Анализ особенностей мониторинга и прогнозирования ЧС на предприятиях атомной энергетики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 14.12.2018

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Мироненок, А. К. Анализ особенностей мониторинга и прогнозирования ЧС на предприятиях атомной энергетики / А. К. Мироненок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 418-421. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54754/ (дата обращения: 25.04.2024).



Современный уровень развития атомных технологий военного и гражданского назначения характеризуется высоким уровнем обеспечения безопасности, однако, они не могут полностью исключить возможность аварий на объектах использования атомной энергии.

Специфика угроз радиационного характера заключается в том, что оперативная высококвалифицированная научно-техническая поддержка органов управления позволяет предупредить многократное увеличение ущербов и потерь.

Угрозы возникновения ЧС радиационного характера могут представлять локальные конфликты вблизи ядерно- и радиационно- опасных объектов, конфликты или аварии в сопредельных государствах, радиологический терроризм, а также аварийные ситуации на ЯРОО I категории опасности.

Специфика последствий ЧС радиационного характера обусловлены рядом факторов:

 редкость ЧС радиационного характера, снижающая уровень практической профессиональной подготовки специалистов соответствующих служб;

– высокая наукоемкость и междисцплинарность задач оценки, прогноза и выработки рекомендаций;

– быстрое вовлечение в зону влияния ЧС с радиационным фактором большого количества обеспокоенных людей с гипертрофированно обостренным восприятием радиации как фактора опасности.

В условиях локальных и региональных военных конфликтов необходимо понимание рисков, связанных с радиационными угрозами, масштабов их последствий и мер предупреждения. Для предупреждения наиболее неблагоприятных сценариев реализации угроз радиационного характера с масштабными последствиями необходим оперативный, достоверный прогноз и анализ ситуации с выработкой рекомендаций по оптимальным мерам реагирования для минимизации ущерба. Для этого необходимо создавать и внедрять в практику современные высокотехнологичные и наукоемкие средства оценки, анализа и прогноза ситуации.

Социально-экономический ущерб от аварии на Чернобыльской АЭС в результате принятых ошибочных решений в 1990–91 гг. на уровне государства превысил прямой ущерб в десятки раз, и по различным оценкам он достигает от 100 до 150 миллиардов долларов. Анализ опыта аварии на Чернобыльской АЭС показывает, что при адекватной системе реагирования только на 10 % территорий с населением менее 300 тысяч человек (из 3 миллионов включенных в реализацию чернобыльских программ) обосновано было применение мер защиты в части обеспечения радиационной безопасности [1].

Ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» при практически полном отсутствии радиологических последствий уже оценивается в более, чем в 100 миллиардов долларов без учета расходов на ликвидацию аварии на самой АЭС и потерь, связанных с остановкой остальных АЭС. Масштабы этого ущерба также оказались следствием отсутствия готовности и в большей степени отсутствия квалифицированного научно-технического обеспечения.

Даже локальные радиационные инциденты в случае неадекватного реагирования могут привести к значительным социально-экономическим последствиям. Пример, демонстрирующий на практике, какого крупного масштаба могут быть социально-экономические последствия при диспергировании небольшого количества радиоактивного вещества даже в небольшом населенном пункте, — радиационный инцидент в г. Гояния (Бразилия) в 1988 г. Облучатель из медицинской установки, выброшенный на свалку, был разбит, а порошок радиоактивного хлорида цезия был разнесен по населенному пункту, 20 человек получили значимые и высокие дозы облучения, четверо из них скончались. Однако наиболее серьезным для штата оказался социально-экономический ущерб, вследствие неспособности адекватной оценки сложившейся ситуации и непринятия эффективных мер по стабилизации обстановки. Это привело к падению цен на промышленную продукцию на 40 %, на сельхозпродукцию — на 50 %, туризм сократился на 40 %, а ВВП штата, в котором находится город — на 20 %. Еще больший ущерб может быть причинен при отсутствии должной готовности к ЧС с радиационным фактором в крупных городах и мегаполисах [2].

Интенсивное развитие городов и превращение их в сложнейшие промышленные, транспортные, технологические, информационные и коммуникационные системы с высокой плотностью населения приводят к существенному снижению устойчивости городской инфраструктуры по отношению к факторам внешнего воздействия, особенно в результате ЧС и террористических актов радиационного характера. Перечисленные факторы способствуют тому, что для мегаполиса диспергирование даже незначительного по весу (на уровне грамм), может иметь негативные последствия национального масштаба. Социально-экономические и политические последствия умышленного или случайного диспергирования небольшого количества радиоактивности в крупном мегаполисе будут очень серьезными и повлияют на экономику и жизнедеятельность всего мегаполиса в случае отсутствия быстрой и адекватной реакции властей и специалистов. Оценки, проведенные «Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики РАН» (ИБРАЭ РАН) для Москвы и американскими специалистами для Нью-Йорка, показывают, что ожидаемый ущерб, в случае неадекватной реакции, будет измеряться сотнями миллиардов долларов.

