Актуальность заявленной проблемы ставит перед нами задачу разработки технологической модели социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности обучающихся среднего профессионального образования.
Социально-педагогическое сопровождение молодежи является комплексной проблемой, обуславливающей ее анализ на уровне взаимодействия различных наук: философии, социологии, психологии и педагогики.
Важнейшее место в процессе исследования интересующей нас проблемы занимает социальная педагогика, ориентирующая специалистов на проблемы ребенка, молодого человека и социальной среды.
Моделирование, как способ познания действительности, дает возможность выстроить ожидаемую логику последовательных действий, на основе определенных исходных положений выстроить конструкцию, отражающую механизмы ее функционирования. Моделирование позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования.
Иными словами, модель — это аналитическое или графическое описание рассматриваемого процесса, модель в нашем исследовании — это созданный для изучения конкретного процесса конструкт, аналог работы педагога по социально-педагогическому сопровождению досуговой деятельности студента.
Проблемой сопровождения в психолого-педагогической науке занимались многие исследователи, среди которых: М. Р. Битянова, М. И. Губанова, Е. И. Исаева, Е. И. Казакова, Е. А. Козырева, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, А. Л. Уманский и другие.
В качестве субъекта сопровождения должен выступать специально подготовленный педагог. При этом таким педагогом может быть педагог, воспитатель, куратор группы, прошедший специальную подготовку.
Субъект сопровождения призван квалифицированно проводить диагностику, как в отношении самого подростка, так и среды его развития.
Эффективное сопровождение возможно только на основе знания имеющихся ресурсов по решению проблемной ситуации и способности преобразовывать эти ресурсы в действенные поддерживающие и корректирующие программы. В процессе реализации таких программ должен быть включен широкий круг людей, поэтому от специалиста системы сопровождения требуется наличие консультативных навыков и способности включиться в многоэтапный диалог с различными заинтересованными лицами. Успешность программы сопровождения зависит от качества первых шагов по ее реализации, помощь подростку в совершении этих первых усилий — непосредственная задача сопровождения. [1, с.121]
Основа любой технологии сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития ребенка и нейтрализации негативных, именно поэтому для специалистов системы сопровождения характерно стремление участвовать в процессах социально-педагогических преобразований.
Все виды программ сопровождения можно условно разделить на два основных вида: системно-ориентированные, призванные способствовать предупреждению возникновения или решению проблем в образовательном учреждении или образовательной системе в целом; индивидуально-ориентированные, направленные на помощь в решении проблем развития конкретного ребенка. [3, с.147]
На уровне всеобщего сопровождение представляет собой непосредственное и опосредованное воздействие социальных объектов друг на друга в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии с этим социумом в определенном пространстве и времени. В процессе такого взаимодействия осуществляется развитие личности ребенка на его жизненном пути.
Анализируя основные подходы к пониманию сопровождения вообще и социально-педагогического сопровождения в частности, мы приходим к выводу, что проблема сопровождения достаточно многоаспектна и может быть рассмотрена в следующих значениях: как система педагогических действий; как комплекс мер различного характера; как определенный процесс, имеющий конкретную цель и задачи; как социально-педагогическая технология.
В своей работе, мы понимаем под социально-педагогическим сопровождением технологический процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, ориентирующих человека на понимание жизненных ситуаций, обеспечивая его саморазвитие, на основе рефлексии.
Педагогически организованная досуговая деятельность несет в себе огромные потенциалы для развития студента, формирования его социального опыта. Участвуя в разнообразных формах досуга, обучающийся вступает во взаимодействие с окружающими, проявляет свои способности, реализует творческий потенциал, саморазвивается.
Целью моделирования является представление оснований для преобразования воспитательного процесса, в нашем случае процесса социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности, которое представляет собой эффективное взаимодействие между педагогом и обучающимся.
Объектом моделирования мы определяем процесс социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности студентов, обеспечивающий их личностный рост.
Нами была разработана модель социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности, осуществляемая в учреждениях среднего профессионального образования.
В представленной нами модели отражены этапы, компоненты, принципы работы куратора группы, выполняющего функцию педагога-организатора досуговой деятельности по социально-педагогическому сопровождению обучающихся среднего профессионального образования.
Мы считаем необходимым, определить принципы данного процесса:
– Принцип персонификации — сопровождая досуговую деятельность, педагог ориентируется на конкретную личность подростка, учитывает его стремления и потенциалы, интересы и возможности, выявляет способности обучающихся в том или ином виде досуговой деятельности.
– Принцип бинарности — в досуговой деятельности важным является сочетание педагогического воздействия и активности обучающегося. Деятельность строиться на взаимодействии педагога и подростка. Педагог должен быть личностно значим для подростков, ориентирован на их интересы и способности.
