Оценка востребованности лекарственных препаратов из группы нестероидных противовоспалительных средств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 16.12.2018

Статья просмотрена: 2490 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, А. П. Оценка востребованности лекарственных препаратов из группы нестероидных противовоспалительных средств / А. П. Кузнецова, О. А. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54792/ (дата обращения: 19.03.2024).



В ходе работы были проведены маркетинговые исследования методом анкетирования посетителей аптек города Екатеринбурга с целью определения потребности в применении нестероидных противовоспалительных средств и оценки качества фармацевтического консультирования по вопросам применения данной группы. Были сделаны выводы о широкой востребованности НПВС и неудовлетворительном уровне информирования населения о возможностях и ограничениях их применения. Результаты данных исследований могут быть использованы для повышения качества обслуживания посетителей аптек.

Ключевые слова: нестероидные противовоспалительные средства, лекарственные препараты, опрос, аптеки, маркетинг.

В течение последних десятилетий в большинстве промышленно развитых стран наблюдается значительный рост числа больных с длительными, рецидивирующими и хроническими болевыми синдромами различного происхождения.

Наиболее значительную группу препаратов, применяемых в качестве анальгетиков, представляют нестероидные противовоспалительные средства (НПВС). Все нестероидные анальгетики имеют общий механизм действия, заключающийся в подавлении активности фермента циклооксигеназы (ЦОГ), конвертирующего арахидоновую кислоту в простагландины. [1,2]

Целью нашей работы является оценка востребованности нестероидных противовоспалительных препаратов в аптеках, а также информированности и качества консультирования пациентов по вопросам применения препаратов данной группы.

Для достижения цели было проведено анкетирование посетителей аптек г. Екатеринбурга.

Анкетирование проводилось с применением платформы Google-форм.

Результаты проведенного исследования:

В ходе анкетирования вопросы были разделены на две группы: общие и специализированные.

В опросе приняли участие 64 человека (из них 81 % женщин и 19 % мужчин). Опрашиваемые относятся к разным возрастным категориям: преобладают молодые люди от 18 до 25 лет (44 %), от 26 до 35 лет (16 %), 31 % находится в возрастном интервале от 36 до 50 лет, респонденты старшего возраста представляют наименьшую долю: от 50 до 75 лет — 6 % и более 75 лет — 3 %.

Вопросы из специализированной части были направлены на выявление информации непосредственно о применении нестероидных противовоспалительных средств.

В ходе опроса было выявлено, что постоянно испытывают боль той или иной природы более 15 % опрошенных, 78 % респондентов испытывают периодические боли и только 6 % не стеснены болевыми ощущениями.

При этом 85 % болезненных ощущений связаны с головной болью, 56 % — с суставной и мышечной, более 18 % — с зубной, 56 % — с менструальными болями у женщин и 3 % опрошенных не смогли конкретизировать собственные ощущения, обозначив их как «неясную боль».

В связи с данной проблемой обращаются к помощи НПВС только 75 % опрощенных, остальные предпочитают не применять никакие препараты для купирования болевых ощущений.

Респондентам было предложено назвать МНН и торговые наименования препаратов исследуемой группы, которыми они пользуются наиболее часто.

Различные торговые наименования Ибупрофена (Нурофен, МИГ, Некст) предпочитают 66 % опрошенных, несколько отстает использование Ацетилсалициловой кислоты (Аспирин) — 53 %, и Кетопрофена (Быструмгель, Фастум, Кетонал) — 47 %; 28 % опрошенных применяют Диклофекак натрия (Вольтарен), небольшая доля опрошенных отдала предпочтение Мелоксикаму (Мовалис, Артрозан) и Нимесулиду (Нимесил) — 9 % и 3 % соответственно.

Абсолютное большинство опрошенных предпочитают пероральные лекарственные формы вышеуказанных препаратов (таблетки 96,9 %, капсулы — 40 %), наружные формы (гели, мази, пластыри) применяют 62 % респондентов, а инъекционным формам отдали предпочтение всего 28 %. Это может быть обусловлено такими причинами как неудобство и болезненность применения, необходимость обращения к врачу за выпиской рецепта.

Препараты группы НПВС обладают обширным списком нежелательных лекарственных реакций, однако две трети опрошенных не замечали проявления какой-либо из них при применении данных средств. Наиболее частыми жалобами оказались боли в животе, обострение гастрита и язвенной болезни желудка (14 %), а также тошнота и другие диспептические проявления (11 %), реже пациенты отмечали спутанность сознания и головную боль (7 %), кровотечения и аллергические реакции (по 3,5 %).