Эти особенности в сочетании с простотой регистрации повышенного радиационного фона вследствие ЧС на значительных расстояниях от места события за весьма короткое время вовлекает в ситуацию множество людей, а также общественные движения, в том числе экологические, политические партии и СМИ. Такая ситуация в случае отсутствия сверхоперативной, четкой и достоверной информации, убедительных оценок и прогнозов развития радиационной обстановки и рекомендаций по принятию эффективных мер защиты приводит к неоправданному масштабированию экономических последствий и дестабилизации социально-политической обстановки.

Анализ этих и других аварий однозначно указывает на то, что подавляющая часть расходов на ликвидацию последствий радиационных аварий связана с недостаточностью технологического уровня систем защиты населения и территорий и неадекватностью принимаемых решений.

За последнее время в Российской Федерации предприняты значительные усилия по развитию и совершенствованию современной системы аварийного реагирования на чрезвычайные ситуации на ядерно- и радиационно-опасных объектах Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», среди которых все АЭС России, предприятия атомной промышленности и крупные научные центры.

В рамках отраслевой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Госкорпорации «Росатом» созданы автоматизированные системы мониторинга безопасности и контроля радиационной обстановки и система научно-технической поддержки принятия решений по защите персонала, населения и окружающей среды.

В период до 2015 года в рамках реализации федеральных целевых, региональных и иных программ и проектов были созданы и запущены в эксплуатацию территориальные системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования в 29 регионах России, включающие в себя 737 стационарных постов радиационного контроля, 79 метеопостов, 34 передвижные радиометрические лаборатории, 18 учебно-тренировочных комплексов [3].

Учет специфики реагирования на ЧС радиационного характера более 30 лет назад привел к созданию в зарубежных странах, имеющих развитую атомную энергетику, помимо органов государственной власти, на которые, как и в России, законодательством возложена ответственность за обеспечение защиты населения и территорий, охрану окружающей среды, охрану здоровья и т. п., специализированных систем (научно-технических центров), на которые возложено обеспечение научно-технической поддержки принятия решений в случае возникновения ЧС с радиационным фактором.

Центр научно-технической поддержки (ЦНТП) ИБРАЭ РАН включен в «Перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1007. Эксперты и специалисты ЦНТП ИБРАЭ РАН обладают большим опытом участия в работах по ликвидации последствий аварий и инцидентов с радиационным фактором.

Эксперты ЦНТП ИБРАЭ РАН — ведущие специалисты в различных областях: ядерной физики, физики реакторов, радиационной безопасности, радиационной защиты, радиоэкологии. Общая численность персонала ЦНТП -45 человек, в том числе 8 докторов наук, 8 кандидатов наук, 24 эксперта, обеспечивающих режим круглосуточного дежурства, 15 сотрудников имеют аттестацию на статус спасателя. Также эксперты ЦНТП обеспечены поддержкой специалистов других подразделений ИБРАЭ РАН в области обращения с РАО и ОЯТ, вывода из эксплуатации ЯРОО и др. В ведущих ядерных странах на обеспечение функционирования специализированных систем (центров), на которые возложено обеспечение научно-технической поддержки принятия решений в случае возникновения ЧС с радиационным фактором, ежегодно выделяются значительные объемы средств из государственного бюджета. В США только на развитие научно-технической базы и обеспечения функционирования систем оперативного радиационного мониторинга в случае радиационных аварий и инцидентов ежегодно расходуется более 90 млн долларов. Во Франции на базе Института радиационной защиты и ядерной безопасности (IRSN) обеспечивается развитие и функционирование технического кризисного центра, решающего задачи аварийного мониторинга, научно-технической поддержки реагирования на радиационные аварии и инциденты, прогнозирования, оценки и выдачи рекомендаций. Круглосуточную готовность центра обеспечивают 500 экспертов по 20 направлениям знаний. На деятельность IRSN ежегодно из государственного бюджета Франции выделяется 280 млн евро.

По результатам вышеизложенного сделаны следующие выводы о том что:

1) Необходимо поддерживать в высокой степени готовности, созданные комплексы системы мониторинга за состоянием защиты населения и территориальные системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования как важнейшие факторы обеспечения эффективной готовности к предупреждению и ликвидации ЧС радиационного характера.

2) Необходимо развивать программно-технические средства мониторинга, оценки, анализа и оперативного прогноза радиационной обстановки и поддержки принятия решений в случае масштабных угроз радиационного характера для обеспечения современной высокотехнологичной научно-технической поддержки на федеральном и региональном уровнях.