– Принцип опосредованного влияния — деятельность педагога заключается в активизации ресурсов подростка, осуществляющего собственный выбор участия, своей роли в выбранной деятельности. Важно, чтобы сам учащийся стремился к формированию в себе активной жизненной позиции, а любое воздействие педагога должно способствовать формированию позитивных навыков.
– Принцип самореализации подростка в досуговой деятельности — подросток осознает цели своего участия, значение реализации собственного потенциала для формирования личностного роста, осознает себя, свое «Я» в деятельности группы, коллектива. Совместно с учащимся педагог планирует дальнейшую работу в выбранном направлении, определяет перспективы.
– Принцип включенности подростка в личностно- и социально-значимые отношения — включаясь в ту или иную деятельность, учащийся ориентирован не только на себя, но и на группу, принимает ее традиции, опыт, особенности взаимодействия. В совместной деятельности, ребята приобретают новые знания, опыт, осваивают новые социальные роли, приобретают новые личностные качества.
На основе вышеизложенных теоретических оснований модель социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности обучающихся включает в себя следующие взаимодополняющие этапы. [2, с.84]:
а) Этап диагностики в сопровождении досуговой деятельности используется для выявления интересов, потребностей и возможностей обучающегося. Определения личностной значимости участия для каждого молодого человека. Этот этап необходим для сбора первичной информации о приоритетах обучающихся.
б) Этап самоопределения в досуговой деятельности необходим для социально-педагогического сопровождения процесса самоопределения обучающеегося в выборе досуговой деятельности, апробирования учащимся новой роли, включения в досуговую деятельность. Это требует определенной зрелости мотивационной сферы личности обучающегося, которая формируется под решающим влиянием воспитания. На данном этапе педагог обеспечивает поддержу в самоопределении обучающихся и выборе их досуговых предпочтений.
в) Этап подготовки определен для получения теоретических и практических знаний относительно досуговой деятельности. На данном этапе определяющей является реализация программы сопровождения в активных и интерактивных формах работы с подростками: занятия в тренинговом формате, ролевые, деловые, организационно-деятельностные игры. Целью реализации программы является научение обучающегося организации личностно-полезной и социально-значимой досуговой деятельности. На данном этапе досуговая деятельность воспринимается обучающимися как событие.
г) Этап самореализации в деятельности предполагает оптимальное участие в досуговой деятельности каждого подростка и группы в целом в соответствии с имеющимися у каждого способностями. Этап необходим для осознания обучающимся собственной позиции, обретения личностных смыслов, обеспечения эмоционального благополучия.
д) Этап последействия в сопровождении досуговой деятельности предполагает наличие у обучающихся умений анализировать, осознавать, оценивать свое участие в досуговой деятельности. На данном этапе происходит формирование интереса обучающихся к происходящим событиям.
Основная цель социально-педагогического сопровождения — обеспечение личностного роста обучающегося в досуговой деятельности, на основе реализации его творческого и личностного потенциала. Социально-педагогическое сопровождение может быть последовательно реализовано на выделенных нами этапах только на основе взаимодействия обучающихся и педагога.
Досуговая деятельность способствует развитию коммуникативности обучающихся, умению выстраивать отношения и общаться. В связи с чем, развитие коммуникативности стало для нас одним из аспектов обеспечения в процессе социально-педагогического сопровождения личностного роста обучающихся.
Критерий формирования эмоционального благополучияориентирован на возможность обучающегося проявлять и регулировать свое эмоциональное состояние в досуговой деятельности, быть ориентированным на положительные эмоции в досуге. Являясь ключевым для реализации процесса социально-педагогического сопровождения, положительно-направленное отношение к деятельности формируется педагогом с помощью одного из ряда механизмов: эмоционально-ценностной идентификацией, эмоционального заражения.
Предложенные критерии и показатели будут влиять на воспитательную эффективность досуговой деятельности, обеспечивая личностный рост обучающихся при реализации определенных нами условий социально-педагогического сопровождения: предоставление выбора содержания и форм организации досуговой деятельности; обеспечение перевода досуговой деятельности из повседневности в событийность; стимулирование рефлексивной оценки происходящих в досуговой деятельности событий.
Литература:
- Социальная педагогика [Текст] / Под ред. проф. Никитина В. А. — М.: ВЛАДОС, 2007. — с.269
- Суровицкая, А. В. Современные проблемы организации досуга учащейся молодежи [Текст] / А. В. Суровицкая // Социология образования. — 2009. — № 11. — С.80–85.
- Черник, В. Э. Педагогический ресурс скрытого образования [Текст] / В. Э. Черник // Мир образования — образование в мире. — 2009. — № 1. — С.146–153.