Оценивая существующее состояние транспортной инфраструктуры Западной Сибири, можно сделать вывод, что транспортная сеть распределена неравномерно. На примере Красноярского края, можно отметить, что строительство автомобильных дорог здесь велось в основном в Южном широтном поясе, приближенном к Транссибирской магистрали. Таким образом практически вся сеть автомобильных дорог расположена на юге края.
Неравномерное расположение сети автомобильных дорог негативно сказывается на транспортно-логистических возможностях региона, обладающего большим количеством природных ресурсов в своей северной части [1]. Проблема ограниченности дорожной сети сказывается на сроках формирования Северного широтного пояса экономического развития всей страны [2], проходящего по территории Красноярского края. Необходимость скорейшего формирования пояса обусловлена его большой значимостью, так как основная его задача направлена на создание и укрепление единого экономического пространства страны, опираясь не только на сырьевые ресурсы азиатской части России, но и на транспортно-логистические возможности, открывающиеся при обслуживании международных транспортных коридоров [3].
В рамках формирования Северного широтного пояса экономического развития на территории Красноярского края предполагается создать Нижнеангарскую и Норильско-Туруханскую интегрированные производственно-транспортные зоны (ИПТЗ). Создание новых производственных, опорных и перерабатывающих баз повлечет за собой прирост грузопоток как в западном, так и восточном направлениях. Так, например, ориентировочный грузопоток из Нижнеангарской ИПТЗ в западном направлении может вырасти на 0,5–8,0 млн. т. груза, а в восточном — 0,1–3,5 млн. т. груза. Для развития производственных сил Красноярского кря, обеспечения эффективности грузопотоков, а также выхода вышеуказанных ИПТЗ на внутренний и внешний рынки, необходимо значительно расширить транспортную сеть автомобильных дорог.
При планируемом увеличении грузопотоков на север края, можно прогнозировать возведение новых трасс, а также увеличение нагрузки на дорожные конструкции, а недоучёт региональных особенностей при формировании существующих норм проектирования нежёстких дорожных одежд обусловит их недостаточную эксплуатационную надёжность и следовательно, дополнительные затраты на восстановление и поддержание их транспортно-эксплуатационных показателей.
В данном исследовании рассмотрен вопрос учета географического комплекса местности при определении расчётных значений характеристик глинистых грунтов для проектирования дорожных одежд на примере одного из транспортных узлов Нижнеангарского ИПТЗ — города Енисейск.
Согласно СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги» [4] и ОДН 218.046–01 «Проектирование нежестких дорожных одежд» [5] территорию Енисейский района относится к I дорожно-климатической зоне, что не подтверждают исследования, проведенные как специалистами Томского государственного архитектурно-строительного института [6] так и Г. И. Шелопаевым [7], которые отнесли эту территорию ко II дорожно-климатической зоне.
Следовательно, существует вероятность, что показатели расчета конструкций дорожных одежд, используемые для данного населенного пункта, требуют уточнения.
Задача прогноза значений прочностных и деформационных характеристик грунтов, применяемых при расчёте нежёстких дорожных одежд по условию прочности, прежде всего, заключается в обоснованном определении расчетной влажности Wрас.
Исходя из исследований различных ученых, выполненных на автомобильных дорогах Западно-Сибирского региона, в данном исследовании был принят метод, разработанный проф. И. А. Золотарём. [8,9] Его метод установления Wрас для условий близкого залегания уровня грунтовых вод предполагает последовательное установление влажности по сезонам года:
– определение средней осенней влажности грунтов, формирование которой происходит в период, когда осадки в виде дождя превалируют над количеством влаги (Wос), испаряющейся с поверхности дорожного полотна (τвл);
– выявление средней весенней влажности грунтов рабочего слоя земляного полотна к концу зимнего периода (Wвес), принимаемой в дальнейшем за расчётную влажность (Wвес = Wрас).
Осенняя влажность напрямую зависит от длительности периода осеннего влагонакопления, который, в свою очередь, зависит от количества осадков и испарения. В данном исследовании испарение определялось согласно теории турбулентной диффузии, в работе [10] И.А Золотарём обоснована зависимость для вычисления среднемесячной величины испарения:
,
где f — средняя месячная относительная влажность воздуха, д. ед.;
Uф — среднемесячная скорость ветра на высоте флюгера, м/с;
Θ200 — среднемесячная температура воздуха на высоте 200 см, ;
QR — радиационный баланс деятельной поверхности, ккал/см2.
Определив количество испарения согласно вышеуказанной формуле для г. Енисейск был составлен график, представленный на рисунке 1. С его помощью были определены периоды продолжительности периодов осеннего влаконакопления и промерзания грунта дорожных конструкций.
Рис. 1. Результаты графического способа определения периодов осеннего влагонакопления и промерзания грунта земляного полотна
За начало периода осеннего влагонакопления И. А. Золотарь [11] предложил принимать дату начала преобладания осенних месячных сумм осадков над испарением, устанавливаемую графическим способом, за конец периода τвл — дату, соответствующую переходу средней суточной температуры воздуха через 0 °С. Однако ученые ТГАСУ, основываясь на результатах ранее выполненных исследований на автомобильных дорогах территории Западной Сибири [12], полагают, что окончание процессов осеннего влагонакопления в грунте земляного полотна и определяющих начало периода его промерзания (τпр), будет обусловлено установлением стабильных отрицательных температур воздуха.
