Особенности копинг-стратегий сотрудников сферы рекламы и маркетинга с разным уровнем стрессоустойчивости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 16.12.2018

Статья просмотрена: 650 раз

Библиографическое описание:

Павлочева, М. В. Особенности копинг-стратегий сотрудников сферы рекламы и маркетинга с разным уровнем стрессоустойчивости / М. В. Павлочева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 466-469. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54818/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье представлены результаты исследования особенностей копинг-стратегий сотрудников сферы рекламы и маркетинга с разным уровнем стрессоустойчивости. Показано, что сотрудники с высоким уровнем стрессоустойчивости чаще используют стратегию планирования решения проблемы. Сотрудники с низким уровнем стрессоустойчивости стремятся отдалиться от проблемной ситуации, уклониться от ее решения или обратиться за помощью к окружающим.

Ключевые слова: копинг-стратегии, стрессоустойчивость, сфера рекламы и маркетинга

Несомненно, что здоровье человека является важнейшей ценностью в современном мире. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [16].

В этой связи психическая устойчивость к стрессовым ситуациям является одним из основополагающих факторов здоровья человека. Не вызывает сомнений постулат, что высокий уровень стрессоустойчивости является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессиональной успешности, эффективности и долголетия личности [8].

Таким образом, развитие стрессоустойчивости является определяющим фактором психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности [5].

Действительно, нарастающие психические нагрузки приводят к формированию эмоционального напряжения, которое является одним из главных факторов развития целого ряда заболеваний. Негативное влияние стресса на профессиональную деятельность человека является общепризнанным фактом и одним из «бичей» нашего времени. В нашей стране, по данным Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) за 2017 год, 35 % россиян называют причинами болезней и проблем со здоровьем работу и стресс [3], [2].

Н. В. Самоукина дает следующее определение профессиональному стрессу: «Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью» [13], которому мы будем следовать в данной работе.

Актуальность исследования стрессоустойчивости в рамках организаций сферы маркетинга и рекламы обусловлена увеличивающимся объемом требований со стороны работодателей к качественной составляющей работы, и, следовательно, уровню подготовки и опыта специалистов, ее выполняющих.

Таким образом, стрессоустойчивость становится профессионально важным качеством сотрудников организаций сферы маркетинга и рекламы. Одним из способов преодоления профессионального стресса является использование копинг-стратегии, представляющие собой осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации.

Концептуальные основы теории стресса разработаны в исследованиях Г. Селье [14], Р. Лазаруса [18], С. Фолкман [17], которые базируются на системном видении причин стресса и совладания с ним, как компонента в формировании пограничных нервно-психических расстройств и дезадаптации личности; общепринятая классификация психологического стресса представлена в работах В. А. Бодрова [1]; А. Б. Леоновой, исследования хронического стресса проведены Ц. П. Короленко [6]; так же перспективными представляются исследования субъективной оценки тяжести стресса и техники телесно-ориентированной и когнитивной психотерапии (Н. Г. Гаранян [4] и др.), теоретические и эмпирические модели копинг-стратегий представлены в работах Т. Л. Крюковой, С. А. Хазовой, Е. В. Битюцкой, Е. А. Сергиенко и других.

Цель исследования состоит в раскрытии специфики копинг-стратегий сотрудников компаний сферы маркетинга и рекламы, обладающих разным уровнем стрессоустойчивости.

Объект исследования: копинг-стратегии сотрудников компаний сферы маркетинга и рекламы.

Предмет исследования: особенности копинг-стратегий сотрудников компаний сферы маркетинга и рекламы с разным уровнем стрессоустойчивости.

Гипотеза исследования. Существуют значимые различия в особенностях копинг-стратегий сотрудников компаний сферы маркетинга и рекламы, что обусловлено разным уровнем стрессоустойчивости. Предполагается, что сотрудники с высоким уровнем стрессоустойчивости будут направлены на планирование решение проблемы, а сотрудники с низким — на ее избегание.

