Проблемы определения гражданско-правового статуса саморегулируемых организаций в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 06.12.2018

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Апокорин Р. С. Проблемы определения гражданско-правового статуса саморегулируемых организаций в России // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 107-109. — URL https://moluch.ru/archive/235/54565/ (дата обращения: 18.09.2019).



Предметом статьи выступает анализ гражданско-правового статуса СРО в российской правовой системе. Цель работы — определение проблем в вопросе определениягражданско-правового статуса СРО в России. Методологической основой исследования послужили общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также системный и логический методы.

Ключевые слова: саморегулирование, СРО, публичное право, частное право, федеральный орган исполнительной власти.

Институт саморегулирования является относительно новым явлением для российской правовой системы. Основным нормативно-правовым актом, касающимся вопросов определения гражданско-правового статуса российских саморегулируемых организаций (СРО) выступает Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Отдельные вопросы рассматриваются и в иных законах:

– деятельность, которую практикуют члены СРО напрямую не охвачена действием ФЗ-315, например, инвестиционные фонды и фондовые биржи (N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г., N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. и др.;

– если члены СРО занимаются специфическими видами предпринимательской деятельности, которые требуют детализации (N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Градостроительный кодекс Российской Федерации и др.).

Несмотря на то, что в отечественной юридической литературе и нормативно-правовых актах вопросы саморегулирования находят все более широкое освещение, до сих пор существует ряд проблем определения гражданско-правового статуса этих структур.

  1. Двойственная природа гражданско-правового статуса СРО

Даже при наличии обширного массива нормативно-правовых актов, определяющих гражданско-правовой статус СРО, сохраняется двойственность его природы. С одной стороны, саморегулирующая организация выступает некоммерческой структурой [ч.1 ст.3, 2], что позволяет рассматривать ее как субъект частного права. С другой — у СРО имеется комплекс публично правовых функций, которые определяют саморегулирующие организации в качестве субъектов публичного права, властного воздействия в рамках административных правоотношений. В частности, СРО наделены следующими полномочиями [ст. 6–10, 2]:

– контроль за соблюдением стандартов профессиональной деятельности;

– рассмотрение жалоб от членов саморегулирующей организации;

– формирование третейских судов для урегулирования споров;

– проведение проверок деятельности членов СРО в плановом и внеплановом режиме;

– назначение и определение размеров штрафов членам СРО;

– принятие новых членов и исключение из состава саморегулируемой структуры действующих участников и др.

При таком раскладе СРО следует рассматривать в качестве публично-частных организаций, что требует наличия в их структуре действенной системы «сдержек и противовесов», которые позволяет поддерживать баланс публичных и частных интересов [1]. В условиях саморегулирования должен сохраняться контроль со стороны государственных органов в целях пресечения нарушений и злоупотреблений.

Двойственность природы гражданско-правового статуса СРО определяется и тем, что эти структуры регистрируются в качестве некоммерческих организаций [ст. 13.1, 3], но при этом приобретают публичный статус после внесения в государственный реестр [4].

  1. Неопределенность позиции контролирующего федерального органа

В настоящее время в России субъектом присвоения статуса СРО являются федеральный орган исполнительной власти. Он вносит и исключает саморегулирующие организации в государственный реестр, контролирует их деятельность. При этом положения законодательства не определяют какой-либо федеральный орган исполнительной власти в качестве единого центра контроля деятельности российских саморегулирующих организаций. Чаще всего такой орган определяется в зависимости от сферы деятельности СРО или по решению Правительства РФ [ст. 20, 2].

Ситуация представляется более определенной для саморегулирующих организаций, работа которых регулируется специализированными законами (N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и др.). Так, в рамках СРО оценщиков и арбитражных управляющих в качестве контролирующего органа определена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Для аудиторов регулирующим федеральным органом исполнительной власти выступает Министерство финансов РФ [5].

Остальные СРО находятся под контролем Федеральной службы по техническому, экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая берет на себя не только регулирующие функции, но также ведение реестров саморегулирующих организаций по отдельным направлениям деятельности (НОПРИЗ, НОСТРОЙ и др.).

Распределение компетенций по контролю и регулированию деятельности СРО разных специализаций между многочисленными федеральными исполнительными органами формирует две проблемы:

– отсутствует возможность использования единого подхода ко всем российским СРО, вне зависимости от сферы их функционирования;

– остается неопределенным распределение саморегулирующих организаций, создаваемых в рамках иных специализаций (кредитные потребительские кооперативы, образовательные учреждения и др.)

Развитие саморегулирования в различных сферах профессиональной деятельности выступает ключевой составляющей административной реформы. Отмеченные недостатки правового регулирования СРО препятствуют развитию этого явления. Только достижение определенности гражданско-правового статуса, а также закрепление за одним федеральным органом функций по контролю и регулированию обеспечит широкие перспективы перехода на саморегулирование иных сфер общественной жизни.

