Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Скачок В. Е., Буций В. Н., Петровская Л. Ю., Семенкова Н. В., Цыбульская Е. В. Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 449-452. — URL https://moluch.ru/archive/236/54904/ (дата обращения: 26.04.2019).



При выборе профессии у каждого человека возникает серьезный вопрос, все доводы за и против. Призвание быть артистом, художником, учителем, поваром или бухгалтером. Призвание может раскрыться с первыми шагами в детский сад, а может искаться всю жизнь. Обычно, данный вопрос остро встает перед окончанием школы. Как отметил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин: «Каждый может стать лидером, если вовремя грамотно будут сориентированы преподавателями на то, чем необходимо заниматься» [1, стр. 2] Ещё раз подчеркнув, что выбор профессии во многом зависит от преподавателя.

Чем больше мы втягиваемся в тот предмет, который нам нравиться, чем больше знаний мы усваиваем благодаря качественно представленному материалу, тем больше фигура преподавателя значима не только в области образования, но и в дальнейшей судьбе, а возможно и выборе профессии.

Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую ключевое решение, первый ответственный и волнительный шаг во взрослую жизнь. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.

Новые требования в рамках постиндустриального общества возрастают в связи с разделением труда. В современных реалиях требуются всё более узкоспециализированные специалисты. Таким образом, можно сделать вывод, что профориентация подрастающего поколения является не только педагогической, но и социальной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно.

Ярмарки вакансий и дополнительные договора между предприятиями и школами, направленность и разделение старших классов в связи со спецификой и уклоном учащихся, такие как спортивная, математическая или языковая школа уже давно не редкость. Всё это влияет на дальнейший выбор профессии. А что же вообще понимается под словом профориентация?

Профессиональная ориентация — это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. [2, стр. 20]

По сути, это система мер по информированию, консультированию, подбору и адаптации, что в свою очередь поможет подрастающему поколению определиться с выбором профессии, которая наиболее соответствует как личным потребностям, так и потребностям общества. Чем больше способностей будущий работник сможет использовать в повседневной трудовой деятельности, тем больше он будет полезен для организации, общества и государства, при этом, не забывая о внутренних побуждениях и стимулах. Сплоченная работа и взаимосвязь профессиональной подготовки и содержанием трудовых функций, повысит интерес будущего работника к труду, увеличит работоспособность и, как следствие, повысит производительность.

Базовая цель профориентации — это формирование определенного мнения, сужения круга дисциплин, а также повысить заинтересованность молодых людей к трудовым будням, подстройка их социальных и психофизиологических особенностей к текущей рыночной экономике.

К задачам профориентации относятся:

1) информирование подрастающего поколения;

2) создание условий для проявления профессиональных качеств;

3) определение соответствия физиологических и социально-психологических качеств для выбранной трудовой деятельности.

Социальная значимость профориентации — это помощь в динамичном приспособлении в рамках быстро меняющейся рыночной экономики. При появлении новой области экономики и перетока в неё кадров, создается дефицит в других областях экономики, что будет компенсироваться низкоквалифицированными кадрами. В данной ситуации помимо профориентации, перераспределением потоком в задачи общества и государства входит также переквалификация под необходимые специальности.

Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Чтобы выявить и развить психологический и мотивационный механизм выбора профессии, необходимо использовать механизм управления профориентацией. Он представляет собой способ организации взаимосвязанных процессов формирования личности работника, обладающего конкурентоспособными качествами, включающих профессиональное обучение, консультирование, отбор, информирование и др.

