Модель социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности обучающихся среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 14.12.2018

Статья просмотрена: 602 раза

Библиографическое описание:

Хаймина, М. С. Модель социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности обучающихся среднего профессионального образования / М. С. Хаймина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54798/ (дата обращения: 17.12.2024).



Актуальность заявленной проблемы ставит перед нами задачу разработки технологической модели социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности обучающихся среднего профессионального образования.

Социально-педагогическое сопровождение молодежи является комплексной проблемой, обуславливающей ее анализ на уровне взаимодействия различных наук: философии, социологии, психологии и педагогики.

Важнейшее место в процессе исследования интересующей нас проблемы занимает социальная педагогика, ориентирующая специалистов на проблемы ребенка, молодого человека и социальной среды.

Моделирование, как способ познания действительности, дает возможность выстроить ожидаемую логику последовательных действий, на основе определенных исходных положений выстроить конструкцию, отражающую механизмы ее функционирования. Моделирование позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования.

Иными словами, модель — это аналитическое или графическое описание рассматриваемого процесса, модель в нашем исследовании — это созданный для изучения конкретного процесса конструкт, аналог работы педагога по социально-педагогическому сопровождению досуговой деятельности студента.

Проблемой сопровождения в психолого-педагогической науке занимались многие исследователи, среди которых: М. Р. Битянова, М. И. Губанова, Е. И. Исаева, Е. И. Казакова, Е. А. Козырева, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, А. Л. Уманский и другие.

В качестве субъекта сопровождения должен выступать специально подготовленный педагог. При этом таким педагогом может быть педагог, воспитатель, куратор группы, прошедший специальную подготовку.

Субъект сопровождения призван квалифицированно проводить диагностику, как в отношении самого подростка, так и среды его развития.

Эффективное сопровождение возможно только на основе знания имеющихся ресурсов по решению проблемной ситуации и способности преобразовывать эти ресурсы в действенные поддерживающие и корректирующие программы. В процессе реализации таких программ должен быть включен широкий круг людей, поэтому от специалиста системы сопровождения требуется наличие консультативных навыков и способности включиться в многоэтапный диалог с различными заинтересованными лицами. Успешность программы сопровождения зависит от качества первых шагов по ее реализации, помощь подростку в совершении этих первых усилий — непосредственная задача сопровождения. [1, с.121]

Основа любой технологии сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития ребенка и нейтрализации негативных, именно поэтому для специалистов системы сопровождения характерно стремление участвовать в процессах социально-педагогических преобразований.

Все виды программ сопровождения можно условно разделить на два основных вида: системно-ориентированные, призванные способствовать предупреждению возникновения или решению проблем в образовательном учреждении или образовательной системе в целом; индивидуально-ориентированные, направленные на помощь в решении проблем развития конкретного ребенка. [3, с.147]

На уровне всеобщего сопровождение представляет собой непосредственное и опосредованное воздействие социальных объектов друг на друга в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии с этим социумом в определенном пространстве и времени. В процессе такого взаимодействия осуществляется развитие личности ребенка на его жизненном пути.

Анализируя основные подходы к пониманию сопровождения вообще и социально-педагогического сопровождения в частности, мы приходим к выводу, что проблема сопровождения достаточно многоаспектна и может быть рассмотрена в следующих значениях: как система педагогических действий; как комплекс мер различного характера; как определенный процесс, имеющий конкретную цель и задачи; как социально-педагогическая технология.

В своей работе, мы понимаем под социально-педагогическим сопровождением технологический процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, ориентирующих человека на понимание жизненных ситуаций, обеспечивая его саморазвитие, на основе рефлексии.

Педагогически организованная досуговая деятельность несет в себе огромные потенциалы для развития студента, формирования его социального опыта. Участвуя в разнообразных формах досуга, обучающийся вступает во взаимодействие с окружающими, проявляет свои способности, реализует творческий потенциал, саморазвивается.

Целью моделирования является представление оснований для преобразования воспитательного процесса, в нашем случае процесса социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности, которое представляет собой эффективное взаимодействие между педагогом и обучающимся.

Объектом моделирования мы определяем процесс социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности студентов, обеспечивающий их личностный рост.

Нами была разработана модель социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности, осуществляемая в учреждениях среднего профессионального образования.

В представленной нами модели отражены этапы, компоненты, принципы работы куратора группы, выполняющего функцию педагога-организатора досуговой деятельности по социально-педагогическому сопровождению обучающихся среднего профессионального образования.

Мы считаем необходимым, определить принципы данного процесса:

– Принцип персонификации — сопровождая досуговую деятельность, педагог ориентируется на конкретную личность подростка, учитывает его стремления и потенциалы, интересы и возможности, выявляет способности обучающихся в том или ином виде досуговой деятельности.

– Принцип бинарности — в досуговой деятельности важным является сочетание педагогического воздействия и активности обучающегося. Деятельность строиться на взаимодействии педагога и подростка. Педагог должен быть личностно значим для подростков, ориентирован на их интересы и способности.

– Принцип опосредованного влияния — деятельность педагога заключается в активизации ресурсов подростка, осуществляющего собственный выбор участия, своей роли в выбранной деятельности. Важно, чтобы сам учащийся стремился к формированию в себе активной жизненной позиции, а любое воздействие педагога должно способствовать формированию позитивных навыков.