Литература:

  1. Алгазина А. Ф. Понятие саморегулирования в административном праве // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2014. — № 5. — С. 25–29.
  2. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N 315-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
  5. Salamon L. M., Anheier H. K. Social Origins of Civil Society: Explaining the Nonprofit Sector Cross-Nationally // International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. — 2005. — Vol. — 9. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, гражданско-правовой статус СРО, член СРО, гражданско-правовой статус, Федеральная служба, российская правовая система, профессиональная деятельность, государственный реестр, аудиторская деятельность, Российская Федерация.


Похожие статьи

Особенности гражданско-правового статуса физического лица...

В статье рассматриваются особенности гражданско-правового статуса физического лица, которое предоставляет услуги в сфере оценочной деятельности (оценщика), осуществляется анализ действующего законодательства.

Гражданско-правовое регулирование спорта в России и Испании...

Библиографическое описание: Беляев А. А. Гражданско-правовое регулирование спорта в России и Испании: сравнительный анализ [Текст]

Все спортивные клубы, независимо от их уставных целей и организационно-правовой формы, должны быть зарегистрированы в...

Гражданско-правовой статус должника в структуре обязательства

В данной статье автор рассматривает гражданско-правовой статус должника в структуре обязательства. Проводится анализ понятия «должник», выделяются признаки, через которые данное определение характеризуется. В заключении автор приводит собственное определение...

О некоторых аспектах гражданско-правовой ответственности...

Гражданско-правовая ответственность Органов Внутренних Дел представляет собой не только правовое, но и значимое социальное явление. Справедливым будет сказать о наличии характерных черт и особенностей, позволяющих выделять гражданско-правовую...

Современное состояние правового положения иностранных...

В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан регулируется федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Кто является иностранным гражданином, согласно закону?

Понятие профессиональной ответственности в системе...

Институт страхования известен отечественной гражданско-правовой системе достаточно давно. Считается, что первые упоминания о нем встречаются еще в

Гражданско-правовая доктрина традиционно выделяет следующие признаки профессиональной ответственности

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

Деятельность контролирующих органов власти федеральными законами, регулирующими

Ответ зависит от правового статуса государственной корпорации как юридического лица.

К участникам гражданско-правовых и корпоративных правоотношений относятся не только...

Правовой статус сотрудника УИС | Статья в журнале...

Вопрос о правовом статусе сотрудника уголовно-исполнительной системы остается

Таким образом, особенность правового статуса сотрудников УИС состоит в том, что до сих пор не

Данный статус регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел, хотя УИС...

Правовой статус нотариуса в Российской Федерации

Библиографическое описание: Быкович Д. А. Правовой статус нотариуса в Российской

Правовой статус нотариуса составляют, прежде всего, его права и обязанности.

Страхование нотариальной деятельности в современной России никак не связано со средней величиной...

Похожие статьи

Особенности гражданско-правового статуса физического лица...

В статье рассматриваются особенности гражданско-правового статуса физического лица, которое предоставляет услуги в сфере оценочной деятельности (оценщика), осуществляется анализ действующего законодательства.

Гражданско-правовое регулирование спорта в России и Испании...

Библиографическое описание: Беляев А. А. Гражданско-правовое регулирование спорта в России и Испании: сравнительный анализ [Текст]

Все спортивные клубы, независимо от их уставных целей и организационно-правовой формы, должны быть зарегистрированы в...

Гражданско-правовой статус должника в структуре обязательства

В данной статье автор рассматривает гражданско-правовой статус должника в структуре обязательства. Проводится анализ понятия «должник», выделяются признаки, через которые данное определение характеризуется. В заключении автор приводит собственное определение...

О некоторых аспектах гражданско-правовой ответственности...

Гражданско-правовая ответственность Органов Внутренних Дел представляет собой не только правовое, но и значимое социальное явление. Справедливым будет сказать о наличии характерных черт и особенностей, позволяющих выделять гражданско-правовую...

Современное состояние правового положения иностранных...

В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан регулируется федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Кто является иностранным гражданином, согласно закону?

Понятие профессиональной ответственности в системе...

Институт страхования известен отечественной гражданско-правовой системе достаточно давно. Считается, что первые упоминания о нем встречаются еще в

Гражданско-правовая доктрина традиционно выделяет следующие признаки профессиональной ответственности

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

Деятельность контролирующих органов власти федеральными законами, регулирующими

Ответ зависит от правового статуса государственной корпорации как юридического лица.

К участникам гражданско-правовых и корпоративных правоотношений относятся не только...

Правовой статус сотрудника УИС | Статья в журнале...

Вопрос о правовом статусе сотрудника уголовно-исполнительной системы остается

Таким образом, особенность правового статуса сотрудников УИС состоит в том, что до сих пор не

Данный статус регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел, хотя УИС...

Правовой статус нотариуса в Российской Федерации

Библиографическое описание: Быкович Д. А. Правовой статус нотариуса в Российской

Правовой статус нотариуса составляют, прежде всего, его права и обязанности.

Страхование нотариальной деятельности в современной России никак не связано со средней величиной...

Задать вопрос