Диагностика копинг-стратегий, уровня стрессоустойчивости и сопутствующих переменных у участников исследования осуществлялось с помощью следующих методик:

Опросник «Способы совладающего поведения» («Копинг-тест») Р. Лазаруса и С. Фолкман в адаптации Т. Л. Крюковой [7] для диагностики выраженности копинг-стратегий;

Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности для определения уровней СУ у сотрудников [10];

Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости для оценки специфики стрессоустойчивости сотрудников [10].

Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда [11] для оценки уровня субъективного контроля над кризисными ситуациями и состояниями.

«Прогноз-2» В. Ю. Рыбникова [12] для определения уровня нервно-психической устойчивости;

«Методика для психологической диагностики копинг-механизмов» Э. Хейма для анализа адаптивности копинг-стратегий [9];

Анкета для качественного анализа специфики сложных жизненных и стрессовых ситуаций у сотрудников сферы рекламы и маркетинга;

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе организаций малого бизнеса г. Москва, имеющих в своем составе подразделения (отделы) рекламы и маркетинга.

Выборка: в качестве участников исследования выступили сотрудники отделов рекламы и маркетинга данных организаций 24 мужчины и 40 женщин в возрасте от 28 до 48 лет (средний возраст: 39,4 года); общий стаж профессиональной деятельности от 8 до 30 лет (среднее значение: 18,3 года) со стажем работы в данной профессиональной сфере/ должности от 1 до 25 лет (среднее значение: 8,7 лет). Все респонденты имеют высшее образование или несколько высших. В общей сложности обследовано 64 человека.

Основные результаты, полученные в ходе эмпирического исследования:

В результате теоретического анализа литературных источников по данной теме нами было выявлено, что копинг-стратегии в современной психологической науке рассматриваются (в общем смысле) как когнитивные, поведенческие, эмоциональные способы совладания с трудной жизненной ситуацией, обладающие разной степенью адаптивности и эффективности («процесс овладения поведением в трудной жизненной ситуации»). Данная проблематика является крайне актуальной для общей психологии, психологии личности и индивидуальных различий, а также для клинической психологии, так позволяет раскрыть аспекты влияния травмирующего события на личность, оценки переживаний и разрешения внутриличностного конфликта.

Нами рассмотрены работы, демонстрирующие взаимосвязь копинг-стратегий и эффективности деятельности, в том числе профессиональной. Особый интерес в этой связи представляет «стрессогенная» сфера маркетинга и рекламы, где сотрудники ежедневно сталкиваются со сложными рабочими ситуациями, а от выбора ими стратегий совладания с этой ситуацией зависит эффективность деятельности всей организации. Для всех сотрудников в данной сфере важными и обуславливающими профессиональную компетентность, а также эффективность и успех являются следующие качества: способность работать в условиях многозадачности, меняющихся приоритетов, иногда, неопределенности, сложных ситуациях, преодолевать их; высокие коммуникативные навыки.

Профессиональная деятельность в сфере рекламы и маркетинга является достаточно стрессогенной и сопряжена с трудными рабочими ситуациями, а, следовательно, требует наличия у сотрудников высокого уровня стрессоустойчивости. Однако, по данным исследований, сотрудники с разным уровнем стрессоустойчивости склонны выбирать различные способы совладания со сложными профессиональными и личными ситуациями.

Исходя из предположения, что сотрудники сферы рекламы и маркетинга с разным уровнем стрессоустойчивости склонны использовать различные копинг-стратегии, нами была разработана и реализована программа эмпирического исследования этих особенностей. При сравнении групп респондентов с низким, средним и высоким уровнем стрессоустойчивости с использованием непараметрического критерия для трех независимых выборок Краскела — Уоллиса было получено, что респонденты с низким уровнем стрессоустойчивости чаще используют стратегию конфронтации, чем респонденты со средним уровнем СУ (средние ранги: 67,3 и 56,2, соответственно, при p=0,05).

