Образ учителя в творчестве Ч. Айтматова и Т. Каипбергенова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 09.12.2018

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Шамуратова З. А., Алтынбаева А. О. Образ учителя в творчестве Ч. Айтматова и Т. Каипбергенова // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 422-426. — URL https://moluch.ru/archive/235/54600/ (дата обращения: 18.09.2019).



Чингиз Айтматов (1928- 2008) и Толепберген Каипбергенов (1929–2010) — писатели-современники, фигуры значимые для ХХ века. Оба в своем творчестве были сосредоточены на проблемах литературного творчества, роли и задачах художника в современном мире, при этом особое внимание уделяли вопросу духовности человека. Художественное сознание Ч. Айтматова понятно и близко сюжетами, образами, композицией, стилистикой, то есть всеми теми художественными средствами, что составляют тюркский мир, тюркский язык, его нравы и обычаи. Т. Каипбергенов, писатель, благодаря художественно–публицистическим произведениям которого, широкой общественной деятельности, мир узнал о драматическом пути каракалпаков в истории, о стремлении к самоопределению, о самобытной культуре и литературе древнего народа, о трагедии ХХ века — гибели Аральского моря. По силе поднятых и решаемых морально–нравственных проблем в творчестве, в общественной и государственной жизни, оба заслуживают высокого звания «Гражданин мира».

Литература в разные эпохи, по–разному освещает тему учителя и учительства. Для нас важно определить формирование в национальных литературах современных представлений о роли учителя. В этом контексте изучение образа учителя представляется чрезвычайно плодотворным и значимым. Открывая для себя учителя в произведениях Ч. Айтматова и Т. Каипбергенова, мы, прежде всего, учимся каждый раз по-новому интерпретировать произведения, мы испытываем постоянное воздействие как самого произведения, так и художественных образов, независимо от изменения исторической ситуации, а это, в свою очередь, воспитывает художественный вкус, способность к сопереживанию, тонкому чувствованию.

Многие писатели ХХ века пришли в литературу из школы. Окончив педагогические вузы, работая учителями, материал для своих произведений они брали из школьных будней. Почти одновременно Ч. Айтматов и Т. Каипберегенов обратились к теме учителя и учительства. Это повести «Первый учитель» (1962) Ч. Айтматова и «Спасибо, учитель!» (1958) Т. Каипбергенова. Учитель в их произведениях — образ не случайный. Ведь профессию учителя и профессию писателя связывает один объект образования и воспитания — его народ.

К образу учителя Ч.Айтматов и Т.Каипбергенов обратились под влиянием великих русских образцов XIX–ХХ веков: Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, М. Шолохова, а также среднеазиатских писателей С. Айни, С. Муканова и др. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и на нашу нравственность оказывают учителя. Во многих произведениях поднимается тема человека, который решил посвятить себя скромному, но одному из величайших дел в истории.

Анализ образа учителя в повестях Ч. Айтматова и Т. Каипбергенова позволяет выявить взгляд, позиции авторов на проблемы общения, воспитания, образования. Всем ходом произведений писатели взывают к пересмотру, переделке устаревших понятий в воспитании детей и взрослых, в образовании, во взаимоотношениях людей. Специфика образа учителя обусловлена тем, что в повестях, в личностях учителей Дюйшена и Менлимурата показана их духовно–просветительская, нравственная позиция, нежели обучение грамоте. Они — борцы за новые социальные преобразования в селе, с устаревшими общественными нормами, за новые человеческие взаимоотношения между людьми. Следует учитывать, что в 30-е годы, во время всеобщей ликвидации безграмотности, школы не ставили иных задач, кроме как обучения чтению и письму.

Уже само заглавие произведений говорит само за себя, соотносится с идеей, с той проблемой, которая в них ставится и решается, оба посвящены роли учителя. Повести «Первый учитель» и «Спасибо, учитель!» стали значимыми для национальных литератур XXв., так как повествуют о сложном для народа историческом периоде — утверждения новых взаимоотношений человека и среды, появления новой личности, борьбы новой власти и старых взглядов, борьбы с предрассудками, становления новой литературы. В этот период учитель для учеников является жизненным образцом, наставником, заменяющим даже родителей, поэтому образ педагога оценивается как положительный. Таковы учителя Дюйшен и Менлимурат. В творчестве писателей изображается «высокий» тип учителя, воплотивший просветительскую позицию писателей, характерную для национальных литератур середины XХ века. Дюйшен и Менлимурат — герои, совершившие подвиг во имя справедливости, добра и любви, проявили социальное и личное бесстрашие.

