Управление рисками в закупочной деятельности организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 16.12.2018

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Клинтух Е. П. Управление рисками в закупочной деятельности организации // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 141-142. — URL https://moluch.ru/archive/236/54758/ (дата обращения: 19.01.2019).



В настоящее время законодательство подвергается постоянным изменениям, условия на рынке также не стабильны из-за экономического кризиса последних лет, следовательно, для достижения лучших результатов необходимо производить всесторонний анализ возможных рисков, что в конечном итоге должно привести к повышению эффективности закупочной деятельности предприятия [1].

На современном этапе хозяйствования эффективность и результативность деятельности предприятия прежде всего зависит от взвешенности и обоснованности выбранной им модели управления рисками [2]. В соответствии с опытом работы международных компаний для минимизации негативных рисков в рамках любой модели закупок важна регламентация процессов закупок [3].

В статье сравниваются централизованная, соответствующая лучшим глобальным практикам в области закупок, и децентрализованная системы закупок, а также показано влияние элементов этих систем на управление рисками.

Централизованная модель закупок внедрена и успешно функционирует во многих международных компаниях — лидерах в своих сегментах, например Vodafone (телекоммуникации), Volkswagen (автомобилестроение) и других. В основу данного подхода взято управление закупками по категориям [4]. Создается отдельная структура, которая является сервисной по отношению к заказчику, куда входят закупщики и это является их основной деятельностью. Данная система позволяет осознанно подойти к закупкам, а не просто удовлетворять текущую потребность в товарах и услугах.

Децентрализованная модель закупок предполагает проведение закупок непосредственно самим заказчиком. То есть закупочная деятельность является для него дополнительной, а не основной, что иногда может позволять действовать неправильно.

Инициатор закупки. Инициатором закупки в обеих моделях является заказчик (функциональное подразделение), поскольку товары/услуги им необходимы, чтобы реализовывать свои непосредственные функции, которые вносят ценность в функционирование компании.

При инициации закупки очень важно понимать, что данные требования действительно отражают потребность организации, что позволит увеличить конкуренцию среди поставщиков и повысить экономию от проведения закупки. Таким образом, можно уменьшить риски «малой» экономии и снизить риск коррупционной составляющей.

В централизованной модели закупок указанные параметры могут быть полностью реализованы, поскольку закупщик сможет высказать профессиональное суждение по указанным параметрам. Спецификации в обязательном порядке согласуются между заказчиком и закупщиком, то есть результат процессов считается объективным.

В случае децентрализованной модели такое решение о закупке утверждается закупочной комиссией, все члены которой, как правило, не понимают специфики закупок той или иной категории. Таким образом, они не могут добавить ценность, что ведет к увеличению сроков проведения закупки и дополнительной нагрузке на персонал.

Организатор закупки (проведение закупки). Организатор закупок в централизованной модели закупок — закупщик, который готовит документацию и проводит процедуру. В некоторых случаях подразделение по безопасности останавливает закупку, если видит признаки коррупции или умышленного снижения конкуренции.

В децентрализованной модели организатором конкурса является само функциональное подразделение, которое готовит всю документацию, подлежащую утверждению со стороны закупочной комиссии при принятии решения о закупке.

Согласование решений. В централизованной модели решение о результатах тендера и выборе победителя принимает закупщик, оно обязательно согласовывается с заказчиком. По некоторым закупкам более эффективно, если решение будет приниматься коллегиально. Таким образом, спорные вопросы между заказчиком и поставщиком могут выноситься на рассмотрение данного органа.

В децентрализованной модели решение о закупке принимает закупочная комиссия, которая утверждает отчет о выборе поставщика. В этом документе описывают все существенные условия, на которых данное решение принимается (цена, условия/сроки поставки, условия оплаты, штрафы и др). Таким образом, могут быть минимизированы риски, связанные с условиями будущего контракта [5]. Но, несмотря на прозрачность, отрицательный момент в том, что при принятии коллегиальных решений затрудняется поиск виновных в случае нарушений.

Согласование иподписание договора. В централизованной модели закупок ответственный за составление и подписание договора — закупщик, он несет ответственность за договор от имени компании. При этом документ должен быть согласован с заказчиком, так как закупка идет в его интересах. Таким образом, ответственность за договор может быть дифференцирована: заказчик отвечает за предмет договора, а закупщик — за условия, где основными являются ценовые параметры.

