В данной статье вы найдете исследование психологических особенностей людей, которые прошли отбор на должность стюарда на чемпионате мира по футболу 2018. Актуальность данного исследования заключается в том, что оно показывает, насколько хорошо в современных условиях проводиться профессиональный отбор людей с необходимыми психологическими качествами. Статья содержит первую часть исследования. Вторая часть будет опубликована в следующей статье.
Ключевые слова: психологические особенности, профессиональный отбор, внимание, общительность, профессиональные качества.
Во время главного спортивного события для России — Мундиаля-2018 наша страна, а в частности города, принимающие гостей, претерпевали масштабные изменения. На месяц внимание целого мира было приковано к нашей стране, города превратились в самые популярные места для сотен тысяч людей, а все ведущие масс-медиа планеты транслировали отечественные стадионы. Конечно, подготовка к этому масштабному событию была невероятно долгой, сложной и хорошо спланированной.
Не только гостей, но и жителей ждало много сюрпризов и новшеств. Например, во всех городах, где проходил чемпионат мира по футболу, набирали людей на «новую» вакансию, имеющую название «стюард».
Что же собой представляет работа стюарда? Стюард или контролер-распорядитель — это человек контролирующий болельщиков и, частично, выполняющий функции охраны, волонтера, полицейского. Отбор на эту вакансию был жёстким и многоуровневым, но предлагаемые условия работы были выгодными, так что желающих было очень много. В понимании большинства стюард — это человек в форме, который всю игру стоит спиной к полю и внимательно наблюдает за происходящим на трибунах. На самом деле ответственность стюардов, намного выше, чем кажется.
Стюард — это не просто «охранник», на самом деле обязанностей у стюарда гораздо больше. Такие требования диктуются масштабами проходящего мероприятия. Чем больше людей, тем сложнее сохранение безопасности и порядка. Стюарды проводят осмотр болельщиков на входе, осуществляют навигацию гостей на английском языке и в целом помогают людям там, где это необходимо. Если болельщик вдруг потерялся, или не знает языка, стюард всегда поможет. Многие из желающих стать стюардами не сразу поняли, на какую ответственную роль их поставит будущая работа. В России стюардов было очень мало, в основном в крупных городах, где есть стадионы. До чемпионата чаще всего функции стюардов выполняли сотрудники ЧОП. Однако по регламенту FIFA для этой должности были нужны специально обученные люди, которые бы прошли обучение, сдали экзамен и получили удостоверение. Городу-участнику нужно было подготовить не менее полторы тысячи стюардов, в то время как желающих было около семи тысяч. Людей выбирали путем собеседования. Для заключения договора нужно было предоставить справку об отсутствии судимости, психолога, нарколога. В конкурсе учувствовали люди всех возрастов и профессий.
Подготовкой сотрудников занимались команды квалифицированных тренеров, параллельно работающих на скорой помощи, МЧС, на спортивных объектах и т. д. Значительный блок обучения отводится на нормативно-правовую и психологическую подготовку. Также есть блок из трех занятий по организации работы контролера-распорядителя и по обеспечению безопасной среды на мероприятии. По итогу обучения сотрудники должны хорошо ориентироваться в оказании первой помощи, знать правила поведения в экстренных ситуациях и правилах поведения при пожаре. Если вдруг возникнет чрезвычайная ситуация, стюард должен уметь выйти из ситуации с меньшими потерями или, при необходимости, эвакуировать зрителей.
Принимая во внимание критерии отбора на эту должность, мы хотим проследить, людей с какими психологическими особенностями удалось отобрать в ряды такой ответственной должности [10, c.70].
Гипотетически мы предполагаем, что люди, получившие должность стюарда на чемпионате мира по футболу, обладают основными качествами, необходимыми работникам сферы безопасности. [2, c.215]
Профессионально важные качества работников всфере безопасности.
