Гендерные особенности проблемных переживаний старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 17.12.2018

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Петросянц В. Р. Гендерные особенности проблемных переживаний старшеклассников // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 469-472. — URL https://moluch.ru/archive/236/54890/ (дата обращения: 25.04.2019).



На выборке старшеклассников (n=133) изучены особенности проблемных переживаний девушек и юношей старшего школьного возраста. Установлены различия в иерархии сфер переживаний проблем школьной жизни. Обнаружены значимые различия в сферах проблемных переживаний девушек и юношей старшего школьного возраста.

Ключевые слова: проблемное переживание, проблемная озабоченность, школьная жизнь, старшеклассники, гендер.

Психологическая проблема — понимается как противоречие между сформированным (актуальным) уровнем развития тех или иных психических функций, процессов, свойств и теми вызовами, которые делает жизнь, требуя появления новых психических качеств. Возникшая проблема влияет на эмоциональное состояние человека, вызывает переживание. Переживания, сочетая в себе эмоциональные, волевые и интеллектуальные компоненты, отражают события и обстоятельства жизни в их отношении к самому субъекту. В переживании «отражается» эмоциональное состояние человека, взаимовлияние человека и среды опосредованные переживанием [1].

В период перехода от юношества к взрослости может возникать «психосоциальный мораторий», обостряющий противоречия между уже сформированными психическими свойствами и требованиями повседневной жизни осваивать новые формы жизнедеятельности. Эти требования могут выступать как источники проблем [1].

Вслед за Л. А. Регуш отметим признаки, характеризующие психологические проблемы:

– наличие в жизненной ситуации противоречия, которое осознается человеком;

– эмоциональное переживание этого противоречия как фактора, мешающего, усложняющего жизнь;

– желание (или потребность) разрешить это противоречие, для того чтобы жизнь вошла в обычное, более благоприятное русло;

– невозможность использования старых способов действия для разрешения проблемы, что может вызвать состояние неопределенности, беспокойства [1].

Цель данного исследования заключается в установлении иерархии переживаний проблем школьной жизни у девушек и юношей старшего школьного возраста, а также различий в интенсивности этих переживаний.

Исследование было проведено на базе средних общеобразовательных школ г. Сыктывкара. В качестве объекта исследования выступали учащиеся 10–11 классов. Всего в исследовании приняли участие 133 испытуемых (55 девушек и 78 юношей).

Для оценки выраженности проблемных переживаний и их содержательных характеристики был использован адаптированный Л. А. Регуш вариант «Проблемной анкеты» (Seiffge-Krenke) [2].

Статистическая обработка данных производилась с помощью пакета программы Statistica 10.0.

В данной статье мы остановимся на рассмотрении вопроса о том, какие особенности переживания проблем школьной жизни отмечаются девушками и юношами старшего школьного возраста.

Мы изучили интенсивность переживания школьных проблем девушек и юношей старшего школьного возраста. Результаты исследования представлены в рисунке 1.

Рис. 1. Выраженность сфер переживаний проблем школьной жизни в группах девушек и юношей старшего школьного возраста

Согласно рисунку 1, установлено, что для девушек старшего школьного возраста, в отличие от юношей, характерно более интенсивное переживание проблем во всех сферах школьной жизни.

Для оценки иерархичности сфер проблемных переживаний в профилях девушек, юношей и всей выборки старшеклассников в целом, мы произвели ранжирование сфер проблемных переживаний. Наименьший ранг был присвоен наиболее интенсивно переживаемым сферам.

Таблица 1

Ранговые показатели сфер проблемных переживаний

Сферы проблемных переживаний

Девушки

(n=55)

Юноши

(n=78)

Вся выборка

(n=133)

«Будущее»

4

5

4

«Взаимоотношения с родителями»

3

3

3

«Школа»

1

1

1

«Взаимоотношения со сверстниками»

7

7

7

«Собственное Я»

2

2

2

«Досуг»

5

4

5

«Здоровье»

6

6

6

Ранжирование проблемных переживаний в группе девушек позволило установить иерархию их проблемных переживаний. Наиболее интенсивно переживаемыми являются проблемы в сфере школы, собственного Я, отношений с родителями, перспективы будущего. Менее интенсивно переживаются, а соответственно и демонстрируют более низкую иерархическую значимость, проблемные переживания в сфере организации досуга, здоровья и отношений со сверстниками.

Для юношей характерна следующая иерархия переживаний проблем школьной жизни: школа, собственное Я, взаимоотношения с родителями, организация досуга, перспектива будущего, здоровье и отношения со сверстниками.

