Формирование исследовательской компетенции у детей во время внеурочной краеведческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 17.12.2018

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Калинина Н. Ю. Формирование исследовательской компетенции у детей во время внеурочной краеведческой деятельности // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 337-338. — URL https://moluch.ru/archive/236/54849/ (дата обращения: 26.04.2019).



Ключевые слова: внеурочная деятельность, дополнительное образование, исследовательская компетенция, краеведение, младшие школьники.

В современном учебном процессе у младших школьников недостаточно внимания уделяется истории родного края. У многих детей отсутствует любовь к родному краю, стране. Информационное поле наполнено критикой современного общества и государства. История также трактуется по-разному. Необходимо показывать положительный опыт прошлого для его воспроизводства в будущем, для формирования у детей любви к своему краю, стране, акцентирования внимания на доброе отношение к стране, людям.

Изучение истории родного края в традиционной схеме не всегда интересно детям. Одним из вариантов уроков, являются занятия, где происходит смена форм и методов деятельности, например сочетании занятий по родному краю с основами моделирования. Исследовательская деятельность на уроках способствует всестороннему развитию детей. Результатом такой деятельности является формирование исследовательской компетенции, — «совокупности знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности» [1, с. 60]. По мнению Казариной Л. А. формирование исследовательской компетенции начинается «с момента включения учащегося в процесс исследования» [2, с. 30].

Согласно «Федеральному государственному стандарту начального общего образования» реализация образовательной программы начального общего образования осуществляется «через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами» [4].

Некоторые школы Тюмени активно сотрудничают с организациями дополнительного образования для реализации внеурочной деятельности. Специалисты учреждений дополнительного образования во внеурочное время проводят занятия определенной направленности по утвержденным программам. Например, между МАУ ДО ЦРТДиЮ «Контакт» города Тюмени и МАУ СОШ № 42 заключен договор, на основании которого педагоги проводят занятия по технической, естественно-научной и художественной направленностям.

Рассматривая опыт взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования при осуществлении внеурочной деятельности, можно выделить следующие проблемы:

– материально-технические условия (занятия и мероприятия проводятся во второй половине дня, не все школы имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности);

– кадровые ресурсы (нет ставок на дополнительное образование, занятия проводят либо учителя, либо приглашенные специалисты);

– финансовые ресурсы (отсутствует финансирование на покупку материалов для освоения программы).

Занятия, в которых предусматривается смена деятельности, позволяют ребенку максимально вовлечься в процесс, создать свой маленький проект на основе полученной и проанализированной ситуации им самим, а не выполнять задания по шаблону. Выполняя творческий проект, дети неоднократно возвращаются к информации, которую собрали сами, и воспроизводят ее в макетах, рисунках. В процессе выполнения практических занятий происходит формирование знаний, умений и навыков. Тем самым формируется положительное отношение к самому понятию информация, к труду. История родного края в таком процессе усваивается легко и непринужденно. Ребенок, изучая родной край, его культуру, историю, воспринимает современные обстоятельства под другим углом и себя уже идентифицирует и олицетворяет с позиции человека, у которого есть импульс к развитию, положительная основа для дальнейшего совершенствования. Он знает, что и как делали его предки, он в какой-то мере пережил этот опыт, значит сможет его воспроизвести и усовершенствовать в будущем.

Например, тема «Деревянное зодчество», предусматривает теоретический и практический аспекты, с просмотром видеоматериала, играми, складыванием из кубиков формы окна и наличника. Затем проводится экскурсия по наиболее интересным объектам деревянного зодчества Тюмени, в процессе ребята знакомятся с историей домов, особенностями сибирских наличников, делают фотографии. Затем на практическом уроке воспроизводят увиденные наличники из скульптурного пластилина. Тема «Купечество», предусматривает теоретический аспект с просмотром фильма, обсуждением личности меценатов, затем организации мини-постановок о благотворительности. Возможно проведение экскурсии по купеческому дому, практическое занятие предусматривает зарисовку купеческой жизни и создание дома из бумаги (интерьер или экстерьер).

Значение внеурочной деятельности сформулировали в исследовании Стефаник Ю. В. и Шемякина Н. И.: «открывает для детей мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своей индивидуальности. Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования» [3, с. 376].

Занятия способствуют передачи культурного, духовного и нравственного опыта. Отсутствие таких занятий влияет на формирование личности ребенка не только в части недостаточности знаний по истории родного края и умений и навыков в моделировании, но и в неясности своей идентификации в обществе, определении себя, своей роли и значимости.

Реализация занятий, не предусмотренных школьной программой, возможна во внеурочной деятельности. Исследовательская деятельность, как способ формирования исследовательской компетенции способствует всестороннему развитию личности ученика, определяет его будущую мотивацию к освоению знаний, умений, навыков. Именно внеурочная деятельность, реализуемая школой самостоятельно или с привлечением педагогов из учреждений дополнительного образования, способствует формированию исследовательской компетенции у детей.

Литература:

  1. Алексеева, Г. А. Формирование исследовательской компетенции младших школьников / Г. А. Алексеева, П. М. Алексеева // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». — 2015. — С. 60–62.
  2. Казарина, Л. А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Казарина. — Томск, 2016. — 193 с.
  3. Стефаник, Ю. В. Организация взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования при осуществлении внеурочной деятельности в Курганской области. Состояние. Проблемы. Перспективы развития / Ю. В. Стефаник, Н. И. Шемякина // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: материалы III Всерос. науч.-практ. конференции. — Челябинск: ЧИППКРО. — 2016. — С. 374–377.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.09.2011) [Электронный ресурс] / Информационная правовая система «КонсультантПлюс» — режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 07.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, родной край, дополнительное образование, исследовательская компетенция, занятие, ребенок, исследовательская деятельность, начальное общее образование, история, деятельность.


Похожие статьи

Использование краеведческого материала на уроках и во...

В работе описывается организация работы на уроках и внеурочной деятельности по

Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны

Познавая родной край, школьники в сотрудничестве с учителем углубляют и расширяют свои...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся...

Внеурочная деятельность обучающихся — это возможность формирования исследовательской компетенции, а впоследствии, как утверждают теоретики, и исследовательской компетентности, через организацию учебного исследования обучающихся.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в...

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и...

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

На занятиях по внеурочной деятельности не заканчивается изучение родного края. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в

Ключевые слова:духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, совместная деятельность школы, семьи и...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

1. На занятиях внеурочной деятельностью должна осуществляться преемственность

В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию...

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе...

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа основного общего образования реализуется не только во время учебных занятий, но и через внеурочную деятельность.

Исследовательская деятельность младших школьников как...

Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них...

Формирование исследовательских умений у учащихся...

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной...

Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых...

Похожие статьи

Использование краеведческого материала на уроках и во...

В работе описывается организация работы на уроках и внеурочной деятельности по

Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны

Познавая родной край, школьники в сотрудничестве с учителем углубляют и расширяют свои...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся...

Внеурочная деятельность обучающихся — это возможность формирования исследовательской компетенции, а впоследствии, как утверждают теоретики, и исследовательской компетентности, через организацию учебного исследования обучающихся.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в...

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и...

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

На занятиях по внеурочной деятельности не заканчивается изучение родного края. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в

Ключевые слова:духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, совместная деятельность школы, семьи и...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

1. На занятиях внеурочной деятельностью должна осуществляться преемственность

В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию...

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе...

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа основного общего образования реализуется не только во время учебных занятий, но и через внеурочную деятельность.

Исследовательская деятельность младших школьников как...

Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них...

Формирование исследовательских умений у учащихся...

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной...

Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых...

Задать вопрос