Связь между наукой и техникой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 12.12.2018

Статья просмотрена: 728 раз

Библиографическое описание:

Зернов, В. И. Связь между наукой и техникой / В. И. Зернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 495-497. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54667/ (дата обращения: 25.04.2024).



За последние десятилетия историческое развитие экспериментальной науки было детально изучено. Один акцент был сделан на природе и роли эксперимента во время возникновения естественных наук в шестнадцатом и семнадцатом веках. В более ранних отчетах об этой так называемой научной революции подчеркивалась универсализация математического метода или механизация мировоззрения как решающее достижение. Напротив, более поздние исследования науки шестнадцатого и семнадцатого веков подчеркивают большое значение новой экспериментальной практики и новых экспериментальных знаний. Главными фигурами были Фрэнсис Бэкон, Галилео Галилей и Роберт Бойль. История спора последнего с Томасом Гоббсом в конце 1650-х и начале 1660-х годов стала парадигмой недавней историографии научных экспериментов. В то время как Гоббс защищал «старый» аксиоматически-дедуктивный стиль геометрической традиции, Бойл выступал за более скромное приобретение вероятного знания экспериментальных «вопросов фактов». Одновременно на карту были поставлены технические детали экспериментов Бойля с воздушным насосом, эпистемологическое обоснование экспериментальных знаний и социальная легитимность нового экспериментального стиля науки.

Связь между (экспериментальной) наукой итехникой

Традиционно философы науки определили цель науки как примерно получение достоверного знания о мире. Более того, вследствие явного или неявного эмпирического влияния наметилась сильная тенденция считать производство экспериментальных знаний само собой разумеющимся и сосредоточиться на теоретических знаниях. Однако, если взглянуть на науки более эмпирически, как на их историческое развитие, так и на их текущее состояние, этот подход следует квалифицировать как односторонний. В конце концов, начиная с рычажно-шкивных систем Архимеда и заканчивая клонированной овечкой Долли, развитие (экспериментальной) науки тесно переплеталось с развитием технологий. В экспериментах существенно используются (часто специально разработанные) технологические устройства и, наоборот, Экспериментальные исследования часто способствуют технологическим инновациям. Более того, существуют существенные концептуальные сходства между реализацией экспериментальных и технологических процессов, наиболее значимые из которых подразумевают возможность и необходимость манипулирования природой и ее контроля. Взятые вместе, эти факты оправдывают утверждение, что научно-технические отношения должны быть центральной темой для исследования научных экспериментов.

Одним из очевидных способов изучения роли технологий в науке является сосредоточение внимания на приборах и оборудовании, применяемых в экспериментальной практике. Многие исследования показали, что исследование научных инструментов является богатым источником понимания философии научного эксперимента. Можно, например, сосредоточиться на роли визуальных образов в экспериментальном дизайне и исследовать более широкую проблему взаимосвязи между мышлением и видением., Или же можно исследовать проблему того, как когнитивная функция предполагаемого эксперимента может быть материально реализована, и что это означает для связи между технологическими функциями и материальными структурами. Или можно изучить способы представления инструментально опосредованных экспериментальных результатов и обсудить вопрос об эпистемической или социальной оценке качественных и количественных результатов.

В дополнение к таким исследованиям несколько авторов предложили классификации научных приборов или аппаратов. Одно из предлагаемых отличий состоит в том, что между инструментами, которые представляют свойство путем измерения его значения (например, устройством, регистрирующим кровяное давление), инструментами, которые создают явления, которых не существует в природе (например, лазер), и инструментами, которые близко имитируют природные процессы. в лаборатории (например, машина Этвуда, которая имитирует процессы и свойства падающих предметов).

Такие классификации являются отличной отправной точкой для дальнейшего изучения философских вопросов о природе и функциях научного инструментария. Они демонстрируют, например, неадекватность эмпирического взгляда на инструменты как на простые усилители сенсорных способностей человека. Тем не менее, исключительное внимание к инструментам как таковым может иметь тенденцию игнорировать две вещи. Во-первых, экспериментальная установка часто включает в себя различные «устройства», такие как бетонная стена для защиты от опасного излучения, подставка для термометра, ложка для перемешивания жидкости, шторы для затемнения комнаты и т. Д. Такие устройства обычно не называют инструментами, но они одинаково важны для успешного проведения и интерпретации эксперимента и, следовательно, должны быть приняты во внимание. Во-вторых, сильный акцент на инструментах может привести к пренебрежению окружающей средой экспериментальной системы, особенно к требованию контролировать взаимодействия между экспериментальной системой и ее средой. Таким образом, всесторонний взгляд на научные эксперименты должен выходить за рамки анализа инструмента как такового, принимая во внимание конкретные условия, в которых этот инструмент должен функционировать.

Наконец, возникает вопрос об общей философской значимости экспериментально-технологической взаимосвязи. Некоторые философы, подчеркивающие важность технологии для науки, поддерживают идею «науки как технологии». Иными словами, они выступают за общую интерпретацию, в которой природа науки-не только экспериментальная, но и теоретическая наука-рассматривается как в основном или главным образом технологическая другими авторами, однако, принимают менее радикальную точку зрения, критикуя подразумеваемое сведение науки к технологии и аргументируя характер теоретико-концептуальной и формально-математической работы. Таким образом, подчеркивая важность технологического-или, возможно, точнее, интервенционного и производственного измерения науки-эти взгляды, тем не менее, рассматривают это измерение как дополнение к теоретическому измерению

Литература:

