Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 13.12.2018

Статья просмотрена: 1396 раз

Библиографическое описание:

Роговенко, Я. С. Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях / Я. С. Роговенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 472-474. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54750/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

Ключевые слова: осужденные, изоляция, места лишения свободы, деструктивное поведение, исправительное учреждение, криминогенное общение.

Лишение свободы заключается в принудительной изоляции осужденного от общества в течение установленного срока в приговоре судом, которое осуществляется путем помещения осужденного в предназначенные для этого исправительные учреждения.

Изоляция сама по себе, в свою очередь является одним из факторов стрессогенности, влияющих на изменения личности, и, как следствие, на характер взаимоотношений в группе в условиях исправительного учреждения, как отмечают отечественные и зарубежные исследователи (М. Н. Гернет, В. Ф. Пирожков, Сухов А. Н., А. С. Новоселова, М. Е. Сандоминский, В. Хэйторн и И. Альтман, и др). Отечественный пенитенциарный психолог В. Ф. Пирожков отмечал жёсткость социальной депривации учреждений уголовно-исполнительной системы [2].

Н. М. Ядринцев (1872) отмечал, что две наиболее характерные черты для тюремной жизни — это общение и деятельность. При этом, как отмечает автор, и общение и деятельность приобретают в условиях тюрьмы «уродливую» форму, но именно они, являются стержнем жизни заключенных 9].

В. Хэйторн и И. Альтман отмечают, что изоляция, это тот фактор, который нужно отличать от одиночества, и заключается в исключении группы из привычного социального окружения [1]. Групповая изоляция выступает противоположным по содержанию фактором по отношению к одиночеству, но не менее психологически трудным явлением.

Сухов А. Н. отмечает, что утрата свободы проявляется в изоляционной деформации общения осужденных [8]. Так же автором отмечено, что изоляционная деформация в общении в сфере осужденных во много связана с искажением их ролевого поведения.

В подходе М. Ю. Кондратьева социальная (принудительная) изоляция сопровождается рядом особенностей пенитенциарной системы:

‒ формированием своеобразных норм поведения и групповых ценностей;

‒ спецификой принятия новичка в неформальную группу;

‒ спецификой складывающегося типа взаимоотношений и их интенсивностью;

‒ особенностью личностного развития;

‒ легкостью возникновения конфликтов и ослабление их разрешения;

‒ особая иерархия членов общества и системы взаимоотношения;

‒ различные виды и степень социальной жесткости социальной депривации (сенсорной, культурной, органической, сексуальной и т. д.) и возникновение на этой почве различных деприваций поведения [6].

В результате подобного изолированного взаимодействия складываются особые отношения, выстроенные на оформившейся субкультуре, которая с учетом специфики субъектов взаимодействия, получила название криминальная. По мнению Сухова А. Н. в условиях исправительных колоний формирование субкультуры является неизбежным [8].

Криминальная субкультура представляет собой устойчивое образование, совокупность норм поведения и традиций и даже образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы [5].

Ведущим фактором, определяющим динамику содержательных и формальных характеристик межличностного восприятия в изолированной группе является уровень развития группы, выражающийся в определенной степени опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью, и сфера предметных отношений, в частности, эффективность лидерской функции [1].

Помимо этого, групповая изоляция, также является экстремальным условием, способствует возникновению конфликтов, невротизации членов группы, причиной которых служит само пребывание в изолированных условиях, и как следствие, развитие деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях.

В пенитенциарной психологии достаточно широко применяется термин «деструктивное (разрушительное, саморазрушительное) поведение», и зачастую под этим термином принято подразумевать агрессивное и аутоагрессивное поведение. Применительно к осужденным чаще всего речь идет о демонстративно-шантажном членовредительстве, склонности к побегам, наличие зависимого поведения, а также склонность к конфликтному взаимодействию, участию в азартных играх и организации массовых неповиновений требованиям администрации исправительного учреждения.

Под деструктивными изменениями личности в психологии принято понимать патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. Основными формами деструктивных изменений личности являются: патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений.

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) делят все расстройства поведения на две большие группы: нестандартное и деструктивное [4] Нестандартное поведение, по мнению авторов концепции, может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Авторы специально подчеркивают, что данные виды поведения не соответствуют критериям «девиантности» и не могут быть признаны отклоняющимся поведением в подлинном смысле этого понятия. Деструктивное поведение классифицируется в зависимости от его целей. В одном случае это внешнедеструктивные цели, которые направлены на нарушение социальных норм, и, соответственно, внешнедеструктивное поведение, например аддиктивное и антисоциальное. Во втором же, это внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию непосредственно личностной организации, ее регресс, и, соответственно, внутридеструктивное поведение — суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутистическое поведение. Отклоняющееся поведение выступает как деструктивное по своей сути, причиняющее вред человеку и обществу и разрушающее их [4].