Как можно заметить, различия в иерархиях переживания проблем школьной жизни девушками и юношами состоят в том, что для девушек, в сравнении с юношами, характерно чаще отмечать переживания в области перспективы будущего, а юношам, в сравнении с девушками, проблемы в области организации свободного времени.

Мы установили, что общность интенсивно переживаемых проблем, как девушками, так и юношами, центрируется в области проблемных переживаний, связанных со школой, собственным Я, взаимоотношениями с родителями и перспективы будущего.

Отметим, что иерархия сфер проблемных переживаний девушек совпадает с общегрупповой иерархией.

Для оценки статистической значимости различий в переживаемых старшеклассниками проблемах был применен критерий — t Стьюдента. Статистические данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты изучения сфер проблемных переживаний вгруппах девушек июношей старшего школьного возраста

Сфера проблемных переживаний

Девушки

Юноши

Значение

t-критерия

Уровень статистической значимости

«Будущее»

2,84

2,48

2,739

р<0,01

«Родители»

2,85

2,74

0,947

р>0,05

«Школа»

3,05

2,91

1,171

р>0,05

«Сверстники»

2,21

2,10

0,739

р>0,05

«Я»

3,02

2,69

2,201

р<0,05

«Досуг»

2,65

2,56

0,688

р>0,05

«Здоровье»

2,49

2,37

0,990

р>0,05

Данные таблицы позволяют заключить, что различия в переживании проблем школьной жизни в группах девушек и юношей затрагивают только сферы будущего и собственного Я.

Для девушек старшего школьного возраста, в сравнении с юношами, свойственно более интенсивное переживание проблем в сфере «будущего» (t=2,739, при р<0,01). Данные различия говорят о том, что девушки в старшем школьном возрасте в большей степени склонны оценивать свое будущее как неопределенное, испытывают опасения, связанные с оценкой оправдания ожиданий со стороны родителей, затрудняются в оценке своих личностных возможностей, связанных с реализацией жизненных планов, испытывают тревогу относительно востребованности на рынке труда и материальном поощрении собственного труда, позволяющем им быть автономными от родителей.

Для девушек также характерно отмечать более выраженные проблемные переживания в сфере собственного Я (t=2,201, при р<0,05). Установленное отличие интенсивности переживаний в области собственного Я у девушек, в сравнении с юношами, заключается в том, что девушки чаще проявляют недовольство собой, испытывают затруднения в оценке собственных способностей, отмечают противоречивость своего Я, недостаточную уверенность в себе при отстаивании собственных интересов, непонимание и затруднение в обеспечении контроля собственных негативных переживаний.

Мы сопоставили результаты нашего исследования с результатами исследования переживаний проблем школьной жизни в выборке учащихся подросткового возраста (14–16 лет), проведенного в 2009 г. Л. А. Регуш [2].

Так, для подростков в исследовании Л. А. Регуш, наиболее переживаемой сферой стала проблема в области будущего, тогда как в нашей выборке наиболее интенсивно переживаемой проблемой является школа, а будущее занимает лишь 4 ранговую позицию.

Кроме того, интенсивно переживаемой проблемой в нашей выборке является сфера собственного Я, в то время как в сопоставляемой выборке подростков данная сфера установилась на 7 ранговом месте.

Обращает на себя внимание также и различие в оценке проблемных переживаний во взаимоотношениях со сверстниками. В исследовании Л. А. Регуш подростки отметили, что данная проблема для них имеет существенное значение (3 ранговое место), в то время как по оценке нашей выборки данная проблемная сфера располагается на 7 месте.

Результаты нашего исследования согласуются с исследованием Л. А. Регуш в части более интенсивных переживаний проблем школьной жизни как девочками подростками, так и девушками старшего школьного возраста, в сравнении с мальчиками подросткового и юношеского возраста.

Таким образом, изложенные результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. наиболее интенсивно переживаемыми проблемами школьной жизни девушек старшего школьного возраста являются «школа», «собственное Я», «взаимоотношения с родителями», «перспектива будущего»;
  2. остро переживаемыми проблемами юношей старшего школьного возраста стали «школа», «собственное Я», «взаимоотношения с родителями», «свободное время (досуг)»;
  3. девушки старшего школьного возраста, в сравнении с юношами, более интенсивно переживают все сферы проблем школьной жизни. Это, прежде всего, относится к таким областям проблемных переживаний, как «будущее» и «собственное Я».

