В статье представлены результаты исследования особенностей копинг-стратегий сотрудников сферы рекламы и маркетинга с разным уровнем стрессоустойчивости. Показано, что сотрудники с высоким уровнем стрессоустойчивости чаще используют стратегию планирования решения проблемы. Сотрудники с низким уровнем стрессоустойчивости стремятся отдалиться от проблемной ситуации, уклониться от ее решения или обратиться за помощью к окружающим.
Ключевые слова: копинг-стратегии, стрессоустойчивость, сфера рекламы и маркетинга
Несомненно, что здоровье человека является важнейшей ценностью в современном мире. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [16].
В этой связи психическая устойчивость к стрессовым ситуациям является одним из основополагающих факторов здоровья человека. Не вызывает сомнений постулат, что высокий уровень стрессоустойчивости является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессиональной успешности, эффективности и долголетия личности [8].
Таким образом, развитие стрессоустойчивости является определяющим фактором психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности [5].
Действительно, нарастающие психические нагрузки приводят к формированию эмоционального напряжения, которое является одним из главных факторов развития целого ряда заболеваний. Негативное влияние стресса на профессиональную деятельность человека является общепризнанным фактом и одним из «бичей» нашего времени. В нашей стране, по данным Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) за 2017 год, 35 % россиян называют причинами болезней и проблем со здоровьем работу и стресс [3], [2].
Н. В. Самоукина дает следующее определение профессиональному стрессу: «Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью» [13], которому мы будем следовать в данной работе.
Актуальность исследования стрессоустойчивости в рамках организаций сферы маркетинга и рекламы обусловлена увеличивающимся объемом требований со стороны работодателей к качественной составляющей работы, и, следовательно, уровню подготовки и опыта специалистов, ее выполняющих.
Таким образом, стрессоустойчивость становится профессионально важным качеством сотрудников организаций сферы маркетинга и рекламы. Одним из способов преодоления профессионального стресса является использование копинг-стратегии, представляющие собой осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации.
Концептуальные основы теории стресса разработаны в исследованиях Г. Селье [14], Р. Лазаруса [18], С. Фолкман [17], которые базируются на системном видении причин стресса и совладания с ним, как компонента в формировании пограничных нервно-психических расстройств и дезадаптации личности; общепринятая классификация психологического стресса представлена в работах В. А. Бодрова [1]; А. Б. Леоновой, исследования хронического стресса проведены Ц. П. Короленко [6]; так же перспективными представляются исследования субъективной оценки тяжести стресса и техники телесно-ориентированной и когнитивной психотерапии (Н. Г. Гаранян [4] и др.), теоретические и эмпирические модели копинг-стратегий представлены в работах Т. Л. Крюковой, С. А. Хазовой, Е. В. Битюцкой, Е. А. Сергиенко и других.
Цель исследования состоит в раскрытии специфики копинг-стратегий сотрудников компаний сферы маркетинга и рекламы, обладающих разным уровнем стрессоустойчивости.
Объект исследования: копинг-стратегии сотрудников компаний сферы маркетинга и рекламы.
Предмет исследования: особенности копинг-стратегий сотрудников компаний сферы маркетинга и рекламы с разным уровнем стрессоустойчивости.
Гипотеза исследования. Существуют значимые различия в особенностях копинг-стратегий сотрудников компаний сферы маркетинга и рекламы, что обусловлено разным уровнем стрессоустойчивости. Предполагается, что сотрудники с высоким уровнем стрессоустойчивости будут направлены на планирование решение проблемы, а сотрудники с низким — на ее избегание.
Диагностика копинг-стратегий, уровня стрессоустойчивости и сопутствующих переменных у участников исследования осуществлялось с помощью следующих методик:
Опросник «Способы совладающего поведения» («Копинг-тест») Р. Лазаруса и С. Фолкман в адаптации Т. Л. Крюковой [7] для диагностики выраженности копинг-стратегий;
Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности для определения уровней СУ у сотрудников [10];
Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости для оценки специфики стрессоустойчивости сотрудников [10].
Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда [11] для оценки уровня субъективного контроля над кризисными ситуациями и состояниями.
«Прогноз-2» В. Ю. Рыбникова [12] для определения уровня нервно-психической устойчивости;
«Методика для психологической диагностики копинг-механизмов» Э. Хейма для анализа адаптивности копинг-стратегий [9];
Анкета для качественного анализа специфики сложных жизненных и стрессовых ситуаций у сотрудников сферы рекламы и маркетинга;
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе организаций малого бизнеса г. Москва, имеющих в своем составе подразделения (отделы) рекламы и маркетинга.