Респонденты с высоким уровнем стрессоустойчивости чаще используют стратегию планирования решения проблемы, чем респонденты с низким уровнем СУ (средние ранги: 59,3 и 49,5, соответственно, при p=0,04), а также реже используют стратегии бегства-избегания (средние ранги: 52,4 и 66,3, соответственно, при p=0,04) и поиска социальной поддержки (средние ранги: 47,3 и 56,6, соответственно, при p=0,05).

Результаты корреляционного анализа демонстрируют, что копинг-стратегии, стрессоустойчивость, уровень субъективного контроля и нервно-психическая устойчивость являются взаимосвязанными величинами. Так, конфронтация значимо взаимосвязана с перцептивной оценкой стрессоустойчивости (r=0,58, p=0,04). Перцептивная оценка стрессоустойчивости является обратной шкалой (чем выше балл, тем ниже стрессоустойчивость), в этой связи можно заключить, что конфронтация в данном случае является неэффективной стратегией противостояния стрессовым ситуациям: при низком уровне стрессоустойчивости респондентам свойственно импульсивно и агрессивно реагировать на возникающие трудности. Бегство/избегание отрицательно взаимосвязано с показателями интернальности (r=-0,43, p=0,04): уклонение от проблем не способствует принятию ответственности за них, а, наоборот, имеет обратную сторону — приписывание вины за происходящее окружающим условиям. Интернальность в области здоровья значимо взаимосвязана с планированием решения проблемы (r=0,44, p=0,04) и положительной переоценкой (r=0,51, p=0,01). Действительно, сфера здоровья крайне значима, поэтому требует рационального отношения, целенаправленной активности по разрешению возникающих проблем. Принятие ответственности за собственное здоровье является основой может служить стимулом для личностного роста. Интернальность в области производственных отношений значимо взаимосвязана с нервно-психической устойчивостью (r=0,52, p=0,01).

Данный факт крайне важен для целей нашего исследования, так как принятие ответственности и высокий уровень субъективного контроля в профессиональной сфере свидетельствует о высоком уровне поведенческой регуляции и низкой вероятностью возникновения психических проблем. Также следует отдельно отметить, что стрессоустойчивость личности взаимосвязана с перцептивной оценкой (r=-0,72, p=0) (отрицательно, т. к. это обратная шкала), интернальностью в области семейных отношений (r=0,45, p=0,03) и нервно-психической устойчивостью (r=0,58, p=0,01). По сути, данная связь свидетельствует, что представленные переменные являются отдельными аспектами общей устойчивости стрессу личности

Таким образом, особенностью специалистов в сфере рекламы и маркетинга с низким уровнем стрессоустойчивости является желание отдалиться от проблемной ситуации, уклониться от ее решения или обратиться за помощью к окружающим, а с высоким — желание рационально подойти к сложившимся условиям, что частично подтверждает гипотезу нашего исследования. Рациональный подход к проблемной ситуации, высокий уровень стрессоустойчивости и ответственности за собственные действия находят свое отражение и в эффективности профессиональной деятельности. Также выявлено, что сотрудники с высоким уровнем стрессоустойчивости чаще других используют адаптивные когнитивные (проблемный анализ, установка на собственные ценности, сохранение самообладания), эмоциональные (протест, оптимизм) и поведенческие (сотрудничество, обращение, альтруизм) копинг-стратегии.

Детальный анализ этапов совладания с проблемной ситуацией и их содержания может помочь в разрешении проблемной ситуации и накоплении опыта для противодействия возникновения новых. Адаптивные копинг-стратегии и высокий уровень стрессоустойчивости имеет прямое отношение к развитию аутопсихологической компетентности личности как интегративной личностной способности, обеспечивающей оптимальную внутреннюю конфигурацию способностей личности в сфере самопонимания и самореализации [15].

