Управление конкурентоспособностью инновационных проектов в индустрии развлечений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 25.12.2018

Статья просмотрена: 337 раз

Библиографическое описание:

Пипчук, С. А. Управление конкурентоспособностью инновационных проектов в индустрии развлечений / С. А. Пипчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 262-266. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55022/ (дата обращения: 23.10.2020).



В статье рассмотрена и проанализирована российская индустрия развлечений. Проведено исследование инновационных проектов, как основа развития отечественной и мировой индустрии развлечений. Исследуются тенденции управления конкурентоспособностью инновационных проектов в условиях российского рынка развлечений.

Ключевые слова: индустрия развлечений, рынок развлечений, инновации, инновационные проекты, управление конкурентоспособностью.

Keywords: entertainment, entertainment market, innovative project management, competitiveness.

  1. Введение

Важность индустрии развлечений для общества трудно переоценить. Потребность в развлечениях, отдыхе и духовные потребности так же естественны для человека, как потребности в пище или в безопасности. Индустрия развлечений является важной частью экономики, так как создает рабочие места, способствует развитию высокотехнологичного производства, является привлекательной для инвестиций, тем самым способствуя экономическому развитию. Также от степени развития индустрии развлечений и направленности этого развития во многом зависит эмоциональное и физическое состояния населения.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в результате популяризации индустрии развлечений и роста ее экономической массы число компаний, занимающихся организацией досуга, постоянно увеличивается. В связи с этим возникает вопрос о конкурентоспособности компаний. И единственным решением этой дилеммы является должное управление конкурентоспособностью инновационных проектов.

Объектом исследования является инновационный проект в индустрии развлечений.

Предмет исследования — задачи и инструменты управления конкурентоспособностью применительно к инновационным товарам в сфере развлечения.

Целью работы является анализ тенденций развития современного рынка развлечений и выявление методов управления конкурентоспособностью инновационных проектов.

Проблема исследования заключается в отсутствии определённой стратегии управления конкурентоспособностью, которой руководитель мог бы следовать на разных этапах процесса создания и продвижения инноваций на рынок.

В процессе изучения теории конкурентоспособности инноваций было поставлено несколько задач: во-первых, выявить специфические особенности рынка развлечений, очертить проблемное поле сферы инноваций; во-вторых, систематизировать и уточнить задачи управления конкурентоспособностью в сфере развлечений и соотнести с ними новые методы, подходы и инструменты.

Исследование основано на совмещении процесса изучения отечественной и зарубежной литературы с наблюдением и эмпирическим анализом реального опыта.

Значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности компаний для продвижения инноваций.

  1. Определение задач иинструментов маркетинга инноваций

В литературе не существует единого определения рыночных субъектов, целью которых является создание условий для удовлетворения проявляемых интересов и духовных потребностей человека в развлечении. Наиболее точным является определение предложенное Н. С. Матющенко. Индустрия отдыха и развлечений включает в себя организации и частных предпринимателей, которые способствуют отдыху человека (например, чтение книг, просмотр ТВ, создание произведений искусств и т. п.) и получение им ярких эмоций и праздничных впечатлений (например, спортивные зрелища, концерты, цирк и т. п.) [1]

В Российской экономике наиболее быстроразвивающимися отраслями Индустрии развлечений являются: интернет-услуги, киноиндустрия (производство и прокат фильмов), видеоигры, телевидение (в особенности платное). Развитие современной индустрии развлечений происходит в условиях рыночных отношений. Индустрия развлечений является одним из значительных и динамично развивающихся сегментов мировой экономики. По данным транснациональной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) «Всемирная индустрия развлечений и медиа: прогноз на 2014–2018 годы» мировые расходы на развлечения увеличатся с $ 1,8 триллионов в 2013 году до $ 2,5 триллионов в 2018 году. Российский рынок развлечений является крупным и динамично развивающимся рынком, что отражает общемировую тенденцию в данной сфере. В 2016 году рынок развлечений в России стал шестым крупнейшим рынком в регионе EMEA (страны Европы, Ближнего Востока и Африки) и вырос почти до $ 39 миллиардов. [2]

На динамику этого процесса большое влияние оказывает развитие новых современных технологий и внедрение инноваций, таких как цифровые и мобильные. Развивающиеся массмедийные технологии открыли новое магистральное направление просветительной деятельности, и это привело к распространению новых досуговых видов услуг (виртуальные выставки, интернет-конференции, музейные экспозиции, удаленный доступ к информации о культурных ценностях) и новых форм социально-культурной деятельности. [3]

