Критерии и показатели проектной деятельности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 09.12.2018

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Левицкая Е. В. Критерии и показатели проектной деятельности учащихся // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 284-286. — URL https://moluch.ru/archive/235/54664/ (дата обращения: 15.09.2019).



В статье рассматриваются основные критерии сформированности метапредметных умений учащихся 5–7 классов, через вовлечение их в проектную деятельность. Данные критерии сформированы с учетом возрастных особенностей, а оценить их можно через работу над ученического проектом.

Ключевые слова: проектная деятельность, метапредметные умения, оценка ученического проекта.

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Ученики сегодня другие и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? В новых условиях, нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс, взаимоотношения между учителем и учеником. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов как технологии развития умений учиться.

Проектная деятельность учащихся (ПДУ) — высокомотивированная самостоятельная поисково-познавательная деятельность учащихся, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя.

В системе оценки планируемых результатов освоения образовательной программы важное место занимает оценка метапредметных результатов учащихся. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

Вначале необходимо определить, что и как оценивать. Неверная оценка (на этапе реализации деятельности, метода или итоговая) способна дискредитировать самую прекрасную идею.

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

– Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

– Сформированность предметных знаний и способов действий проявляется в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой, использовать имеющиеся знания и способы действий.

– Сформированность регулятивных действий проявляется, в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

Сформированность коммуникативных действий проявляется, в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются определенные свойства и качества личности, которые в совокупности (будучи развиты) позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности.

К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования относятся:

– умение самостоятельно определять цели своего деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

– умение осознанно использовать речевые средства, планирования и регуляции своей деятельности.

В основе методики оценки проектной деятельности учащихся лежат: Примерная основная образовательная программа ОУ. Основная школа. ФГОС ООО. Через оценку ученического проекта, рассмотрим критерии сформированности метапредметных умений для учащихся 5–7 классов. Они приведены в таблице 1.

С критериями оценивания проектов учащиеся знакомятся заранее. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, учащиеся, будучи осведомленными о критериях оценивания их проектной деятельности, могут улучшить отдельные параметры, предлагаемые для оценивания, тем самым получить возможность достижения наивысшего результата.

И в заключении, важно правильно и грамотно определить критерии оценки (факторы, которые подвергаются оцениванию), показатели (признаки, по которым производится однозначная оценка), использование адекватных им измерителей (инструментов, с помощью которых производится оценка: анкет, тестов, протоколов наблюдений и т. п.), так как это будет залогом верного оценивания любой деятельности. В целом, учащийся, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования.

А самое главное, на мой взгляд, не так может и важно, чтобы ребенок достиг самого высокого уровня в проектной деятельности. Важно, чтобы он получил развитие познавательного интереса, любознательности, эрудиции, смекалки, трудолюбия. Научился доводить начатое дело до конца и его пытливые глаза сверкали радостью от приобретенного жизненного опыта.

Таблица 1

Оценка ученического проекта учащихся 5–7 классов

Перечень метапредметных умений

Перечень критериев оценивания проекта

Эталон работы для учащихся 5–7— хклассов сучетом возрастных особенностей

Количественный показатель по каждому критерию: 0— не соответствует 1— частично соответствует 2— полностью соответствует

1. Сформированность предметных знаний и познавательных учебных действий, проявляющихся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий

1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта

цель определена, ясно формулирована четко обоснована;

2. Глубина раскрытия темы проекта

тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

2. Сформированность регулятивных действий, проявляющихся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

5. Планирование путей ее достижения

развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

3. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументированно ответить на вопросы

6. Соответствие требованиям оформления письменной части

работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

7. Качество проведения презентации

на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;

8.Качество проектного продукта

проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

ИТОГО

Результат:

Проект выполнен на уровне

Базовом/повышенном

(подчеркнуть)

Литература:

  1. Горбунова, Н. В. Методика организации работы над проектом /Н. В. Горбунова,Л. В. Кочкина //Образование в современной школе.-2000.-№ 4.
  2. Леонтович В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности. //Исследовательская работа школьников. — 2003, № 4.
  3. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. //Исследования школьников. — 2004, № 1.
  4. Пахомов Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист.- 2004 № 1
  5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска.// Учитель.-2000.№ 1
  6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. — 2000.№ 4.
  7. Полат Е. С., М. Ю. Бухаркина., М. В. Моисеева., А. Е. Петров Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие./Под ред.Е. С. Полат.-М.: Издательский центр «Академия», 1999,302 с
  8. Поливанова К. Н. Проектная деятельность учащихся: пособие для учителя/ К. Н. Поливанова.-М.:Просвещение,2008.-192с
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, умение, способ действий, учащийся, творческий подход, достижение целей, проектный продукт, проектная деятельность учащихся, познавательная деятельность, ученический проект.


Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Роль проектной деятельности в достижении современных...

учащийся, метод проектов, проектная деятельность, готовый вид, формирование умения, учебная деятельность, умение, Принцип деятельности, обучение деятельности, обучение, метод обучения, материальный продукт...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях...

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектная деятельность как средство развития познавательной...

В статье раскрыты результаты проекта «Эколого-фаунистическое исследование группы полужесткокрылых» и продукты взаимодействия учащихся с информационными технологиями для развития познавательной и творческой активности.

проектная деятельность, русский язык, урок, задача проекта...

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Развитие личности учащегося посредством проектной...

формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся; стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний; развитие способности применять знания к жизненным ситуациям; Воспитание общественно-активной творческой...

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

Включение же учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учёт социальных и культурных условий, т. е. учёт позиций других...

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках...

Проект – обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на

В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и

Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали...

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Роль проектной деятельности в достижении современных...

учащийся, метод проектов, проектная деятельность, готовый вид, формирование умения, учебная деятельность, умение, Принцип деятельности, обучение деятельности, обучение, метод обучения, материальный продукт...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях...

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектная деятельность как средство развития познавательной...

В статье раскрыты результаты проекта «Эколого-фаунистическое исследование группы полужесткокрылых» и продукты взаимодействия учащихся с информационными технологиями для развития познавательной и творческой активности.

проектная деятельность, русский язык, урок, задача проекта...

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Развитие личности учащегося посредством проектной...

формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся; стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний; развитие способности применять знания к жизненным ситуациям; Воспитание общественно-активной творческой...

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

Включение же учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учёт социальных и культурных условий, т. е. учёт позиций других...

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках...

Проект – обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на

В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и

Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали...

Задать вопрос