Для писателей важно было показать, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. При этом оба были далеки от дидактики, нравоучения. Неизменным была вера в человека [1]. И когда Айтматов говорит, что «художник начинается с впечатлений детства и юности», за этим стоят не только происхождение (оба выходцы из аула), но и полученные обширные наблюдения историко-литературной науки, личный творческий опыт. Айтматов и Каипбергенов прошли суровую школу жизни, испытания военным временем. С десяти лет Ч. Айтматов трудился на колхозных полях, в годы войны, в четырнадцать лет — в должности секретаря сельсовета. Затем работал налоговым агентом, учетчиком Т. Каипбергенов, будучи учеником 6 класса, из-за нехватки на селе учителей стал учительствовать в младших классах, а после школы твердо решил стать учителем, поступив на факультет русского языка и литературы пединститута.

Оба писателя рассматривали учительство широко, не как обучение конкретному предмету, а как особую роль писателя в воссоздании внешнего проявления реальности и внутреннего состояния личности, как своеобразный нравственный урок обществу.

Творчество Ч.Айтматова, по признанию критиков «несет в себе, то высокое духовное лирическое наполнение, которого часто не хватает в современной литературе. Его произведения заставляют с любовью и душевной чувственностью смотреть на окружающий мир, воспринимать ту красоту, которой он насыщен» [4, с. 134]. О повести «Первый учитель» Ч.Айтматов говорит: «...я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе... Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах» [4, с. 134]

Учитель не по профессии, а по призванию Дюйшен учит новой жизни так, как сам ее понимал. Он был первым учителем не только потому, что учил читать и писать, а потому, что дал первый толчок человеческому сознанию, утверждал дорогу, ведущую в будущее. Созданный писателем художественный образ — своеобразный способ исследования жизни.

Исследователи давно заметили схожесть идейно — художественных задач повестей, сказавшихся в построении сюжета: оба учителя приезжают в дальний аул обучать местную детвору и встречают сопротивление окружающих, живущих по стереотипам феодализма, набирают учеников, открывают школы, учителя с учениками активно включаются в классовую борьбу. В образной системе — колоритные образы представителей социальных слоев, богачей и бедняков. Повествование ведется от имени подростков — 14 -летней Алтынай и 12- летнего Турдымурата. Эти и другие параллели, однако, не отменяют своеобразия подходов художников к решению избранных задач, и являются, по признанию исследователей, открытиями эпохи [8].

Повести Айтматова и Каипбергенова принято сравнивать, хотя они отличаются разными подходами к теме. Литературовед М. К. Нурмухамедов восторженно отозвался о повести «Спасибо, учитель!», заметив тематическую близость повестей: «В учителе Т. Каипбергенова есть что–то от «Первого учителя» Ч. Айтматова». Ученый отмечает духовное родство и одинаковую судьбу киргизских и каракалпакских учителей, общность проблем, волнующих писателей» [8, с. 19].

У Айтматова, хотя основная тема произведения и связана с учителем, школой, ученичеством, тема его — борьба старого с новым. Адресат произведения — главным образом взрослые читатели. Повесть отличается своей философичностью, здесь сошлись многие нравственные вопросы. Здесь изображается процесс взросления маленького человека, испытавшего недетские переживания, перенесшего оскорбление от поступков взрослых. Это повесть о первой любви, любви чистой и наивной, робкой, которая зацвела с первыми весенними лучами, но из-за людской корысти так и не успевшая расцвести. Это любовь, которую когда-то Дюйшен заронил в душу Алтынай, и которую она пронесла через всю свою жизнь как нечто священное. Отсюда и жанровое определение повести — лирическая проза.

По существу, Ч. Айтматов представил нам судьбу одиночки, который предан был высоким идеям, но его никто не понял, он так и остался в глазах окружающих чудаком. У Айтматова название повести тяготеет к обобщению, как «первая любовь», «первая весна» — определениям, важным на начальном пути человека и от этого оставляющего глубокий след в его памяти навсегда.

У Т. Каипбергенова название не несет такого глубокого осмысления, оно скорее вызвано простой человеческой благодарностью воспитанников учителю, изменившему взгляды, их жизнь навсегда. Повесть Т. Каипбергенова о детях и предназначена детям, она относится к детской прозе. Цель писателя — показать преимущества новой школы, новой жизни, подсказать детям верный путь развития.

Важно то, что под влиянием учителей Дюйшена и Менлимурата происходят перемены в сознании маленьких героев, становление личностей — Алтынай («Первый учитель»), Турдымурата, Турдыбая, девочки Гулай, а также сына муллы Сарсенбая («Спасибо, учитель!»). Прежде всего, меняются психологические взгляды, характер, становление учеников на пути добра, честности, самоотверженности.