  1. Шапин С., Шаффер С. Левиафан и воздушный насос: Гоббс, Бойл и экспериментальная жизнь. Принстон: издательство Принстонского университета; 1985.
  2. Кун Т. С. Основное напряжение. Чикаго: Университет Чикагской Прессы; 1977. Математические и экспериментальные традиции в развитии физической науки; С. 31–65.
  3. Кэмпбелл Д. Т., Стэнли Д. С. Экспериментальные и квазиэкспериментальные проекты для исследований. Чикаго: издательская компания Rand McNally College; 1963.
  4. Бернард С. Введение в изучение экспериментальной медицины. новый York: Dover Publications; 1957.
  5. Эксперимент Динглера Х. Даса. Sein Wesen и Seine Geschichte. Мюнхен: Верлаг Эрнст Рейнхардт; 1928.
  6. Janich P. Konstruktivismus und Naturerkenntnis. Франкфурт я Главная: Сухркамп; 1996.
  7. Хабермас Дж. Знания и интересы человека. 2. Лондон: Heinemann; 1978.
  8. Раддер Х. Материальная реализация науки. Ассен: Ван Горкум; 1988.
  9. Раддер Х. В и о мире. Олбани: Государственный университет Нью-Йорк Пресс; 1996.
  10. Фенберг А. Технология опроса. Лондон: Routledge; 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): инструмент, наука, историческое развитие, природа, семнадцатый век, экспериментальная практика, экспериментальная система.


Похожие статьи

История зарождения и развития классической и неклассической...

История науки представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и

Даная работа раскрываются основные этапы развития классической и неклассической науки и психологии.

Его разносторонний гений преобразовал многие науки о природе, в том числе...

Проблема чувственности в философии и науке Возрождения...

природы, а ухо является вторым, и оно облагораживается рассказами о тех вещах, которые

Эпоха Возрождения имела огромное значение для становления экспериментальных наук.

Возникновение естественных наук в эпоху Ренессанса являлось результатом длительного...

Наука как феномен культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Наука как феномен культуры. Азнагулов Денис Раисович, магистрант; Семенова Эльвира Разифовна, доцент; Хабибуллин Рузель Муллахметович, старший преподаватель. Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа).

Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы...

К концу ХХ века место биологии в системе наук изменилось, как и отношения биологии с практикой. Биология становится лидером естествознания. Это выражается в укреплении связи биологии с точными и гуманитарными науками, развитии комплексных и междисциплинарных...

К вопросу критического осмысления идей европоцентризма...

В статье обосновывается актуальность современного критического осмысления европоцентричной (евроцентричной) трактовки науки; оно способствует, во-первых, более глубокому пониманию реальной истории науки, во-вторых, позволяет увидеть и оценить...

Развитие естественных наук в Новое время | Статья в журнале...

XVII век, с которого начинается эпоха, называемая Новым временем, считают периодом

Во взглядах на природу пространства, наука придерживалась тогда принципов евклидовой

Астрономия как наука в системе современного естествознания и её влияние на развитие...

Наука гидродинамика: от древних цивилизаций до наших дней

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, одновременно — это и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Планирование экспериментально-опытной деятельности...

Экспериментально — опытная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные...

Экспериментальное внедрение модели профессиональной...

Статья посвящена вопросам экспериментального внедрения модели профессиональной подготовки экскурсоведов как эффективного средства формирования будущих профессионалов для сферы туризма.

Историография становления и развития педагогических научных...

Проблема становления и развития педагогических научных школ является одной из наиболее активно разрабатываемых в современной научно-педагогической литературе. В ее рамках четко выделяется и приобретает самостоятельный статус тематика педагогического значения...

Похожие статьи

История зарождения и развития классической и неклассической...

История науки представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и

Даная работа раскрываются основные этапы развития классической и неклассической науки и психологии.

Его разносторонний гений преобразовал многие науки о природе, в том числе...

Проблема чувственности в философии и науке Возрождения...

природы, а ухо является вторым, и оно облагораживается рассказами о тех вещах, которые

Эпоха Возрождения имела огромное значение для становления экспериментальных наук.

Возникновение естественных наук в эпоху Ренессанса являлось результатом длительного...

Наука как феномен культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Наука как феномен культуры. Азнагулов Денис Раисович, магистрант; Семенова Эльвира Разифовна, доцент; Хабибуллин Рузель Муллахметович, старший преподаватель. Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа).

Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы...

К концу ХХ века место биологии в системе наук изменилось, как и отношения биологии с практикой. Биология становится лидером естествознания. Это выражается в укреплении связи биологии с точными и гуманитарными науками, развитии комплексных и междисциплинарных...

К вопросу критического осмысления идей европоцентризма...

В статье обосновывается актуальность современного критического осмысления европоцентричной (евроцентричной) трактовки науки; оно способствует, во-первых, более глубокому пониманию реальной истории науки, во-вторых, позволяет увидеть и оценить...

Развитие естественных наук в Новое время | Статья в журнале...

XVII век, с которого начинается эпоха, называемая Новым временем, считают периодом

Во взглядах на природу пространства, наука придерживалась тогда принципов евклидовой

Астрономия как наука в системе современного естествознания и её влияние на развитие...

Наука гидродинамика: от древних цивилизаций до наших дней

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, одновременно — это и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Планирование экспериментально-опытной деятельности...

Экспериментально — опытная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные...

Экспериментальное внедрение модели профессиональной...

Статья посвящена вопросам экспериментального внедрения модели профессиональной подготовки экскурсоведов как эффективного средства формирования будущих профессионалов для сферы туризма.

Историография становления и развития педагогических научных...

Проблема становления и развития педагогических научных школ является одной из наиболее активно разрабатываемых в современной научно-педагогической литературе. В ее рамках четко выделяется и приобретает самостоятельный статус тематика педагогического значения...

Задать вопрос