– Принцип самореализации подростка в досуговой деятельности — подросток осознает цели своего участия, значение реализации собственного потенциала для формирования личностного роста, осознает себя, свое «Я» в деятельности группы, коллектива. Совместно с учащимся педагог планирует дальнейшую работу в выбранном направлении, определяет перспективы.

– Принцип включенности подростка в личностно- и социально-значимые отношения — включаясь в ту или иную деятельность, учащийся ориентирован не только на себя, но и на группу, принимает ее традиции, опыт, особенности взаимодействия. В совместной деятельности, ребята приобретают новые знания, опыт, осваивают новые социальные роли, приобретают новые личностные качества.

На основе вышеизложенных теоретических оснований модель социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности обучающихся включает в себя следующие взаимодополняющие этапы. [2, с.84]:

а) Этап диагностики в сопровождении досуговой деятельности используется для выявления интересов, потребностей и возможностей обучающегося. Определения личностной значимости участия для каждого молодого человека. Этот этап необходим для сбора первичной информации о приоритетах обучающихся.

б) Этап самоопределения в досуговой деятельности необходим для социально-педагогического сопровождения процесса самоопределения обучающеегося в выборе досуговой деятельности, апробирования учащимся новой роли, включения в досуговую деятельность. Это требует определенной зрелости мотивационной сферы личности обучающегося, которая формируется под решающим влиянием воспитания. На данном этапе педагог обеспечивает поддержу в самоопределении обучающихся и выборе их досуговых предпочтений.

в) Этап подготовки определен для получения теоретических и практических знаний относительно досуговой деятельности. На данном этапе определяющей является реализация программы сопровождения в активных и интерактивных формах работы с подростками: занятия в тренинговом формате, ролевые, деловые, организационно-деятельностные игры. Целью реализации программы является научение обучающегося организации личностно-полезной и социально-значимой досуговой деятельности. На данном этапе досуговая деятельность воспринимается обучающимися как событие.

г) Этап самореализации в деятельности предполагает оптимальное участие в досуговой деятельности каждого подростка и группы в целом в соответствии с имеющимися у каждого способностями. Этап необходим для осознания обучающимся собственной позиции, обретения личностных смыслов, обеспечения эмоционального благополучия.

д) Этап последействия в сопровождении досуговой деятельности предполагает наличие у обучающихся умений анализировать, осознавать, оценивать свое участие в досуговой деятельности. На данном этапе происходит формирование интереса обучающихся к происходящим событиям.

Основная цель социально-педагогического сопровождения — обеспечение личностного роста обучающегося в досуговой деятельности, на основе реализации его творческого и личностного потенциала. Социально-педагогическое сопровождение может быть последовательно реализовано на выделенных нами этапах только на основе взаимодействия обучающихся и педагога.

Досуговая деятельность способствует развитию коммуникативности обучающихся, умению выстраивать отношения и общаться. В связи с чем, развитие коммуникативности стало для нас одним из аспектов обеспечения в процессе социально-педагогического сопровождения личностного роста обучающихся.

Критерий формирования эмоционального благополучияориентирован на возможность обучающегося проявлять и регулировать свое эмоциональное состояние в досуговой деятельности, быть ориентированным на положительные эмоции в досуге. Являясь ключевым для реализации процесса социально-педагогического сопровождения, положительно-направленное отношение к деятельности формируется педагогом с помощью одного из ряда механизмов: эмоционально-ценностной идентификацией, эмоционального заражения.

Предложенные критерии и показатели будут влиять на воспитательную эффективность досуговой деятельности, обеспечивая личностный рост обучающихся при реализации определенных нами условий социально-педагогического сопровождения: предоставление выбора содержания и форм организации досуговой деятельности; обеспечение перевода досуговой деятельности из повседневности в событийность; стимулирование рефлексивной оценки происходящих в досуговой деятельности событий.

Литература:

  1. Социальная педагогика [Текст] / Под ред. проф. Никитина В. А. — М.: ВЛАДОС, 2007. — с.269
  2. Суровицкая, А. В. Современные проблемы организации досуга учащейся молодежи [Текст] / А. В. Суровицкая // Социология образования. — 2009. — № 11. — С.80–85.
  3. Черник, В. Э. Педагогический ресурс скрытого образования [Текст] / В. Э. Черник // Мир образования — образование в мире. — 2009. — № 1. — С.146–153.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-педагогическое сопровождение, деятельность, педагог, профессиональное образование, процесс, этап, возможность обучающегося, личностный рост, личностный рост обучающихся, молодой человек.


Похожие статьи

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Специфика использования современных образовательных технологий в рамках учебных занятий психолого-педагогического цикла

Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений

Роль образовательной среды в формировании общепрофессиональных компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации

Роль образовательного мониторинга в процессе оценивания правовых знаний обучающихся по дисциплинам общепрофессионального цикла в профессиональных образовательных организациях

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС

Особенности развития творческой активности учащихся в психолого-педагогическом аспекте

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Похожие статьи

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Специфика использования современных образовательных технологий в рамках учебных занятий психолого-педагогического цикла

Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений

Роль образовательной среды в формировании общепрофессиональных компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации

Роль образовательного мониторинга в процессе оценивания правовых знаний обучающихся по дисциплинам общепрофессионального цикла в профессиональных образовательных организациях

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС

Особенности развития творческой активности учащихся в психолого-педагогическом аспекте

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Задать вопрос