Правовые проблемы выявления должностными лицами органов государственного земельного надзора и контроля нарушений земельного законодательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 06.12.2018

Статья просмотрена: 161 раз

Библиографическое описание:

Лукина К. Г. Правовые проблемы выявления должностными лицами органов государственного земельного надзора и контроля нарушений земельного законодательства // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 150-152. — URL https://moluch.ru/archive/235/54568/ (дата обращения: 18.09.2019).



При осуществлении контрольно-надзорной деятельности путем проведения проверок должностные лица нередко сталкиваются с проблемами выявления нарушения земельного законодательства.

В основном эти проблемы связаны с реализацией норм об ответственности, возникающие на стадии выявления правонарушения, его состава и определения виновного лица.

Исходя из «Доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения», опубликованного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2012 году основными причинами прекращения судами дел об административных правонарушениях в области земельного законодательства являлись: недоказанность факта совершения правонарушения; недоказанность причастия виновного лица к совершению правонарушения; отсутствие сведений о принадлежности земельного участка к соответствующей категории земель и иные проблемы.

Так же на практике возникают проблемы, связанные со сложностью проведения внеплановых проверок в отношении объектов, которые не прошли государственный кадастровый учет. В случае если объект не прошел кадастровый учет в части определения (уточнения) местоположения его границ, указывается адресный ориентир объекта, его ориентировочное местоположение. Зачастую местоположение нескольких объектов совпадает и возникает сложность идентификации нужного объекта.

Нередки случаи, когда участок прошел кадастровый учет, однако в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правообладателях.

При таком инциденте, при выявлении правонарушения к административной ответственности привлекают администрации соответствующих муниципальных образований, что подтверждается судебной практикой.

В связи с этим, существует необходимость дополнения Положения о государственном земельном надзоре и административных регламентов, а именно определения порядка осмотра земель и земельных участков, не прошедших государственный кадастровый учет, идентификации их местоположения, границ, площади и иных уникальных характеристик.

Существует ряд проблем с выявлением и квалификацией правонарушений по статье 8.6 «Порча земель» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — (далее — КоАП РФ).

Согласно содержанию части первой статьи 8.6 КоАП РФ административная ответственность наступает за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

То есть, логично предположить, что для осуществления процедуры снятия и перемещения почвы необходимо надлежащее разрешение.

Однако, на сегодняшний день, нет уполномоченного органа власти на выдачу соответствующего документа.

Анализируя судебную практику, можно отметить, что судебные инстанции, фиксируя нарушение по статье 8.6, так же не разъясняют, кто должен выдавать необходимое разрешение, и, так как осуществлено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, обращают внимание не на отсутствие разрешения на проведение соответствующих работ, а на порчу почвы.

Так же существует проблема классификации ответственности за порчу земель.

Так к административной ответственности за порчу земель привлекают в случае, если совершение правонарушения не повлекло за собой причинение вреда здоровью человека и окружающей среды.

В данном случае, сложно определить, в какой степени нанесен вред окружающей среде, в связи с чем, сложно идентифицировать к какому составу правонарушения или преступления относиться совершенное деяние.

Таким образом, хотелось бы разграничить составы административных правонарушений от уголовных преступлений путем внесения стоимостных критериев, по которым можно было бы определить степень вреда, причиненного окружающей среде.

При выявлении нарушений земельного законодательства должностными лицами возникают и иные сложности, препятствующие привлечению к административной ответственности.

Например, Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон 89-ФЗ) предусмотрена организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований.

Исходя из статьи 8 Закона 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов; к полномочиям органов муниципального района (в том числе на территориях сельских поселений и межселенной территории) и к полномочиям органов городского округа относится участие в организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.

Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований при обращении с отходами.

Нередки случаи, когда органам местного самоуправления вменяют нарушение по статье 8.2 КоАП РФ.

При этом, исходя из судебной практики применить санкцию по данной статье не представляется возможным, так как, данные органы не осуществляют деятельность в области обращения с отходами, а всего на всего наделены полномочиями по организации деятельности обращения с отходами (сбор, транспортировка, утилизация и так далее).

Целесообразно дополнить статью 8.2 КоАП РФ таким составом правонарушения, как ненадлежащее выполнение требований по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению бытовых, промышленных и иных отходов.

Подводя итог анализу проблем привлечения должностными лицами, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность к административной ответственности за нарушение требований действующего законодательства, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование в области государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля несовершенно.

Имеют место недостатки, пробелы в действующем законодательстве и его правоприменении.

