Особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 14.12.2018

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Алпатикова С. В. Особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 309-310. — URL https://moluch.ru/archive/236/54721/ (дата обращения: 19.01.2019).



Игра — это самый доступный вид деятельности для детей. В игре ребенок перерабатывает полученные из окружающего мира знания и впечатления. Именно благодаря игровой деятельности у дошкольника с ЗПР ярко проявляются особенности воображения и мышления, а также, его активность и эмоциональность, которые развивают потребности в общении.

А. С. Макаренко писал, что игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет.

Для ребенка, именно игра является его социальной практикой, это его реальная жизнь среди сверстников. Поэтому актуальность использования игры в целях всестороннего развития является неоспоримой. В своих играх дошкольники воспроизводят в наглядной форме взаимоотношения людей и их труд, что позволяет понять и пережить эту действительность, а также является одним из решающих фактором воспитания высоких человеческих качеств и развития творческого воображения и мышления.

Первым, кто предпринял попытку систематического изучения игры, является немецкий психолог К. Гросс. Он называл игры изначальной школой поведения и считал, что в игре происходит предупреждение проявления инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование.

Н. В. Шелгунов отмечал, что чувство жизненной правды и действительности выражается во всех играх ребенка. В игре дошкольник свободная личность, которая развивает свои силы. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений: у него их довольно только для игры [1].

С.Т Шацкий утверждал, что дети — это дети, они должны заниматься своими делами, хотя бы они имели близкое отношение к жизни взрослых, по-детски, со всем жаром, непосредственностью, образностью, игрой и жаждой нового, что всегда является для них характерным [2].

В игре реализуются потенциальные возможности личности ребенка, первые творческие проявления, как следствие, формируется личность ребенка. Функции игры находятся в прямой зависимости от психологических особенностей, раскрытыми в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского и др.

К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

Проблемы мыслительной деятельности у детей с ЗПР изучали У. В. Ульенкова, Т. В. Егорова, Т. А. Стрекалова ими было выявлено, что для таких детей характерна дефицитарность мотивационного компонента, проявляющейся в крайне низкой познавательной активности.

Ряд исследований отечественных и зарубежных авторов показывает возможность и эффективность использования в обучении дошкольников различных проблемных задач, которые характеризуются наличием трудностей, связанных с тем, что у субъектов нет готовых способов решения, и они вынуждены их искать (З. А. Грачева, И. К. Постникова, Т. А. Куликова, К. Яро, Р. Перлай и др.)

Становление игры у детей с ЗПР имеет ряд особенностей и идет значительно медленнее, чем у ребенка с нормальным развитием. У дошкольника с ЗПР к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста, в то время как у нормально развивающихся детей в этом возрасте уже сформирована сюжетно-ролевая игра.

Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно.

Игра преследует две цели: первая — обучающая, а вторая — игровая, ради которой и действует ребенок. Главная задача педагога, чтобы эти цели дополняли друг друга.

Детям с ЗПР требуется гораздо больше повторений, чем ребенку с нормальным развитием для понимания того или иного действия. Игра обеспечивает необходимое количество повторений при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

В игре дошкольники с ЗПР достаточно самостоятельны, продуктивны и активны. Их недоразвитие познавательной деятельности проявляется в усвоении программного материала.

У детей данной категории отмечаются хаотичность и неорганизованность деятельности, торопливость и неуравновешенность поведения, а также, отсутствие чувства ответственности. У них наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, слабость волевых усилий, недостаточность отдельных психических функций, как следствие, снижение работоспособности.

Так как у детей с ЗПР недостаточно выражены познавательный интерес, появляется нарушение памяти и внимания, замедляется скорость приема и переработки сенсорной информации. Нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

У таких детей наблюдается низкая потребность в общении со сверстниками, при этом, они способны к плодотворному сотрудничеству со взрослыми и с легкостью принимают помощь педагога.

Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития носит эмоциональный характер. Содержание игры не развернуто, но мотивы определяются целями деятельности, а также, правильно выбираются способы достижения цели. В игре детей с ЗПР отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а так и остаются на уровне сюжетной игры.

Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития предоставляет много факторов для научной мысли. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Воспитание ребенка — это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

Литература:

  1. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М., 2007.- 216 с.
  2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. — М.: Просвещение, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, дошкольник, игровая деятельность дошкольников, сюжетно-ролевая игра, психическое развитие, нормальное развитие.


Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой...

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Отдельное место в деятельности дошкольника отводится сюжетноролевой игре.

Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно развитие сюжетно-ролевой игры больше всего способствует психическому развитию ребёнка.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Игра составляет основное содержание жизни детей и является ведущей деятельностью дошкольников. Именно в игре ребенок впервые получает

Сюжетно-ролевая игра успешно решает поставленные задачи. Так как игра является ведущей в этом возрасте, то имеет...

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на всё расширяющем преставлении ребёнка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь

Игра — одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве.

Положение о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника является...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный...

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста

игра, ребенок, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой...

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Отдельное место в деятельности дошкольника отводится сюжетноролевой игре.

Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно развитие сюжетно-ролевой игры больше всего способствует психическому развитию ребёнка.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Игра составляет основное содержание жизни детей и является ведущей деятельностью дошкольников. Именно в игре ребенок впервые получает

Сюжетно-ролевая игра успешно решает поставленные задачи. Так как игра является ведущей в этом возрасте, то имеет...

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на всё расширяющем преставлении ребёнка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь

Игра — одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве.

Положение о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника является...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный...

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста

игра, ребенок, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников...

Задать вопрос