Моделирование бизнес-процессов на автозаправочной станции (АЗС) с помощью программы Business Studio | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 19.12.2018

Статья просмотрена: 2722 раза

Библиографическое описание:

Пихун, В. А. Моделирование бизнес-процессов на автозаправочной станции (АЗС) с помощью программы Business Studio / В. А. Пихун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54915/ (дата обращения: 20.04.2024).



Для одних руководителей «оптимизация» — это приказ, спущенный сверху, для других — острая необходимость, проект, от результата которого зависит дальнейшая судьба компании. Так или иначе, к анализу и оптимизации деятельности приступают топ-менеджеры компании или внешние консультанты. При этом их идеи и предложения по улучшению бизнеса могут быть кардинально противоположными. Понять, какая идея наиболее выигрышная — сложно. А проводить эксперименты на реальной компании — слишком дорого.

На автозаправочной станции можно выделить ряд таких бизнес-процессов, как:

– приём топлива;

– хранение топлива;

– продажа топлива;

– продажа сопутствующих товаров.

Для анализа, выберем бизнес-процесс — продажа топлива.

Построить правильную систему бизнеса, не экспериментируя над компанией и сотрудниками, можно используя методы «имитационное моделирование» и «функционально-стоимостной анализ» (ФСА) [2, с. 158].

Имитационное моделирование — метод исследования, позволяющий проанализировать систему, не изменяя её, так как изучаемая система заменяется имитируемой. Говоря об анализе деятельности компании, метод позволяет сымитировать выполнение модели бизнес-процессов так, как оно происходило бы в действительности, и получить реальную оценку длительности каждого процесса [1, c. 158].

Для проведения функционально-стоимостного анализа выберем процесс обслуживания клиентов в час-пик, так как на АЗС наблюдается проблема очередей во время большей активности клиентов и это является актуальным вопросом. Чаще всего на АЗС для легковых автомобилей установлены и работают круглосуточно 4 колонки, 2 оператора и менеджер.

Для выполнения функционально-стоимостного анализа применим имитационное моделирование с помощью программы Business Studio. В системе Business Studio методы функционально-стоимостного анализа и имитационного моделирования используются параллельно. Функционально-стоимостной анализ необходим для расчёта стоимости процесса. Стоимость процесса рассчитывается путём переноса стоимости ресурсов на стоимость выполняемых шагов процесса. Задача имитационного моделирования — рассчитать длительность каждого шага процесса.

Этапы функционально-стоимостного анализа и имитационного моделирования включают:

– разработку модели процессов

– задание временных параметров конечных процессов

– задание параметров ресурсов, необходимых для выполнения этих процессов

– назначение ресурсов на процессы

– проведение имитации выполнения процессов

Итак, на первом этапе составим модель бизнес-процесса. Рассмотрим процесс распределения новых клиентов АЗС во время наибольшего потока потребителей за сутки (час-пик). Результат отражён на рисунке 1.

Рис. 1. Процесс распределения новых клиентов в час-пик

Далее задаём для каждой операции её свойства, ограничения и характеристики. Так как автор анализирует проблему очередей в час-пик, то операция «приехал клиент» задаётся с ограничением по времени. Час-пик для любой АЗС это промежуток времени с 17:00 до 18:30, так как наибольшее количество клиентов наблюдается во время отъезда работников близко расположенных предприятий домой после окончания рабочего дня. В час-пик клиенты могут подъезжать каждую минуту, данный параметр заносим в раздел свойств операции.

После приезда на АЗС клиент оценивает наличие свободных колонок и у него есть выбор: ждать или заправить машину на другой заправке без очереди. Если учесть фактор усталости, накопившейся за рабочий день и желание скорее добраться домой, то среднестатистический клиент будет ожидать около 10 минут. Возможность развития событий по этим двум сценариям учитывает функция XOR, воспользуемся ею. Далее есть два варианта действий: клиент соглашается на ожидание и успешно пользуется услугами АЗС, или клиент отказывается ждать и уезжает, что приводит к потере прибыли и ухудшению имиджа организации.

Задаём время выполнения каждой операции (рисунок 2):

Рис. 2. Расчёт времени выполнения операций

Для анализа затрат на обслуживание клиента задаём перечень используемых ресурсов, необходимых для выполнения шагов процесса и их стоимость. Например, операцию по оплате бензина выполняет оператор. Задаём свойства данного субъекта, а именно время работы и ставку оплаты труда (рисунок 3).

Рис. 3. Настройка параметров для анализа затрат на обслуживание клиента

Устанавливаем ограничение по количеству колонок и их пропускной способности. После успешного формирования требуемых условий и задания необходимых параметров, переходим к функции Business Studio- «имитация процесса». Данная функция позволяет сымитировать процесс, не прибегая к экспериментам над компанией и её сотрудниками и при этом моделирует результат и пошаговое выполнение заданного бизнес-процесса (рисунок 4).

По результатам выполнения имитации видим, что в час-пик на станцию приехало 169 клиентов. Из них 83 клиента не дождались своей очереди, что составляет 49 %, а это значит, что почти половина из потенциальных клиентов, уехали, не воспользовавшись услугами станции.

Далее нужно проанализировать стоимостную составляющую с помощью функции «статистика по процессам имитации» (рисунок 5).

Рис. 4. Результаты имитации работы АЗС в час-пик

Рис. 5. Статистика по процессам имитации

Из данного отчёта можно увидеть, что стоимость процесса довольно низкая, а гистограмма распределения длительности показывает, что в большинстве случаев продолжительность процессов составляет 15 минут, что заставляет большую часть клиентов отказываться от обслуживания на данной заправочной станции и уезжать. Для клиентов, приехавших в начальные часы работы станции, процесс заправки длился пару минут, но уже в час-пик это время приближается к 15-ти минутам и более.

