Образ жизни студентов Новосибирска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фоменков А. Ю., Слюнченко В. М., Филин Н. С., Лебедев К. А., Семёнова В. Н. Образ жизни студентов Новосибирска // Молодой ученый. — 2018. — №51. — С. 73-76. — URL https://moluch.ru/archive/237/54970/ (дата обращения: 17.09.2019).



Образ жизни по Кононенко Б. И. — это «системная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования» [5]. Здоровый образ жизни — это «... одна из ключевых категорий общего понятия «образ жизни», включающая в себя индивидуальную систему поведения современного человека, обеспечивающую его физическое совершенство, духовное и социальное благополучие, активное долголетие и благоприятные условия для успешной учебы, эффективного труда и жизнедеятельности»... [4]. Формирование здорового образа жизни является проблемой не только человека как индивидуума. Эта проблема также актуализируется в федеральной законодательной программе современной России. Так, в указе президента № 598 от 07.05.2012 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» правительству РФ даётся поручение, согласно которому необходимо «снизить смертность» населения за счёт «мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации». Таким образом, необходимо изучать образ жизни людей с целью выявления его нарушений и их коррекции. А профилактика здорового образа жизни в студенческой среде, по нашему мнению, способна потенцировать развитие здорового общества.

Цель исследования: изучить образ жизни студентов города Новосибирска.

Материалы и методы: Опрос проводился на основе уникального опросника на базе открытого ресурса «GoogleDocs». Данные обрабатывались с помощью ПО MicrosoftExсel 2010. Статистическая обработка производилась с использованием статистического пакета SPSS® softwareversion 17,0.

В проведенном опросе приняли участие 295 человек в возрасте от 17 до 25 лет. Половое распределение — 76 мужчин и 219 женщин= 1:2.9. Респонденты — студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях города Новосибирска.

Результаты. Обучение в высших учебных заведениях следует относить к категории специфического умственного труда, или труда, при котором необходимо длительное активное напряжение интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других функций [7, с. 108–111]. Было исследовано количество времени, которое студентам приходится тратить на получение знаний, а также количество свободного времени. В результате выявлено, что 42,7 % студентов проводит в университете 8 часов и более. В то же время на подготовку дома 47,1 % студентов затрачивают 3 часа и более. При этом на свой досуг 40,9 % студентов тратит всего 1–2 часа. Вышесказанное свидетельствует о значительной загруженности студентов, которая в свою очередь может приводить к снижению работоспособности и снижению эффективности становления в своей профессиональной деятельности. Об этом говорит то, что научной деятельностью занимается лишь 22,4 % студентов и только 35,3 % занимается общественной деятельностью. Таким образом, большая часть студентов не реализует себя как будущих конкурентоспособных специалистов в своих областях.

Какой продолжительности должен быть сон? На этот вопрос ответила группа ученых из США [1, с. 40–43]. По их мнению, подросткам от 10 до 17 лет необходим сон от 8,5 до 9,5 часов, а взрослым — от 7 до 9 часов. По данным нашего исследования менее 7 часов спят превалирующее число опрошенных студентов — 61,7 %. Исследователи так же отмечают, что оптимальное время отходу ко сну 22:00–23:00 [8, с. 127–136]. Однако 64,4 % студентов делают это гораздо позже — после 00:00. Аналогичные цифры цифры были получены в результате исследования, проводимого в городе Иваново, где позже 00:00 отходят ко сну 75,0 % студентов ИвГМА [11, с. 285]. Дневной сон способен стабилизировать функциональное состояние после интенсивных когнитивных нагрузок и поэтому может стать альтернативой отдыху во время бодрствования [9, с. 67–74]. Исследование этого элемента режима дня показало его отсутствие у большинства, 61,8 %, студентов.

Согласно одному из принципов рационального питания «соблюдение оптимального режима питания», идеальным считается прием пищи с частотой 4 раза в день, а 1–2 раза в день — недопустимым [6, с. 52–53]. Установлено, что 30,2 % студентов питаются 1–2 раза в день, что не соответствует принципам рационального питания. Также удалось выяснить, что 59,7 % опрошенных потребляют так называемую «вредную пищу» 1 и более раз в неделю, что говорит о несоблюдении ими культуры питания.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ уровень физической активности для людей возрастной группы от 18 до 64 лет составляет минимум 2,5 часа в неделю [2]. По нашим данным, 43,7 % респондентов меньше указанного времени уделяют физической нагрузке.

