Познавательная сфера младших школьников коррекционного класса V вида | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 17.12.2018

Статья просмотрена: 916 раз

Библиографическое описание:

Гончарова, К. В. Познавательная сфера младших школьников коррекционного класса V вида / К. В. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 322-324. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54839/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье рассматривается проблема развития познавательной сферы младших школьников, обучающихся в специализированном классе. Приведены результаты исследования познавательной сферы младших школьников в коррекционном классе V вида (дети с тяжелым нарушением речи).

Ключевые слова: познавательный интерес, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема формирования познавательной сферы учащихся с тяжелыми нарушениями речи в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку познавательный интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.

И. Ф. Харламов под познавательным интересом понимает «эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер» [3, с. 37]. Г. И. Щукина [4, с.18] и Н. Ф. Добрынин [1, с. 37] познавательный интерес — это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями; Н. Г. Морозова считает, «Познавательный интерес — это активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру [2, с.58]. Можно сделать вывод, что познавательный интерес — это активная избирательная направленность личности к окружающему миру. Процесс его формирования и развития возможен только в деятельности и учении. Выявляют два направления формирования познавательных интересов детей в обучении: отбор соответствующего содержания учебных предметов и организация познавательной деятельности учащихся.

Формирование познавательных интересов исследователи (Беляев М. Ф., Божович Я. И., Щукина Г. И., и др.) связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов учащихся.

Исследование носило комплексный характер и велось в двух направлениях:

  1. Выявление познавательных интересов учащихся на основании методик, составляющих психодиагностический комплекс на базе коррекционного класса МАОУ лицея № 7, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ), в количестве 14 человек.
  2. Составление характеристик детей, используя критерии оценивания познавательной деятельности.

Цель исследования — определить уровень развития познавательного интереса у учеников коррекционного класса.

Изучая психолого-педагогическую литературу, выяснилось, что изучением проблем интереса и, в частности, познавательного интереса начали заниматься достаточно давно. Обращаясь к проблеме интереса, одни исследователи рассматривали данный феномен, как врожденное свойство человека (И. Ф. Гербарт, 1940), другие, как свойство возраста, которое требует её удовлетворения (Эд. Клаперед, 1911).

Было проведено индивидуальное исследование детей несколькими методиками, которые составляют психодиагностический комплекс: «Равен», анкетирование и наблюдение за детьми во время уроков [5].

Методика невербального характера (исследование зрительного восприятия и наглядно — образного мышления) позволила нам определить уровень успешности учащихся. При решении заданий большое значение имеет концентрация активного внимания в течение сравнительно продолжительного временного интервала, его достаточный объем и распределение.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что 64 % учащихся обладают высоким уровнем успешности (IV), 29 % — средним уровнем (III), и 7 % (1 человек) низким уровнем успешности (I).

В ходе исследования была использована анкета на определение интенсивности познавательного интереса, где задавались вопросы такого содержания: как часто ребенок дома занимается умственной работой, что ребенок понимает под «сообразительностью», много ли он читает литературы, фиксировалось ли эмоциональное отношение младшего школьника к интересному для него занятию, степень активности ребенка в количестве задаваемых вопросов и желание найти ответ.

Данные анкеты позволили сделать вывод, что 7 % учащихся проявляют сильно выраженный познавательный интерес, у 36 % учеников наблюдается средняя выраженность познавательного интереса, а у 57 % — познавательный интерес выявляется в слабой степени.

Метод наблюдения за проявлениями познавательного интереса.

Цель: собрать дополнительные сведения о проявлении познавательного интереса во время деятельности учеников на уроках в естественных условиях. Благодаря проведенным наблюдениям удалось выяснить определенную картину по ранее проведенной методике «определения интенсивности познавательного интереса у учащихся». Метод наблюдения проводился по критериям Г. И. Щукиной, модифицированными нами: 1. Активно ли школьник включается в учебную деятельность; 2. Отвлекается ли ребенок на уроке; 3. Сосредоточенность произвольного внимания; 4. Характер процесса деятельности — уровень выполнения познавательной задачи самостоятельно; 5. Эмоциональная реакция учащихся; 6. Избирательная направленность круга чтения учащихся и их участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы, характер использования ими свободного времени.

Проведенная методика показывает, что при выявлении среднего балла по каждому испытуемому учащемуся: 21 % учащихся проявляют очень часто познавательный интерес на уроках, проводимых в школе; у 72 % учащихся иногда возникает познавательный интерес на уроках; полное отсутствие познавательного интереса наблюдается у одного учащегося, что составляет 7 % от класса.

Благодаря показателям диагностики по методике «Равен», анкетирования и наблюдения, в классе можно выделить условно 3 группы учащихся, причем один ученик не попадает ни в одну из них, т. к. по всем показателям у него самый низкий результат. Была разработана коррекционная программа, где планируется использовать следующие методы:

Для 1 группы (3 человека), в которую входят дети с высокими показателями по методике «Равен» и наблюдению, и средним показателем по анкетированию, были подобраны следующие методы для развития познавательного интереса: метод создания ситуации познавательного спора, т. к. спор вызывает повышенный интерес к теме. Используются в работе практические методы: игры–опыты, игры–эксперименты, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования. Для этих детей подобраны самостоятельные работы по интересным для них темам.

