Способы обеспечения безопасности автотранспортных услуг: «свод правил» по-русски, «унтервайзунг» по-немецки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 13.12.2018

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Ольшевский В. А. Способы обеспечения безопасности автотранспортных услуг: «свод правил» по-русски, «унтервайзунг» по-немецки // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 173-176. — URL https://moluch.ru/archive/236/54710/ (дата обращения: 22.10.2019).



В статье рассматриваются теоретические основы правовых способов обеспечения безопасности производства на примере автотранспортных услуг в России и Германии

Ключевые слова: автотранспорт, охрана труда

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ [1] обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте и т. д.

Правовые основания способов обеспечения безопасности производства в России изменялись в течении XIX-XX вв. от гражданско-правовых к трудоправовым [7].

В России в период с конца XIX века по 1912 год способы обеспечения безопасности производства опосредовались институтами гражданского права (договор о личном найме, предусмотренный Сводом Законов Гражданских Российской Империи) и публичного (полицейского) права  Устав о промышленности фабричной и заводской Свода законов Российской Империи 1857 года, Устав о промышленности Свода законов Российской Империи 1912 года. Непосредственно понятие управление охраной труда на предприятии не использовалось. Гражданско-правовые методы недостаточно эффективны для обеспечения безопасности производства.

В годы Советской власти (19181993 гг.) способы обеспечения безопасности производства опосредовались институтами трудового права. Основной элемент управляемой подсистемы системы управления охраной труда («предприятие») экономически дробился на элементы: «территория предприятия», «средства производства», «средства труда», «производственный объект», «технологический процесс», «технологическое оборудование», «производственное помещение», «рабочее место» и т. п.

В период с 1993 по настоящее время способы обеспечения безопасности производства продолжают опосредоваться институтами трудового права. В соответствии с Конвенциями Международной организации труда происходит переход от основного элемента управляемой подсистемы системы управления охраной труда («предприятие») к основному элементу управляемой подсистемы «производственная среда (рабочее место)».

Законодатель устанавливает наиболее предпочтительный способ обеспечения безопасности того или иного производства. Допускается сочетание способов обеспечения безопасности производства: гражданско-правовых и трудоправовых. В свою очередь трудоправовые способы обеспечения безопасности производства могут сочетать способ установления режима охраны труда (государственных нормативных требований) для предприятия в целом (как для имущественного комплекса) со способом установления режима охраны труда (государственных нормативных требований) для «производственной среды (рабочих мест)».

Правила по охране труда на автомобильном транспорте (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 59н) [2] сочетают способ установления режима охраны труда (государственных нормативных требований) для автотранспортного предприятия в целом (как для имущественного комплекса) со способом установления режима охраны труда (государственных нормативных требований) для «производственной среды (рабочих мест) автотранспортного предприятия». Правила устанавливают требования охраны труда, предъявляемые к организации выполнения работ (допуск к работе, обеспечение спецодеждой и прочее); требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям и организации рабочих мест (размещение объектов, температурный режим, освещенность и прочее); требования охраны труда, предъявляемые к осуществлению производственных процессов (охрана труда при техническом обслуживании, ремонте, мойке и так далее); требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств (правила запуска транспорта, правила проезда по ледовым переправам и так далее); требования охраны труда, предъявляемые к размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.

В соответствии с пунктом 8 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда России от 19.08.16 № 438) [3] в положение о системе управления охраной труда автотранспортного предприятия необходимо внести сведения о распределении обязанностей между должностными лицами автотранспортного предприятия по исполнению государственных нормативных требований по охране труда, что представляет собой немалую трудность в силу обширности предмета регулирования Правил по охране труда на автомобильном транспорте. Обширность предмета регулирования Правил по охране труда на автомобильном транспорте превращает указанный нормативный акт в Свод правил по охране труда на автомобильном транспорте. В связи с данной сентенцией небезынтересно отметить следующую особенность правового регулирования. Дорожно-транспортный травматизм сопоставим с травматизмом работ на высоте. Однако безопасность работ на высоте обеспечивается установлением государственных нормативных требований охраны труда к производственной среде (рабочим местам) — см. Правила по охране труда при работе на высоте (утв. приказом Минтрудсоцзащиты РФ № 155н от 28 марта 2014 года).

