенно это касается малых и средних предприятий. Им трудно привлечь необходимые финансовые ресурсы в свои проекты, т. к. инвестиции в новые разработки несут в себе большие риски, ведь далеко не все инновационные проекты дают результаты, приносящие прибыль своим инвесторам. Наличие в России других видов высокодоходного бизнеса, таких как торговая, финансовая деятельность, а также относительно высокие проценты по депозитам — все это снижает интерес к инновационным проектам с непредсказуемыми результатами. Такое положение дел при отсутствии стимулирующих мер со стороны государства приведет к уменьшению количества инновационных проектов, имеющих коммерческий потенциал.

В силу объективных обстоятельств, например, из-за непредсказуемости результатов и связанной с этим рисками, инновационная деятельность не всегда может регулироваться рыночными механизмами, а также в силу того, что технологические изменения несут в себе перемены и прогресс для общества в целом, роль государства в поддержке инновационной деятельности особенно важна. В основном поддержка выражается в создании благоприятных условий для предприятий, работающих в области новых технологий: создание нормативно-правовой базы, регулирующей инновационные процессы, прямое финансирование проектов, создание соответствующей инфраструктуры.

В России вмешательство государственного сектора в инновационные процессы происходит более активно, чем в других странах. Это связано с тем, что даже в постсоветское время, государство традиционно сохраняет ведущую роль в области научных исследований и разработок. Частный капитал в большей части ориентирован на быструю самоокупаемость в краткосрочной либо среднесрочной перспективе, поэтому для перехода к инновационной модели развития влияние государства возрастает ещё больше.

Приоритетными задачами для вовлечения в инновационные процессы малых и средних предприятий России являются:

‒ системный подход в создании инфраструктурной поддержки. То есть все принимаемые и реализуемые в связи с этим меры (финансирование, техническая и материальная поддержка, льготное налогообложение, помощь в регистрации патентов на изобретение и др.) должны быть согласованы и комплексны;

‒ выделение наиболее приоритетных направлений инновационной деятельности. Например, актуальными для современного общества являются разработки в области энергосберегащих технологий, экологических вопросов, в особенности мусороперерабатывающих технологий, повышение производительности труда за счет автоматизации и робототизации и развитие информационных технологий и т. д;

‒ углубление сотрудничества между частными предприятиями и научно-исследовательскими организациями: привлечение частного капитала к научным разработкам, стимулирование научных институтов на проведение исследований прикладного характера и др.;

‒ ведение реестра инновационной и изобретательской деятельности по международным стандартам.

Процесс перехода к инновационному методу развития может проходить путем создания малых инновационных предприятий, которые в качестве уставного капитала будут вносить объекты интеллектуальной собственности. Наличие такой возможности особенно важно для субъектов МСП с ограниченными материальными ресурсами. Хотя здесь и существует трудность в корректной оценке таких объектов.

Важнейшими инструментами государственного регулирования, которые можно было бы использовать в целях стимулирования инновационной деятельности МСП являются:

‒ снижение налоговых ставок для инновационных субъектов МСП, упрощение ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, создание льгот для инвестиционного капитала в научно-технический сектор, в том числе из-за рубежа;

‒ поддержка МСП в вопросах регистрации и защиты интеллектуальной собственности. Для этого можно применять специальные патентные сборы, создавать специальные центры по продвижению патентов за рубежом, расширить перечень предоставляемых консультаций и информационных услуг и т. д.;

Использование вышеуказанных и других подобных механизмов поможет сформировать инновационную инфраструктуру, развить рынок патентных изобретений, обеспечит благоприятные условия для развития инновационных субъектов МСП.

Вопрос создания инновационной инфраструктуры важен прежде всего для малых и средних предприятий, т. к. именно они чаще всего испытывают дефицит в ресурсах, необходимых для развития. На начальных этапах деятельности предприятий малого и среднего бизнеса нужна любая помощь: информационно-консультационная, техническо-материальная, финансовая и др. Как показывает опыт других стран, развитость инфраструктуры имеет самое непосредственное прямое влияние для инновационного развития МСП. По мнению специалистов, инфраструктурная поддержка является катализатором долгосрочного развития инновационного роста МСП. При этом важнейшими элементами инновационной инфраструктуры становятся ее институциональные, образовательные, финансовые, информационные и другие компоненты[6].

Инфраструктурная поддержка инновационной деятельности коррелирует и в чем-то совпадает с общей инфраструктурой поддержки субъектов МСП. Основные направления её формирования см. в таблице 1.