В случае децентрализованной модели это сложно реализовать, поскольку функция не заинтересована в систематизации их параметров, так как ее основной интерес — максимально оперативно заключить договор, необходимый для реализации ее основных функций. Здесь каждый договор согласуется со стороны контролирующей структуры.

Контроль закупок. В централизованной системе закупок контроль осуществляется по факту проведения закупок и фокусируется на двух аспектах. Первый включает в себя экономико-правовой анализ содержания договоров, вторая же часть — соответствие фактического процесса тому, как это должно быть реализовано в соответствии с нормативной базой. Данный контроль осуществляется со стороны отдельной структуры, которая не входит в блок по управлению закупками и имеет прямое подчинение руководителю компании.

В децентрализованной модели контроль осуществляется в режиме реального времени при проведении закупки со стороны отдельной структуры. Сотрудник подразделения входит в состав закупочной комиссии, которая утверждает параметры закупки и принимает решение о результате, а также согласует договор [6].

Сервисные функции закупок. Категорийный подход — основной принцип управления в централизованной закупочной системе. Он состоит в том, что управление категорией находится вне зависимости от географии заказчика, т. е. закупщик по категории отвечает за закупки не только на уровне корпоративного центра, но и региональных структур и дочерних компаний.

Для облегчения доступа к информации и повышения эффективности закупок в целом, структура по управлению закупками может предлагать внедрение сервисных функций, к которым относятся планирование, анализ эффективности деятельности и система управления поставщиками. Данные инструменты являются элементами обратной связи результатов работы закупщиков [7].

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в рыночных условиях закупки становятся одним из главных факторов успеха работы организаций, и управление рисками данной деятельности должно быть важным аспектом функционирования компании [8].

Децентрализованная модель закупок в большей степени ориентирована на контроль и необходимость соответствия требованиям, которые предъявляются к определенному виду деятельности. При этом ее конструкция не позволяет целиком раскрыть возможности, которые могут принести закупки организации. Централизованная же модель, широко внедренная в странах Западной Европы и США, предполагает реализацию возможностей и стратегических мероприятий, приводящих к повышению экономии от закупочной деятельности, что в долгосрочной перспективе более эффективно для управления рисками в данном направлении.

Литература:

  1. Абрамов А. А. Управление рисками в процессе закупок сырья по импорту на примере кондитерских предприятий: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / А. А. Абрамов. Самара, 2005.
  2. Доржиева Е. Д. Управление рисками в закупках // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXI международная студенческая научно-практическая конференция № 20(31). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(31).pdf
  3. Захаров К. В. Логистика, эффективность и риски внешнеэкономических операций / К. В. Захаров, В. П. Бочарников, В. В. Липовский, А. К. Захаров, А. В. Циганок — Киев: Эльга, Ника-центр, 2004
  4. Азарян Е. М. Международный маркетинг / Е. М. Азарян — Студцентр, 2003. С. 202.
  5. Кулиш М. С. Теория развития закупочной деятельности // Проблемы экономики и менеджмента. — 2015. № 6. С.71–74.
  6. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/
  7. Шибанов А. А. Международный подход в управлении закупками как эффективный инструмент управления рисками закупочной деятельности организации // Международное публичное и частное право, — 2013. № 1. С. 19–24.
  8. Черкасов В. В. Проблемы риска в управленческой деятельности. — М: Рефл-Бук, 1999. С. 287.
Основные термины (генерируются автоматически): децентрализованная модель, централизованная модель закупок, закупочная комиссия, управление закупками, проведение закупки, отдельная структура, закупка, закупщик, управление рисками, закупочная деятельность.


Похожие статьи

Предложения по оптимизации организации закупочной...

Ключевые слова: закупочная деятельность, стандарт, поставщик, формы закупок, этапы работы, конкурентная процедура, критерии

Эффективное управление запасами приобретает особую актуальность в условиях жестких бюджетных ограничений на величину оборотных...

Особенности осуществления закупок в сфере образования

И хотя универсальной системы эффективного управления закупками не существует, это не должно создавать

Отдельные принципы требуют своего более подробного рассмотрения.

Управление закупками в сфере образования в целях эффективного расходования бюджетных...

Повышение эффективности современной контрактной системы...

Забайкальский край, сфера закупок, контрактная система, закупка, закупочная деятельность, поставщик товаров, Забайкальский край РФ, услуга

Особенности осуществления закупок в сфере образования. Повышение эффективности современной контрактной системы в сфере...