Способы обеспечения безопасности автотранспортных услуг (предотвращения несчастных случаев) в Федеративной Республике Германии имеют значительно менее широкий предмет регулирования в сравнении с Правилами по охране труда на автомобильном транспорте (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 59н). В соответствии с Законом Arbeitsschutzgesetz ArbSchG § 12 [4] Работодатель должен обеспечивать работников адекватной подготовкой по технике безопасности и гигиене труда на рабочем месте. Инструкция включает в себя указания и пояснения, которые относятся к конкретному месту работы или сфере ответственности сотрудников. Инструкции должны быть даны в случае набора персонала, изменений в сфере труда, внедрения нового рабочего оборудования или новой технологии до начала работы сотрудников. Инструкция должна быть адаптирована к развитию риска и регулярно повторяться при необходимости. В соответствии с Положением о безопасности и охране здоровья при использовании рабочего оборудования (Betriebssicherheitsverordnung — BetrSichV) § 12 [5] перед тем, как работники впервые используют рабочее оборудование, работодатель должен предоставить им достаточную и соответствующую информацию на основе оценки риска в форме и на понятном для работника языке опасности, связанные с использованием рабочего оборудования, в том числе связанные с рабочей средой опасности, необходимые гарантии и правила поведения и меры по поломкам, авариям и оказанию первой помощи в экстренных случаях. В соответствии с § 35 DGUV Vorschrft 70 [6] водитель автомобиля должен быть застрахован, старше 18 лет, физически и духовно подходящий («geistig»), ожидаемо надежный.

Способы обеспечения безопасности автотранспортных услуг (предотвращения несчастных случаев) в Федеративной Республике Германии базируются на четырех основных положениях: безопасное устройство транспортного средства; обоснованный документально прием на работу водителя транспортного средства, обучение водителя транспортного средства в форме инструкции (наставления) для рабочего места или для производственного задания, осмотр транспортного средства водителем, осмотр транспортного средства специалистом не реже 1 раза в год.

Выводы.

  1. Способ обеспечения безопасности автотранспортных услуг в РФ основан на установлении государственных нормативных требований охраны труда для автотранспортного предприятия как имущественного комплекса и для рабочих мест.
  2. Способ обеспечения безопасности автотранспортных услуг в ФРГ основан на установлении требований безопасности для рабочих мест (безопасному устройству транспортного средства), требований к приему на работу водителей транспортных средств, их обучению (наставлению) по конкретному рабочему месту или производственному заданию.
  3. Различный подход в способах обеспечения безопасности автотранспортных услуг препятствует экспорту услуг.
  4. Прямая количественная оценка эффективности способов обеспечения безопасности автотранспортных услуг в РФ и в ФРГ не представляется возможной в силу различного уровня нормативного регулирования смежных областей (нормы для проектирования зданий, сооружений, технологических процессов, проектов планировки рабочих мест и т. п.).

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
  2. Правила по охране труда на автомобильном транспорте (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 59н) — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
  3. Типовое положение о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда России от 19.08.16 № 438) — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
  4. Arbeitsschutzgesetz ArbSchG § 12 — Режим доступа: https://www.gesetze-im-internet.de/arbschg/__12.html, свободный.
  5. Вetriebssicherheitsverordnung-ВetrSichV) § 12 — Режим доступа: https://www.gesetze-im-internet.de/betrsichv_2015/__12.html, свободный.
  6. DGUV Vorschrft 70 — Режим доступа: https://www.bgw-online.de/SharedDocs/Downloads/DE/Medientypen/DGUV_vorschrift-regel/DGUV-Vorschrift70_Unfallverhuetungsvorschrift-Fahrzeuge_Download.pdf?__blob=publicationFile, свободный.
  7. Ольшевский В. А., Ольшевский Н. А., Козак О. И. Сравнение систем управления охраной труда в частной и социалистической модели хозяйствования // East European Scientific Journal. — 2015. — № 2. — С. 124–131. Режим доступа: https://eesa-journal.com/wp-content/uploads/2015/10/EESJ_2_1–1.pdf, свободный.
Основные термины (генерируются автоматически): охрана труда, транспортное средство, автомобильный транспорт, автотранспортное предприятие, рабочее место, способ обеспечения безопасности, производственная среда, способ установления режима охраны труда, Россия, Российская Империя.


Похожие статьи

О технико-правовом моделировании производственной среды...

Установление локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации

22 ТК РФ способом локального нормотворчества в области охраны труда, либо путем

Охрана труда — это институт отрасли трудового права, регулирующий общественные...

Устройство контроля соблюдения требований охраны труда

Повышение безопасности труда является в настоящее время одной из основных задач развития производства. Основными общепринятыми методами решения этой проблемы является использования технических средств безопасности за счет создания машин...