Следовательно, по итогам моделирования и анализа бизнес-процесса выявлена проблема: в час-пик станция не справляется с потоком клиентов. Почти половина приехавших в данное время уезжает из-за длительного времени ожидания в очереди. Для осуществления анализа применялась программа Business Studio, которая упрощает процесс моделирования и помогает спрогнозировать варианты изменений в бизнес-процессе и их последствия.

Литература:

  1. Котов, А. И. Экономические термины — Минск: Энциклопедикс, 2002. — 289 с.
  2. Шамов, О. В. Современные концепции и методы управления: моногр. —Гродно: ГрГУ, 2011. — 309 с.
Основные термины (генерируются автоматически): имитационное моделирование, функционально-стоимостный анализ, клиент, XOR, анализ затрат, время, обслуживание клиента, проблема очередей, продажа топлива, стоимость процесса.


Похожие статьи

Автоматизация процессного управления с использованием...

Для проведения функционально-стоимостного анализа выберем процесс обслуживания

Функционально-стоимостной анализ необходим для расчёта стоимости процесса.

Рассматривается процесс распределения новых клиентов МАЗС во время наибольшего...

Проблемы применения имитационного моделирования...

Малое предпринимательство или малый бизнес – важная составляющая часть современной российской экономики. Во всех странах с развитой рыночной экономикой нестабильность малого бизнеса во многом связана с его сильной зависимостью от внешней среды – как от...

Использование имитационного моделирования для анализа...

При анализе состояния очередей особое внимание следует обратить на значение квадрата коэффициента вариации времени задержки. Если оно близко к нулю, время задержки не имело существенного разброса, то есть длина очереди была практически постоянной.

Функционально-стоимостной анализ как преимущество...

В настоящее время отечественные предприятия находятся в затруднительном положении. Критическую ситуацию создают трудно прогнозируемая динамика рынка, лавина новых директивных решений и законодательных актов...

Разработка моделей процесса продаж предприятия ООО...

В данной статье проведен анализ процесса продаж предприятия ООО «Росса-пром», построены функциональные и операционные модели процессов, а также выявлены проблемы бизнес-процессов продаж и пути их решения для предприятия.

Построение и исследование имитационной модели системы...

Приводится имитационная модель системы контроля работы студентов, построенная в среде математического пакета Mathcad. Производятся измерения основных характеристик сервера при взаимодействии с клиентами разной функциональной толщины.

Подходы к оптимизации функционирования отделения ОАО...

С учетом проведенного функционального анализа для реализации имитационной модели оптимизации функционирования отделения ОАО «МегаФон-Поволжье» в г.Балаково необходимо выбрать инструментальное средство имитационного моделирования.

Использование имитационного моделирования в оценке...

В статье рассмотрены варианты использования имитационного моделирования в оценке альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК, рассматривающих возможность участия в ЦСС.

Моделирование бизнес-процесса «Сервисное обслуживание...»

Входом бизнес-процесса является обращение клиента в сервисный центр.

Промежуточная диагностика во время прохождения технического обслуживания автомобиля включает в

При обращении клиента в сервисный центр с целью ремонта автомобиля также в первую очередь...

Похожие статьи

Автоматизация процессного управления с использованием...

Для проведения функционально-стоимостного анализа выберем процесс обслуживания

Функционально-стоимостной анализ необходим для расчёта стоимости процесса.

Рассматривается процесс распределения новых клиентов МАЗС во время наибольшего...

Проблемы применения имитационного моделирования...

Малое предпринимательство или малый бизнес – важная составляющая часть современной российской экономики. Во всех странах с развитой рыночной экономикой нестабильность малого бизнеса во многом связана с его сильной зависимостью от внешней среды – как от...

Использование имитационного моделирования для анализа...

При анализе состояния очередей особое внимание следует обратить на значение квадрата коэффициента вариации времени задержки. Если оно близко к нулю, время задержки не имело существенного разброса, то есть длина очереди была практически постоянной.

Функционально-стоимостной анализ как преимущество...

В настоящее время отечественные предприятия находятся в затруднительном положении. Критическую ситуацию создают трудно прогнозируемая динамика рынка, лавина новых директивных решений и законодательных актов...

Разработка моделей процесса продаж предприятия ООО...

В данной статье проведен анализ процесса продаж предприятия ООО «Росса-пром», построены функциональные и операционные модели процессов, а также выявлены проблемы бизнес-процессов продаж и пути их решения для предприятия.

Построение и исследование имитационной модели системы...

Приводится имитационная модель системы контроля работы студентов, построенная в среде математического пакета Mathcad. Производятся измерения основных характеристик сервера при взаимодействии с клиентами разной функциональной толщины.

Подходы к оптимизации функционирования отделения ОАО...

С учетом проведенного функционального анализа для реализации имитационной модели оптимизации функционирования отделения ОАО «МегаФон-Поволжье» в г.Балаково необходимо выбрать инструментальное средство имитационного моделирования.

Использование имитационного моделирования в оценке...

В статье рассмотрены варианты использования имитационного моделирования в оценке альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК, рассматривающих возможность участия в ЦСС.

Моделирование бизнес-процесса «Сервисное обслуживание...»

Входом бизнес-процесса является обращение клиента в сервисный центр.

Промежуточная диагностика во время прохождения технического обслуживания автомобиля включает в

При обращении клиента в сервисный центр с целью ремонта автомобиля также в первую очередь...

Задать вопрос