Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 13.12.2018

Статья просмотрена: 1688 раз

Библиографическое описание:

Роговенко, Я. С. Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях / Я. С. Роговенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 472-474. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54750/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

Ключевые слова: осужденные, изоляция, места лишения свободы, деструктивное поведение, исправительное учреждение, криминогенное общение.

Лишение свободы заключается в принудительной изоляции осужденного от общества в течение установленного срока в приговоре судом, которое осуществляется путем помещения осужденного в предназначенные для этого исправительные учреждения.

Изоляция сама по себе, в свою очередь является одним из факторов стрессогенности, влияющих на изменения личности, и, как следствие, на характер взаимоотношений в группе в условиях исправительного учреждения, как отмечают отечественные и зарубежные исследователи (М. Н. Гернет, В. Ф. Пирожков, Сухов А. Н., А. С. Новоселова, М. Е. Сандоминский, В. Хэйторн и И. Альтман, и др). Отечественный пенитенциарный психолог В. Ф. Пирожков отмечал жёсткость социальной депривации учреждений уголовно-исполнительной системы [2].

Н. М. Ядринцев (1872) отмечал, что две наиболее характерные черты для тюремной жизни — это общение и деятельность. При этом, как отмечает автор, и общение и деятельность приобретают в условиях тюрьмы «уродливую» форму, но именно они, являются стержнем жизни заключенных 9].

В. Хэйторн и И. Альтман отмечают, что изоляция, это тот фактор, который нужно отличать от одиночества, и заключается в исключении группы из привычного социального окружения [1]. Групповая изоляция выступает противоположным по содержанию фактором по отношению к одиночеству, но не менее психологически трудным явлением.

Сухов А. Н. отмечает, что утрата свободы проявляется в изоляционной деформации общения осужденных [8]. Так же автором отмечено, что изоляционная деформация в общении в сфере осужденных во много связана с искажением их ролевого поведения.

В подходе М. Ю. Кондратьева социальная (принудительная) изоляция сопровождается рядом особенностей пенитенциарной системы:

‒ формированием своеобразных норм поведения и групповых ценностей;

‒ спецификой принятия новичка в неформальную группу;

‒ спецификой складывающегося типа взаимоотношений и их интенсивностью;

‒ особенностью личностного развития;

‒ легкостью возникновения конфликтов и ослабление их разрешения;

‒ особая иерархия членов общества и системы взаимоотношения;

‒ различные виды и степень социальной жесткости социальной депривации (сенсорной, культурной, органической, сексуальной и т. д.) и возникновение на этой почве различных деприваций поведения [6].

В результате подобного изолированного взаимодействия складываются особые отношения, выстроенные на оформившейся субкультуре, которая с учетом специфики субъектов взаимодействия, получила название криминальная. По мнению Сухова А. Н. в условиях исправительных колоний формирование субкультуры является неизбежным [8].

Криминальная субкультура представляет собой устойчивое образование, совокупность норм поведения и традиций и даже образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы [5].

Ведущим фактором, определяющим динамику содержательных и формальных характеристик межличностного восприятия в изолированной группе является уровень развития группы, выражающийся в определенной степени опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью, и сфера предметных отношений, в частности, эффективность лидерской функции [1].

Помимо этого, групповая изоляция, также является экстремальным условием, способствует возникновению конфликтов, невротизации членов группы, причиной которых служит само пребывание в изолированных условиях, и как следствие, развитие деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях.

В пенитенциарной психологии достаточно широко применяется термин «деструктивное (разрушительное, саморазрушительное) поведение», и зачастую под этим термином принято подразумевать агрессивное и аутоагрессивное поведение. Применительно к осужденным чаще всего речь идет о демонстративно-шантажном членовредительстве, склонности к побегам, наличие зависимого поведения, а также склонность к конфликтному взаимодействию, участию в азартных играх и организации массовых неповиновений требованиям администрации исправительного учреждения.

Под деструктивными изменениями личности в психологии принято понимать патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. Основными формами деструктивных изменений личности являются: патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений.

