Журналистика и блогосфера в социокультурном информационном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 08.12.2018

Статья просмотрена: 1817 раз

Библиографическое описание:

Демьяненко, К. В. Журналистика и блогосфера в социокультурном информационном пространстве / К. В. Демьяненко, М. Е. Бегларян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54594/ (дата обращения: 18.04.2024).



Статья посвящена рассмотрению такого явления современного медиапространства, как блогосфера, исследованы тенденции использования блога как средства массовой информации. Исследуются причины популярности блогеров в медиасреде. Рассматриваются сходства и различия между журналистами и блогерами. Вывод: несмотря на ряд совпадений, блогеры и журналисты — это две разные формы информирования населения о политических и иных событиях в мире, которые нуждаются в правовом регулировании.

Ключевые слова: блог, блогер, блогосфера, журналист, закон, Интернет, интернет-право, информация, информационные технологии, сайт, СМИ Читатель.

Верования, ценности, знания, нормы, навыки и идеалы в совокупности формируют программы деятельности, которые, в свою очередь, образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит и транслирует его, передает от поколения к поколению. Она также генерирует новые программы деятельности, поведения, общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества [1, с. 341].

Одной из таких моделей человеческой инициативы является журналистика, которая благодаря способности воздействовать на общественное мнение может легитимировать преобразования в жизни социума. Заметить это можно в практике СМИ и блогосфере.

В последнее время блогосфера рассматривается как уникальное информационное пространство и составляет высокую конкуренцию традиционным и устоявшимся СМИ (газетам, радиостанциям и т. п.).

На данный момент каждый телеканал, любое периодическое издание имеет свой сайт или информационный портал, с помощью которого они публикуют новости, проводят онлайн трансляции для информирования населения.

Эпоха Всемирной паутины значительно расширила технологические, информационные и мультимедийные возможности Интернета. Эти возможности послужили причиной трансформации системы производства и распространения информации [2]. Новые интернет-сервисы объединяют данные о каждом пользователе и автоматически подстраиваются к его предпочтениям. Например, на запрос пользователя, где найти смартфон, поисковая система выдаст ответ в виде адреса ближайшего магазина, где можно приобрести данный товар.

Ценность журналистики состоит в том, чтобы обеспечить людей проверенной информацией. Наиболее важным аспектом является систематический процесс — а именно высокая дисциплина проверки информации. Журналисты должны использовать только подтвержденные факты для своих новостей.

Мы живем в век информационных технологий. Люди давно перешли на новую форму получения информации — интернет. Основная масса людей не может представить свою жизнь без интернета. Он уже давно заменяет газеты, журналы и книги. Сейчас все чаще можно заметить, что люди ищут все необходимое в интернете, а именно у так называемых блогеров.

Блогер — это и любитель, и профессиональный журналист в одном лице. Можно ли говорить, что блогеры доносят до своих читателей достоверную информацию, как того требует закон о СМИ.

Блог — это разновидность сайта, основным содержанием которого являются регулярно добавляемые записи, картинки, файлы мультимедиа одним человеком или коллективом [3, с.134–136.]. Новые записи выводятся, как правило в обратном хронологическом порядке, то есть последняя добавленная запись находится всегда сверху. Каждая запись блога имеет дату публикации и возможность комментирования содержимого, благодаря чему автор блога и читатели могут вступить в публичное обсуждение написанного.

Первые блоги характеризовались как личные дневники или сетевые журналы, где человек мог записывать все, что происходит с ним в жизни, но постепенно популярность блогов возросла и они стали скорее не разновидностью сайта, а отдельным форматом [3, с.134–136.].

Люди, ведущие блоги — это блогеры, а общее количество всех блогов на просторах сети — это блогосфера. Главная характеристика блога — открытость, любой гость, без разрешения, может просматривать контент, публиковать отзыв (комментарий, «коммент»). Эта характеристика делает блоги средой живого общения сети, имеется ряд преимуществ перед чатами, почтой и группами [4, с.57–62].

Блогосфера — может стать источником сбора социального настроения, является важной средой изучения общественного мнения и культурных мемов. Зачастую, они учитываются в академических работах и научных исследованиях, которые относятся к современным глобальным социальным тенденциям. На сегодняшний день существует несколько творческих рейтингов самых популярных контентов из блогосферы [5].