Выборка: в качестве участников исследования выступили сотрудники отделов рекламы и маркетинга данных организаций 24 мужчины и 40 женщин в возрасте от 28 до 48 лет (средний возраст: 39,4 года); общий стаж профессиональной деятельности от 8 до 30 лет (среднее значение: 18,3 года) со стажем работы в данной профессиональной сфере/ должности от 1 до 25 лет (среднее значение: 8,7 лет). Все респонденты имеют высшее образование или несколько высших. В общей сложности обследовано 64 человека.
Основные результаты, полученные в ходе эмпирического исследования:
В результате теоретического анализа литературных источников по данной теме нами было выявлено, что копинг-стратегии в современной психологической науке рассматриваются (в общем смысле) как когнитивные, поведенческие, эмоциональные способы совладания с трудной жизненной ситуацией, обладающие разной степенью адаптивности и эффективности («процесс овладения поведением в трудной жизненной ситуации»). Данная проблематика является крайне актуальной для общей психологии, психологии личности и индивидуальных различий, а также для клинической психологии, так позволяет раскрыть аспекты влияния травмирующего события на личность, оценки переживаний и разрешения внутриличностного конфликта.
Нами рассмотрены работы, демонстрирующие взаимосвязь копинг-стратегий и эффективности деятельности, в том числе профессиональной. Особый интерес в этой связи представляет «стрессогенная» сфера маркетинга и рекламы, где сотрудники ежедневно сталкиваются со сложными рабочими ситуациями, а от выбора ими стратегий совладания с этой ситуацией зависит эффективность деятельности всей организации. Для всех сотрудников в данной сфере важными и обуславливающими профессиональную компетентность, а также эффективность и успех являются следующие качества: способность работать в условиях многозадачности, меняющихся приоритетов, иногда, неопределенности, сложных ситуациях, преодолевать их; высокие коммуникативные навыки.
Профессиональная деятельность в сфере рекламы и маркетинга является достаточно стрессогенной и сопряжена с трудными рабочими ситуациями, а, следовательно, требует наличия у сотрудников высокого уровня стрессоустойчивости. Однако, по данным исследований, сотрудники с разным уровнем стрессоустойчивости склонны выбирать различные способы совладания со сложными профессиональными и личными ситуациями.
Исходя из предположения, что сотрудники сферы рекламы и маркетинга с разным уровнем стрессоустойчивости склонны использовать различные копинг-стратегии, нами была разработана и реализована программа эмпирического исследования этих особенностей. При сравнении групп респондентов с низким, средним и высоким уровнем стрессоустойчивости с использованием непараметрического критерия для трех независимых выборок Краскела — Уоллиса было получено, что респонденты с низким уровнем стрессоустойчивости чаще используют стратегию конфронтации, чем респонденты со средним уровнем СУ (средние ранги: 67,3 и 56,2, соответственно, при p=0,05).
Респонденты с высоким уровнем стрессоустойчивости чаще используют стратегию планирования решения проблемы, чем респонденты с низким уровнем СУ (средние ранги: 59,3 и 49,5, соответственно, при p=0,04), а также реже используют стратегии бегства-избегания (средние ранги: 52,4 и 66,3, соответственно, при p=0,04) и поиска социальной поддержки (средние ранги: 47,3 и 56,6, соответственно, при p=0,05).
Результаты корреляционного анализа демонстрируют, что копинг-стратегии, стрессоустойчивость, уровень субъективного контроля и нервно-психическая устойчивость являются взаимосвязанными величинами. Так, конфронтация значимо взаимосвязана с перцептивной оценкой стрессоустойчивости (r=0,58, p=0,04). Перцептивная оценка стрессоустойчивости является обратной шкалой (чем выше балл, тем ниже стрессоустойчивость), в этой связи можно заключить, что конфронтация в данном случае является неэффективной стратегией противостояния стрессовым ситуациям: при низком уровне стрессоустойчивости респондентам свойственно импульсивно и агрессивно реагировать на возникающие трудности. Бегство/избегание отрицательно взаимосвязано с показателями интернальности (r=-0,43, p=0,04): уклонение от проблем не способствует принятию ответственности за них, а, наоборот, имеет обратную сторону — приписывание вины за происходящее окружающим условиям. Интернальность в области здоровья значимо взаимосвязана с планированием решения проблемы (r=0,44, p=0,04) и положительной переоценкой (r=0,51, p=0,01). Действительно, сфера здоровья крайне значима, поэтому требует рационального отношения, целенаправленной активности по разрешению возникающих проблем. Принятие ответственности за собственное здоровье является основой может служить стимулом для личностного роста. Интернальность в области производственных отношений значимо взаимосвязана с нервно-психической устойчивостью (r=0,52, p=0,01).