Состояние охраны и безопасности труда в РФ

охрана труда, трудовая деятельность, область охраны труда, производство, безопасность труда, Российская Федерация, производственный травматизм, правовая грамотность, институт охраны труда... Ключевые слова: система управления охраной труда...

О национальных методах управления охраной труда на...

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда 1993 года. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте. Охрана труда — система обеспечения безопасности...

Охрана труда на предприятии | Статья в журнале...

Охрана труда на предприятии. Автор: Кузьмина Светлана Олеговна. Рубрика: Экономика и управление.

охрана труда, трудовая деятельность, область охраны труда, производство, безопасность труда, Российская Федерация, производственный травматизм, правовая...

Обеспечение безопасности на промышленных предприятиях

Безопасность предприятия является важнейшим фактором, влияющим на функционирование предприятия. Процесс обеспечения безопасности подразумевает комплекс мер, предохраняющих предприятие от случайного или преднамеренного вмешательства в его...

Сравнение российской и немецкой модели охраны труда...

Проблема российской модели охраны труда медицинских работников в том, что внедрению системы управления охраной труда препятствует правовая неопределенность базового понятия «производственная среда», правовой режим производственной среды законодателем не...

Оценка охраны труда различными методами | Статья в журнале...

Для оценки состояния охраны труда на российских предприятиях используют обобщенный показатель, в основе которого содержатся данные об аттестации рабочих мест по условиям труда, результаты трехступенчатого контроля, документы по присвоению оборудованию знака...

Обобщение основных понятий охраны труда | Статья в журнале...

охрана труда, трудовая деятельность, область охраны труда, производство, безопасность труда, Российская Федерация, производственный травматизм, правовая грамотность, институт охраны труда, Трудовой...

Введение мероприятий по повышению безопасности...

На предприятие ООО «Вл Лоджистик» предлагаю следующие мероприятия по повышению безопасности автомобильных перевозок.

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, установленного режима труда и отдыха — от 1 000 до 3 000 рублей.

Похожие статьи

О технико-правовом моделировании производственной среды...

Установление локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации

22 ТК РФ способом локального нормотворчества в области охраны труда, либо путем

Охрана труда — это институт отрасли трудового права, регулирующий общественные...

Устройство контроля соблюдения требований охраны труда

Повышение безопасности труда является в настоящее время одной из основных задач развития производства. Основными общепринятыми методами решения этой проблемы является использования технических средств безопасности за счет создания машин...

Состояние охраны и безопасности труда в РФ

охрана труда, трудовая деятельность, область охраны труда, производство, безопасность труда, Российская Федерация, производственный травматизм, правовая грамотность, институт охраны труда... Ключевые слова: система управления охраной труда...

О национальных методах управления охраной труда на...

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда 1993 года. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте. Охрана труда — система обеспечения безопасности...

Охрана труда на предприятии | Статья в журнале...

Охрана труда на предприятии. Автор: Кузьмина Светлана Олеговна. Рубрика: Экономика и управление.

охрана труда, трудовая деятельность, область охраны труда, производство, безопасность труда, Российская Федерация, производственный травматизм, правовая...

Обеспечение безопасности на промышленных предприятиях

Безопасность предприятия является важнейшим фактором, влияющим на функционирование предприятия. Процесс обеспечения безопасности подразумевает комплекс мер, предохраняющих предприятие от случайного или преднамеренного вмешательства в его...

Сравнение российской и немецкой модели охраны труда...

Проблема российской модели охраны труда медицинских работников в том, что внедрению системы управления охраной труда препятствует правовая неопределенность базового понятия «производственная среда», правовой режим производственной среды законодателем не...

Оценка охраны труда различными методами | Статья в журнале...

Для оценки состояния охраны труда на российских предприятиях используют обобщенный показатель, в основе которого содержатся данные об аттестации рабочих мест по условиям труда, результаты трехступенчатого контроля, документы по присвоению оборудованию знака...

Обобщение основных понятий охраны труда | Статья в журнале...

охрана труда, трудовая деятельность, область охраны труда, производство, безопасность труда, Российская Федерация, производственный травматизм, правовая грамотность, институт охраны труда, Трудовой...

Введение мероприятий по повышению безопасности...

На предприятие ООО «Вл Лоджистик» предлагаю следующие мероприятия по повышению безопасности автомобильных перевозок.

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, установленного режима труда и отдыха — от 1 000 до 3 000 рублей.

Задать вопрос