Тема учителя и учительства сопровождала Т. Каипбергенова и в дальнейшем. В 80-е годы, в поисках героя времени, нашего современника, писатель вновь обратится к образам учителей. Другой тип учителя, в творчестве уже зрелого мастера, предстает в его очерках «Лик доброты» (1985) и «Монолог учителя» (1987), первоначально напечатанных в газете «Правда». Таковы сельские учителя — биолог Хожамберген Иембергенов («Монолог учителя») [5, с. 82–83] и учитель английского языка Алланияз Утениязов (очерк «Лик доброты») [6, с. 97]. Главное в них — преданность своему делу. Это учителя — наследники Дюйшена и Менлимурата, которые в новых социальных условиях не растеряли гуманистических качеств, но для которых профессиональные умения и навыки неразрывны от духовных качеств.

О беспримерном подвиге учителя Алланияза Утениязова — личности неординарной, характерной для нашей жизни, который взял себе в обязанность бескорыстно помогать односельчанам строить дома, возделывать приусадебные участки, впоследствии был создан документальный фильм, демонстрировавшийся по Центральному телевидению. Кому-то пример А.Утениязова может показаться всего лишь одним из «ликов доброты». Важно то, что среди людей благородной профессии нашелся человек, учитель А. Утениязов, — «некое воплощение человеческого труда, извечно живой и бдительной человеческой совести». Скромный сельский учитель, многодетный отец, в свободное от работы время бескорыстно помогает старикам и инвалидам, ветеранам войны, да и просто жителям аула, возводить дома или возделывать землю на приусадебном участке. Так, национальная черта нашего народа — добровольно и бескорыстно помогать людям в строительстве домов — «хашар», поднята писателем до уровня героического, совершаемого героем ежедневно, принятого им как естественный позыв души. Однако не всеми понимается бескорыстие души учителя, даже иным коллегам, руководству села невдомек: какая выгода движет поступками учителя?

Писатель не перестает думать о простых людях, не запятнавших себя низкими поступками. И все-таки, почему же им, обычным нормальным людям, бескорыстие кажется смешным, ненатуральным, а сам он, этот учитель — бессребреник, кажется блаженным? Прощаясь со своим героем, писатель так отзывается об учителе: «Обыкновенный и вместе с тем необыкновенный человек. Я же так понимаю — этот простой учитель из сельской глубинки, сам того не сознавая, строил свою жизнь по законам гордых, сильных духом, честных и отзывчивых людей из народа. Он сознательно не хочет воспринимать свою ежедневную помощь людям как героический подвиг. Таково его естество, такова его природа. И он вынес эти чувства из самого сердца народного. Да, он оказался тогда, в 1980-е годы, гигантом среди лилипутов. Но своим делом он подавал пример сыну, ученикам, людям. И даже если у учителя Алланияза Утениязова найдется хоть один последователь, хоть один сподвижник, то и тогда дело его не будет проиграно» [6, с. 97].

Очерк Т.Каипбергенова был воспринят как свидетельство неувядающей мощи человеческого духа, веры в людей. На таких учителях из сельской глубинки, как Хожамберген Иембергенов, Алланияз Утениязов и держится земля. Эту всемирную отзывчивость души человека, воплощенную в литературе, Ч.Айтматов сформулировал так: «Литература должна самоотверженно нести свой крест вторгаться в сложности жизни, с тем, чтобы человек знал, любил, тревожился за свое доброе, лучшее, достойное в себе, в людях, в обществе. В этом я вижу истинное назначение искусства» [3, с.134].

Литература:

  1. Айтматов Ч. Первый учитель. Издательство «Детская литература». Москва, 1962.
  2. Айтматов Ч. Верю в человека // Правда. 14/5. 1987.
  3. Айтматов Ч. Статьи, дилогии, выступления, интервью. М., 1988.
  4. Каипбергенов Т. «Спасибо, учитель!». Перевод Ю. Романченко. — М., Изд. «Детская литература», 1966.
  5. Каипбергенов Т. Монолог учителя// Каипбергенов Т. Из юрты — в мир. Время. Жизнь. Литература. — Нукус, «Каракалпакстан», 1987.
  6. Каипбергенов Т. «Лик доброты»// «Т.Каипбергенов «Из юрты в мир». — Нукус, «Каракалпакстан», 1987.
  7. Нарымбетов Ж. Каракалпакский роман. — Ташкент, «Фан», 1974.
  8. Нурмухамедов М. К. Судьбы народов — судьбы литератур. — Ташкент, 1982.
  9. Шермухамедов П. «Искрится талант — надо его поддержать»// Мир писателя: его книги, его народ. — Нукус, «Каракалпакстан», 1982.
Основные термины (генерируются автоматически): учитель, писатель, повесть, Литература, произведение, век, роль учителя, сельская глубинка, какое значение, жизнь.


Похожие статьи

Образ учителя в русском кинематографе | Статья в журнале...

Образ современного педагога высшей школы. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания. Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов... Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников.