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) делят все расстройства поведения на две большие группы: нестандартное и деструктивное [4] Нестандартное поведение, по мнению авторов концепции, может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Авторы специально подчеркивают, что данные виды поведения не соответствуют критериям «девиантности» и не могут быть признаны отклоняющимся поведением в подлинном смысле этого понятия. Деструктивное поведение классифицируется в зависимости от его целей. В одном случае это внешнедеструктивные цели, которые направлены на нарушение социальных норм, и, соответственно, внешнедеструктивное поведение, например аддиктивное и антисоциальное. Во втором же, это внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию непосредственно личностной организации, ее регресс, и, соответственно, внутридеструктивное поведение — суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутистическое поведение. Отклоняющееся поведение выступает как деструктивное по своей сути, причиняющее вред человеку и обществу и разрушающее их [4].

Клейберг Ю. А. описывает три группы деструктивного поведения:

  1. Внешнедеструктивное (антисоциальное) поведение, противоречащее нравственным и правовым нормам, нарушая и разрушая их, поведение, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (алкоголизм, проституция, наркомания, аддикции, а также любые действия или бездействия, запрещенные законодательством);
  2. Косвенно-деструктивное (асоциальное) поведение, нарушающее и разрушающее морально-нравственные нормы и межличностные связи и отношения (агрессия, насилие, открытое хамство, конфликт, бродяжничество и пр.);
  3. Аутодеструктивное (диссоциальное) поведение, нарушающее и разрушающее медицинские и психологические нормы, угрожающее целостности и развитию самой личности и, как итог, — приводящее к ее распаду (суицид, злоупотребление психоактивными веществами, пищевые аддикции, конформизм, нарцисстизм, фанатизм, аутизм) [3].

В продолжение автор указывает, что в структурированном виде деструктивность проявляется в виде деструктивного поведения и деструктивных действий. Деструктивные действия выступают в качестве:

1) Средства достижения какой-либо значимой цели.

2) Способа психологической разрядки.

3) Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении (если не принимают аутодеструктивные формы) [3].

Соболев Н. Г. изначально относит криминогенное взаимодействие, которое, по мнению автора, характеризуется повышенной стрессогенностью и конфликтностью, выполняет функции, связанные с обменом преступным опытом, подготовкой или маскировкой преступлений, снятием эмоционального напряжения и т. п., к формам деструктивного общения [7]. Среди признаков криминогенного общения Соболев Н. Г. называет следующие: антигражданская направленность; психологическая стрессогенность и конфликтность; жестко заданный ролевой характер, условность и конспиративность, специфика средств связи и сфер действия; особенности причин возникновения контактов и своеобразие механизмов психического воздействия, которые характеризуются необычностью применения угроз, средств симуляции, слухов [7].

Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. отмечают, что проявление деструкций у осужденных зависит как от особенностей личности, так и от наличия криминально-субкультурного опыта. При этом основную направленность личности, склонной к совершению асоциальных действий, определяют подсистемы: адаптивность поведения, социальная активность личности и направленности личности [2].

Недостаточно интегрированный образ «Я» — рассогласование образов «Я» реального и «Я» идеального в структуре самовосприятия может служить источником воспринимаемого несходства индивида и его изоляции внутри группы. Лица, имеющие хорошо интегрированное самовосприятие, выражающееся в близости всех аспектов образа «Я», имеют тенденцию к объединению и склонны осуществлять групповое давление на «непохожего» члена группы. Наличие у индивида позитивного и достаточно интегрированного образа «Я» может считаться более благоприятным признаком в плане оценки перспектив его функционирования в составе изолированной малой группы [1].

Таким образом, следует понимать, что многие из тех негативных событий, которые происходят в местах лишения свободы связаны не только с индивидуально-типологическими особенностями личности, но и являются результатом проявления закономерностей, объективно присущих жизнедеятельности группы в условиях изоляции.

В заключение необходимо отметить, что проявление в среде осужденных различного рода деструктивного поведения дестабилизируют и дезорганизуют деятельность исправительного учреждения, а также оказывают негативное влияние на образ пенитенциарной системы в средствах массовой информации

Литература:

1. Виноходова А. Г. Межличностное восприятие в изолированной малой группе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук (19.00.05) / Виноходова Алла Геннадьевна; МГУ им. М. В. Ломоносова. — Москва, 1997. — 245 стр.

2. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология: Учебник /Ю. А. Дмитриев, Б. Б. Казак. Ростов-на-Дону: Феникс,2007. -682 с.