Клейберг Ю. А. описывает три группы деструктивного поведения:

  1. Внешнедеструктивное (антисоциальное) поведение, противоречащее нравственным и правовым нормам, нарушая и разрушая их, поведение, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (алкоголизм, проституция, наркомания, аддикции, а также любые действия или бездействия, запрещенные законодательством);
  2. Косвенно-деструктивное (асоциальное) поведение, нарушающее и разрушающее морально-нравственные нормы и межличностные связи и отношения (агрессия, насилие, открытое хамство, конфликт, бродяжничество и пр.);
  3. Аутодеструктивное (диссоциальное) поведение, нарушающее и разрушающее медицинские и психологические нормы, угрожающее целостности и развитию самой личности и, как итог, — приводящее к ее распаду (суицид, злоупотребление психоактивными веществами, пищевые аддикции, конформизм, нарцисстизм, фанатизм, аутизм) [3].

В продолжение автор указывает, что в структурированном виде деструктивность проявляется в виде деструктивного поведения и деструктивных действий. Деструктивные действия выступают в качестве:

1) Средства достижения какой-либо значимой цели.

2) Способа психологической разрядки.

3) Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении (если не принимают аутодеструктивные формы) [3].

Соболев Н. Г. изначально относит криминогенное взаимодействие, которое, по мнению автора, характеризуется повышенной стрессогенностью и конфликтностью, выполняет функции, связанные с обменом преступным опытом, подготовкой или маскировкой преступлений, снятием эмоционального напряжения и т. п., к формам деструктивного общения [7]. Среди признаков криминогенного общения Соболев Н. Г. называет следующие: антигражданская направленность; психологическая стрессогенность и конфликтность; жестко заданный ролевой характер, условность и конспиративность, специфика средств связи и сфер действия; особенности причин возникновения контактов и своеобразие механизмов психического воздействия, которые характеризуются необычностью применения угроз, средств симуляции, слухов [7].

Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. отмечают, что проявление деструкций у осужденных зависит как от особенностей личности, так и от наличия криминально-субкультурного опыта. При этом основную направленность личности, склонной к совершению асоциальных действий, определяют подсистемы: адаптивность поведения, социальная активность личности и направленности личности [2].

Недостаточно интегрированный образ «Я» — рассогласование образов «Я» реального и «Я» идеального в структуре самовосприятия может служить источником воспринимаемого несходства индивида и его изоляции внутри группы. Лица, имеющие хорошо интегрированное самовосприятие, выражающееся в близости всех аспектов образа «Я», имеют тенденцию к объединению и склонны осуществлять групповое давление на «непохожего» члена группы. Наличие у индивида позитивного и достаточно интегрированного образа «Я» может считаться более благоприятным признаком в плане оценки перспектив его функционирования в составе изолированной малой группы [1].

Таким образом, следует понимать, что многие из тех негативных событий, которые происходят в местах лишения свободы связаны не только с индивидуально-типологическими особенностями личности, но и являются результатом проявления закономерностей, объективно присущих жизнедеятельности группы в условиях изоляции.

В заключение необходимо отметить, что проявление в среде осужденных различного рода деструктивного поведения дестабилизируют и дезорганизуют деятельность исправительного учреждения, а также оказывают негативное влияние на образ пенитенциарной системы в средствах массовой информации

Литература:

1. Виноходова А. Г. Межличностное восприятие в изолированной малой группе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук (19.00.05) / Виноходова Алла Геннадьевна; МГУ им. М. В. Ломоносова. — Москва, 1997. — 245 стр.

2. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология: Учебник /Ю. А. Дмитриев, Б. Б. Казак. Ростов-на-Дону: Феникс,2007. -682 с.

  1. Клейберг Ю. А. Типология деструктивного поведения // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2008. — № 1. стр. 130–135

4. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск, 1990. — 224 стр.

  1. Олейник А. Н. Тюремная субкультура. М., 2001. 218 стр.
  2. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнас и Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 288 с.
  3. Соболев, Н. Г. Использование проективной методики Зонди в предупреждении деструктивного поведения осужденных к пожизненному лишению свободы: практическое руководство / Н. Г. Соболев; Федер. служба исполн. наказаний, Вологод. ин-т права и экономики. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017. — 99 стр.

8. Сухов А. Н. Криминогенное общение в среде осужденных / Учебное пособие для высших учебных заведений МВД России. — Рязань: РВШ МВД РФ. — 1993. — 134 стр.

9. Ядринцев Н. М. Русская община в тюрьме и ссылке. — Спб. — 1872–719 стр.

Основные термины (генерируются автоматически): деструктивное поведение, исправительное учреждение, поведение, групповая изоляция, деструктивная форма поведения осужденных, деструктивное изменение личности, криминогенное общение, место лишения свободы, отклоняющееся поведение, пенитенциарная система.


