Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 21.12.2018

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Канищева, Е. М. Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения / Е. М. Канищева, Е. Н. Писарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55075/ (дата обращения: 18.04.2024).



Образовательная илогопедическая деятельность сдошкольниками всистеме развивающего обучения

Канищева Елена Михайловна, воспитатель;

Писарева Елена Николаевна, логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 180» г. Воронежа

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развивающего обучения детей с логопедическими проблемами в ДОО. Исследование подтвердило, что с использованием развивающего обучения дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, развивают собственную речь, развивают пространственное и критическое мышление.

Ключевые слова: развивающее обучение, логопедия, речь, дошкольники.

Совершенствование дошкольного образования выступает в последние годы значительным фактором экономического и культурно-технологического развития России. Согласно Указу, Правительства Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования необходимо исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение образовательных целей и их показателей таких как

– обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования;

– воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Естественно, что для достижения таких целей, необходимо с раннего детства реализовывать задачи:

– создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет;

– реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;

– реализация психолого-педагогического сопровождения детей с огшраниченными возможностями здоровья;

– создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [4].

В рамках дошкольного образования формирование картины мира воспитанников осуществляется при проведении образовательных событий в системе развивающего обучения.

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л. С. Выготскому [2].

Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить дети, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ребенок уже знает из просмотра телепередач, чтений книг с родителями и др. Третий — это, наоборот, то, что ребенку все абсолютно неизвестно — не подходит для детского сада. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.

Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые, индивидуальные, формы работы, в ходе которых дети открывают для себя основное об окружающем мире. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В проведения образовательной деятельности в данной системе дети в состоянии аргументировать, оперировать фактами, отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимать информацию на веру, а требовать доказательств и объяснений.

Таким образом, требования федерального образовательного стандарта по развитию инициативы детей дошкольного возраста реализуются при использовании развивающего образования в ДОО [5].

Учет важности исследуемой проблемы определяют актуальность исследовательской деятельности в этом направлении.

Объект исследования развивающее обучение в ДОО.

Предмет исследования — образовательная и логопедическая деятельность при реализации развивающего обучения дошкольников.

Цель исследования состоят в обосновании педагогических условий организации логопедической и образовательной деятельности при реализации развивающего обучения.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

– определение содержания развивающего образования;

– создание педагогических условий реализации развивающего обучения;

– выявление в процессе эмпирического исследования влияния этих условий на развитие речи и корригирующее логопедическое воздействие.

Методы исследование и испытуемые

В исследовании приняли участие воспитатели, логопед и дошкольники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 180». Участвовала в эксперименте логопедическая подготовительная группа, в которой дети имеют проблемы речевого развития. Диагнозы различные, они учитывались при планировании образовательной деятельности. Исследование проходит в настоящее время, а начался с сентября 2018 года.

Методы исследования — развивающие игры.

В качестве измерительно-оценочного материала были использованы игры: квест-игра «Помоги Петушку найти дорогу домой»; игра — викторина «В гостях у волшебной сказки»; развивающая игра «Модница»; развивающая игра «Помоги Золушке» и др.

В рамках развивающего обучения на каждом занятии дети самостоятельно формулируют цель занятия, планируют этапы достижения данной цели, которые фиксирует воспитатель. По-другому, здесь можно сказать, что достигается еще одна цель — развитие детской инициативы.

Роль воспитателя, несомненно, велика в организации такого плана образовательной деятельности. В процессе исследования, детям иногда не сразу удавалось достичь желаемого результата. Однако, после полученных результатов, приходило эмоциональное удовлетворение.

В. А. Сухомлинский считал, чтобы поддерживать ребенка, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего того, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, помнить о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Для реализации поставленной цели была разработана программа «Развивающее обучение в логопедической группе». Программа рассчитана на 68 часов в год. В программу включены развивающие игры и упражнения, причем, многие с логопедическим уклоном. Например, «Запутанные слова», «Сказка наоборот», «Нарисуй предметы, в которых есть буква «Д», или «Изобрази предметы, которые начинаются на букву «О»; «Считалочки», «Поем русский алфавит» и др. При проведении подвижных игр, часто используются развивающие игры. Например: «Пройди по мостику и успей проговорить поговорку», «Прыжки в ритм со словами», «Хорошо — плохо», «Передай слово», «Баба Яга и домик» и др.

Отмечено, что основной задачей развивающих игр в подготовительной логопедической группе является личностное развитие, содействие в социальной адаптации, а также подготовка детей к следующему этапу в развитии — школьной жизни.

