Образование во всем мире в конце XX века и в начале XXI века вступило в кризис. Суть которого, один из разработчиков реформы образования РФ 2000 года, Анатолий Аркадиевич Пинский раскрывает фразой: «Жизнь требует одно, а школа учит другому» [1, с. 3]. Современная жизнь требует Человека способного заниматься самостоятельным поиском постоянно устаревающей информации, ее фильтрацией и творческим преобразованием. Человека, умеющего работать в команде, слушать других, но при этом являющегося индивидуальностью. А школа преподносит информацию в готовом виде, заставляет ее запоминать и действовать по образцу. В школе главенство монолога учителя. Ответом на этот кризис стало понимание необходимости модернизации образования путем отказа от старой знаниевой парадигмы и переходом к новой — компетентностной. В рамках этой модернизации в РФ были приняты множество нормативных документов и стандартов. На сегодняшний день основным документом, регламентирующим реализацию образовательной программы, в школе является ФГОС ООО принятый приказом Министерства Образования и Науки в 2013 году.
Концепция этого ФГОС ООО (далее Стандарт) диктует новые требования к личности педагога. Ведь педагог — это ключевая фигура преобразовательной деятельности в сфере образования [2, c. 3]. В новую систему должен прийти новый педагог, обладающий новым типом мышления, способный реализовать задачи, выдвинутые Стандартом. Идеальный педагог по Стандарту, основанному на системно-деятельностном подходе, должен пересмотреть способы взаимодействия с учащимися в познавательном процессе. Учащийся является субъектом образовательного процесса, для которого педагог подготавливает условия максимального развития его способностей, склонностей и интересов. Т. е. роль педагога не в передаче суммы знаний, но организации деятельности учащегося.
Исходя из требований Стандарта, можно представить следующие критерии оценки соответствия педагога идеалу.
- Это, конечно, знание педагогом своего предмета. Во всех предметных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования указано овладение базовыми знаниями, терминами и понятиями по области.
- Наличие у педагога следующего комплекса умений:
– умение проектировать учебную деятельность, как процесс решения проблемы. Структура урока по всем предметам состоит из ситуации — проблемы — задачи — решения [2, c. 3]. Это готовит учащегося к применению знаний на практике. Знания, получаемые на уроке, перестают быть «мертвым грузом» информации, который необходимо зазубрить, но представляются учащимся инструментом решения задач, встающих перед ним в жизни;
– умение строить учебно-воспитательную деятельность технологично. Главными педагогическими технологиями являются — технология организации проектной деятельности обучающихся, технология проблемного (проблемно диалогического) обучения, информационно коммуникационные технологии, технология оценивания образовательных достижений. Преимущество применения технологий в отличии, например, от авторских методик в том, что технологии всегда применимы в условиях общеобразовательной школы, практически на всех уроках, результаты обучения меньше зависят от личности отдельных учителей — технологию может воспроизвести как учитель со стажем в 1 год, как и учитель с 15-м стажем работы, они охватывают почти весь класс;
– умение мотивировать учащихся в проявлении творческой инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиске способов их применения при решении различных проблемных задач. Каким бы гениальным не был учитель, без личной мотивации учащегося образовательный процесс будет пыткой для него. Тем более, что все на уроке за 45 минут объяснить невозможно — необходима самостоятельная работа учащегося, для углубления и расширения полученных на уроке знаний [3, c. 4]. Самостоятельность и инициатива также — наиважнейшие качества человека, продолжающего обучение на протяжении всей жизни;
– умение выбирать и применять современные технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология «Портфолио», технология самостоятельного оценивания учебных достижений учащихся и др.). Традиционная пятибалльная система оценивания не может в полной мере отразить степень приобретения учащимися набора компетенций [4, c. 4]
- Высокий уровень педагогического профессионализма, состоящего из:
– желания педагога в постоянном саморазвитии, поиске новых знаний. Ведь информация в век информационного развития быстро устаревает, что было актуально год назад, может быть не актуальным сейчас. Каждый день во всех сферах науки ученые делают те или иные открытия.
– способности педагога к рефлексии — к анализу своей деятельности и деятельности учащихся. Это умение необходимо для развития индивидуальных способностей обучающихся — подбирать задания каждому, или группе учащихся, в соответствии их интересам.
– понимании ключевого предназначение педагога — социализация личности -воспитание граждан России, т. е. людей, которые будут частью общества, вносящих свой вклад в его развитие, уважающих и умеющих вести диалог с другими людьми.
- Творческое начало в педагоге. На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. И в новом Стандарте избавится от него тоже не получится. Так как, каждый обучаемый неповторим, обстоятельства неповторимы и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов [5, c. 4]. Как бы ни было составлен план урока в него всегда вводятся коррективы по его ходу. Творчество или креативность педагога заключаются в том, чтобы выгодно подстраиваться под эти ситуации.
- Последний, но немаловажный критерий готовности педагога к переходу на преподавание предметов — это понимание педагогом цельности личности. В Стандарте предусмотрен портрет выпускника, на который должны ориентироваться все педагоги. Нельзя на каждом уроке, предмете «тянуть» учащегося в разные стороны, к разным целям. Нужно совместными усилиями прийти к общей цели — только тогда образовательный процесс будет наиболее эффективен.
Безусловно, критерии готовности педагога к переходу на преподавание предметов в соответствии с требованиями ФГОС ООО не исчерпываются лишь представленными выше. И нельзя с точностью утверждать, что соответствие данным критериям гарантированно обеспечат педагогу успешный переход на преподавание по новому Стандарту. Так как, все что связано с педагогикой корректируется объективными обстоятельствами.
Литература:
- Пинский, А. А. Новая школа: проект системного регионального эксперимента по созданию комплексного механизма обновления содержания общего образования, школьной экономики и общественного управления школой / А. А. Пинский. — М., 2002. — 15 с.
- Узлова, В. Н. Требования к современному педагогу согласно ФГОС нового поколения / В. Н. Узлова // Проект МУЛЬТИУРОК. — URL: https://multiurok.ru/files/triebovaniia-k-sovriemiennomu-piedaghoghu-soghlasn.html (дата обращения: 08.12.2018).
- Шурыгина, Л. Г. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии / Л. Г. Шурыгина // Фестиваль «Открытый урок». — URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/517670/ (дата обращения: 08.12.2018).
- Ниязова, А. М. Современные критерии оценивания учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе / А. М. Ниязова // Известия Кыргызской академии наук. — 2015. — № 1 — С. 25–28
- Корчашкина, Е. В. Учитель в современной школе: творчество или ремесло / Е. В. Корчашкина. — Пенза: Философия отечественного образования, 2014. — 3 с.