Особенности планирования государственных закупок

сфера закупок, закупка, контрактная система, инновационная продукция, заказчик, заказ, работа, ISO, закупочная деятельность

Создание системы государственных закупок в Российской Федерации взамен действовавшей в плановой экономике системы Госснаба...

Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае...

При анализе конкурентных способов осуществления закупок в структуре, то наблюдается следующее процентное соотношение

Забайкальский край, сфера закупок, контрактная система, закупка, закупочная деятельность, поставщик товаров, Забайкальский край РФ...

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

В статье рассмотрены основные проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нормативно — правовой основы регулирования государственных и муниципальных закупок.

Проблема выбора методов осуществления закупочной...

Выбор способа осуществления закупочной деятельности определяется многими факторами.

Формы проведения отдельных этапов таких тендеров могут отличаться.

Роль закупочной деятельности чрезвычайно важна для любой современной организации.

Основная терминология, применяемая при осуществлении...

Забайкальский край, сфера закупок, контрактная система, закупка, закупочная деятельность, поставщик товаров, Забайкальский край РФ

В основе управления закупками товаров, работ, услуг для обеспечения нужд образовательной организации находятся связанные между собой...

Вопросы оптимизации закупочной деятельности организаций

В статье рассмотрены некоторые пути оптимизации закупок материалов: использование модели EOQ, ведение отчета о закупках. Представлен практический пример применения модели EOQ. Ключевые слова: оптимизация, закупки, материалы, модель EOQ, дефицит.

контрактная система, План закупок, федеральная контрактная...

Американская модель государственных закупок представляет собой контрактную систему аллокации, финансовых ресурсов страны при организации закупочной деятельности, основанную на выработке единой национальной стратегии в определении структуры/заказов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Предложения по оптимизации организации закупочной...

Ключевые слова: закупочная деятельность, стандарт, поставщик, формы закупок, этапы работы, конкурентная процедура, критерии

Эффективное управление запасами приобретает особую актуальность в условиях жестких бюджетных ограничений на величину оборотных...

Особенности осуществления закупок в сфере образования

И хотя универсальной системы эффективного управления закупками не существует, это не должно создавать

Отдельные принципы требуют своего более подробного рассмотрения.

Управление закупками в сфере образования в целях эффективного расходования бюджетных...

Повышение эффективности современной контрактной системы...

Забайкальский край, сфера закупок, контрактная система, закупка, закупочная деятельность, поставщик товаров, Забайкальский край РФ, услуга

Особенности осуществления закупок в сфере образования. Повышение эффективности современной контрактной системы в сфере...

Особенности планирования государственных закупок

сфера закупок, закупка, контрактная система, инновационная продукция, заказчик, заказ, работа, ISO, закупочная деятельность

Создание системы государственных закупок в Российской Федерации взамен действовавшей в плановой экономике системы Госснаба...

Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае...

При анализе конкурентных способов осуществления закупок в структуре, то наблюдается следующее процентное соотношение

Забайкальский край, сфера закупок, контрактная система, закупка, закупочная деятельность, поставщик товаров, Забайкальский край РФ...

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

В статье рассмотрены основные проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нормативно — правовой основы регулирования государственных и муниципальных закупок.

Проблема выбора методов осуществления закупочной...

Выбор способа осуществления закупочной деятельности определяется многими факторами.

Формы проведения отдельных этапов таких тендеров могут отличаться.

Роль закупочной деятельности чрезвычайно важна для любой современной организации.

Основная терминология, применяемая при осуществлении...

Забайкальский край, сфера закупок, контрактная система, закупка, закупочная деятельность, поставщик товаров, Забайкальский край РФ

В основе управления закупками товаров, работ, услуг для обеспечения нужд образовательной организации находятся связанные между собой...

Вопросы оптимизации закупочной деятельности организаций

В статье рассмотрены некоторые пути оптимизации закупок материалов: использование модели EOQ, ведение отчета о закупках. Представлен практический пример применения модели EOQ. Ключевые слова: оптимизация, закупки, материалы, модель EOQ, дефицит.

контрактная система, План закупок, федеральная контрактная...

Американская модель государственных закупок представляет собой контрактную систему аллокации, финансовых ресурсов страны при организации закупочной деятельности, основанную на выработке единой национальной стратегии в определении структуры/заказов...

Задать вопрос