Совершенствование процедуры передачи объектов незавершенного строительства из одной формы собственности в другую | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 16.12.2018

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Бушуева Н. В., Смирнова С. И. Совершенствование процедуры передачи объектов незавершенного строительства из одной формы собственности в другую // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 219-223. — URL https://moluch.ru/archive/236/54825/ (дата обращения: 22.10.2019).



В данной статье описывается проблема взаимодействия государственных и муниципальных органов управления, выраженная в невозможности передачи федерального имущества — объектов незавершенного строительства, в собственность муниципального образования. Предлагаются пути разрешения выявленной проблемы.

Ключевые слова: незавершенное строительство, местное самоуправление, государственная власть, муниципальное образование, муниципальная собственность, федеральная собственность.

Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах.

Конституция России закрепила обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление невозможно без четкого механизма их взаимодействия. Большинство наших неудач связано именно с тем, что этот механизм дает сбои.

Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определены полномочия органов государственной власти по отношению к органам местного самоуправления, направления государственной поддержки.

Между тем, многие вопросы местного самоуправления до сих пор остаются нерешенными и, к сожалению, приводят к неблагоприятным последствиям в разных сферах взаимодействия государственных и муниципальных органов управления [6, с.12].

Ярким примером такого неблагоприятного последствия взаимодействия стал случай невозможности передачи федерального имущества — объектов незавершенного строительства, в собственность муниципального образования «город Ульяновск».

В границах муниципального образования «город Ульяновск» на настоящий момент времени имеются 3 объекта незавершенного строительства — дорога в обход п. Дачный, Карлинское шоссе, мост через р. Сельдь.

Данные объекты находятся в границах муниципального образования город Ульяновск. В соответствии с Положением об Управлении [7] на Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска (далее — Управление) возложены функции по обеспечению решения вопросов местного значения в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения. Однако данные объекты незавершенного строительства числятся объектами федерального значения, хотя и имеют территориальное расположение на землях муниципалитета.

Для возможности приведения указанных объектов в нормативное состояние требуется выделение на это средств бюджета. Так как дороги находятся в границах муниципального образования, следовательно, муниципальное образование должно нести прямую ответственность за соответствие нормативного состояния данных объектов требуемым техническим нормам.

Финансирование расходов на содержание и материально-техническое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск». Бюджетные средства могут быть выделены Управлению на ремонт указанных объектов только в том случае, если данные объекты незавершенного строительства будут числиться (в соответствии с Положением об Управлении [7]) в реестре муниципальной собственности муниципального образования «город Ульяновск».

Следовательно, возникает необходимость передачи указанных объектов незавершенного строительства из федеральной в муниципальную форму собственности.

В соответствии с выписками из реестра федерального имущества все три объекта являются объектами незавершенного строительства и внесены в реестр федерального имущества. Правообладатель данных сооружений в соответствии с выписками из реестра федерального имущества — Российская Федерация.

Между тем, выписка из реестра федерального имущества не является правоустанавливающим либо правоудостоверяющим документом и не может служить заменой выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Государственного кадастра недвижимости или иного государственного информационного ресурса.

Управлением были предприняты попытки по проведению процедуры передачи объектов незавершенного строительства из федеральной в муниципальную собственность.

Необходимость передачи была обусловлена частью 1 статьи 50 ФЗ-№ 131 [2]: «в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных указанных законом вопросов местного значения, а именно автомобильные дороги местного значения в границах населённых пунктов поселения, а так же имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог»

Кроме того, в соответствии с ч. 1 п. 5 ст. 16 ФЗ-№ 131 [2], к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанное имущество (автодорога в обход поселка Дачный, автодорога по Карлинскому шоссе, мост через р. Сельдь) необходимо передать в безвозмездное пользование в целях решения установленных указанным федеральным законом, вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности. Управлением было предложено заключение договора безвозмездного пользования имуществом.

Между тем при обращении с данным вопросом в Росимущество, последнее сообщило, что в соответствии с ч.2 статьи 55.24 ГрК РФ [1] эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 10 статьи 55 ГрК РФ [1] разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Таким образом, из изложенного следует, что эксплуатация объекта капитального строительства может осуществляться только при наличии соответствующего разрешения.

На основании изложенного, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации принять решение о заключении договора безвозмездного пользования с Управлением на вышеуказанные объекты незавершенного строительства Росимущество не может, так как право федеральной собственности не зарегистрировано в ЕГРПНИ, а их государственная регистрация невозможна до введения объектов в эксплуатацию. (Ст. 40 ФЗ-№ 218 от 13.07.2015г. [4]).

Кроме того, никакими нормативно-правовыми актами федерального уровня не урегулирован порядок передачи в другую собственность объектов незавершенного строительства.