Литература:

1. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Coping stress», и теоретические подходы к его изучению / В. А. Бодров // Писхол. журнал. — 2006.-№ 1.-С.122- 133.

2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 343 с.

3. ВЦИОМ: причинами болезней россияне называют работу и стресс. URL: https://ria.ru/society/20170511/1494053723.html (Дата обращения: 07.11.2017).

4. Гаранян, Н. Г. Психологическая помощь людям, пережившим травматический стресс / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян. — М.: Юнеско. МГППУ. — 2006. — 112 С.

5. Киреева М. В. Стрессоустойчивость как компонент культуры человекоориентированных профессий // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 18 (113). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-kak-komponent-kultury-chelovekoorientirovannyh-professiy (дата обращения: 07.11.2017).

6. Короленко Ц. П. Крайние варианты нормы психофизиологической адаптации к экстремальным условиям / Ц. П. Короленко // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. Минск: Харвест, 2002. — С. 135–154.

7. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. — М.: 2007. № 3. — С. 93–112.

8. Ли Канг Хи. Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05 Москва, 2005. — 201 с.

9. Набиуллина Р. Р., И. В. Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) Учебное пособие Казань, 2003

10. Психодиагностика стресса: практикум/сост. Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина; М-во образ, и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. — Казань: КНИТУ, 2012.-212 с.

11. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ.-СПб; Изд-во СПб ун-та, 2001. 224 с.

12. Рыбников В. Ю. Экспресс-методика «Прогноз-2" для оценки нервно-психической неустойчивости кандидатов на учебу в ВУЗ // Тез. докл. на I всеарм. совещании. М.: Воениздат, 1990. — С. 132–135.

13. Самоукина, Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности — М: Тандем, КМОС, 1999–352 с.

14. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1982. — 124 с.

15. Степнова Л. А. Аутопсихологическая компетентность в контексте изучения механизмов саморазвития личности. Акмеология. 2017;(2):27–33.

16. Устав Всемирной Организации Здравоохранения, 1946 г. URL: http://www.who.int/about/ru/ (Дата обращения: 07.11.2017).

17. Folkman S., Moskowitz J. T. Coping: pitfalls and promise // Ann. Rev. of Psychol. 2004. V. 55. Р. 743–774.

18. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer Publishing Company, 1984.

Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень, проблемная ситуация, уровень, нервно-психическая устойчивость, сотрудник, субъективный контроль, принятие ответственности, профессиональная деятельность, профессиональный стресс, сфера рекламы.


Ключевые слова

стрессоустойчивость, копинг-стратегии, сфера рекламы и маркетинга

Похожие статьи

Особенности жизнестойкости и копинг-стратегий у самозанятых с различным локусом контроля

В статье представлено исследование особенностей жизнестойкости и копинг-стратегий у самозанятых с различным локусом контроля. Жизнестойкость и копинг-стратегии представлены как ресурсы личности к преодолению ситуации неопределенности, связанной с про...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в строительной отрасли

В рамках исследования рассмотрен вопрос обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современных экономических условиях. К методам решения вопроса конкурентоспособности относят применение стратегий диверсификации, которые подр...

Влияние кризиса на будущее ресторанного бизнеса

Статья посвящена изучению деятельности ресторанов премиум-сектора в период окончания режима самоизоляции. Исследуются основные маркетинговые стратегии, применяемые ресторанами для возобновления конкурентных позиций, а также мероприятия, обеспечивающи...

Особенности копинг-стратегий у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта

В статье рассматривается актуальная проблема взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и предпочитаемых копинг-стратегий. В ходе работы была определена специфика различных компонентов эмоционального интеллекта у студентов с разным его уровнем, про...

Причины и последствия стресса сотрудников в современных компаниях

В статье рассматривается влияние стресса на сотрудников компании и эффективность компании в целом, приводятся основные причины (как личностные, так и организационные) стресса у персонала современных компаний, описываются признаки организационного стр...