Система профориентации — комплексный набор, объединяющий и координирующий как государственную структуру образования, институт семьи, трудовые организации, которые заинтересованы в высококвалифицированном сотруднике. Социально-экономический прогноз имеет большое значение. Яркий пример этому может свидетельствовать «романтизация» и продвижение профессии юриста и банкира в годы «перестройки» в Российской Федерации. В 2000-х годах, успехи в области военных и космических проектов, а также тактическое перевооружение армии и флота, потребовало новых штатных единиц для комплектования профессиональных войск. Однако, и в первом и во втором случае, в связи с насыщением данных ниш, количество стало перерастать в качество, а те, кто не смог себя проявить из-за недостаточной компетенции стали снова искать себя в других профессиях.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. [,]

Основой для профессиональной ориентации являются различные требования будущей выбранной профессии. Эти требования формируют такой критерий как профессиональная пригодность. Существуют четыре базовых типа решения по данному вопросу:

1. Профнепригоден. Это значит, что сотрудник абсолютно или в своем большинстве не соответствует критериям выбранной профессии. Безусловно, имеются тысячи примеров, где за счет упорства и силы воли были преодолены немыслимые барьеры, однако при стандартном, т. е. первоначальных оценочных данных не имеет нужных показателей к той или иной профессии.

2. Профпригоден. Данную категорию стоит рассмотреть в нескольких аспектах.

2.1 Годен. Эта категория лиц не имеет каких-либо противопоказаний к данной профессии и при должном упорстве имеет шанс стать хорошим специалистом в своем деле.

2.2. Соответствие. Эта категория лиц не только не имеет каких-либо противопоказаний, но и имеет ряд качеств, которые характеризуют его предрасположенность к данной профессии. В качестве примера можно привести математический склад ума, творческие задатки, способность запоминать большой объем текста или семейная династия.

2.3. Призвание. Эта категория лиц характеризуется соответствием данных и выбранной профессии, имеет в себе ряд качеств для будущей профессии и имеет ярко выраженные черты, превосходящие среди равных в обучении лиц, что можно свидетельствовать о таланте или предрасположенности к занимаемому делу.

Основная цель отбора — обеспечить будущих работников как минимум годных к определенной работе, с нужной квалификацией, необходимыми личностными качествами, способных решать поставленные задачи максимально эффективно.

В новую постиндустриальную эпоху всем известно, что главным национальным богатством страны провозглашается не сырье, а высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. В Российской Федерации профессиональная ориентация набирает всё большие обороты. [3, стр. 147] Выстроенная модель образования предполагает тесное взаимодействие между образовательными учреждениями и организациями, предоставляющими рабочие места. Основы данной концепции направлены на:

‒ подготовку школьников и студентов к будущей работе и карьере;

‒ на обучение навыкам эффективного поведения в условиях рынка труда;

‒ объединение академических и профессионально-технических знаний;

‒ формирование у школьников личных целей и планов собственной карьеры;

‒ связь между образовательными учреждениями и предприятиями;

‒ обеспечение преемственности образования и занятости;

‒ сокращение безработицы, особенно среди молодежи;

‒ заблаговременный выбор будущего рабочего места.

Из вышесказанного образуются направления, которые необходимо тщательно прорабатывать, а именно:

  1. Просвещение в рамках профессиональной подготовки.
  2. Ранняя диагностика профессиональных качеств.
  3. Консультация по выбранным направлениям.
  4. Отбор по необходимым критериям в соответствие с выбранным направлением.
  5. Практика и вовлечение в реальные показатели.
  6. Адаптация к коллективу, распорядку, нагрузке и т. д.
  7. Воспитание корпоративной этики и принятие внутренних правил.

Комплексный анализ статистики подводит нас к тому, что профессиональная ориентация — это многогранная система социальной, психолого-педагогической и практической деятельности различных общественных институтов. Совокупная их работа подвержена одной единственной цели — максимально адаптировать под современные условия подрастающее поколение для решения социально-экономических задач.

Профессиональная ориентация как часть трудовой системы подготовки школьников и студентов, непрерывного образования и воспитания, находит ежедневное отражение в учебной литературе, которая в свою очередь подстраивается под нужды экономики и социальных изменений. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся, где немаловажная роль отведена педагогическому составу.

