В данной статье рассматриваются закономерности развития личностных качеств и способностей младшего школьника, влияние развития способностей на формирование личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте через ведущий вид деятельности: игра, учебная деятельность.
Ключевые слова: личность, личностное качество, способности, формирование личностных качеств у младшего школьника, игра, учебная деятельность, личное качество-закрепленная форма поведения, мотив.
Regularities of development of personal qualities and abilities of the young schoolchildren
In this article, the laws of development of personal qualities of and abilities a junior schoolchildren, the influence of the development of abilities on the formation of personal qualities of a child at a younger school age through the leading activity: game, educational activity are examined.
Keywords: personality, personal quality, abilities, formation of personal qualities in the younger schoolchild, game, educational activity, personal quality-fixed form of behavior, motive.
Изучение темы развития личностных качеств младшего школьника является практически значимой, так как знание средств и способов деятельности, необходимых для формирования базы личностной культуры является непременным условием личностного развития ребенка. Личностные качества рассматриваются, как личностно-регулирующий механизм развития способностей. Личность формируется в условиях конкретно-исторического существования человека, в деятельности (игровой, учебной, трудовой и др.) Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание в семье или коллективе.
В дошкольном возрасте складываются психологические механизмы личности. По словам А. Н. Леонтьева, происходит формирование новых связей и отношений, устанавливающихся между отдельными процессами деятельности ребенка, причем эти отношения имеют особую природу. Они имеют социальную природу, могут образовываться только на основе развития жизни в общественных условиях, т. е. только у человека и лишь на определенном этапе развития, возникают и развиваются под влиянием воспитания.
Главная характеристика любого личностного качества — это его устойчивость: человек проявляет сформировавшееся у него личностное качество в закрепленной форме поведения. [5]
При этом, говоря о развитии личностных качеств в процессе воспитания, следует иметь в виду их определенные закономерности.
Сначала психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды в результате закрепления привычного отношения к тому или иному явлению, той или иной ситуации. Развитие личностного качества начинается с формирования простейших его элементов и черт поведения. В дальнейшем они усложняются, интегрируются, наполняются чувствами, потребностями.
– Чаще всего личностное качество связано с целым рядом близких ему по смыслу способностей. Анализируя личностное качество «ответственность», мы обратимся к таким качествам, как: дисциплинированность, внимательность, требовательность (к себе), рассудительность, компетентность, решительность, активность, чувство собственного достоинства и т. д.
Личность понимается в психолого-педагогической науке как целостная структура, из этого положения вытекает, что в формировании личностных качеств необходимо иметь в виду то, какую функцию то или иное качество выполняет в сложной системе взаимодействия человека с окружающей его действительностью. [2]
После трех лет важно понимать, что развитие личностных качеств у ребенка происходит за счет развития личностно-регулирующих механизмов. В этом возрасте основной вид деятельности — игра является не только операционным механизмом развития способностей, но и выполняет личностно-регулирующую функцию. В игровой деятельности развиваются способности за счет решения мыслительных задач, которые являются частью мыслительного процесса. [4]
У ребенка, как у сознательного субъекта игровой деятельности будут развиваться не только операционные механизмы (интеллектуальные операции), но и личностно-регулирующие механизмы (эмоции, осознание эмоционального состояния и мотивов, волевое напряжение, личностные качества, которые будут направлены на изменение качественного уровня его способностей). Как следствие будут влиять на формирование качеств личности конкретного ребенка.
Под способностями здесь будут пониматься свойства функциональных систем, которые имеют индивидуальную меру выраженности и обеспечивают легкость вхождения в деятельность и сказываются на продуктивности и качестве деятельности. Когда мы сталкиваемся с функциональной системой, реализующей те или иные психические функции, мы можем говорить о способностях. [5]
Функциональные физиологические системы являются генетически обусловленным базисом психической деятельности. Свойствами этих систем являются соответствующие способности: познавательные, мотивационные, эмоциональные. Устойчивые проявления соответствующих мотиваций, эмоциональных реакций становятся личностными качествами — чертами характера. Однако не все психологическое содержание действия или поступка человека может быть отнесено к свойствам личности. К ним могут быть отнесены только устойчивые мотивации и переживания. Психические процессы и свойства личности неотделимы друг от друга, как писал Рубинштейн. Точно так же связаны между собой способности и психические свойства личности — личностные качества. Личностные качества являются регулирующим механизмом способностей. [6]
Личностные качества — это закрепленная форма поведения, за которыми стоит мотив. Личностное качество тоже регулирует деятельность, поведение и способность. В игровой деятельности личностные качества очень хорошо формируются самостоятельно. В игровой и учебной деятельности ребенка изменяется качество способностей, как следствие развиваются и личностные качества.
Например, такие качества, как аккуратность, ответственность, организованность — их все можно и нужно развивать в игровой деятельности. Необходимо создавать у ребенка условия, для развития определенных способностей, которые будут помогать развиваться этим качествам.
У ребенка следует добиваться формирования положительных, социально одобряемых способностей личности, которые могут стать стержнем личностного развития. И, наоборот, заметив проявление того или иного негативного качества, следует постараться его устранить. [3]
У ребенка младшего школьного возраста меняется основной вид деятельности с игровой на учебную деятельность. Для ребенка этого возраста актуальнейшими отношениями и качествами являются те, которые связаны с его ведущей деятельностью — учением. Учение является процессом преобразования самого себя в плане приобретения новых компетенций, а его продуктом — изменение и повышение качества способностей. Ведущая деятельность определяет главные изменения психики, направление потребностей, стремлений, мотивов и ценностей человека. У младшего школьника начинают формироваться новые отношения с миром через социальные роли ученика, одноклассника в общении с учителями, родителями, сверстниками. Возникает новое отношение к миру: «люблю учиться, понимаю, зачем учусь» и др. Изменяется и отношение к себе и с собой. То, каким он представляет сам себя, во многом рассматривается ребенком сквозь призму того, каков он в учении: успешен, прилежен или отстает; быстро усваивает информацию или необходимо многократное повторение.
Поэтому на этапе младшего школьного возраста столь важным является развитие его умений правильно оценить свою деятельность, владение приемами самообучения и самоконтроля. Через положительную мотивацию взрослые могут закреплять желаемые формы поведения, тем самым помогать формированию положительных личностных качеств ребенка. И своей реакцией корректировать проявление тех качеств личности, развитие которых не желательно.
Можно сделать вывод, что только в деятельности (игровой, учебной) под руководством взрослых происходит формирование личностных качеств ребенка. Включается оценка своих личностных качеств, способностей (из поступка, способа поведения), которые закрепляются в модели поведения ответной реакцией взрослых, которые занимаются его воспитанием.
Литература:
- Макарова К. В. — Психология человека, Москва, 2011
- Смирнова Е. О. Детская психология под редакцией Эльконина Д. Б., Питер, 2009г.
- Токарев А. А. Психологические аспекты управления развитием личности ребенка дошкольного возраста [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы Международная научная конференция, Уфа, 2012. — С. 16–33.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2013.
- Шадриков В. Д. Психология способностей: хрестоматия, Воронеж, 2012.
- Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности, Москва, 2009.