Литература:

  1. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. «Психологические проблемы подростков»: стандартизированная методика: научно-методические материалы. — СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — 34 с.
  2. Регуш Л. А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 100. С. 57–65.
Основные термины (генерируются автоматически): старший школьный возраст, школьная жизнь, переживание, юноша, девушка, проблемное переживание девушек, группа девушек, перспектива будущего, интенсивное переживание проблем, эмоциональное состояние человека.


Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Выделяют следующие типы эмоциональных переживаний

Всплеск в эмоциональной жизни подростков психологи обосновывают попеременной активацией нервных

Учащиеся были разделены на три группы: учащиеся с высоким уровнем успеваемости (средний балл...

Психологические особенности подросткового возраста и их...

Девушки, как правило, направляют свои тревоги на себя, что часто становится причиной физиологических расстройств: булимии или анорексии. У юношей более высока склонность к участию в преступлениях, проявление агрессии к другим, как попытка сбежать от проблем [4].

Исследование особенностей эмоциональных состояний...

Вданной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Библиографическое описание: Бурченкова Л. Ш. Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, высокий уровень, подростковый возраст, общественная жизнь, общение, личностная...

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

Старший школьный возраст – это возраст, когда углубляется и приобретает особый смысл избирательное отношение к людям, происходит смена значимых лиц. Взаимоотношения со взрослыми становятся одной из важнейших проблем, имеющей как социальный, так и...

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот

Соответственно, в процессе общения у подростков возникают различные межличностные проблемы, которые являются одной из...

Эмоции человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Под переживаниями же обычно понимают исключительно

В настоящее время проблема эмоций очень актуальна и потому, что эмоции, воздействуя на тело и разум

Актуальность проблемы тесна связана и с ролью, которую выполняют эмоции в жизни человека.

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале...

Состояние тревожности может проявляться у людей любого возраста: как у маленьких детей, так и у зрелых людей.

Чаще всего переживание тревоги, сопровождающее стрессовую жизненную ситуацию, проходит вместе с самим стрессовым событием.

Период старшего школьного возраста как этап планирования...

В статье рассматривается проблема готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. Проводится изучение образовательных и профессиональных планов учащихся, их умение соотносить ожидания со своими возможностями...

Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы...

Старший школьный возраст, который является сенситивным для формирования эмоционального интеллекта, характеризуется осознанным переосмыслением отношений старшеклассников с окружающими, активной направленностью в будущее.

Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Выделяют следующие типы эмоциональных переживаний

Всплеск в эмоциональной жизни подростков психологи обосновывают попеременной активацией нервных

Учащиеся были разделены на три группы: учащиеся с высоким уровнем успеваемости (средний балл...

Психологические особенности подросткового возраста и их...

Девушки, как правило, направляют свои тревоги на себя, что часто становится причиной физиологических расстройств: булимии или анорексии. У юношей более высока склонность к участию в преступлениях, проявление агрессии к другим, как попытка сбежать от проблем [4].

Исследование особенностей эмоциональных состояний...

Вданной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Библиографическое описание: Бурченкова Л. Ш. Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, высокий уровень, подростковый возраст, общественная жизнь, общение, личностная...

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

Старший школьный возраст – это возраст, когда углубляется и приобретает особый смысл избирательное отношение к людям, происходит смена значимых лиц. Взаимоотношения со взрослыми становятся одной из важнейших проблем, имеющей как социальный, так и...

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот

Соответственно, в процессе общения у подростков возникают различные межличностные проблемы, которые являются одной из...

Эмоции человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Под переживаниями же обычно понимают исключительно

В настоящее время проблема эмоций очень актуальна и потому, что эмоции, воздействуя на тело и разум

Актуальность проблемы тесна связана и с ролью, которую выполняют эмоции в жизни человека.

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале...

Состояние тревожности может проявляться у людей любого возраста: как у маленьких детей, так и у зрелых людей.

Чаще всего переживание тревоги, сопровождающее стрессовую жизненную ситуацию, проходит вместе с самим стрессовым событием.

Период старшего школьного возраста как этап планирования...

В статье рассматривается проблема готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. Проводится изучение образовательных и профессиональных планов учащихся, их умение соотносить ожидания со своими возможностями...

Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы...

Старший школьный возраст, который является сенситивным для формирования эмоционального интеллекта, характеризуется осознанным переосмыслением отношений старшеклассников с окружающими, активной направленностью в будущее.

Задать вопрос