Исследование показало, что пагубные привычки широко распространены среди студентов. Так, только 18,3 % студентов не употребляют алкоголь в принципе, а 82,7 % опрашиваемых так или иначе подвержены данной привычке. Полученные нами данные согласуются с результатами других исследователей [3, с. 64–65]. Подобные цифры были получены и в результате исследования, проведённого в ВолГМУ, где 86,4 % респондентов употребляет алкоголь. Половых различий не выявлено: среди девушек употребляют алкоголь 81,7 %, среди юношей — 81,6 %. Также удалось установить, что 38,6 % от общего числа респондентов употребляют алкоголь несколько раз в месяц. 38,3 % студентов употребляют спиртные напитки несколько раз в год по особым случаям. Интересен факт, что уже в студенческой среде имеются люди со склонностью к злоупотреблению спиртными напитками — 14 человек или 4,7 % от общего числа респондентов употребляют алкоголь чаще одного раза в неделю (табл. 1).

Таблица 1

Распространенность потребления алкоголя (кол-во человек,%)

Группа

Не употребляют

4–6 раз вгод

4–6 раз вмесяц

3–4 раза внеделю

Всего

18,3

38,3

38,6

4,9

Юноши

18,4

32,9

36,8

11,9

Девушки

18,3

40,1

39,3

2,3

Установлено, что 25,1 % респондентов курит. Почти в 4 раза меньше курят студенты Адыгейского государственного университета, где по данным за 2012 вредной привычке подвержены около 6 % опрошенных студентов [12, с. 146–152]. 43,4 % юношей, обучающихся в ВУЗах г. Новосибирска, курят, что, меньше, чем среднее по стране среди мужчин по данным ВОЗ, но соответствует данным, полученным в Волгограде, где табачную продукцию потребляют 45,2 % респондентов [3, с. 64–65, 10]. Среди девушек курят 18,7 %, что практически соответствует среднему по России по данным ВОЗ [10] (табл. 2).

Таблица 2

Распространенность курения (кол-во человек,%)

Группа

Курят

Не курят

Всего

25,1

74,9

Юноши

43,4

56,6

Девушки

19,3

80,7

Заключение. Данные исследования позволяют констатировать — большинство студентов не придерживается здорового образа жизни. Это может привести к негативным последствиям. Уже сейчас нарушения психоэмоционального состояния проявляются наличием ежедневной усталости у каждого шестого (18,3 %), а 55,6 %, студентов испытывают это чувство почти ежедневно (4–5 дней в неделю).

Литература:

  1. Hirshkowitz M. National Sleep Foundation’s sleep time duration recommendations: methodology and results summary / M. Hirshkowitz // Sleep Health. — 2015. — № 1(1). — P. 40–43.
  2. Всемирная организация здравоохранения. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья, 2010. http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/44399/9789244599976_rus.pdf
  3. Доника А. Д. Социальные и гигиенические факторы риска здорового образа жизни студенческой популяции / А. Д. Доника // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы/ — 2015. — № 1. — С. 64–65
  4. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс] // Официальная терминология. Академик.ру. — URL: https://official.academic.ru/7276/Здоровый образ жизни (дата обращения 10.11.2018)
  5. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии, 2003. [Электронный ресурс] // Официальная терминология. Академик.ру. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/564/ОБРАЗ/ (дата обращения 10.11.2018)
  6. Основы рационального питания / Р. С. Омаров, О. В. Сычева. — Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного университета, 2014. — 52–53 с.
  7. Пермяков, О. М. Проблема формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения. / О. М. Пермяков // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сборник статей 6-й Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2016. — С. 108–111.
  8. Пивень Е. А., Бреусов Д. А. Характеристика гигиены сна студентов, проживающих в общежитиях. / Е. А. Пивень, Д. А. Бреусов // Вестник РУДН. Серия: Медицина, 2017. — Т. 21. № 1. — С. 127–136.
  9. Пучкова А. Н., Ткаченко О. Н., Дорохов В. Б. Стабилизирующая роль дневного сна при утомлении, вызванном непрерывной умственной работой/ / А. Н. Пучкова, О. Н. Ткаченко, В. Б. Дорохов // Социально-экологические технологии, 2016. — С 67 -74.
  10. Ситковский А. М. Ситуация с курением табака в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Российский институт стратегических исследований. — URL: https://riss.ru/demography/demography-research/38818/ (дата обращения 10.11.2018).
  11. Тимошенко С. О., Назаров С. Б. Комплексная характеристика ночного сна старшеклассников и студентов медицинского вуза / С. О. Тимошенко, С. Б. Назаров // Здоровье и образование в XXI веке, 2007. — № 3 — С. 285
  12. Хазова С. А., Манжос Л. В., Оспищева Л. В. Динамика показателей здорового образа жизни студентов / С. А. Хазова, Л. В. Манжос, Л. В. Оспищева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2013. — № 2 — С. 146–152
Основные термины (генерируются автоматически): студент, раз, здоровый образ жизни, данные, респондент, рациональное питание, SPSS, общее число респондентов, алкоголь, студенческая среда.