Данный факт крайне важен для целей нашего исследования, так как принятие ответственности и высокий уровень субъективного контроля в профессиональной сфере свидетельствует о высоком уровне поведенческой регуляции и низкой вероятностью возникновения психических проблем. Также следует отдельно отметить, что стрессоустойчивость личности взаимосвязана с перцептивной оценкой (r=-0,72, p=0) (отрицательно, т. к. это обратная шкала), интернальностью в области семейных отношений (r=0,45, p=0,03) и нервно-психической устойчивостью (r=0,58, p=0,01). По сути, данная связь свидетельствует, что представленные переменные являются отдельными аспектами общей устойчивости стрессу личности
Таким образом, особенностью специалистов в сфере рекламы и маркетинга с низким уровнем стрессоустойчивости является желание отдалиться от проблемной ситуации, уклониться от ее решения или обратиться за помощью к окружающим, а с высоким — желание рационально подойти к сложившимся условиям, что частично подтверждает гипотезу нашего исследования. Рациональный подход к проблемной ситуации, высокий уровень стрессоустойчивости и ответственности за собственные действия находят свое отражение и в эффективности профессиональной деятельности. Также выявлено, что сотрудники с высоким уровнем стрессоустойчивости чаще других используют адаптивные когнитивные (проблемный анализ, установка на собственные ценности, сохранение самообладания), эмоциональные (протест, оптимизм) и поведенческие (сотрудничество, обращение, альтруизм) копинг-стратегии.
Детальный анализ этапов совладания с проблемной ситуацией и их содержания может помочь в разрешении проблемной ситуации и накоплении опыта для противодействия возникновения новых. Адаптивные копинг-стратегии и высокий уровень стрессоустойчивости имеет прямое отношение к развитию аутопсихологической компетентности личности как интегративной личностной способности, обеспечивающей оптимальную внутреннюю конфигурацию способностей личности в сфере самопонимания и самореализации [15].
Литература:
1. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Coping stress», и теоретические подходы к его изучению / В. А. Бодров // Писхол. журнал. — 2006.-№ 1.-С.122- 133.
2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 343 с.
3. ВЦИОМ: причинами болезней россияне называют работу и стресс. URL: https://ria.ru/society/20170511/1494053723.html (Дата обращения: 07.11.2017).
4. Гаранян, Н. Г. Психологическая помощь людям, пережившим травматический стресс / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян. — М.: Юнеско. МГППУ. — 2006. — 112 С.
5. Киреева М. В. Стрессоустойчивость как компонент культуры человекоориентированных профессий // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 18 (113). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-kak-komponent-kultury-chelovekoorientirovannyh-professiy (дата обращения: 07.11.2017).
6. Короленко Ц. П. Крайние варианты нормы психофизиологической адаптации к экстремальным условиям / Ц. П. Короленко // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. Минск: Харвест, 2002. — С. 135–154.
7. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. — М.: 2007. № 3. — С. 93–112.
8. Ли Канг Хи. Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05 Москва, 2005. — 201 с.
9. Набиуллина Р. Р., И. В. Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) Учебное пособие Казань, 2003
10. Психодиагностика стресса: практикум/сост. Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина; М-во образ, и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. — Казань: КНИТУ, 2012.-212 с.
11. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ.-СПб; Изд-во СПб ун-та, 2001. 224 с.
12. Рыбников В. Ю. Экспресс-методика «Прогноз-2" для оценки нервно-психической неустойчивости кандидатов на учебу в ВУЗ // Тез. докл. на I всеарм. совещании. М.: Воениздат, 1990. — С. 132–135.
13. Самоукина, Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности — М: Тандем, КМОС, 1999–352 с.
14. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1982. — 124 с.
15. Степнова Л. А. Аутопсихологическая компетентность в контексте изучения механизмов саморазвития личности. Акмеология. 2017;(2):27–33.
16. Устав Всемирной Организации Здравоохранения, 1946 г. URL: http://www.who.int/about/ru/ (Дата обращения: 07.11.2017).
17. Folkman S., Moskowitz J. T. Coping: pitfalls and promise // Ann. Rev. of Psychol. 2004. V. 55. Р. 743–774.
18. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer Publishing Company, 1984.