Литература:

  1. Задать направление / Путин В. В. 2018. — Российская газета. Столичный выпуск № 7745 (282)
  2. Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. — 125 с.
  3. Деркач А. А. Психология профессиональной деятельности: лекции «В помощь преподавателю» — М.: Изд-во РАГС, 2010. — 340 с.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессиональная ориентация, подрастающее поколение, Российская Федерация, категория лиц, будущий работник, профессиональная подготовка, область экономики, ряд качеств, система профориентации.


Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Осуществлять профориентационную работу с подрастающим поколением необходимо начинать с

Профессиональная ориентация — это государственная по масштабам

И в этот момент система профориентационной работы должна работать с высокой интенсивностью...

Система профессиональной ориентации молодежи на...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. С позиции теории управления, процесс профессиональной ориентации...

Теория и практика профориентации в России: проблемы...

Внутренняя профессиональная ориентация — это деятельность, по введению новых работников в

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило

Не правильная система профессиональной ориентации приводят к тому, что...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

Одним из центров профессиональной ориентации с учащимися служит средняя

Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к

Так что же это такое. Профессиональная ориентация— это система научно обоснованных мероприятий...

К вопросу о современной профориентации...

Надо признать, что и сегодня развитие системы профориентации рассматривается как одно из гарантов соблюдения государством прав граждан на труд и выбор профессии. Отечественная наука и практика в области профориентации в 2012 году отметила столетний юбилей.

Особенности профессиональной ориентации старшеклассников...

Ключевые слова: профориентация, старшеклассники, выбор профессии. Особенности профессиональной ориентации со старшеклассниками весьма актуальная тема для изучения в связи с нестабильной ситуацией в экономической сфере, а также с необходимостью перехода...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Сейчас профессиональная ориентация как научная проблема и определенная совокупность

В процессе изучения личности школьника в целях профессионального самоопределения

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

Ключевые слова: профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение, родители, профессиональное самоопределение, обучающиеся, мотивация, готовность педагогов, намерения, склонности, мотивы выбора профессии, профдиагностика.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Проблемы профессиональной ориентации молодежи приобретают в настоящее время

Значимость профориентационного тестирования молодежи в выборе будущей профессии.

Профессиональная ориентация — это оказание человеку помощи в профессиональном...

Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Осуществлять профориентационную работу с подрастающим поколением необходимо начинать с

Профессиональная ориентация — это государственная по масштабам

И в этот момент система профориентационной работы должна работать с высокой интенсивностью...

Система профессиональной ориентации молодежи на...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. С позиции теории управления, процесс профессиональной ориентации...

Теория и практика профориентации в России: проблемы...

Внутренняя профессиональная ориентация — это деятельность, по введению новых работников в

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило

Не правильная система профессиональной ориентации приводят к тому, что...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

Одним из центров профессиональной ориентации с учащимися служит средняя

Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к

Так что же это такое. Профессиональная ориентация— это система научно обоснованных мероприятий...

К вопросу о современной профориентации...

Надо признать, что и сегодня развитие системы профориентации рассматривается как одно из гарантов соблюдения государством прав граждан на труд и выбор профессии. Отечественная наука и практика в области профориентации в 2012 году отметила столетний юбилей.

Особенности профессиональной ориентации старшеклассников...

Ключевые слова: профориентация, старшеклассники, выбор профессии. Особенности профессиональной ориентации со старшеклассниками весьма актуальная тема для изучения в связи с нестабильной ситуацией в экономической сфере, а также с необходимостью перехода...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Сейчас профессиональная ориентация как научная проблема и определенная совокупность

В процессе изучения личности школьника в целях профессионального самоопределения

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

Ключевые слова: профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение, родители, профессиональное самоопределение, обучающиеся, мотивация, готовность педагогов, намерения, склонности, мотивы выбора профессии, профдиагностика.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Проблемы профессиональной ориентации молодежи приобретают в настоящее время

Значимость профориентационного тестирования молодежи в выборе будущей профессии.

Профессиональная ориентация — это оказание человеку помощи в профессиональном...

Задать вопрос