Похожие статьи

Синергетический подход как основа реализации программ по...

Утверждение идеологии здорового образа жизни в любой общности требует предварительного создания валеологической среды

Фундаментом ЗОЖ является непринятие и/или отказ от потребления ПАВ. Кроме того в ЗОЖ входят рациональное питание, выработка и соблюдение...

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов...

Среди опрошенных студентов, фактором, влияющим на здоровый образ жизни указали «здоровое питание» 60 % респондентов. Наиболее важным показателем здорового образа жизни «физическую активность» указали 30 % опрошенных, а 10 % студентов отметили...

Дифференцирование превентивных мер при аддиктивном...

Представлены данные об аддиктивном поведении студентов медицинского вуза, даны

Мягков А. Ю. Искренность респондентов в сенситивных опросах: Методы диагностики и

студенческая молодежь, студент, Здоровый образ жизни, высокая распространенность...

Инновационные принципы и решения в формировании культуры...

Формирование здорового образа жизни студента средствами... физическая культура, здоровый образ жизни, студент

Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование...

Комплексная оценка программы формирования здоровья...

Формирование здорового образа жизни студента средствами... Ключевые слова: здоровый образ жизни студентов, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, физическое совершенствование, студенческая молодежь.

Выявление условий здоровьесберегающей деятельности...

Среди опрошенных студентов оценивают свой образ жизни, как здоровый 39,5%, 21

Данные же нашего опроса свидетельствуют, что лишь каждый пятнадцатый студент (6,6

Важным и обязательным условием естественного здорового образа жизни студента, как и...

Особенности формирование здорового образа жизни среди...

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)– это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является...

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

Им была предложена специально разработанная анкета, в которой респондентам

Мнение студентов — это важная составляющая в организации учебной деятельности в институте.

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты...

Некоторые аспекты образа жизни современных школьников

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)– это рациональный образ жизни. Среди многих факторов среды обитания, социально-гигиенического, трудового

Под здоровьем понимают здоровый образ жизни 40% респондентов. Наивысшей ценностью здоровый образ жизни считают 29...

Взаимосвязь потребления табака, алкоголя и наркотиков...

Половозрастная структура респондентов выглядела следующим образом: мужчины — 41,6

Первичные данные исследования прошли компьютерную обработку на программе SPSS for

По частоте потребления алкоголя респонденты распределились следующим образом: «пьющие...

Похожие статьи

Синергетический подход как основа реализации программ по...

Утверждение идеологии здорового образа жизни в любой общности требует предварительного создания валеологической среды

Фундаментом ЗОЖ является непринятие и/или отказ от потребления ПАВ. Кроме того в ЗОЖ входят рациональное питание, выработка и соблюдение...

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов...

Среди опрошенных студентов, фактором, влияющим на здоровый образ жизни указали «здоровое питание» 60 % респондентов. Наиболее важным показателем здорового образа жизни «физическую активность» указали 30 % опрошенных, а 10 % студентов отметили...

Дифференцирование превентивных мер при аддиктивном...

Представлены данные об аддиктивном поведении студентов медицинского вуза, даны

Мягков А. Ю. Искренность респондентов в сенситивных опросах: Методы диагностики и

студенческая молодежь, студент, Здоровый образ жизни, высокая распространенность...

Инновационные принципы и решения в формировании культуры...

Формирование здорового образа жизни студента средствами... физическая культура, здоровый образ жизни, студент

Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование...

Комплексная оценка программы формирования здоровья...

Формирование здорового образа жизни студента средствами... Ключевые слова: здоровый образ жизни студентов, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, физическое совершенствование, студенческая молодежь.

Выявление условий здоровьесберегающей деятельности...

Среди опрошенных студентов оценивают свой образ жизни, как здоровый 39,5%, 21

Данные же нашего опроса свидетельствуют, что лишь каждый пятнадцатый студент (6,6

Важным и обязательным условием естественного здорового образа жизни студента, как и...

Особенности формирование здорового образа жизни среди...

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)– это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является...

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

Им была предложена специально разработанная анкета, в которой респондентам

Мнение студентов — это важная составляющая в организации учебной деятельности в институте.

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты...

Некоторые аспекты образа жизни современных школьников

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)– это рациональный образ жизни. Среди многих факторов среды обитания, социально-гигиенического, трудового

Под здоровьем понимают здоровый образ жизни 40% респондентов. Наивысшей ценностью здоровый образ жизни считают 29...

Взаимосвязь потребления табака, алкоголя и наркотиков...

Половозрастная структура респондентов выглядела следующим образом: мужчины — 41,6

Первичные данные исследования прошли компьютерную обработку на программе SPSS for

По частоте потребления алкоголя респонденты распределились следующим образом: «пьющие...

Задать вопрос