Далее респондентам было предложено выбрать приоритетные критерии для выбора конкретного средства в аптечной организации. Результаты распределились следующим образом: наиболее важным критерием является отсутствие побочных эффектов, этот критерий выбрали 69 %, затем удобный способ применения — 62 %, следующий по популярности ответ — быстрота наступления эффекта — 56 %, цена, наличие противопоказаний (по 53 %), аналоги интересуют 19 % опрошенных и 16 % обращают внимание на совместимость лекарственных препаратов с пищей и другими средствами.

В следующем блоке вопросов мы предложили оценить роль аптечного работника в формировании знаний о лекарственных препаратах исследуемой группы у пациентов.

Лишь половина опрошенных (47 %) прислушиваются к мнению провизора в аптеке при выборе противовоспалительного препарата, примерно столько же (53 %) сначала обращаются к врачу. Лидером по обращениям за информацией о препаратах является сеть интернет — 75 % респондентов пользуются данным источником информации. 34 % спрашивают совет знакомых или родственников и 22 % обращаются к справочной литературе.

Тем не менее, 78 % опрошенных чаще всего остаются довольны качеством информации о НПВС, полученной в аптеке, а 22 % считают, что консультации могли быть полнее и качественнее.

Причинами недостаточного консультирования были названы: недостаток времени из-за большого количества посетителей (65,6 %), отсутствие опыта у первостольника (34,4 %), невозможность соблюдения конфиденциальности в условиях торгового зала аптеки (25 %) и слишком сложная терминология, используемая специалистом (22 %).

В то же время лишь 44 % опрошенных покидают аптеку, не имея дополнительных вопросов. Для пациентов остаются неосвещенными возможные побочные эффекты (28 %), инструкция по медицинскому применению (19 %), режим дозирования и лекарственные взаимодействия (16 %), побочные эффекты (9 %) и срок и условия хранения (3 %).

При самостоятельном изучении инструкции по медицинскому применению трудностей не возникает лишь у 7 % пациентов. 43 % теряются в большом объеме информации, обилии непонятных специфических терминов, а 50 % не могут разобрать мелкий шрифт.

Респондентам было предложено выбрать наиболее удобный для них способ получения информации о применении лекарственных препаратов группы НПВС. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Приверженность посетителей к методам информирования о ЛП

Выводы

В ходе проведенного исследования мы сделали следующие выводы:

– Нестероидные противовоспалительные средства широко востребованы среди посетителей аптек.

– Наиболее популярными средствами являются различные торговые наименования с международным непатентованным наименованием ибупрофен.

– Уровень информирования населения по вопросам применения нестероидных противовоспалительных препаратов в аптеках недостаточен.

– Более половины посетителей аптек хотели бы получать более подробную устную консультацию, а также более доступную информацию на бумажных носителях.

Литература:

  1. Павленко С. С. Лечение хронической боли нестероидными противовоспалительными средствами //Боль и ее лечение. — 1999. — Т. 10. — С. 4–8.
  2. Бабак О. Я., Князькова И. И., Нестерцова И. А. Применение нестероидных противовоспалительных средств в терапии //Укр. тер. журн. — 2007. — №. 2. — С. 4–11.
Основные термины (генерируются автоматически): препарат, средство, аптека, головная боль, исследуемая группа, респондент.


Похожие статьи

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных...

Цель исследования заключалась в проведение анализа ассортимента ПП растительного и синтетического происхождения. Исследование проводилось в форме анкетирования потребителей противовирусных препаратов сети аптек «Формула здоровья» г. Мончегорска...

Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных...

маркетинговые исследования, лекарственные средства противогрибковые препараты, анализ

Цель исследования: фармакоэкономический анализ ассортимента лекарственных средств

аптека, аптечная организация, аптечный ассортимент, средство, препарат, группа...

Снотворные лекарственные средства: сегмент... | Молодой ученый

В современном обществе проблема сохранения и поддержания на должном уровне здоровья населения является одной из самых актуальных. Для ее решения приоритетным является состояние фармацевтического рынка...

Анализ группы лекарственных препаратов, обладающих...

In the present paper are discussed the results of study of medicines assortment in the group diuretics that are presented in State Register of Medicinal Remedies and on pharmaceutical market of the Russian Federation. Keywords: diuretics,medicinal drugs,pharmaceutical market.