Повесть В. Железникова «Чучело» на уроках русского языка...

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют учителя постоянно пересматривать

Выбирая конкретные формы урока, учитель должен использовать активные средства обучения

Вот этот сюжет и сыграл основополагающую роль в названии повести.

Приобщение современных обучающихся к духовно-нравственным...

Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Энштейн. В повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» учительница литературы Нонна Юрьевна, успокаивая Кольку Полушкина...

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Но значение искусства в жизни человека несравненно серьезнее и богаче.

О чем бы писатели и поэты ни говорили в своих произведениях, они думают о читателе, о человеке.

Сила художественной литературы заключается, прежде всего, в ее эстетическом воздействии.

Педагогическое значение автобиографических произведений...

Педагогическое значение автобиографических произведений С. Т. Аксакова (по литературно-критическим отзывам современников писателя).

Так какие же конкретные стороны аксаковских произведений привлекали внимание критиков как актуальные в педагогическом отношении?

Роль детальной характеристики в рассказе Ивана Бунина «Старуха»

Писатель отрицал в своих произведениях политизированность и идеологические тенденции.

Но творчество Ивана Бунина не сводится только к деревенской тематике. Он мастерски проводит параллель между жизнью в деревне и в городе.

Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова...

Учитель Никитин, имея всё необходимое для благополучной жизни

В произведениях обоих писателей внешняя бесфабульность скрывает напряженное внутреннее действие.

В произведениях Д.Джойса большое значение приобретает разработанная им концепция...

Эйдос-конспекты по произведениям А. С. Пушкина

Известные произведения писателя предстанут по-новому для учителя, если

Программа по литературе рассчитана на постепенное погружение в глубокий смысл гуманного

Согласимся с В. Н. Катасоновым в том, что «повесть Пушкина настолько проникнута духом милосердия, что...

Изменение роли учителя в современной школе

В данной статье описаны изменения функций учителя в современной школе. Ключевые слова: роль и функции учителя, новые требования, диагностика учителей. Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками знаний.

Взаимодействие японской и европейской культуры в эпоху Мейдзи...

Произведениями японских писателей в наши дни зачитывается весь мир. Что же способствовало появлению столь необычной и тонкой японской литературы? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо отправиться в эпоху Мейдзи — именно в этот период формируются...

Похожие статьи

Образ учителя в русском кинематографе | Статья в журнале...

Образ современного педагога высшей школы. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания. Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов... Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников.

Повесть В. Железникова «Чучело» на уроках русского языка...

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют учителя постоянно пересматривать

Выбирая конкретные формы урока, учитель должен использовать активные средства обучения

Вот этот сюжет и сыграл основополагающую роль в названии повести.

Приобщение современных обучающихся к духовно-нравственным...

Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Энштейн. В повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» учительница литературы Нонна Юрьевна, успокаивая Кольку Полушкина...

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Но значение искусства в жизни человека несравненно серьезнее и богаче.

О чем бы писатели и поэты ни говорили в своих произведениях, они думают о читателе, о человеке.

Сила художественной литературы заключается, прежде всего, в ее эстетическом воздействии.

Педагогическое значение автобиографических произведений...

Педагогическое значение автобиографических произведений С. Т. Аксакова (по литературно-критическим отзывам современников писателя).

Так какие же конкретные стороны аксаковских произведений привлекали внимание критиков как актуальные в педагогическом отношении?

Роль детальной характеристики в рассказе Ивана Бунина «Старуха»

Писатель отрицал в своих произведениях политизированность и идеологические тенденции.

Но творчество Ивана Бунина не сводится только к деревенской тематике. Он мастерски проводит параллель между жизнью в деревне и в городе.

Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова...

Учитель Никитин, имея всё необходимое для благополучной жизни

В произведениях обоих писателей внешняя бесфабульность скрывает напряженное внутреннее действие.

В произведениях Д.Джойса большое значение приобретает разработанная им концепция...

Эйдос-конспекты по произведениям А. С. Пушкина

Известные произведения писателя предстанут по-новому для учителя, если

Программа по литературе рассчитана на постепенное погружение в глубокий смысл гуманного

Согласимся с В. Н. Катасоновым в том, что «повесть Пушкина настолько проникнута духом милосердия, что...

Изменение роли учителя в современной школе

В данной статье описаны изменения функций учителя в современной школе. Ключевые слова: роль и функции учителя, новые требования, диагностика учителей. Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками знаний.

Взаимодействие японской и европейской культуры в эпоху Мейдзи...

Произведениями японских писателей в наши дни зачитывается весь мир. Что же способствовало появлению столь необычной и тонкой японской литературы? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо отправиться в эпоху Мейдзи — именно в этот период формируются...

Задать вопрос