Современные технологии прогнозирования в бизнесе

В современном бизнесе актуальным становится изучение технологий прогнозирования, которые могут повысить точность принятия решений, учитывая изменения внешней среды и потребности клиентов. Среди таких технологий можно выделить анализ больших данных, м...

Оптимизация затрат на персонал в компании: стратегии и практические рекомендации

В условиях глобальной конкуренции и динамично меняющейся экономической среды, оптимизация затрат на персонал становится ключевым фактором в достижении финансовой стабильности и повышении эффективности бизнес-процессов. В данной статье рассматриваются...

Инновационные подходы к увеличению дохода через персонализацию и автоматизацию маркетинговых процессов: продуктовая матрица и автоворонки

В статье автор исследует перспективы использования продуктовой матрицы и автоворонки при повышении объема продаж в целях увеличения доходов компании. Эффективность применения данных инновационных подходов обусловлена их полезностью при решении задач ...

Совершенствование маркетинговой стратегии на предприятии

Эффективный маркетинг может принести бизнесу целый ряд преимуществ, поэтому он должен начинаться с продуманной маркетинговой стратегии. Хорошая маркетинговая стратегия помогает предприятию определить видение, миссию и бизнес-цели, а также описывает ш...

Похожие статьи

Особенности жизнестойкости и копинг-стратегий у самозанятых с различным локусом контроля

В статье представлено исследование особенностей жизнестойкости и копинг-стратегий у самозанятых с различным локусом контроля. Жизнестойкость и копинг-стратегии представлены как ресурсы личности к преодолению ситуации неопределенности, связанной с про...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в строительной отрасли

В рамках исследования рассмотрен вопрос обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современных экономических условиях. К методам решения вопроса конкурентоспособности относят применение стратегий диверсификации, которые подр...

Влияние кризиса на будущее ресторанного бизнеса

Статья посвящена изучению деятельности ресторанов премиум-сектора в период окончания режима самоизоляции. Исследуются основные маркетинговые стратегии, применяемые ресторанами для возобновления конкурентных позиций, а также мероприятия, обеспечивающи...

Особенности копинг-стратегий у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта

В статье рассматривается актуальная проблема взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и предпочитаемых копинг-стратегий. В ходе работы была определена специфика различных компонентов эмоционального интеллекта у студентов с разным его уровнем, про...

Причины и последствия стресса сотрудников в современных компаниях

В статье рассматривается влияние стресса на сотрудников компании и эффективность компании в целом, приводятся основные причины (как личностные, так и организационные) стресса у персонала современных компаний, описываются признаки организационного стр...

Современные технологии прогнозирования в бизнесе

В современном бизнесе актуальным становится изучение технологий прогнозирования, которые могут повысить точность принятия решений, учитывая изменения внешней среды и потребности клиентов. Среди таких технологий можно выделить анализ больших данных, м...

Оптимизация затрат на персонал в компании: стратегии и практические рекомендации

В условиях глобальной конкуренции и динамично меняющейся экономической среды, оптимизация затрат на персонал становится ключевым фактором в достижении финансовой стабильности и повышении эффективности бизнес-процессов. В данной статье рассматриваются...

Инновационные подходы к увеличению дохода через персонализацию и автоматизацию маркетинговых процессов: продуктовая матрица и автоворонки

В статье автор исследует перспективы использования продуктовой матрицы и автоворонки при повышении объема продаж в целях увеличения доходов компании. Эффективность применения данных инновационных подходов обусловлена их полезностью при решении задач ...

Совершенствование маркетинговой стратегии на предприятии

Эффективный маркетинг может принести бизнесу целый ряд преимуществ, поэтому он должен начинаться с продуманной маркетинговой стратегии. Хорошая маркетинговая стратегия помогает предприятию определить видение, миссию и бизнес-цели, а также описывает ш...

Задать вопрос