Использование цифровых и мобильных технологий являются неотъемлемой частью деятельности успешных компаний рынка развлечений, открывая огромные перспективы для дальнейшего развития. Такое влияние развития технологий на данную сферу деятельности связанно с желанием потребителя испытывать новые впечатления и ощущения. Характерной особенностью рынка культуры и развлечений является высокая конкуренция, которая не угасает даже при внедрении уникального товара и услуги. Это связанно с тем, что похожие между собой потребности могут быть удовлетворены разными способами. Например, человек может выбирать между просмотром фильма online дома или походом в кинотеатр.

В современной экономике разработка и внедрение инноваций должны стать основой развития отечественной развлекательной индустрии. Продвижение на рынке новых услуг, строительство новых объектов в индустрии развлечений, и модернизация уже существующих, проведение крупных культурных событий — всё это можно расценивать как результат проектной деятельности. Поэтому конкурентная борьба за новые рынки сбыта и посетителей между рыночными субъектами развлекательной сферы происходит, в том числе и как борьба реализуемых ими проектов. В результате перед субъектами развлекательной индустрии встает проблема управления конкурентоспособностью уже на этапе проектирования нового объекта или продукта. Конкурентоспособность инновационного проекта — это динамическое свойство, которое характеризует его способность реализовываться в условиях рыночной конкуренции и отражает привлекательность проекта для потребителя и инвесторов, определяя степень его экономической эффективности. [4]

К тенденциям, характерным для управления конкурентоспособностью инновационных проектов относятся:

  1. Укрупнение инновационных проектов.

В настоящее время ярко выражена тенденция управления конкурентоспособностью инновационных проектов через реализацию крупных проектов развлекательных объектов, которые предоставляют большой выбор разнообразных продуктов (товаров и услуг). Данные объекты представляют из себя альянс операторов, реализующих различные виды развлечений. Тенденция к укрупнению проектов проявляется в увеличении количества сетевых объектов и вытеснении с рынка не сетевых участников рынка. Примерами подобных сетевых проектов являются современные развлекательные центры (детские развлекательные центры, торгово-развлекательные центры, спортивные), парки развлечений, кинотеатры. [5]

  1. Реализация интеграционных проектов, которые объединяют в себе как развлекательные, так и смежные направления деятельности.

Тенденция связанна с тенденцией к глобализации и укрупнению проектов. Современные проекты в индустрии развлечений зачастую помимо развлекательных товаров и услуг предоставляют так же продукты из смежных областей, не связанных напрямую с развлечением. В то же время, рыночные субъекты, не занятые напрямую в индустрии развлечений, включают в свои проекты развлекательный элемент для привлечения клиентов. За счет подобного сотрудничества в развлекательную индустрию интегрируются рыночные субъекты, ранее напрямую не связанные с ней.

Наглядными примерами могут служить:

‒ проекты современных торгово-развлекательных центров, в которых развлекательная зона обычно состоит из кинотеатра (являющегося якорным арендатором), зоны игровых автоматов, спортивных развлечений (боулинг, бильярд и т. д.), и предприятий общепита;

‒ проекты, интегрирующие образовательный процесс и развлечения. В качестве примера реализации подобных проектов можно привести детские развлекательные центры, где детей обучают посредством игры, проекты создания развивающих игр, проекты тематических ресторанов и музеев;

‒ проекты, объединяющие спорт и развлечение. В качестве примеров подобных проектов можно привести проекты создания боулинг-центров; спортивных арен; крытых катков, лыжных спусков и т. д.;

‒ проекты, объединяющие индустрию здоровья и красоты с развлечениями. [6]

  1. Реализация тематических проектов.

