Реализация регионального компонента школьной программы посредством работы школьного киноклуба | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Толмачева А. В., Коломейцева Н. В., Кузнецова К. А. Реализация регионального компонента школьной программы посредством работы школьного киноклуба // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 373-375. — URL https://moluch.ru/archive/236/54817/ (дата обращения: 26.04.2019).



Статья посвящена формированию этнической идентичности, духовно-нравственного воспитания на основе применения документальных и художественных фильмов российского и зарубежного производства современного периода (2000–2018 гг.) про Сибирь и сибиряков в работе школьного киноклуба.

Ключевые слова: Сибирь, сибиряк, школьный киноклуб, духовно-нравственное воспитание.

The article is devoted to formation of the ethnic identity, spiritual and moral education based on the use of documentaries and feature films in domestic and foreign production of the modern period (2000–2018) about Siberia and Siberian in the school film club.

Keywords: Siberia, Siberian, school cinema club, spiritual and moral education.

Первостепенной задачей современного российского образования является духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Этот социальный заказ для образования представлен в Федеральном государственном образовательном стандарте, в нём определены результаты воспитания (личностные результаты):

  1. учебная мотивация и стремление к познанию;
  2. осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  3. усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  4. воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной и много другое.

В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина Российской Федерации. Воспитание человека с эстетическим и художественным вкусом, способного самостоятельно определять и строить своё будущее — важное условии для развития образования России и страны в целом. Реализация этой Концепции лежит на основе художественных, философских и эстетических достижений человечества.

Наиболее массовой и доступной сферой развлечения в современном обществе стал кинематограф, в какой-то степени даже привычной, что приводит к неосознанному просмотру и забыванию, что кино — это особый вид искусства. Следует отметить, что не учитывать воздействие кино на зрителя, вообще на человека — это значит игнорировать реальную ситуацию и реальные перспективы, ведь кино определяет способ видения мира, а формирование мировоззрения выступает как один из личностных результатов Стандарта современного образования Российской Федерации.

Один из ведущих медиапедагогов России Е. А. Бондаренко справедливо отмечает, что для современных школьников кинематограф остаётся наиболее популярным искусством. Знания о мире, культуре отношений ребята берут именно из мира кино. Современный кинорепертуар, к великому огорчению, однообразен, доступ к киноклассике по многим причинам затруднён. А между тем, именно в школьном возрасте формируется отношение к миру, которое потом будет воплощено в мыслях и поступках. [1, с.8].

Тема исследовательской работы связана с формированием духовно-нравственного воспитания школьников посредствам документальных и художественных фильмов про родной край, людей проживающих на этой территории, наш взгляд, грамотное применения такого наглядного средства обучения как кино, должно иметь место в рамках учебной программы и реализовывать региональный компонент.

Кинематограф представляет ценность для педагога не только как одно из лучших средств фиксации и воспроизведения действительности, но и как способ ее осмысления. Для подростков, в силу своих возрастных особенностей, необходимы примеры фильмов, в которых они могли бы увидеть и прочувствовать наиболее важные моменты в истории своего родного края или отдельной личности. На одних документальных фильмах проблему формирования идентичности, национального самосознания и эмоционального восприятия не решить, поэтому на помощь приходят современных художественные фильмы. Художественный кинематограф в силу своей доступности и массовости более близок и восприимчив для школьников. Поэтому периодизация д/ф и к/ф в нашей работе взята не случайно, 2000–2018 гг. — период появления кино в свободном открытом доступе.

Задача духовно-нравственного воспитания в школе заключается не в простом показе фильмов школьников, необходимы ещё и формы работы с просмотренным материалом для осмысления кинолент. Реализация регионального компонента программы возможна через внеклассную работу — школьный киноклуб. На наш взгляд, киноклуб выступает одной из современных и актуальных формой воспитательного процесса. Для подростков средней и старшей школы важно не только находится в процессе обсуждения каких-либо проблем, но и выражать своё мнение, работа в киноклубе способствует, во-первых, в непринужденной обстановке обучаться, так как учебный материал воспринимается легче и свободнее, во-вторых, проявлять своих творческие способности.