Исследование медико-социальных параметров потребителя...

В статье представлены результаты социально-демографических характеристик потребителей препаратов для избавления от табакозависимости. Исследование проводилось в аптеках ООО «Аптечный дом» г. Белгорода. Проведено анкетирование 355 посетителей.

Исследование социального статуса потребителей лекарственных...

Исследование выявило социально-демографический статус потребителя лекарственных препаратов, применяемых при лечении атопического дерматита (АтД). Установлена гендерная принадлежность, возраст...

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных...

Препараты группы G — «Препараты, для лечения мочеполовой системы и половые гормоны» занимают на российском и региональном рынках по 5 %, на локальном — 2 %. Исследования ассортимента по составу показали, что все препараты являются монокомпонентными.

Маркетинговый анализ ассортимента современных лекарственных...

При приеме данной группы лекарственных препаратов следует учитывать противопоказания, к которым относятся гиперчувствительность, беременность, период лактации. Действующее вещество Эконазол может вызывать в качестве побочных эффектов — аллергические реакции.

Мерчандайзинг как фактор спроса в условиях современного...

Для исследования была разработана анкета с вопросами, касающимися рекламы и выкладки товаров аптечного ассортимента в аптеке. Возраст целевой группы респондентов составил от 25 до 60 лет, большинство из которых женщины (62 %). Рис. 1. Предпочтительный вид рекламы.

Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств...

Цель исследования: исследование ассортимента лекарственных средств, применяемых для лечения стоматита на российском рынке.

Группа R «Препараты, действующие на дыхательную систему» содержат 34,14 % общего ассортимента, группа А «Препараты...

Похожие статьи

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных...

Цель исследования заключалась в проведение анализа ассортимента ПП растительного и синтетического происхождения. Исследование проводилось в форме анкетирования потребителей противовирусных препаратов сети аптек «Формула здоровья» г. Мончегорска...

Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных...

маркетинговые исследования, лекарственные средства противогрибковые препараты, анализ

Цель исследования: фармакоэкономический анализ ассортимента лекарственных средств

аптека, аптечная организация, аптечный ассортимент, средство, препарат, группа...

Снотворные лекарственные средства: сегмент... | Молодой ученый

В современном обществе проблема сохранения и поддержания на должном уровне здоровья населения является одной из самых актуальных. Для ее решения приоритетным является состояние фармацевтического рынка...

Анализ группы лекарственных препаратов, обладающих...

In the present paper are discussed the results of study of medicines assortment in the group diuretics that are presented in State Register of Medicinal Remedies and on pharmaceutical market of the Russian Federation. Keywords: diuretics,medicinal drugs,pharmaceutical market.

Исследование медико-социальных параметров потребителя...

В статье представлены результаты социально-демографических характеристик потребителей препаратов для избавления от табакозависимости. Исследование проводилось в аптеках ООО «Аптечный дом» г. Белгорода. Проведено анкетирование 355 посетителей.

Исследование социального статуса потребителей лекарственных...

Исследование выявило социально-демографический статус потребителя лекарственных препаратов, применяемых при лечении атопического дерматита (АтД). Установлена гендерная принадлежность, возраст...

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных...

Препараты группы G — «Препараты, для лечения мочеполовой системы и половые гормоны» занимают на российском и региональном рынках по 5 %, на локальном — 2 %. Исследования ассортимента по составу показали, что все препараты являются монокомпонентными.

Маркетинговый анализ ассортимента современных лекарственных...

При приеме данной группы лекарственных препаратов следует учитывать противопоказания, к которым относятся гиперчувствительность, беременность, период лактации. Действующее вещество Эконазол может вызывать в качестве побочных эффектов — аллергические реакции.

Мерчандайзинг как фактор спроса в условиях современного...

Для исследования была разработана анкета с вопросами, касающимися рекламы и выкладки товаров аптечного ассортимента в аптеке. Возраст целевой группы респондентов составил от 25 до 60 лет, большинство из которых женщины (62 %). Рис. 1. Предпочтительный вид рекламы.

Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств...

Цель исследования: исследование ассортимента лекарственных средств, применяемых для лечения стоматита на российском рынке.

Группа R «Препараты, действующие на дыхательную систему» содержат 34,14 % общего ассортимента, группа А «Препараты...

Задать вопрос