В индустрии развлечений оригинальность зачастую является основой конкурентоспособности и помогает привлечь к проекту внимание инвесторов и потенциальных потребителей. Тематизация инновационного проекта позволяет потребителю сделать выбор в пользу того или иного товара, услуги или развлекательного объекта. Примером подобной тематизации проектов могут послужить различные клубы «по интересам», тематические музеи, парки аттракционов и детские развлекательные центры. [7]

  1. Виртуализация проектов

Развитие виртуальных технологий оказывает значительное влияние на общество в целом и на культурно развлекательную сферу в частности. Чтобы сегодня соответствовать запросам потребителя, создателям проекта в индустрии развлечений нужно «держать руку на пульсе» тенденций развития интернет и мультимедиа технологий. Современные проекты развлекательной индустрии трудно представить без виртуальной составляющей. Даже если инновационный проект не связан напрямую с виртуальными технологиями, размещение информации о проекте, возможность online заказать билеты, или приобрести товары и услуги, является важной частью маркетинговой составляющей конкурентоспособности проекта. Яркими примерами виртуализации инновационных проектов в индустрии развлечений является осуществление развлекательных интернет проектов, таких как интернет-телевидение, создание социальных сетей, создание интернет ресурсов, посвященных различным культурным и развлекательным проектам и мероприятиям, применение компьютерной графики во время шоу-программ, создание компьютерных игр. [8]

5. Реализация проектов, ориентированных на слаборазвитые, но перспективные сегменты российского рынка развлечений.

На сегодняшний момент в российской индустрии развлечений можно наблюдать двоякую картину. С одной стороны, в столицах, а также в некоторых городах с населением в миллион человек рынок развлечений в традиционных сферах, таких как, например, киноиндустрия, приближается к своему насыщению. В регионах же ситуация иная. Развлекательная сфера там остается слаборазвитой. Прежде всего, это касается небольших населенных пунктов с населением до 100 тыс. жителей. [9] Именно за счет продвижения в регионы в последние годы происходит расширение рынка развлечений. В условиях сложившейся картины на развлекательном рынке, его участники управляют конкурентоспособностью инновационных проектов путем географического перемещения места их реализации в регионы, пытаясь таким образом занять пока ещё не занятые конкурентами ниши на региональных рынках. Стоит отметить, что важной социальной задачей является осуществление в регионах инновационных развлекательных проектов. При этом даже в крупных городах следует признать неразвитость индустрии развлечений в ряде направлений. На начальной стадии развития находятся такие объекты развлечений и отдыха, как основанные на базе электронной техники комплексы аттракционов, тематические парки, кинотеатры для автомобилистов, автоматические кинотеатры, клубы здоровья, кафе клубного типа, гольф-клубы, трейлерные парки. В сравнении со странами Европы и США в России число аквапарков, кортов, бассейнов и центров горнолыжного спорта намного меньше. Слабо развит рынок услуг для полноценного семейного досуга, вместо них предлагаются упрощенные формы развлекательных центров. [10] Между тем реализация проектов в рамках данных слаборазвитых направлений является еще одним способом добиться конкурентоспособности, т. к. в рамках данных направлений деятельности конкуренция менее агрессивная.

6. Ориентация качества реализации инновационных проектов на мировой уровень.

В плане качества предоставляемых услуг российская развлекательная индустрия в целом, в значительной степени отстает от развитых стран. Например, в некоторых российских городах нет ни одного развлекательного заведения, отвечающего международным стандартом качества. Такое положение дел обусловлено рядом негативных факторов, оказывающих влияние на сферу развлечений. [11] Прежде всего, это связанно с техническим и технологическим отставанием российских организаций, занятых в данной сфере, а также с отсутствием квалифицированного управляющего персонала, понимающего специфику отрасли. Не маловажную роль для организаций сферы досуга также играет помещение, в котором оно оказывает свои услуги. Многие заведения развлекательного толка осуществляют свою деятельность в зданиях изначально не предназначенных для этого, например, на территории бывшего завода или склада. [12] Поэтому зачастую современные развлекательные заведения можно встретить только в недавно построенных бизнес и торговых центрах с заранее запланированной досуговой зоной. Кроме этого, понятие качества результата проекта в развлекательной индустрии является одним из важнейших для конкурентоспособности, т. к. индустрия развлечений «работает» непосредственно с эмоциями потребителя. Качество результата проекта напрямую влияет на степень удовлетворенности клиента. Именно поэтому в индустрии развлечений создатели и разработчики инновационных проектов начинают уделять внимание управлению качества реализации проекта, начиная с разработки бизнес-плана и заканчивая проверкой результатов проекта. В условиях глобализации и открытости рынка современные проекты индустрии развлечений должны отвечать мировым требованиям к производству и сервису. Кроме того, управление качеством проекта предполагает его реализацию в срок и в рамках установленного бюджета, что снижает затраты на проект, позволяет достичь поставленных целей и увеличить инвестиционную привлекательность рыночного субъекта, реализующего проект. [13]