Важно понимать, что фильмы не только отечественного производства, но и зарубежного, что наглядно показывает разность мнений и видений нашего края. Раскрывая ход исследовательской работы необходимо понимать какие формы работы в школьном киноклубе возможно применять, для успешного осмысления и формирования собственного мнения, основанного на плюрализме мнений отечественных и зарубежных авторов кинокартин.

Возможные формы работы киноклуба на примере некоторых фильмов про Сибирь и сибиряков:

  1. Форма работы: групповая/парная работа (по заранее составленным педагогом вопросов и заданий к фильму)

Название фильма/автор: д/ф «Сибирская одиссея» (2006 г.) Н. Ванье, Франция. Вопросы: 1. Сюжет картины 2. Видение образа главного героя 3. посыл картины 4.представление Сибирского региона и др.

  1. Форма работы: дискуссия

Название фильма/автор: цикл д/ф отечественных и зарубежных автор про Сибирь как регион:

– Цикл фильмов «Сибирь. Дикая природа России» National Geographic (2000–2018 гг.)

– Цикл фильмов про природу Сибири Д.Слободчикова (2003–2015 гг.)

Дискуссия по теме «Сравнение взглядов на Сибирь русских и иностранцев».

  1. Форма работы: составление вопросов главным персонажем фильмов; письмо-пожелание героям фильмов

Название фильма/автор: цикл фильмов документальных «Счастливые люди» (2008 г.) Д. Васюкова. В этих фильмах наглядно представлена жизнь обычных сибиряков, что позволяет применять такую форму работы после просмотров.

  1. Форма работы: мини-эссе

Название фильма/автор: х/ф «Сибирь. Монамур» (2011) В.Росс.Судьбы сразу нескольких людей переплетаются в конкретном месте — заброшенной таежной деревни. Эссе по проблеме может быть отражено в работе.

  1. Форма работы: предварительные сообщения, помогающие создать определенную атмосферу для восприятия картины или освещающие важные темы фильма

Название фильма/автор: х/ф «Польская сибириада» (2013 г.). Сюжет фильма перекликается с событиями Великой отечественной войны, поэтому возможны предварительные сообщения на тему «Сибирь в годы Великой отечественной войны», «Судьба переселенцев в Сибири» и др.

  1. Форма работы: просмотр фильма с использованием метода «стоп-кадр»

Название фильма/автор: для данной формы работы подходят ряд документальных и художественных фильмов про природу Сибири. «Стоп-кадр» позволяет посмотреть застывшую фотографию для полного осмысления идеи фильма.

  1. Форма работы: выбор наиболее напряженных/драматических/значительных моментов фильма

Название фильма/автор: х/ф «Территория» (2014 г.) А. Мельник. Фильм о тяжелой и опасной работе геологов, в работе много напряженных и драматических моментов, показывающих насколько наш край суров.

  1. Форма работы: создание проектов

Название фильма/автор: для данной работы подходят фильмы посвященные малым народам Сибири, такие темы хорошо использовать для проектной деятельности (культура, религия, занятия народов, предложения по сохранению национальной идентичности). Например, д/ф «Алтайские кержаки», А. Клюшкин, 2006.

  1. Форма работы: составление «образа персонажа» или идентификация с героем картины

Название фильма/автор: х/ф С. Неббу «В лесах Сибири» по сюжету фильма герой-иностранец сбегает в Сибирь от европейской суеты. Составление «образа персонажа» возможно по следующим пунктам:

  1. внешний вид
  2. идеи персонажа (причина ухода от повседневности)
  3. занятие героя картины, поведение
  1. Форма работы: интервью по сюжету картины

Название фильма/автор: д/ф «Таежные Робинзоны. Непотерянный рай» (2011 г.) рассказывает о сибиряках, живущих в Красноярском крае (Абанском районе). Интервью может быть адресовано сюжетной линии повседневной жизни сибиряков.

Таким образом, кино выступает не только как средство развлечения подростков, но и может применяться в целях духовно-нравственного воспитания школьников. Специфика кинематографа создает особую наглядность информации, в данном случае, о видении Сибири и сибиряков, живущих в ней, создает положительный и очень сложный образ нашего региона, без прикрас и увеличений. Современные документальные и художественные фильмы отошли от государственного заказа, поэтому своеобразный авторский взгляд в кинолентах, при описанных формах работы, становится максимально доступным для восприятия.