В настоящий момент можно встретить блоги различной тематической направленности. Также в зависимости от авторов они бывают личными, «призрачными», коллективными, корпоративными и рекламными [6, с. 133]. Блоги, то есть небольшие ресурсы всемирной паутины, в последнее время очень распространены. На некоторых сайтах можно ознакомиться с новым кулинарным рецептом, а в каких-то — просто почитать размышления автора о любви, отношениях, смысле жизни и т. п. Сейчас людям проще зайти на страницу к блогеру и изучить его советы. Читатели верят их рекомендациям и стараются найти, приобрести тот или иной товар, который рекламирует блогер.

Заместитель председателя комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов (ЛДПР) предложил обязать блогеров и владельцев популярных страниц в социальных сетях оформлять свои аккаунты на юридическое лицо, за счет чего легально размещать рекламу и платить налоги с прибыли. Об этом он заявил Агентству городских новостей «Москва» [5]. Так же он подчеркнул, что реклама в социальных сетях распространяется на коммерческой основе, то есть за нее блогерам платят деньги. Он отметил, что при закреплении аккаунта за юридическим лицом на блогера ляжет обязанность по уплате налогов в связи с получением доходов от публикации рекламных постов. Также, А. Свинцов отметил, что при юридической регистрации аккаунтов в социальных сетях все перейдет в «белое поле». И тогда появится ответственность за недостоверную, ложную или опасную информацию в рекламе, что можно купить косметику, которая принесет вред здоровью или продукты питания, употребив которые можно потерять здоровье или которые вообще приведут к гибели человека», –подытожил депутат.

В соответствие с Законом РФ «О средствах массовой информации», журналист обязан проверять достоверность информации [8]. На нем лежит большая ответственность — перед читателями, перед людьми, о которых идет речь в публикации, перед редакцией. Небрежное отношение журналиста к своим обязанностям в последующем может дорого стоить не только ему лично, но и СМИ.

А какую ответственность несет блогер за недостоверную информацию и к какому закону он подчиняется? Блогер должен выполнять те же требования, что установлены законом для СМИ.

С 29 июля 2017 г. ФЗ № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»», регулирующий деятельность блогеров, утратил силу.

Тем самым, можно сделать вывод, что официального нормативного понятия, организацию деятельности граждане не могут посмотреть в законе, потому что он отсутствует. Как и журналисты, блогеры пишут посты на общественно значимые темы. В последующем, эта информация, как и СМИ, воздействует на общество.

Развитие законодательства в области блогосферы постепенно набирает обороты. На наш взгляд необходимо выработать единый подход к регулированию их деятельности. А именно, необходимо разработать ФЗ «О блогерах». Отразить сферу действия закона. Внести основные понятия, например, что такое блогосфера, блогинг и блогеры? Отразить в нем ответственность за ложную и недостоверную информацию, а также принципы правового регулирования отношений в медиасфере. Данный ФЗ нужно сделать идентичным Закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации», который отличается от всех законов своей структурой. Возможно, эти нововведения могут стать началом эпохи развития интернет-права в России [9].

Литература:

  1. Степин В. С. Культура // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. Т. 2. С. 341–347.
  2. Шачкова В. А. Возможности системы Web 3. 0 в современном медиапространстве: проблемы и перспективы // Вестник ННГУ. 2013. № 4–2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-sistemy-web-3–0-v-sovremennom mediaprostranstve-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 18.11.2018).
  3. Крысин Л. П. Иноязычные слова в современной жизни /Русский язык конца ХХ столетия. М., 1996. С.134–136.
  4. Дьяков А. И. Причины интенсивного заимствования англицизмов в современном русском языке. М., 2001. С.57–62.
  5. Короченский А. П., Карпенко И. И. Демократизация медиадискурса: миф или реальность // Global Media Journal. Вып.1. 2010. // http://www.gmj.sfedu.ru/v1i1/ v1i1_korochenskiy.htm.
  6. Бегларян М. Е., Пшеничный А. А. Правовые и технические вопросы безопасности в информационном пространстве В сборнике: Актуальные проблемы информационно-правового пространства Сборник статей по материалам ежегодных Всероссийских научно-практических конференций. Краснодар, 2017. С. 82–87.
  7. Электронный ресурс — https://www.mskagency.ru/ 15.11.2018.
  8. Закон РФ от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» № 2124–1 (ред. от 18.04.2018) // Российская газета № 32, 08.02.1992.
  9. Бегларян М. Е., Пичкуренко Е. А. Проблемы формирования информационно-правового пространства России, Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014. № 3–4 (63–64). С. 68–73.
Основные термины (генерируются автоматически): блог, всемирная паутина, журналист, массовая информация, недостоверная информация, общественное мнение, последнее время, программа деятельности, разновидность сайта, СМИ, читатель, юридическое лицо.