  1. Заключение

Основываясь на вышеизложенном материале, можно сделать выводы, что мировой рынок развлечений является ориентированным на использование высоких технологий и динамично развивающимся. Развитие отечественного сегмента данного рынка подстраивается под общемировой вектор развития. Большую актуальность в индустрии развлечений приобретает необходимость в реализации инновационных проектов, как единственного способа развития своей деятельности и конкурентных преимуществ. Все чаще борьба между игроками рынка осуществляется, как борьба реализуемых ими досуговых проектов. [14] Сделав анализ тенденций развития современного рынка развлечений, можно выдать заключение, что конкурентоспособность инновационного проекта зависит от возможности удивлять потребителя и заставлять его переживать новые ощущения и впечатления.

Достигнуть цель можно различными путями:

‒ предоставить уникальный развлекательный продукт;

‒ скомбинировать различные развлекательные продукты и/или их комплексное предоставление;

‒ реализовать продукт оригинальным способом и т. д.

При этом для того, чтобы инновационный проект был по-настоящему конкурентоспособным в процессе его реализации и эксплуатации, необходимо ориентироваться на международные стандарты качества.

Литература:

  1. Матюшенко Н. С. Организации индустрии отдыха и развлечений на туристско-рекреационных территориях. СПб.: Питер, 2013. — 205 с.
  2. Стальная В. А. Индустрия развлечений в мировой экономике: современные тенденции и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник, 2009. — № 2. С.17.
  3. Аудиторская компания PricewaterhouseCoopers. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] // Интернет-газета. 21.10.2016. — Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/media-outlook.html (дата обращения: 05.06.2018).
  4. Друкер П. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007. — 432 с.
  5. Бальжирова Т. Ж. Интернет как средство социальной коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества.: Дисс. анд соц. Наук. Уланн-Уде, 2009. — 161 с.
  6. Григорьева, Е. И. Сущность и основные виды социально-культурных технологий / Е. И. Григорьева // Социальные технологии в сфере культуры и досуга: материалы Всерос. науч. практ. конф. (нояб. 2001 г.). Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. — 372 с.
  7. Набухотный А. Retailtainment — ключ к успеху торгового центра. // Объединения культурно-просветительной и культурно-творческой направленности: Культура, 2001. — С. 134–137.
  8. Анита Элберс. Стратегия блокбастера. Уроки маркетинга от лидеров индустрии развлечений // ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015. — С. 15–17.
  9. Понукалина О. В. Развлечения в контексте массовой культуры // Вопросы культурологии, 2010. — № 10. С. 84.
  10. Криворотов В. В. Принципы и факторы построения системы показателей конкурентоспособности предприятия // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал, 2004. — № 1/2. С. 102−104.
  11. Туманов К. М. Обеспечение конкурентоспособности предприятия: инновационный аспект. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2007. — 151 с.
  12. Богалдин-Малых В. В. Бизнес-стратегии и операционный маркетинг на рынке услуг. М.: МПСИ, 2008. — 218 с.
  13. Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. — 160 с.
  14. Под редакцией Бурменко Т. Д. Сфера услуг. Менеджмент. М.: КноРус, 2007. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): индустрия развлечений, проект, инновационный проект, конкурентоспособность, развлекательная индустрия, развлечение, развлекательная сфера, реализация, российский рынок развлечений, рынок развлечений.


Ключевые слова

инновации, инновационные проекты, индустрия развлечений, рынок развлечений, управление конкурентоспособностью

Похожие статьи

Парк развлечений как инновационная форма... | Молодой ученый

Индустрия развлечений на сегодняшний день является одной из самых технологичных, капиталоемких, стремительно растущих и развивающихся отраслей культурно-досуговой деятельности.

Исследование показателей поведения потребителей...

(Объем рынка развлечений в России 39 млрд. долларов).

Предметом данного исследования явилось одно из направлений бизнеса в сфере развлечений – боулинг. В работе был выполнен ситуационный анализ регионального рынка, который показал, что рынок сокращается.

Пути повышения конкурентоспособности некоммерческой...

Автором представлены результаты анализа конкурентоспособности некоммерческой организации «Калининградский зоопарк». Рассмотрены прямые и косвенные конкуренты организации, предложены направления и принципы развития...

Проблемы развития индустрии отдыха в России | Молодой ученый

Вместе с тем поведение российских предприятий индустрии отдыха и развлечений зависит не столько от рыночных факторов – их конкурентоспособности и финансового положения, сколько от их веса, размера, объёма производимых услуг, численности работников и развитостью...