Литература:

  1. Баранов О. А. Пензин С. Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005
  2. Баранов О. А. Кинофакультатив в школе: метод. пособие для студентов. Калинин: Калин. гос. ун-т, 1973;
  3. Прокофьева Н. Кинотерапия, как инструмент личностного развития. [Электронный документ] — Режим доступа: www.culturalnet.ru/main/getfile/694;
  4. Фёдоров А. В. Медиаобразование: История, теория и методика. — Ростов н/Д: ООО ЦВВР, 2001;
  5. Франко Г. Ю. Искусство кино и отечественная культура // Программы дополнительного художественного образования детей. — М.: Просвещение, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): форма работы, Сибирь, фильм, школьный киноклуб, автор, духовно-нравственное воспитание, цикл фильмов, Великая отечественная война, Российская Федерация, духовно-нравственное развитие.


Похожие статьи

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Духовно-нравственное воспитание - бесспорно важнейшая опора любого общества. Недочеты и упущения при таком воспитании влекут за собой для общества непоправимый урон. Умственное воспитание подрастающего поколения не представляет сегодня такой проблемы...

Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников...

Духовно-нравственное развитие личности в системе образования в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом и достигается в...

Социально-нравственная эффективность киноискусства как...

В работе исследуется место и роль кино в системе воспитания, раскрывается социально-нравственный эффект воздействия киноискусства на молодежь, анализируется его влияние на идейно-политическое, нравственное и патриотическое развитие личности.

Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления...

Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа...

Духовно-нравственное воспитание средствами православной...

Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения дает четкое в перспективе будущей жизни сознание того пути, по которому они должны пойти сами, как наследники этой драгоценной тысячелетней культуры. Сам характер учительского труда...

Духовно-нравственное воспитание на примере проекта...

«Кто не знает своих корней, тот живет наполовину» — это высказывание как нельзя лучше описывает проблему невежества наших школьников в сфере истории нашего государства. Наши дети зачастую не знаю даже историю своей семьи.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского...

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского воспитания...

Дети в современной России: духовно-нравственное воспитание

Неоценимую роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в сохранении и приумножении семейных ценностей и традиций играет Российский детский фонд, много лет возглавляемый писателем А. Лихановым. За более четверть века своего...

Нравственное воспитание в процессе формирования личности...

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в

нравственное воспитание, здоровый образ жизни, Россия, подрастающее поколение, совет

Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике...

Похожие статьи

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Духовно-нравственное воспитание - бесспорно важнейшая опора любого общества. Недочеты и упущения при таком воспитании влекут за собой для общества непоправимый урон. Умственное воспитание подрастающего поколения не представляет сегодня такой проблемы...

Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников...

Духовно-нравственное развитие личности в системе образования в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом и достигается в...

Социально-нравственная эффективность киноискусства как...

В работе исследуется место и роль кино в системе воспитания, раскрывается социально-нравственный эффект воздействия киноискусства на молодежь, анализируется его влияние на идейно-политическое, нравственное и патриотическое развитие личности.

Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления...

Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа...

Духовно-нравственное воспитание средствами православной...

Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения дает четкое в перспективе будущей жизни сознание того пути, по которому они должны пойти сами, как наследники этой драгоценной тысячелетней культуры. Сам характер учительского труда...

Духовно-нравственное воспитание на примере проекта...

«Кто не знает своих корней, тот живет наполовину» — это высказывание как нельзя лучше описывает проблему невежества наших школьников в сфере истории нашего государства. Наши дети зачастую не знаю даже историю своей семьи.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского...

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского воспитания...

Дети в современной России: духовно-нравственное воспитание

Неоценимую роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в сохранении и приумножении семейных ценностей и традиций играет Российский детский фонд, много лет возглавляемый писателем А. Лихановым. За более четверть века своего...

Нравственное воспитание в процессе формирования личности...

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в

нравственное воспитание, здоровый образ жизни, Россия, подрастающее поколение, совет

Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике...

Задать вопрос