Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

«Постдемократия» как проявление структурного кризиса современной демократии

Политология
18.12.2018
192
Поделиться
Библиографическое описание
Макаренко, К. М. «Постдемократия» как проявление структурного кризиса современной демократии / К. М. Макаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54940/.


Статья посвящена изучению причин и возможных последствий возникновения термина «постдемократия» в политологическом дискурсе. Выявлена взаимосвязь между кризисом демократического общественного устройства и снижением уровня гражданской активности населения. Сделан вывод о параболическом движении демократии в исторической ретроспективе. В работе осуществлена авторская попытка дать прогноз относительно дальнейшего развития демократии в мире.

Ключевые слова: постдемократия, волны демократизации, политическое участие, гражданская активность

Характерная для современного мира глобальная политическая неопределенность приводят к изменению взглядов людей на, казалось бы, незыблемые константы. Демократия, более двух тысячелетий считавшаяся наиболее приемлемой формой общественно-политического устройства, которая способна воспроизводить саму себя и существовать в незыблемом виде долгие годы, переживает структурный кризис. Фундаментальные функции и детерминанты демократии переосмысляются в среде ученых и представителей истеблишмента и, впоследствии, видоизменяются. Одним из наиболее важных симптомов кризиса системы демократического устройства стало появление в научной лексике термина «постдемократия».

Возникновение новой дефиниции стало неожиданностью для исследователей. Автор под «постдемократией» понимает форму общественно-политического устройства, при которой сохраняются важнейшие политические институты, транслирующие базовые демократические ценности (признание народа сувереном, равноправие граждан, наличие фундаментальных прав и свобод, принцип большинства и т. д.), но гражданская активность и возможность людей влиять на принимаемые политические решения сводится к минимуму. Системная критика демократии в период ее расцвета была нонсенсом для западных ученых. Однако, после появления термина «постдемократия», ученые Запада озаботились попыткой объяснения «черного лебедя», путем поиска структурных изъянов в самой основе демократического устройства.

В условиях постдемократии отмечается тенденция на снижение уровня гражданской активности населения. Политическая мобилизация как процесс массового вовлечения людей в политику остается актуальным лишь в странах, переживающих внутренний кризис. Гражданская активность все больше смещается к сфере решения «неполитических» проблем. Примером может служить статистика по России, представленная ИС РАН на 2014 год. На вопрос: «в каких сферах жизни общества особенно важно активное участие граждан», подавляющее число ответов относятся к неполитической сфере: здравоохранение — 49, защита окружающей среды — 43, благотворительность — 38 и т. д. В свою очередь ответ: «для формирования и развития демократических институтов» — 7, а «формирование общенациональной идеи/ ценностей» — 16 [2]. Именно снижение уровня политической мобилизации ведет к переходу от демократии к постдемократии. Если граждане государства сознательно игнорируют свое право участвовать в политике, то ей будут заниматься те, кому вопросы захвата, распределения и передачи власти интересны: политические элиты, лоббисты, бизнесмены.

В условия «вестернизации» демократия стала отражением мировой политики. Отсутствие конкуренции на глобальном уровне экстраполируется на уровень национальный. Дефицит игровой составляющей провоцирует снижение интереса у населения и массовую аполитичность. Объяснение сложившейся ситуации представляется возможным с помощью теории параболического движения демократия и ее взаимосвязи с «волнами демократизации», где подъем сменяется откатом:

1 волна — начало XIX — 1920-е / откат — 1920-е — 1940-е. Рост демократизации в результате революций в США и во Франции / появление на политической авансцене тоталитарных, фашистских режимов.

2 волна — 1940-е — 1960-е / откат — 1960-е — 1970-е. Окончание II мировой войны, установление демократических практик и институтов в Западной Германии, Австрии, Японии. Начало демократизации Африки / деколонизация, установление авторитарных режимов в странах Латинской Америки.

3 волна — 1970-е — 1991г. / откат — 1991г. — по настоящее время. Завершение деколонизации, падение диктатур в Португалии и на Юге Европе, распад СССР / Откат 3 волны демократизации, процесс «затухания».

Таким образом, параболическое движение демократии можно связать с третьим законом Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Демократия переживает кризис, потому что в условиях современной мир — системы нет равной конкуренции. Очевидно, что пик демократии пройден, отсюда, по мнению автора, следует три возможные перспективы развития:

1) Появление иной (новой) форма общественно-политического устройства;

2) Демократия в мировом масштабе будет преобразована в постдемократию (данный вариант представляется наиболее вероятным);

3) Локальная постдемократия станет противовесом демократии и запустит новую волну демократизации (данный вариант наиболее приоритетный, т. к. он вновь запустит процессы конкуренции, повышения гражданской активности и политической культуры населения).

Литература:

  1. Крауч, К. Постдемократия / пер. с англ. Н. В. Эдельмана; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 192с.
  2. «Кампания за компанию». Российская газета — Федеральный выпуск № 6476 (204) [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2014/09/09/peremen.html
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
постдемократия
волны демократизации
политическое участие
гражданская активность
Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 180-182):
Часть 2 (стр. 109-215)
Расположение в файле:
стр. 109стр. 180-182стр. 215

Молодой учёный