  1. Клейберг Ю. А. Типология деструктивного поведения // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2008. — № 1. стр. 130–135

4. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск, 1990. — 224 стр.

  1. Олейник А. Н. Тюремная субкультура. М., 2001. 218 стр.
  2. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнас и Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 288 с.
  3. Соболев, Н. Г. Использование проективной методики Зонди в предупреждении деструктивного поведения осужденных к пожизненному лишению свободы: практическое руководство / Н. Г. Соболев; Федер. служба исполн. наказаний, Вологод. ин-т права и экономики. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017. — 99 стр.

8. Сухов А. Н. Криминогенное общение в среде осужденных / Учебное пособие для высших учебных заведений МВД России. — Рязань: РВШ МВД РФ. — 1993. — 134 стр.

9. Ядринцев Н. М. Русская община в тюрьме и ссылке. — Спб. — 1872–719 стр.

Основные термины (генерируются автоматически): деструктивное поведение, исправительное учреждение, поведение, групповая изоляция, деструктивная форма поведения осужденных, деструктивное изменение личности, криминогенное общение, место лишения свободы, отклоняющееся поведение, пенитенциарная система.


Похожие статьи

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье рассматриваются особенности процессов социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних осужденных на примере ФКУ Арзамасская ВК. Особое внимание уделяется описанию профориентационной работы, осуществляемой учреждением.

Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения. Особое внимание уделено роли психологической службы в профилактике профессиональной деформации личности сотрудник...

Взаимосвязь личностных качеств осужденных с проявлением у них суицидальных наклонностей в процессе выполнения трудовой деятельности при отбывании наказания

В данной статье описывается теоретическая часть исследования взаимосвязи личностных качеств осужденных с проявлением у них суицидальных наклонностей в процессе выполнения трудовой деятельности при отбывании наказания.

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Индивидуальная воспитательная работа как эффективное средство исправления осужденных

В статье рассматривается эффективность индивидуальной воспитательной работы с осужденными, особенности данного процесса и влияние методов и техник этой работы на осужденных лиц.

Программа социально-психологической адаптации бывших заключенных к условиям пребывания на свободе

В статье рассматриваются процессы адаптации бывших заключенных к пребываниям на свободе, причины вхождения индивида в криминальное общество, представлены результаты опроса бывших заключенных, анализируется работа пенитенциарной системы РФ.

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Особенности межличностных конфликтов в группе несовершеннолетних осуждённых

В данной статье рассматриваются особенности межличностных конфликтов в группе несовершеннолетних осужденных. Особое внимание уделено основным причинам возникновения межличностных конфликтов.

К вопросу о социальной работе с осужденными

В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, подготовке их к освобождению и успешной ресоциализации к ус...

Похожие статьи

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье рассматриваются особенности процессов социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних осужденных на примере ФКУ Арзамасская ВК. Особое внимание уделяется описанию профориентационной работы, осуществляемой учреждением.

Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения. Особое внимание уделено роли психологической службы в профилактике профессиональной деформации личности сотрудник...

Взаимосвязь личностных качеств осужденных с проявлением у них суицидальных наклонностей в процессе выполнения трудовой деятельности при отбывании наказания

В данной статье описывается теоретическая часть исследования взаимосвязи личностных качеств осужденных с проявлением у них суицидальных наклонностей в процессе выполнения трудовой деятельности при отбывании наказания.

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Индивидуальная воспитательная работа как эффективное средство исправления осужденных

В статье рассматривается эффективность индивидуальной воспитательной работы с осужденными, особенности данного процесса и влияние методов и техник этой работы на осужденных лиц.

Программа социально-психологической адаптации бывших заключенных к условиям пребывания на свободе

В статье рассматриваются процессы адаптации бывших заключенных к пребываниям на свободе, причины вхождения индивида в криминальное общество, представлены результаты опроса бывших заключенных, анализируется работа пенитенциарной системы РФ.

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Особенности межличностных конфликтов в группе несовершеннолетних осуждённых

В данной статье рассматриваются особенности межличностных конфликтов в группе несовершеннолетних осужденных. Особое внимание уделено основным причинам возникновения межличностных конфликтов.

К вопросу о социальной работе с осужденными

В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, подготовке их к освобождению и успешной ресоциализации к ус...

Задать вопрос