Ко 2 группе учеников (6 человек) можно отнести тех, кто имеет высокие показатели по методике «Равен» и средние — по анкетированию и наблюдению. Метод работы в группе позволит нам сплотить коллектив, научит детей работать друг с другом. Наглядный метод помог детям больше узнать об окружающем мире, увеличить словарный запас ребенка. Также был использован метод создания ситуации познавательного спора.

3 группа (4 человека), включает в себя детей со средними и низкими показателями по использованным нами методикам. Эти дети проявляют в работе познавательный интерес очень редко. Для них подобраны следующие методы: проблемного изложения (постановка проблемы, создание проблемной ситуации, умение анализировать), практические методы — настольные игры, игры — эксперименты.

Для одного ученика подобраны методики, характерные для его уровня развития познавательного интереса, в них включены главным образом наглядные методы, которые позволяют ребенку узнавать об предметах окружающего мира и их явлениях. Также практические методы, дающие возможность через игру открыть для себя что-то новое.

Вследствие того, что в классе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, для всех групп учеников данного класса используются словесные методы в работе (беседы о предметах и явлениях, чтение научных и художественных книг и их обсуждение), что существенно расширяет кругозор детей и помогает повысить уровень развития познавательного интереса.

В дальнейших исследованиях планируется реализовать коррекционную программу для развития познавательного интереса младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1 Добрынин, Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания / Н. Ф. Добрынин // Психологическая наука в СССР. — Т.1. — Москва: Изд. АПН РСФСР, 1959. — 644 с.

2 Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. — Москва: Знание, 1979г. — 48 с.

3 Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. — Москва: Юрист, 2007. — 512 с.

4 Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. — Москва: Педагогика, 1988. — 208 с.

5 Экспериментальная психология. Экспериментальное изучение интеллектуального развития младших школьников. (Комплекс психодиагностических методик): учебно-методическое пособие / Составитель: О. Л. Никольская. — Томск: ТГПУ, 2009. — 88 с.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, ребенок, коррекционный класс, ограниченная возможность здоровья, окружающий мир, тяжелое нарушение речи, уровень развития, коррекционная программа, познавательная сфера, психодиагностический комплекс.


Похожие статьи

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

Низкий уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста выражается в том, что дети не способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении, чем нормально развивающиеся дошкольники.

Методическая разработка «Формирование познавательной...»

Актуальность проблемы познавательной активности. У большинства детей с ЗПР

Формирование познавательной активности у дошкольников на занятиях по окружающему миру может

Познавательный интерес — это стремление к знанию, возникающие из активного...

Развитие познавательной компетенции у учащихся...

Развитие познавательной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающем процессе.

Нарушение психического развития умственно отсталых детей проявляется в первую очередь в интеллектуальном дефекте.

Индивидуально ориентированная программа работы...

Исследование уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, личностных особенностей.

Программа способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер дошкольников, развитию ассоциативного мышления, творческого воображения.

Развитие познавательной сферы детей с особыми...

Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития — внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи. У детей с умеренной и тяжёлой...

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы...

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование, ребенок среднего, познавательная активность, опыт, познавательная активность детей, развитие, окружающий мир, вод. Организация проектной деятельности как средство развития...

Коррекционно-логопедическая работа по развитию...

Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является

Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с

С целью развития познавательных процессов необходимо организовать познавательную...

Взаимодействие специалистов в специальных (коррекционных)...

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи

Тяжелое нарушение речи — одно из самых распространенных логопедических заключений. Связная речь — высшая форма речи и...

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в

Возможности игры в коррекционной работе с детьми.

Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере

Мяч идеальное средство для коррекционных упражнений. Игровые действия с мячом, бусинами

игра, ребенок, ограниченная возможность здоровья, познавательный интерес, занятие...

Похожие статьи

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

Низкий уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста выражается в том, что дети не способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении, чем нормально развивающиеся дошкольники.

Методическая разработка «Формирование познавательной...»

Актуальность проблемы познавательной активности. У большинства детей с ЗПР

Формирование познавательной активности у дошкольников на занятиях по окружающему миру может

Познавательный интерес — это стремление к знанию, возникающие из активного...

Развитие познавательной компетенции у учащихся...

Развитие познавательной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающем процессе.

Нарушение психического развития умственно отсталых детей проявляется в первую очередь в интеллектуальном дефекте.

Индивидуально ориентированная программа работы...

Исследование уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, личностных особенностей.

Программа способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер дошкольников, развитию ассоциативного мышления, творческого воображения.

Развитие познавательной сферы детей с особыми...

Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития — внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи. У детей с умеренной и тяжёлой...

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы...

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование, ребенок среднего, познавательная активность, опыт, познавательная активность детей, развитие, окружающий мир, вод. Организация проектной деятельности как средство развития...

Коррекционно-логопедическая работа по развитию...

Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является

Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с

С целью развития познавательных процессов необходимо организовать познавательную...

Взаимодействие специалистов в специальных (коррекционных)...

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи

Тяжелое нарушение речи — одно из самых распространенных логопедических заключений. Связная речь — высшая форма речи и...

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в

Возможности игры в коррекционной работе с детьми.

Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере

Мяч идеальное средство для коррекционных упражнений. Игровые действия с мячом, бусинами

игра, ребенок, ограниченная возможность здоровья, познавательный интерес, занятие...

Задать вопрос