По сей день данный вопрос остается открытым. На данном примере практической проблематики, выраженной в фактической невозможности осуществления передачи объектов незавершенного строительства из одной формы в другую, мы четко видим несовершенство системы взаимодействия органов государственной власти с органами муниципального управления.

Данный пример несовершенства взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления хоть и был выявлен на частном примере, в тоже время имеет глобальную распространенность воздействия по всей территории Российской Федерации. Так как федеральные законы едины для всех субъектов РФ и муниципальные законодательные акты не могут по сути своей противоречить федеральным.

Противоречивость и незавершенность правовой основы местного самоуправления, пробелы правового регулирования, отсутствие необходимых основополагающих законов и в то же время множественность подзаконных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, их несистематизированность порождают зачастую правовую неопределенность и неразбериху.

В рассматриваемой нами ситуации получилось, что в соответствии с Постановлением № 374 [5] невозможно передать объекты незавершенного строительства, как объекты недвижимого имущества, из федеральной собственности в муниципальную собственность. Так как для возможности осуществления данного перехода в соответствии с ФЗ-№ 122 [3] на безвозмездной основе, нужно приложить документ, подтверждающий фактическое пользование указанными объектами.

В то же время объектом незавершенного строительства признается объект, являющийся результатом незавершенного процесса по созданию и (или) реконструкции здания, сооружения. То есть недостроенный объект, который не может нести полноценную функциональность.

В соответствии с п.10 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» [4] — государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Следует, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений, в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Соответственно в ЕГРПНИ отсутствуют данные об указанных нами объектах. Ввести данные объекты в эксплуатацию, возможно, только после их завершения строительством, и только после этого возможно будет фактическое пользование ими, на основании договора безвозмездного пользования.

Первый путь разрешения выявленной нами проблемы — это предусмотрение бюджетных средств на достраивание объектов незавершенных строительством, с последующим введением объектов в эксплуатацию и началом фактического пользования, на основании договора безвозмездного пользования.

Выделение средств местного бюджета возможно только при условии, что они будут потрачены (предусмотрены) на завершение строительства, ремонт, реконструкцию объектов, находящихся в реестре муниципальной собственности муниципального образования «город Ульяновск».

Рассматриваемые нами объекты, в реестре муниципальной собственности не числятся, то есть предусмотреть бюджетные средства на их ремонт невозможно.

Выделить денежные средства из средств местного бюджета, на осуществление каких-либо действий, направленных на улучшение городской среды, состояния дорожной сети и пр. в отношении рассматриваемых объектов представляется возможным только после перехода прав собственности с федерального уровня на уровень муниципалитета.

В ином же случае это будет расценено контролирующими органами как нецелевое расходование бюджетных средств и повлечет соответствующие деянию наказания. К тому же расходование бюджетных средств в нарушение закона, предусмотренных на иные цели, может значительно ухудшить социальную сферу и нарушить экономический баланс муниципального образования «город Ульяновск».

Второй путь разрешения данной ситуации для совершенствования системы взаимоотношений органов местного самоуправления с субъектами государственной власти мы видим в следующем.

Для урегулирования вопроса фактической невозможности осуществления передачи объектов незавершенного строительства из одной формы собственности в другую, предполагаем возможным и крайне необходимым разработку и создание нормативно-правовых актов федерального уровня.

К примеру — Постановления правительства РФ, в котором найдут решение неурегулированные до настоящего времени вопросы относительно передачи объектов незавершенного строительства в иную форму собственности.

Создание нормативно-правового акта выразит законодательные возможности субъектов государственной власти, и во взаимосвязи повлияет на совершенствование системы взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами государственной власти, улучшит социально — экономические показатели в целом.

Данное постановление считаем возможным издать подобно Постановлению № 374 от 13.06.2006 г. [5].

Указать, в названии «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче объектов незавершенного строительства из федеральной собственности в собственность субъекта российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».

Текстовое наполнение данного Постановления видим следующим идентичным Постановлению № 374 от 13.06.2006 г. [5], за исключением:

‒ В сравнении с Постановлением № 374 от 13.06.2006 г. [5] считаем нужным исключить пункт б) — выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество, так как внесение данных (регистрация) в ЕГРПНИ об объектах, их невозможна до введения объектов в эксплуатацию. А для указанного введения их в эксплуатацию сначала, нужно их достроить.

‒ Не требовать включать в список необходимых для передачи документов — документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества (объектов незавершенного строительства), например договора безвозмездного пользования. Так как незавершенные строительством объекты в преобладающем большинстве случаев не могут нести функциональной способности, которую могли бы нести при завершении строительством, и до введения их в эксплуатацию, и внесении сведений о них в ЕГРПНИ невозможно осуществить какую — либо сделку с ними, в том числе и заключить договор безвозмездного пользования.