Похожие статьи

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Рассматриваются основные средства влияния СМИ на общественное сознание.

Использование радиоволн позволяет передавать информацию на неограниченные

Во всемирной паутине существует множество электронных версий и дайджестов печатных СМИ...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес. Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации...

Средства массовой информации в сопровождении...

В настоящее время средства массовой информации рассматриваются не только как средство общения между людьми, а как неотъемлемый элемент демократии с

В последние годы особое место в журналистике заняли электронные средства массовой информации.

Всемирная паутина как инструмент маркетинговых...

В настоящее время информация занимает важнейшее место среди ресурсов развития во всех сферах человеческой деятельности.

Продвижение в World Wide Web (World Wide Web – Web – «Всемирная паутина». Такой вид маркетинга в Internet называется вирусный маркетинг.

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

В последнее время мнение о том, что онлайн-СМИ затмят печатную прессу, стало очень популярным.

Говоря о печатных СМИ, мы имеем в виду как газетный, так и журнальный рынок. Можно выделить следующие тенденции развития газетной и журнальной индустрии

Основные критерии оценки PR-информации, позволяющие...

Объективность распространяемой и комментируемой СМИ PR - информации невозможна без четкого разграничения мнений от фактов, поскольку в соответствии с п.3 Кодекса этики журналистов: «журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между...

Web-сайт предприятия как PR-инструмент и способ...

Размещение информации на официальном сайте дает компании возможность рассказать своим потенциальным клиентам о предлагаемых

«Web-пресс-офис фирмы, компании обычно содержит изложение миссии компании, финансовую информацию о ней, другие данные и...

Анализ деятельности журналистов в современной блогосфере

Сегодня особой популярностью в интернет-среде пользуются блоги, которые выполняют не только функцию личных дневников, а рассматриваются как источник информации и средство коммуникации.

Ответственность региональных СМИ | Статья в журнале...

Средства массовой информации являются одними из важнейших институтов современного общества. Велико их влияние на социальные процессы и развитие самого общества, особенно в последние годы, в период создания нового информационного пространства...

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу...

Похожие статьи

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Рассматриваются основные средства влияния СМИ на общественное сознание.

Использование радиоволн позволяет передавать информацию на неограниченные

Во всемирной паутине существует множество электронных версий и дайджестов печатных СМИ...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес. Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации...

Средства массовой информации в сопровождении...

В настоящее время средства массовой информации рассматриваются не только как средство общения между людьми, а как неотъемлемый элемент демократии с

В последние годы особое место в журналистике заняли электронные средства массовой информации.

Всемирная паутина как инструмент маркетинговых...

В настоящее время информация занимает важнейшее место среди ресурсов развития во всех сферах человеческой деятельности.

Продвижение в World Wide Web (World Wide Web – Web – «Всемирная паутина». Такой вид маркетинга в Internet называется вирусный маркетинг.

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

В последнее время мнение о том, что онлайн-СМИ затмят печатную прессу, стало очень популярным.

Говоря о печатных СМИ, мы имеем в виду как газетный, так и журнальный рынок. Можно выделить следующие тенденции развития газетной и журнальной индустрии

Основные критерии оценки PR-информации, позволяющие...

Объективность распространяемой и комментируемой СМИ PR - информации невозможна без четкого разграничения мнений от фактов, поскольку в соответствии с п.3 Кодекса этики журналистов: «журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между...

Web-сайт предприятия как PR-инструмент и способ...

Размещение информации на официальном сайте дает компании возможность рассказать своим потенциальным клиентам о предлагаемых

«Web-пресс-офис фирмы, компании обычно содержит изложение миссии компании, финансовую информацию о ней, другие данные и...

Анализ деятельности журналистов в современной блогосфере

Сегодня особой популярностью в интернет-среде пользуются блоги, которые выполняют не только функцию личных дневников, а рассматриваются как источник информации и средство коммуникации.

Ответственность региональных СМИ | Статья в журнале...

Средства массовой информации являются одними из важнейших институтов современного общества. Велико их влияние на социальные процессы и развитие самого общества, особенно в последние годы, в период создания нового информационного пространства...

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу...

Задать вопрос