На сегодняшний день, несмотря на существенные изменения в области земельного и административного законодательства говорить об эффективной организации и осуществлению надзорно-контрольной деятельности, об эффективном управлении земельными ресурсами и как следствие рациональном использовании и охраны земель не представляется возможным.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. N 256.
  2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // «Российская газета» от 30 июня 1998 г. N 121.
  3. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения, опубликованный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2012 г. URL: http://rosagroland.ru/monitoring/analitycs/309/ (дата обращения: 10.11.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, РФ, земельное законодательство, судебная практика, окружающая среда, государственный кадастровый учет, государственный земельный надзор, виновное лицо, Российская Федерация, кадастровый учет.


Похожие статьи

Некоторые проблемы ответственности кадастровых инженеров

Ключевые слова: государственный кадастровый учет, кадастровые отношения, кадастровый инженер, кадастровая деятельность. В настоящее время кадастровой деятельностью является выполнение в отношении недвижимого имущества работ, в...

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Мониторинг судебной практики применения земельного законодательства выявил проблемы в правовом регулировании данных отношений, разрешение которых должно способствовать повышению эффективности юридической ответственности за земельные правонарушения.

Проблема передачи в аренду части земельного участка

В связи с этим, требовалось поставить на государственный кадастровый учет и индивидуализировать не только весь земельный участок, но и ту его часть, которая передавалась в аренду. ВАС РФ в Постановление Пленума ВАС РФ № 73 сформировал...

Правовые проблемы реализации государственного надзора...

Ключевые слова: земельное право, государственный надзор, муниципальный контроль

Конституция как основной акт государства в Российской Федерации определяет общие

Правомочным актом государства до сих пор не отменено Постановление Правительства РФ от...

Проблемы применения сроков привлечения к административной...

Государственный лесной контроль и надзор осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 83 ЛК РФ). Согласно ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются...

Актуальность и практическая значимость государственной...

кадастровая стоимость, государственная кадастровая оценка, кадастровая оценка, недвижимое имущество, земельный налог, земельный участок, оценка, Российская Федерация, РФ, федеральный стандарт оценки.

земельное законодательство, государственный земельный...

Государственный земельный контроль в стране осуществляется тремя никак не связанными друг с другом организациями — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному...

Проблемы использования института кадастровой стоимости...

кадастровая стоимость, земельный участок, Российская Федерация, РФ, государственный земельный надзор, целевое назначение, местное самоуправление, оценочная деятельность, земельное законодательство...

Государственный контроль землепользования: региональный...

земельное законодательство, государственный земельный контроль, самовольное занятие, нарушение, участок, тысяча, охрана земель, использование земель, местное самоуправление, Российская Федерация.

Похожие статьи

Некоторые проблемы ответственности кадастровых инженеров

Ключевые слова: государственный кадастровый учет, кадастровые отношения, кадастровый инженер, кадастровая деятельность. В настоящее время кадастровой деятельностью является выполнение в отношении недвижимого имущества работ, в...

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Мониторинг судебной практики применения земельного законодательства выявил проблемы в правовом регулировании данных отношений, разрешение которых должно способствовать повышению эффективности юридической ответственности за земельные правонарушения.

Проблема передачи в аренду части земельного участка

В связи с этим, требовалось поставить на государственный кадастровый учет и индивидуализировать не только весь земельный участок, но и ту его часть, которая передавалась в аренду. ВАС РФ в Постановление Пленума ВАС РФ № 73 сформировал...

Правовые проблемы реализации государственного надзора...

Ключевые слова: земельное право, государственный надзор, муниципальный контроль

Конституция как основной акт государства в Российской Федерации определяет общие

Правомочным актом государства до сих пор не отменено Постановление Правительства РФ от...

Проблемы применения сроков привлечения к административной...

Государственный лесной контроль и надзор осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 83 ЛК РФ). Согласно ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются...

Актуальность и практическая значимость государственной...

кадастровая стоимость, государственная кадастровая оценка, кадастровая оценка, недвижимое имущество, земельный налог, земельный участок, оценка, Российская Федерация, РФ, федеральный стандарт оценки.

земельное законодательство, государственный земельный...

Государственный земельный контроль в стране осуществляется тремя никак не связанными друг с другом организациями — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному...

Проблемы использования института кадастровой стоимости...

кадастровая стоимость, земельный участок, Российская Федерация, РФ, государственный земельный надзор, целевое назначение, местное самоуправление, оценочная деятельность, земельное законодательство...

Государственный контроль землепользования: региональный...

земельное законодательство, государственный земельный контроль, самовольное занятие, нарушение, участок, тысяча, охрана земель, использование земель, местное самоуправление, Российская Федерация.

Задать вопрос