Ключевые слова: сколиоз, патогенез, реабилитация, дети.
В основе патогенеза сколиотической болезни лежит асимметричный рост позвоночника, вызванный замедлением ростковых составляющих тел позвонков на вогнутой части искривления позвоночника врожденными или приобретенными факторами. Впрочем, для развивающегося сколиоза мало только одностороннего дефекта ростковых элементов одного или нескольких позвонков. Нужен конкретный патологический фон, например, обменно-гормональный, смягчающий твердость соединительнотканных структур, что заодно со статико-динамическими нарушениями формирует условия для зарождения первичного врожденного или приобретенного фактора [2].
Общепринятому сколиозу многие авторы дают название школьного сколиоза, но это немного не точно, потому что общепринятый сколиоз встречается не только в школьном возрасте, но и у взрослых. Формированию этого сколиоза могут содействовать различные факторы, к которым можно отнести не подходящие по размеру парты, ношение портфеля на одном плече, неправильное расположение во время сна. Всё это может развивать искривление позвоночника как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости. Если вовремя не обратить внимание на асимметричные положения у детей и не назначить подходящее функциональное лечение, искривления позвоночника из первичной формы может с легкостью перейти в деформационную и зафиксироваться [1].
Патофизиологическое обоснование развития сколиоза, как писал Попов С. Н., основывается на выделении ведущего фактора, порождающего искривление позвоночника. Большая часть специалистов выделяет три группы сколиозов: нейромышечные, дискогенные и статические [3].
Цель исследования. На основе данных исследования разработать модель возникновения развития сколиоза у детей.
Материалы иметоды. Исследование проводилось на базе детского специализированного психоневрологического санатория «Тополек» в городе Череповце. В нем участвовало 20 детей в возрасте от 10 до 15 лет со сколиозом I степени.
В исследовании использовались общенаучные методы теоретического познания: абстрагирование, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, мысленное моделирование.
Результаты исследования. Перед проведением и в ходе реабилитационной программы оценивалось физическое состояние детей по следующим методикам:
- Проба Штанге (задерживалось дыхание после глубокого вдоха. Засекалось время в секундах);
- Проба Генчи (задерживалось дыхание после максимально возможного выдоха. Засекалось время в секундах);
- Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) (оценивалась разница между объемами воздуха в легких при полном вдохе и полном выдохе с использованием спирометра. Измерялась в кубических сантиметрах);
- Утомляемость мышц живота (УМЖ) (ребенок лежа на спине поднимал прямые ноги на угол 45◦ и задерживал до полного утомления мышц. Засекалось время в секундах);
- Утомляемость мышц спины (УМС) (ребенок лежа на животе поперек скамейки поднимал верхнюю часть туловища и задерживал до полного утомления мышц, руки за спиной, ноги удерживал помощник. Засекалось время в секундах);
- Наклон позвоночника вперед (НПВ) (ребенок выполнял наклон вперед, не сгибая ноги в коленных суставах. НПВ=0, когда пальцы касаются пола. Промежуток от пола до пальцев высчитывается в сантиметрах);
В результате исследования нами была разработана методика физической реабилитации, предположительно, способствующая коррекции сколиоза. Комплексная физическая реабилитация состояла из лечебной гимнастики, плавания, массажа, ортопедической коррекции (корсетов), а также электростимуляции.
После внедрения методики, было проведено повторное тестирование, по итогам которого УМС в экспериментальной группе уменьшилась на 9 %, в контрольной на 7 %. УМЖ в экспериментальной группе уменьшилась на 18 %, в контрольной на 6 %. НПВ в экспериментальной группе повысился на 33 %, в контрольной не изменился. Проба Штанге в экспериментальной группе увеличились на 24 %, в контрольной на 3 %. Проба Генчи в экспериментальной группе увеличилась на 42 %, в контрольной на 12 %. ЖЕЛ в экспериментальной группе повысилась на 19 %, в контрольной группе на 6 %.
Обобщив, полученные результаты разработана модель возникновения и развития сколиоза у детей, а также представлены пути реабилитации (рис. 1).
Рис. 1. Модель возникновения и развития сколиоза у детей
Из модели видно, что основными факторами риска являются заболевания соединительной ткани, сопутствующие заболевания и факторы, а также образ жизни. Все эти внешние и внутренние неблагоприятные факторы способствуют включению патофизиологических механизмов, вследствие которых у детей возникает искривление позвоночного столба. Правильно составленная программа реабилитации позволяет активизировать собственные защитно-приспособительные реакции и компенсаторные механизмы, приводящие к нормализации функций.
Заключение. Таким образом, на основе изученных научных публикаций и передовому опыту, а также благодаря нашему научному эксперименту, мы построили модель, которая отражает, на наш взгляд, основы возникновения и развития сколиоза у детей 10–15 лет.
Мы полагаем, что данная модель позволит своевременно диагностировать и применить лечебно-профилактические мероприятия для повышения эффективности процесса оздоровления пациентов, подверженных искривлениям позвоночника.
Литература:
- Абальмасова Е. А. Лечение врожденных и диспластических деформаций опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. — Ташкент: Медицина, 1979. — 179 с.
- Мовшович И. А. Рентгенодиагностика и принципы лечения сколиоза. — М.: Медицина, 1969. — 71 с.
- Попов С. Н. Физическая реабилитация: учебник /Под общей ред. проф. С. Н. Попова. — Ростов на Дону: Феникс, 2006. — 594 с.