Роль организации активных досуговых процессов в современной...

Он станет неким центром развития индустрии развлечений организованного досуга, а так же информационно- познавательных, игровых, спортивных и зрелищных мероприятий. Принцип смены деятельности является непременным условием отдыха и развлечений.

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Индустрия туризма располагает огромной материальной базой, обеспечивает занятость и взаимодействует почти со всеми отраслями регионального хозяйства, а также способствует росту международного и межрегионального сотрудничества.

Сфера досуга молодежи в современном мире | Статья в журнале...

Принятая сегодня в мире практика реализации нравственно-эстетического потенциала досуга представляет несомненный интерес и для России, при этом особого внимания заслуживает международный опыт защиты национально-культурных традиций свободного...

Развитие инновационного кластера, как ключевого инструмента...

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично

Мировой опыт показывает, что в условиях рынка кластеры наиболее гибкие и эффективные

Объединившись, в туристский кластер, предприятия работающие в сфере индустрии туризма...

Анализ прогнозирования продвижения туристской дестинации...

Тематический парк развлечений, созданный для развлечений возрастных и социальных категорий

− повышение конкурентоспособности туристской индустрии на внутреннем и

− плавательные бассейны. Реализация инновационно-инвестиционных проектов.

Конкурентная оценка регионального рынка фитнес-индустрии...

В статье проведен конкурентный анализ рынка фитнес-услуг в Рязанской области, определены факторы развития исследуемой сферы и потенциальные угрозы. Ключевые слова: региональный рынок, фитнес-индустрия, конкурентный анализ, PEST-анализ.

Похожие статьи

Парк развлечений как инновационная форма... | Молодой ученый

Индустрия развлечений на сегодняшний день является одной из самых технологичных, капиталоемких, стремительно растущих и развивающихся отраслей культурно-досуговой деятельности.

Исследование показателей поведения потребителей...

(Объем рынка развлечений в России 39 млрд. долларов).

Предметом данного исследования явилось одно из направлений бизнеса в сфере развлечений – боулинг. В работе был выполнен ситуационный анализ регионального рынка, который показал, что рынок сокращается.

Пути повышения конкурентоспособности некоммерческой...

Автором представлены результаты анализа конкурентоспособности некоммерческой организации «Калининградский зоопарк». Рассмотрены прямые и косвенные конкуренты организации, предложены направления и принципы развития...

Проблемы развития индустрии отдыха в России | Молодой ученый

Вместе с тем поведение российских предприятий индустрии отдыха и развлечений зависит не столько от рыночных факторов – их конкурентоспособности и финансового положения, сколько от их веса, размера, объёма производимых услуг, численности работников и развитостью...

Роль организации активных досуговых процессов в современной...

Он станет неким центром развития индустрии развлечений организованного досуга, а так же информационно- познавательных, игровых, спортивных и зрелищных мероприятий. Принцип смены деятельности является непременным условием отдыха и развлечений.

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Индустрия туризма располагает огромной материальной базой, обеспечивает занятость и взаимодействует почти со всеми отраслями регионального хозяйства, а также способствует росту международного и межрегионального сотрудничества.

Сфера досуга молодежи в современном мире | Статья в журнале...

Принятая сегодня в мире практика реализации нравственно-эстетического потенциала досуга представляет несомненный интерес и для России, при этом особого внимания заслуживает международный опыт защиты национально-культурных традиций свободного...

Развитие инновационного кластера, как ключевого инструмента...

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично

Мировой опыт показывает, что в условиях рынка кластеры наиболее гибкие и эффективные

Объединившись, в туристский кластер, предприятия работающие в сфере индустрии туризма...

Анализ прогнозирования продвижения туристской дестинации...

Тематический парк развлечений, созданный для развлечений возрастных и социальных категорий

− повышение конкурентоспособности туристской индустрии на внутреннем и

− плавательные бассейны. Реализация инновационно-инвестиционных проектов.

Конкурентная оценка регионального рынка фитнес-индустрии...

В статье проведен конкурентный анализ рынка фитнес-услуг в Рязанской области, определены факторы развития исследуемой сферы и потенциальные угрозы. Ключевые слова: региональный рынок, фитнес-индустрия, конкурентный анализ, PEST-анализ.

Задать вопрос