Таблица 1

Основные направления формирования инфраструктуры поддержки инновационной деятельности МСП.

1

Создание инновационных бизнес-инкубаторов, научно-технических парков, центров прототипирования, центров патентной информации и т. д. с соответствующим имущественным, техническим и финансовым обеспечением.

2

Помощь в процессе инкубации малых инновационных предприятий, функционирующих в рамках инновационных инкубаторов. Здесь прежде всего важна поддержка опытных и профессиональных наставников.

3

Создание и совершенствование консультационной инфраструктуры. Малым и средним предприятиям, работающим в инновационной сфере, важно получать поддержку не только в технологических процессах. Но и в других областях (маркетинг, вопросы патентования, инжиниринг и др.).

4

Формирование экспертного компонента для инфраструктуры, спрос на который будет расти при привлечении к финансированию инновационной деятельности частного капитала.

5

Постепенное увеличение коммерческой составляющей в функционировании инфраструктуры, в том числе через механизм государственно-частного партнерства. Это позволит повысить ее эффективность и снизить уровень коррупции.

Источник: составлено автором на основе данных [5].

Отдельно хотелось бы отметить важность создания информационно-консультационных служб (ИКС), для малых и средних предприятий, работающих в регионах России в аграрном секторе. Являясь частью информационной инфраструктурной поддержки, ИКС смогут оперативно доводить до предпринимателей самую актуальную научную, технологическую и рыночную информацию, с помощью консультаций оказывать им содействие в освоении инновационных разработок и передового сельскохозяйственного опыта [4, с.20].

Эффективность деятельности ИСК можно оценить по следующей формуле:

Q = D— Z,

где

Q — эффект от функционирования ИКС

D — доход (поступления денежных средств) от деятельности консультантов

Z — расход (суммарные затраты) на информационно-консультационные услуги [5, с.24].

Общим критерием эффективности от деятельности информационно-консультационных служб является рост рентабельности обслуживаемых предпринимателей.

Инновационная инфраструктура тесно взаимосвязана с вопросами квалификации кадров, организации информационной поддержки и др.

Инфраструктура образования и подготовки кадров является одним из ключевых компонентов инновационных процессов. Подготовленный соответствующим образом персонал становится двигателем новых идей и технологий. Повышение качества образования и совершенствование образовательной инфраструктуры способствует повышению роли человеческого капитала, продвижению высокотехнологических процессов, подготовке квалифицированных управленцев, что особенно актуально для сектора МСП.

Информационная поддержка связана вопросами создания информационных сетей, единого информационного пространства, доступа малого и среднего бизнеса к информации. Все это будет иметь положительный эффект для научных исследований, разработок, патентной деятельности. Совершенствования в информационной сфере включает в себя следующие мероприятия:

‒ создание системы по обмену информацией между малыми и средними инновационными предприятиями, научными центрами, органами власти и разными структурами инфраструктурной поддержки МСП;

‒ формирование федеральной сети информационных баз, служащих для содействия инновационной экономики;

‒ предоставление для инновационных предприятий малого и среднего бизнеса доступа к информационным данным патентных организаций на безвозмездной основе и т. д.

В заключение хотелось бы отметить, что для развития инновационных процессов важна не только поддержка государства, но и готовность к принятию новых технологий у общества в целом, а также активные действия деловых кругов. Формирование здоровой конкуренции, цивилизованного инновационного рынка, повышение культуры деловой этики, соблюдение прав интеллектуальной собственности — всё это является залогом успеха в формировании инновационной экономики.

Литература:

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 10.12.2018)
  2. Об инновационном развитии в России. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Правительств России. URL http://government.ru/info/19839/ (дата обращения 10.12.2018)
  3. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/#ixzz5ZHeL4Sfr (дата обращения 08.12.2018)
  4. Зверев В. В. Развитие информационной инфраструктуры предпринимательской деятельности URL http://www-old.vstu.ru/research/avtoreferat/2011/zverev.pdf (дата обращения 05.10.2018)
  5. Равнянский А. К., Таланцев В. И. Малое инновационное предпринимательство в России на современном этапе: проблемы и пути развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, № 6 (2016) URL http://naukovedenie.ru/PDF/134EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ (дата обращения 10.12.2018).
  6. Recommendations for Strengthening the Role of Innovative Small and Medium-sized Enterprises in Countries of the Commonwealth of Independent States// Prepared by the Division for Certain Countries in Europe and Asia WIPO (World Intellectual Property Organization)2010 URL https://www.wipo.int/publications/ru/details.jsp?id=4116&plang=EN
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, среднее, инфраструктурная поддержка, инновационная инфраструктура, инновационное развитие, Россия, предприятие, малый, интеллектуальная собственность, частный капитал.