В качестве контрольно-измерительных материалов были использованы следующие развивающие игры: «Корректурная проба» (необходимо вычеркнуть в буквенном тексте определенную гласную или согласную букву); «Рассказ по картинке»; «Последовательность действий», «5 отличий», «Запусти бабочек» (необходимо дуть на бабочек, которые подвешены на нити); «Рисунок из крупы»; «Логоритмика» и др.

Результата и их обсуждение

Такой подход к образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации формирует принцип осознания получения знаний. В свою очередь, принцип осознания получения знаний развивает самоанализ взгляд на себя: «Каков я есть?», «Что я умел и что умею теперь?», «Что мне интересно было узнать и чему научиться?». Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности.

К. Роджерс считает основной задачей педагога помочь ребенку в его личностном росте. Образовательная деятельность с использованием развивающего обучения помогает ребенку сохранить его физическое и психическое здоровье, развить творческое мышление, развивает уверенность в себе. К. Роджерс утверждает, что воспитатель может создать в группе нужную атмосферу для индивидуального развития каждого ребенка.

Результаты мониторинга показали, что по сравнению с результатами измерительно-оценочных средств, результаты развития речи и общего развития дошкольников улучшились минимум на 18 %. Такой вывод сделан на основании сравнения набранных баллов дошкольниками.

В ходе педагогического исследования была создана классификация основных компонентов, необходимых для определения критериев логопедического и общего развития дошкольников. Разработаны критерии эффективности влияния развивающего образования на уровень личностного развития.

Вывод. В результате развивающего обучения дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учатся быть творцами. Развитие личности ребенка наиболее эффективно при развитии когнитивных процессов, которые активно задействованы при развивающем образовании дошкольников. Развивающие игры в детском саду позволяют закрепить полученные знания и приобрести навыки в основных аспектах жизни, картины Мира.

Игры в детском саду — важный этап развития ребенка, позволяющий в упрощенной форме познать окружающий мир и подготовиться к взрослой жизни. А развивающие игры способствуют коррекции не только речи, а всех психических познавательных процессов.

Таким образом, образовательная деятельность с дошкольниками в развивающем обучении влияет на развитие теоретического и критического мышления, на всестороннее развитие личности ребенка. При этом знания все равно передаются детям, но с применением дедуктивного подхода.

Литература:

  1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Аннотация
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. [Текст] — М.: Педагогика, 1991. — С. 374.
  3. Электронный учебник «Педагогическая психология» (РУДН) — 9.1.2. Проблема отношения обучения и развития.
  4. http://eduinspector.ru/2018/05/12/natsionalnyj-proekt-obrazovanie-v-novom-majskom-ukaze-prezidenta-rossii /
  5. https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Основные термины (генерируются автоматически): развивающее обучение, образовательная деятельность, ребенок, детский сад, игра, дошкольное образование, окружающий мир, развивающее образование, ближайшее развитие, Российская Федерация.


Похожие статьи

Интеграция образовательных областей в образовательной...

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.

дошкольный возраст, окружающий мир, дошкольное образование, программа, интегрированное обучение детей, интегрированный подход...

Проектирование основной образовательной программы...

 построении вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная...

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития.

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей...

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно и самостоятельно овладеть разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников

развитие базовых качеств личности; ‒ построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Математическое образование в ДОУ | Статья в журнале...

Модернизация системы образования стала отличительным признаком развития современного российского общества.

Проблемы математического образования в России названы в Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное...

наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, карт наблюдения, детский сад

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование...

Программа дополнительного образования «Робототехника...»

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей...

Обучение детей развитию речи и умению общаться...

Библиографическое описание: Комардина Е. Б. Обучение детей развитию речи и умению общаться в современной системе образования

Как в современной системе образования в целом, так и в дошкольной педагогике в последние годы происходят значительные перемены.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для

Анализируя работу детского сада, приходим к выводу: реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее...

Похожие статьи

Интеграция образовательных областей в образовательной...

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.

дошкольный возраст, окружающий мир, дошкольное образование, программа, интегрированное обучение детей, интегрированный подход...

Проектирование основной образовательной программы...

 построении вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная...

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития.

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей...

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно и самостоятельно овладеть разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников

развитие базовых качеств личности; ‒ построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Математическое образование в ДОУ | Статья в журнале...

Модернизация системы образования стала отличительным признаком развития современного российского общества.

Проблемы математического образования в России названы в Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное...

наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, карт наблюдения, детский сад

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование...

Программа дополнительного образования «Робототехника...»

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей...

Обучение детей развитию речи и умению общаться...

Библиографическое описание: Комардина Е. Б. Обучение детей развитию речи и умению общаться в современной системе образования

Как в современной системе образования в целом, так и в дошкольной педагогике в последние годы происходят значительные перемены.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для

Анализируя работу детского сада, приходим к выводу: реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее...

Задать вопрос