Похожие статьи

Мотивы поведения осужденных | Статья в журнале...

Мотивы поведения осужденных. Авторы: Петрович Юлия Сергеевна, Федоров Александр

Адекватное и объективное исследование основных мотивов поведения осужденных

Лишение свободы — это вид наказания, который активно воздействует на личность...

К вопросу изучения деструктивного поведения...

Анализ понятий «деструктивное поведение», «девиантное поведение» и «агрессивное поведение» (поскольку агрессия является спутницей поведенческих девиаций [5], в свой анализ мы включили и агрессивное поведение) позволяет сделать вывод, что главной особенностью...

Профилактика суицидального поведения осужденных...

Самоубийство как форма отклоняющегося (девиантного) поведения, не являясь уголовно наказуемой, так или иначе, препятствует правильной организации режима исполнения и отбывания наказания, исправительного процесса в пенитенциарных учреждениях.

К вопросу о психологических особенностях осужденных женского...

...осужденные, дезорганизация деятельности учреждений обеспечивающих изоляцию от общества, исправительные учреждения, безопасность личности, администрация исправительных учреждений, места лишения свободы, пенитенциарная преступность.

Организационный механизм, цели и задачи криминальной...

- деструктивное влияние на сознание объектов (осужденных к лишению свободы в ИУ, сотрудников ФСИН, исполняющих функции по обеспечению отбывания наказания) с целью принятия идеологии КС, склонения их к совершению пенитенциарных (должностных)...

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы...

Ключевые слова: осужденные, пенитенциарная система, воспитательные и исправительные учреждения, проблемы бывших осужденных, адаптация

Воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более обширного процесса исправления осужденных.

Учёт психологических реакций осуждённых при проведении...

лицо, группа, деструктивное поведение, исправительное учреждение, отбывание наказания, психика человека, условие изоляции, чувство страха, животное, заболевание, ситуация, ребенок, том.

Значение факторов, обусловливающих преступность...

Очевидно, что противоправное поведение несовершеннолетних имеет свои особенности

Изоляция подростков от привычного социума, лишение их прежнего окружения, помещение в

Такая структура возникает в процессе длительного общения подростков в местах лишения...

лишение свободы, исправительное учреждение, место...

Вопрос профилактики противоправного поведения осужденных получил соответствующее освещение в специальной литературе, что объясняется его

Согласно концепции, актуальным является решение проблем занятости осужденных к лишению свободы путем привлечения...

Похожие статьи

Мотивы поведения осужденных | Статья в журнале...

Мотивы поведения осужденных. Авторы: Петрович Юлия Сергеевна, Федоров Александр

Адекватное и объективное исследование основных мотивов поведения осужденных

Лишение свободы — это вид наказания, который активно воздействует на личность...

К вопросу изучения деструктивного поведения...

Анализ понятий «деструктивное поведение», «девиантное поведение» и «агрессивное поведение» (поскольку агрессия является спутницей поведенческих девиаций [5], в свой анализ мы включили и агрессивное поведение) позволяет сделать вывод, что главной особенностью...

Профилактика суицидального поведения осужденных...

Самоубийство как форма отклоняющегося (девиантного) поведения, не являясь уголовно наказуемой, так или иначе, препятствует правильной организации режима исполнения и отбывания наказания, исправительного процесса в пенитенциарных учреждениях.

К вопросу о психологических особенностях осужденных женского...

...осужденные, дезорганизация деятельности учреждений обеспечивающих изоляцию от общества, исправительные учреждения, безопасность личности, администрация исправительных учреждений, места лишения свободы, пенитенциарная преступность.

Организационный механизм, цели и задачи криминальной...

- деструктивное влияние на сознание объектов (осужденных к лишению свободы в ИУ, сотрудников ФСИН, исполняющих функции по обеспечению отбывания наказания) с целью принятия идеологии КС, склонения их к совершению пенитенциарных (должностных)...

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы...

Ключевые слова: осужденные, пенитенциарная система, воспитательные и исправительные учреждения, проблемы бывших осужденных, адаптация

Воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более обширного процесса исправления осужденных.

Учёт психологических реакций осуждённых при проведении...

лицо, группа, деструктивное поведение, исправительное учреждение, отбывание наказания, психика человека, условие изоляции, чувство страха, животное, заболевание, ситуация, ребенок, том.

Значение факторов, обусловливающих преступность...

Очевидно, что противоправное поведение несовершеннолетних имеет свои особенности

Изоляция подростков от привычного социума, лишение их прежнего окружения, помещение в

Такая структура возникает в процессе длительного общения подростков в местах лишения...

лишение свободы, исправительное учреждение, место...

Вопрос профилактики противоправного поведения осужденных получил соответствующее освещение в специальной литературе, что объясняется его

Согласно концепции, актуальным является решение проблем занятости осужденных к лишению свободы путем привлечения...

Задать вопрос