Похожие статьи

Государственная поддержка инновационной деятельности

- содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферу технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции...

Ватаман И. В. Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития [Текст]

Неразвитость сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой

инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, инновационное развитие...

О поддержке инновационной деятельности в субъектах...

Перспективы экономического роста России в первую очередь связаны с совершенствованием научной и технической базы и выходом на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией, усилением степени государственной поддержки наукоемких сфер национальной экономики...

Государственная поддержка инновационной деятельности...

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная поддержка инновационной деятельности, развитие инновационной деятельности. Одним из главных курсов государственной инновационной политики, которое служит немаловажным условием на пути...

Направления развития деятельности малых инновационных...

Данная статья посвящена рассмотрению направлений развития деятельности МИП. Ключевые слова:МИП, инновационная деятельность, трансфер технологий. Институт инноваций инфраструктуры и инвестиций вместе с фондом «Общественное мнение» оценили качество...

Инновационное предпринимательство в России: положение...

Инновационное предпринимательство в России: положение среди мировых лидеров

Наибольшая инновационная активность характерна для предприятий иностранной и

В России система поддержки инновационного предпринимательства только формируется.

Аспекты изучения инновационных инфраструктур

«Инфраструктура инновационной деятельности — совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и функционирования инновационных процессов».

Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной...

Кроме того, в России малые и средние предприятия считаются менее инновационными по сравнению с их европейскими коллегами. - Крупные компании в странах ЕС характеризуются, как гораздо более инновационные по сравнению с аналогичными в России.

Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса

Мировой опыт свидетельствует о том, что господствующее положение крупного бизнеса в инновационных процессах не приводит к исчезновению средних и мелких предприятий и даже не влечет за собой снижения их значимости.

Проблемы инновационного развития России

Проблемы инновационного развития России. Авторы: Лукьянова Анна Юрьевна, Погосян Лусине

Россия, инновационная экономика, инновационное развитие, инновация, основной вид

инновационная деятельность, инновационное развитие, предприятие, инновация...

Похожие статьи

Государственная поддержка инновационной деятельности

- содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферу технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции...

Ватаман И. В. Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития [Текст]

Неразвитость сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой

инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, инновационное развитие...

О поддержке инновационной деятельности в субъектах...

Перспективы экономического роста России в первую очередь связаны с совершенствованием научной и технической базы и выходом на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией, усилением степени государственной поддержки наукоемких сфер национальной экономики...

Государственная поддержка инновационной деятельности...

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная поддержка инновационной деятельности, развитие инновационной деятельности. Одним из главных курсов государственной инновационной политики, которое служит немаловажным условием на пути...

Направления развития деятельности малых инновационных...

Данная статья посвящена рассмотрению направлений развития деятельности МИП. Ключевые слова:МИП, инновационная деятельность, трансфер технологий. Институт инноваций инфраструктуры и инвестиций вместе с фондом «Общественное мнение» оценили качество...

Инновационное предпринимательство в России: положение...

Инновационное предпринимательство в России: положение среди мировых лидеров

Наибольшая инновационная активность характерна для предприятий иностранной и

В России система поддержки инновационного предпринимательства только формируется.

Аспекты изучения инновационных инфраструктур

«Инфраструктура инновационной деятельности — совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и функционирования инновационных процессов».

Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной...

Кроме того, в России малые и средние предприятия считаются менее инновационными по сравнению с их европейскими коллегами. - Крупные компании в странах ЕС характеризуются, как гораздо более инновационные по сравнению с аналогичными в России.

Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса

Мировой опыт свидетельствует о том, что господствующее положение крупного бизнеса в инновационных процессах не приводит к исчезновению средних и мелких предприятий и даже не влечет за собой снижения их значимости.

Проблемы инновационного развития России

Проблемы инновационного развития России. Авторы: Лукьянова Анна Юрьевна, Погосян Лусине

Россия, инновационная экономика, инновационное развитие, инновация, основной вид

инновационная деятельность, инновационное развитие, предприятие, инновация...

Задать вопрос