Расчёт величины средней осенней влажности осуществляют в зависимости от критерия осеннего влагонакопления (Fон) [10]
при Fон ≤ 0,25 по формуле
,
при Fон > 0,25 по формуле:
,
где Wопт — оптимальная влажность грунта рабочего слоя земляного полотна, д. ед.;
WПВ — влажность грунта, соответствующая полной влагоёмкости, д. ед.;
На — глубина активного слоя земляного полотна, см.
Метод прогноза влажности грунтов земляного полотна, как уже отмечалось ранее, содержит определение вначале осенней, а затем средней весенней влажности, которую принимают в качестве расчётной при прогнозировании характеристик прочности и деформируемости.
Расчётную влажность в этом случае устанавливают по формуле [10]:
,
где Wh — влажность по жидкой фазе грунта в зоне льдовыделения при температуре в диапазоне от -0,5 до -1,0 °С;
С — коэффициент, учитывающий миграцию влаги при промерзании грунта;
Wос — осенняя влажность, д. ед.
Принимая во внимание сложность формул и объем вычислений, расчеты были произведены с помощью программ для ЭВМ [13]. Расчет был осуществлен для коэффициента влагопроводности равного 1. Данные, включающие продолжительность периодов осеннего влагонакопления и промерзания, а также значения осенней и весенней влажности приведены в таблице 1.
Таблица 1
Расчет осенней и весенней влажности грунтов земляного полотна для опорных пунктов Красноярского края
Коэффициент влагопроводности грунта, см2/ч |
Уровень залегания грунтовых вод от верха земляного полотна |
Продолжительность периода осеннего влагонакопления |
Продолжительность периода промерзания |
Отрицательные температуры воздуха, накопившиеся за период промерзания дорожной конструкции |
Осенняя влажность |
Влажность грунта взоне льдовыделения |
Коэффициент С |
Весенняя влажность |
||
Супесь пылеватая |
Суглинок пылеватый |
Супесь пылеватая |
Суглинок пылеватый |
|||||||
1 |
0,5 |
1776 |
4176 |
86,6 |
0,83 |
0,095 |
0,13 |
1,12 |
0,92 |
0,77 |
1 |
1776 |
4176 |
86,6 |
0,61 |
0,095 |
0,13 |
1,12 |
0,67 |
0,45 |
|
1,5 |
1776 |
4176 |
86,6 |
0,56 |
0,095 |
0,13 |
1,12 |
0,62 |
0,4 |
|
2 |
1776 |
4176 |
86,6 |
0,56 |
0,095 |
0,13 |
1,12 |
0,62 |
0,4 |
|
2,5 |
1776 |
4176 |
86,6 |
0,56 |
0,095 |
0,13 |
1,12 |
0,62 |
0,4 |
|
Литература:
- В. В. Воробьева, Т. Н. Есикова, В. Д. Ионова, В. Ю. Малов. Перспективы формирования северного широтного пояса экономического развития страны // Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН. — 2005. — 14 с.
- Азиатская часть России в экономике страны: тяжелая ноша или кладовая благополучия. Часть 1. / Коллектив авторов. — ФГУП СО РАН, 2005. — 34 с.
- Малов В. Ю., Мелентьев Б. В. Транспортные коридоры и развитие экономик регионов Сибири (на примере Красноярского края) // Пространственная экономика. — 2005. — с. 32–46.
- СП 34.13330.2012. Автомобильные дороги. Министерство регионального развития РФ. — М., 2013. — 106 с.
- ОДН 218.046–01. Проектирование нежёстких дорожных одежд. Государственная служба дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации. — М.: Информавтодор, 2001. — 145 с.
- Труды Сибирского технологического института / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР; [ред. А. И. Ларионов]. Сб. 40: Работы аспирантов, 1965. — 345 с.
- Ефименко, С. В. Дорожное районирование территории Западной Сибири: монография / С. В. Ефименко, М. В. Бадина. — Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2014. — 244 с.
- Водно-тепловой режим земляного полотна и дорожных одежд / под. ред. И. А. Золотаря, Н. А. Пузакова, В. М. Сиденко. — М.: Транспорт, 1971. — 416 с.
- ВСН 21–83. Указания по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог. / Минавтодор РСФСР. — М.: Транспорт, 1985. — 126 с.
- Золотарь, И. А. Расчёт испарения с поверхности грунтовых оснований в связи с прогнозом их влажностного состояния / И. А. Золотарь // Экспериментальные исследования процессов теплообмена в мерзлых горных породах. — Новосибирск: Наука, 1972. — С. 119–137.
- Водно-тепловой режим земляного полотна и дорожных одежд / под. ред. И. А. Золотаря, Н. А. Пузакова, В. М. Сиденко. — М.: Транспорт, 1971. — 416 с.
- Ефименко, В. Н. Водно-тепловой режим земляного полотна автомобильных дорог при глубоком промерзании грунтов (на примере Юго-Востока Западной Сибири): дис. … канд. техн. наук: 05.22.03: / Ефименко Владимир Николаевич. — М., 1978. — 216 с.
- Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014617069. Российская Федерация. Определение осенней влажности глини-стых грунтов рабочего слоя земляного полотна автомобильных дорог / С. В. Ефименко, А. В. Сухоруков, С. П. Батуев; правообладатель ТГАСУ; заявл. 20.05.2014; опубл. 10.07.2014.