К тому же, третьим путем разрешения мы видим — предложение к пересмотру основания для регистрации прав собственности на объекты незавершенного строительства и внесения данных сведений в ЕГРПНИ:

Разрешить государственную регистрацию прав на созданные здание или сооружение без разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию, а только лишь на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. (Внести изменения в п.10 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» [4].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что система взаимодействия государственных и муниципальных органов управления несовершенна, ввиду ряда неразрешенных вопросов.

Предложенные нами пути совершенствования локальных проблем системы взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами государственной власти могут привести к глобальному улучшению системы взаимодействия государственных и муниципальных органов и повышению социально — значимых показателей, как в регионах, так и в Российской Федерации в целом.

Таким можно сделать вывод о том, разработанный нами проект постановления, при его внедрении и принятии субъектами государственной власти в значительной мере отразится на взаимодействии последних с органами местного самоуправления и в целом на жизни общества.

Литература:

  1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018).
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. — URL: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/
  3. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ
  5. Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».
  6. Сологуб В. А., Хашева И. А. Конфликты в процессах взаимодействия правоустанавливающих субъектов властной вертикали современной России. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2016. — № 2. С. 11–22.
  7. Приложение № 16 к решению Ульяновской городской думы от 24 мая 2006 № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» — «Положение об управлении дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска»
Основные термины (генерируются автоматически): незавершенное строительство, местное самоуправление, государственная власть, муниципальное образование, муниципальная собственность, Российская Федерация, безвозмездное пользование, Ульяновск, местное значение, федеральное имущество.


Похожие статьи

Муниципальная собственность как ключевой компонент...

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, имущество

Муниципальная собственность как один из элементов экономической базы местного самоуправления составляет ресурсную основу...

Система управления муниципальной собственностью в РФ

Важной задачей органов местной власти является управление объектами муниципальной собственности, включающей местные финансы, муниципальное имущество, муниципальные предприятия и учреждения...

Проблемы управления муниципальной собственностью...

Отделение местного самоуправления от государственного управления и децентрализация экономики, привело к выделению муниципальной собственности как особой формы собственности, отличной от государственной и частной...

История формирования и развития муниципальной...

История формирования и развития муниципальной собственности в Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, государственная...

Понятие муниципальной собственности | Статья в журнале...

Основной целью использования муниципальной собственности является решение

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальный жилищный фонд

муниципально-частное партнерство, муниципальное образование, Российская...

Нормативно-правовая база управления муниципальной...

ГК РФ характеризует (ст. 215 ГК РФ) муниципальную собственность как собственность городских, сельских поселений и иных муниципальных образований. Сам термин «муниципальное образование» был впервые введен в современное российское...

Особенности инвестиционной деятельности муниципальных...

В ведении местного самоуправления муниципальных образований (далее по тексту статьи-МО)

Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать объекты незавершенного

муниципально-частное партнерство, муниципальное образование, Российская Федерация...

Сущность местного самоуправления | Статья в журнале...

Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории [2]...

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №...

муниципальная собственность, местное самоуправление...

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская

Органы местного самоуправления в Российской федерации в отличии от государственного управления и перераспределения...

Похожие статьи

Муниципальная собственность как ключевой компонент...

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, имущество

Муниципальная собственность как один из элементов экономической базы местного самоуправления составляет ресурсную основу...

Система управления муниципальной собственностью в РФ

Важной задачей органов местной власти является управление объектами муниципальной собственности, включающей местные финансы, муниципальное имущество, муниципальные предприятия и учреждения...

Проблемы управления муниципальной собственностью...

Отделение местного самоуправления от государственного управления и децентрализация экономики, привело к выделению муниципальной собственности как особой формы собственности, отличной от государственной и частной...

История формирования и развития муниципальной...

История формирования и развития муниципальной собственности в Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, государственная...

Понятие муниципальной собственности | Статья в журнале...

Основной целью использования муниципальной собственности является решение

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальный жилищный фонд

муниципально-частное партнерство, муниципальное образование, Российская...

Нормативно-правовая база управления муниципальной...

ГК РФ характеризует (ст. 215 ГК РФ) муниципальную собственность как собственность городских, сельских поселений и иных муниципальных образований. Сам термин «муниципальное образование» был впервые введен в современное российское...

Особенности инвестиционной деятельности муниципальных...

В ведении местного самоуправления муниципальных образований (далее по тексту статьи-МО)

Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать объекты незавершенного

муниципально-частное партнерство, муниципальное образование, Российская Федерация...

Сущность местного самоуправления | Статья в журнале...

Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории [2]...

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №...

муниципальная собственность, местное самоуправление...

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская

Органы местного самоуправления в Российской федерации в отличии от государственного управления и перераспределения...

Задать вопрос