Литература:

  1. Горбунов С. В., Черных Г. С. К вопросу о мониторинге и прогнозировании чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В книге: Безопасность в чрезвычайных ситуациях Сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: В. И. Гуменюк (гл. научный редактор); А. Ю. Туманов (отв. редактор), Гравит М. В., Едемская Н. В., Гренчук А. М.. 2014. С. 164–175.
  2. Большов Л. А. Опыт Чернобыля и Фукусимы в предотвращении и ликвидации тяжелых радиационных аварий. В сборнике: Опыт ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в России и за рубежом Материалы XIX Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 2014. С. 31–33.
  3. Ленинградская АЭС: официальный сайт URL: http://rosenergoatom.ru/stations_projects/sayt-leningradskoy-aes/ (дата обращения: 28.11.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): радиационный характер, IRSN, аварийное реагирование, научно-техническая поддержка принятия решений, последствие, радиационная обстановка, атомная энергия, радиационная безопасность, Российская Федерация, Чернобыльская АЭС.


Похожие статьи

Радиационная безопасность в российском законодательстве

Радиационная безопасность в российском законодательстве. В статье рассмотрена деятельность по обеспечению радиационной безопасности населения в процессе использования ядерных материалов и радиоактивных веществ и обращения с радиоактивными...

Характеристика продуктов аварии при радиоактивном загрязнении...

Длительные наблюдения за радиационной обстановкой в необслуживаемых и обслуживаемых помещениях АЭС показали, что

Для выработки и принятия эффективных мер защиты, особенно в случаях радиационных аварий, при выявлении радиационной...

Значение различных факторов риска для возникновения...

Рассмотрены наиболее важные радиационные аварии и инциденты с точки зрения значимости факторов риска возникновения таких событий. Отмечена приоритетность «человеческого фактора» в возникновении и развитии радиационных событий любого типа.

Методика мониторинга и прогнозирования ЧС на объектах...

Перечень ядерно-опасных факторов изложен в Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Президентом РФ 01 марта 2012 г. № Пр539.

Разработка программного обеспечения устройства...

В настоящее время в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1] к числу актуальных направлений развития страны относится обеспечение радиационной безопасности населения и...

Проблемы учета требований к антитеррористической...

Физическая защита при транспортировании радиационных источников и радиоактивных веществ в свою очередь регулируется НП-073–11

На всех ядерных и радиационных объектах должна быть создана система физической защиты, которая включает в себя персонал охраны...

30 лет аварии на ЧАЭС: эко- и биоэтические последствия...

 существует радиационно-индуцированный характер избыточной заболеваемости раком

Оценка психологических последствий переживания радиационного риска показала, что доля лиц

В этих странах преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС имеет.

Значимость разработки неотложных мероприятий в случае...

В случае возникновения радиационных аварий или инцидентов должен быть срочно проведен ряд мероприятий, характер которых зависит от

Для обоснования актуальности разработки рекомендаций по системе неотложных мероприятий в случае возникновения радиационных...

Проведение экологического аудита городов-спутников атомных...

Радиационная защита персонала АЭС, населения и окружающей природной среды регулируется федеральными законами «Об использовании атомной энергии» и «Радиационной безопасностью населения», а также нормативными документами.

Похожие статьи

Радиационная безопасность в российском законодательстве

Радиационная безопасность в российском законодательстве. В статье рассмотрена деятельность по обеспечению радиационной безопасности населения в процессе использования ядерных материалов и радиоактивных веществ и обращения с радиоактивными...

Характеристика продуктов аварии при радиоактивном загрязнении...

Длительные наблюдения за радиационной обстановкой в необслуживаемых и обслуживаемых помещениях АЭС показали, что

Для выработки и принятия эффективных мер защиты, особенно в случаях радиационных аварий, при выявлении радиационной...

Значение различных факторов риска для возникновения...

Рассмотрены наиболее важные радиационные аварии и инциденты с точки зрения значимости факторов риска возникновения таких событий. Отмечена приоритетность «человеческого фактора» в возникновении и развитии радиационных событий любого типа.

Методика мониторинга и прогнозирования ЧС на объектах...

Перечень ядерно-опасных факторов изложен в Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Президентом РФ 01 марта 2012 г. № Пр539.

Разработка программного обеспечения устройства...

В настоящее время в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1] к числу актуальных направлений развития страны относится обеспечение радиационной безопасности населения и...

Проблемы учета требований к антитеррористической...

Физическая защита при транспортировании радиационных источников и радиоактивных веществ в свою очередь регулируется НП-073–11

На всех ядерных и радиационных объектах должна быть создана система физической защиты, которая включает в себя персонал охраны...

30 лет аварии на ЧАЭС: эко- и биоэтические последствия...

 существует радиационно-индуцированный характер избыточной заболеваемости раком

Оценка психологических последствий переживания радиационного риска показала, что доля лиц

В этих странах преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС имеет.

Значимость разработки неотложных мероприятий в случае...

В случае возникновения радиационных аварий или инцидентов должен быть срочно проведен ряд мероприятий, характер которых зависит от

Для обоснования актуальности разработки рекомендаций по системе неотложных мероприятий в случае возникновения радиационных...

Проведение экологического аудита городов-спутников атомных...

Радиационная защита персонала АЭС, населения и окружающей природной среды регулируется федеральными законами «Об использовании атомной энергии» и «Радиационной безопасностью населения», а также нормативными документами.

Задать вопрос