Реализация права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 16.12.2018

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Нимарицына О. Ф. Реализация права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Саха (Якутия) // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 252-253. — URL https://moluch.ru/archive/236/54845/ (дата обращения: 25.04.2019).



В научной литературе отсутствует единое мнение о том, что осуществление законодательной инициативы является первичной стадией законодательного процесса. Тем не менее большинство авторов склоняется к тому, что право законодательной инициативы является обязательной и начальной стадией. О том, что именно с реализации права законодательной инициативы начинается законодательный процесс, говорят также положения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Конституций (Уставов) субъектов и других нормативно-правовых актов.

Под правом законодательной инициативы регионального уровня понимается законодательно установленная, юридически значимая возможность компетентных субъектов вносить проекты законов субъектов Российской Федерации, а также предложения об их издании, изменении, отмене в законодательный орган субъекта РФ, то есть право инициировать законодательный процесс [3]. Содержание указанного права заключается в возможности носителя права законодательной инициативы вносить законопроект или законодательное предложение в законодательный орган, а также в возможности требовать от законодательного органа включения проекта закона в повестку заседания.

Правом законодательной инициативы в субъектах РФ согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» наделены депутаты, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления. При этом в статье говорится, что Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (представителям от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ), общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации [2].

Помимо трех обязательных субъектов, предусмотренных федеральным законодательством, право законодательной инициативы в законодательном органе Республики Саха (Якутия) предоставлено Правительству, региональным отделениям политических партий, а также Конституционному суду Республики Саха (Якутия) и Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) по вопросам их ведения. Таким образом, Основной закон Республики Саха (Якутия) различает две группы субъектов законодательной инициативы. В первую группу входят субъекты, чье право не связано какими-либо условиями, вторую группу составляют субъекты, чье право законодательной инициативы ограничено вопросами ведения [1].

Норма Основного закона Республики Саха (Якутия), закрепляющая субъектов права законодательной инициативы, неоднократно претерпевала изменения. В первоначальной редакции Основного Закона Республики Саха (Якутия) от 04.04.1992 право законодательной инициативы принадлежало Президенту Республики Саха (Якутия), постоянным комиссиям Верховного Совета Республики, народным депутатам, Конституционному, Верховному судам, Прокурору Республики, Кабинету Министров, местным Советам народных депутатов, республиканским органам политических партий и общественных движений. В 1994 году право законодательной инициативы было закреплено в отношении органов общественных объединений в целом. Однако уже с 2002 года по настоящее время общественные формирования, за исключением Федерации профсоюзов и региональных отделений политических партий, не входят в круг субъектов законодательной инициативы.

Представительные органы местного самоуправления получили конституционное закрепление права законодательной инициативы лишь в 2002 году. В этом же году из круга субъектов был исключен прокурор, который обладал правом законодательной инициативы на протяжении почти десяти лет. Во многих субъектах Российской Федерации прокурор продолжает оставаться носителем права законодательной инициативы, например, в Республике Алтай, Татарстан, в Камчатском крае и других регионах России.

Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) была наделена правом законодательной инициативы в 2007 году, это явилось важнейшим фактором влияния профсоюзов на правовое регулирование отношений социально-трудовой сферы. Реализуя предоставленное Основным законом Республики Саха (Якутия) право, Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) подготовила и внесла на рассмотрение парламента республики ряд проектов федеральных и республиканских законов. В частности, федерация разработала и внесла на рассмотрение законодательного органа проект республиканского закона «О внесении дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Законопроект был принят в 2008 году и действует на всей территории республики по настоящее время.

При разнообразии субъектов законодательной инициативы, представленном в Основном законе Республики Саха (Якутия), лидерами по количеству представления законопроектов являются народные депутаты и исполнительные органы власти Республики.

В некоторых субъектах РФ встречается наделение правом законодательной инициативы общественных объединений, деятельность которых направлена на защиту коренных малочисленных народов. Так, например, в Камчатском крае правом внесения законопроекта в законодательный орган обладают Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Камчатского края. В Республике Саха (Якутия) с 1989 года успешно осуществляет свою деятельность Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Ассоциация занимает особое место среди других общественных организаций Республики, однако все еще не наделена правом законодательной инициативы. Мы считаем целесообразным включить Ассоциацию коренных малочисленных народов Республики в круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. Члены Ассоциации, как никто другой, знают проблемы и недостатки, существующие в сфере защиты права коренных малочисленных народов, и могут предложить пути их разрешения, посредством законодательной инициативы.

Таким образом, законодательная инициатива является одной из форм участия субъектов Российской Федерации в законодательном процессе на федеральном уровне. Совершенствование данной формы послужит укреплением государственности России.

Литература:

  1. Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) (принята на внеочередной одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) двенадцатого созыва постановлением от 04.04.1992 № 908-XII) (с учетом поправки, внесенной Конституционным законом РС (Я) от 15.06.2016 1651-З № 859-V) // Ил Тумэн. — 15.11.2002. — № 47.
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005.
  3. Кочетков А. В. Региональный законодательный процесс: Дис.... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. С. 59.
Основные термины (генерируются автоматически): законодательная инициатива, Якутия, Российская Федерация, законодательный процесс, Основной закон Республики Саха, субъект, Камчатский край, законодательный орган, Ассоциация коренных, Федерация профсоюзов Республики Саха.


Похожие статьи

Сущность права законодательной инициативы депутата...

Ключевые слова: законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное Собрание Краснодарского края. Построение в России правового государства невозможно без совершенствования всего законодательного...

Законодательное Собрание, Краснодарский край...

Законодательное Собрание, Краснодарский край, законодательная инициатива, Российская Федерация, Государственная Дума, орган

Благодаря реализации этого права законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут...

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

Ключевые слова: конституции (уставы) субъектов РФ, закон, законодательный орган субъекта Российской Федерации, парламент, полномочия законодательных органов, парламентский контроль, региональный парламентский контроль, высшее должностное лицо...

Президент республики в составе Российской Федерации...

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [1]...

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

Законодательный процесс является формой реализации правовой политики. В конституции Российской Федерации, определено, что законотворчество является основной функцией Федерального Собрания. Но законотворчество все — таки следует рассматривать шире.

Процесс становления и перспективы правового регулирования...

Ключевые слова: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, регион, межрегиональное сотрудничество, органы исполнительной власти, взаимодействие органов исполнительной власти, постоянно действующие коллегиальные совещательные органы.

Институт уполномоченного по правам коренных малочисленных...

Проанализирована законодательная база на данную тему. Автор приходит к выводу, что необходимо учреждение на федеральном уровне

В связи с этим совершенствование законодательной базы РФ по предоставлению гарантий и защите прав и интересов коренных...

Контрольные полномочия законодательного (представительного)...

Контрольные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на

Законодательное Собрание, Краснодарский край, законодательная инициатива, Российская Федерация, Государственная Дума, орган...

Конституционно-правовой статус субъекта Российской...

Камчатский край является субъектом Российской Федерации, входящим в состав Российской

Принят Законодательным Собранием Камчатского края 14 ноября 2008 г

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Камчатский...

Похожие статьи

Сущность права законодательной инициативы депутата...

Ключевые слова: законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное Собрание Краснодарского края. Построение в России правового государства невозможно без совершенствования всего законодательного...

Законодательное Собрание, Краснодарский край...

Законодательное Собрание, Краснодарский край, законодательная инициатива, Российская Федерация, Государственная Дума, орган

Благодаря реализации этого права законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут...

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

Ключевые слова: конституции (уставы) субъектов РФ, закон, законодательный орган субъекта Российской Федерации, парламент, полномочия законодательных органов, парламентский контроль, региональный парламентский контроль, высшее должностное лицо...

Президент республики в составе Российской Федерации...

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [1]...

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

Законодательный процесс является формой реализации правовой политики. В конституции Российской Федерации, определено, что законотворчество является основной функцией Федерального Собрания. Но законотворчество все — таки следует рассматривать шире.

Процесс становления и перспективы правового регулирования...

Ключевые слова: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, регион, межрегиональное сотрудничество, органы исполнительной власти, взаимодействие органов исполнительной власти, постоянно действующие коллегиальные совещательные органы.

Институт уполномоченного по правам коренных малочисленных...

Проанализирована законодательная база на данную тему. Автор приходит к выводу, что необходимо учреждение на федеральном уровне

В связи с этим совершенствование законодательной базы РФ по предоставлению гарантий и защите прав и интересов коренных...

Контрольные полномочия законодательного (представительного)...

Контрольные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на

Законодательное Собрание, Краснодарский край, законодательная инициатива, Российская Федерация, Государственная Дума, орган...

Конституционно-правовой статус субъекта Российской...

Камчатский край является субъектом Российской Федерации, входящим в состав Российской

Принят Законодательным Собранием Камчатского края 14 ноября 2008 г

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Камчатский...

Задать вопрос