‒ адекватная самооценка;
‒ организованность, самодисциплина;
‒ ответственность;
‒ предусмотрительность;
‒ пунктуальность;
‒ решительность;
‒ самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка;
‒ развитые волевые качества;
‒ способность организовывать свою деятельность в условиях большого потока информации и разнообразия поставленных задач;
‒ способность переносить неприятные ощущения (дурной запах, шум, грязь, холодная вода, ожог, царапина, удар электрического тока и т. д.) без потрясений;
‒ способность рационально действовать в экстремальных ситуациях;
‒ уверенность в себе;
‒ стрессоустойчивость;
‒ чувство долга;
‒ патриотизм;
‒ хорошо развитые свойства ощущений и восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание);
‒ хорошо развитые свойства внимания;
‒ способность к созданию образа по словесному описанию;
‒ способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;
‒ аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления;
‒ гибкость мышления;
‒ оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления;
‒ стратегическое мышление;
‒ эрудированность;
‒ умение четко и кратко формулировать информацию;
‒ сохранение работоспособности при недостатке сна;
‒ сохранение бдительности в режиме ожидания;
‒ физическая подготовленность к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности;
‒ умение работать в условиях ненормированного графика;
‒ умение решать проблемные ситуации в короткие сроки;
‒ способность идти на риск;
‒ способность прогнозирования;
‒ умение оставаться «в тени»;
‒ умение работать в команде.
Для выяснения степени выраженности, у отобранных в ряды стюардов людей, таких качеств как: общительность, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, чувствительность, соответствие поведения социальным нормам, социальная смелость, дипломатичность, а также высокий самоконтроль, — мы используем, 16-факторный опросник личностных черт Р. Б. Кеттелла [4, c.453].
Соотнесем результаты теста с тестами:
‒ уровень общительности Ряховского;
‒ методику Мюнстерберга на избирательность внимания:
‒ тест личностной тревожности Спилберга [13, c.50].
Таким образом, мы постараемся выяснить, насколько хорошо психологам на профотборе чемпионата мира по футболу удалось отобрать людей с необходимыми психологическими особенностями на должность стюарда.
На данный момент есть результаты исследований теста Мюнстерберга «Диагностика избирательности внимания» и теста В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности» [7, c.80].
Две группы испытуемых прошли эти тесты, соблюдая все рекомендации. Первая группа испытуемых — это те, кто работал стюардами. Вторая группа испытуемых, люди, не проходившие отбор на чемпионат мира в качестве работников [9, c.90].
Результаты исследования теста Мюнстерберга «Диагностика избирательности внимания»:
- 1 группа испытуемых имеет процентное соотношение:
менее 15 слов — 0 %
не более 20 слов — 35.3 %
24–25 слов — 64,7 %
- 2 группа испытуемых:
менее 15 слов — 11.8 %
не более 20 слов — 82.1 %
24–25 слов — 5,1 %
После этого тестирования, мы можем отследить, что в процессе профотбора на должность стюарда удалось отобрать людей исключительно со средним и высоким показателем внимания [14, c.90].
Результаты исследования теста В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности».
- 1 группа испытуемых имеет процентное соотношение:
30–32 балла — 0 %
25–29 баллов — 0 %
19–24 балла — 0 %
14–18 баллов -17.6 %
9–13 баллов — 35.3 %
4–8 баллов — 47.3 %
- 2 группа испытуемых:
30–32 балла — 0 %
25–29 баллов — 11.7 %
19–24 балла — 29.4 %
14–18 баллов -23.6 %
9–13 баллов — 23.6 %
4–8 баллов — 11.7 %
Сейчас уже можно сделать выводы о том, что те, кто прошли отбор в ряды стюардов, имеют достаточно хороший показатель внимания и показатель общения выше среднего [3, c.544].
Промежуточные результаты исследования говорят нам о первых результатах — о высоком уровне общительности и внимания у тех, кто прошел отбор на должность стюарда [7, c.81]. В дальнейшем планируется продолжить исследование по двум оставшимся методикам и соотнесение результатов, полученных в исследованиях. По завершении исследования планируется написание магистерской диссертации.
Литература:
1. Айзенк, Х. Психологические теории тревожности: учебник для вузов/ Под ред. В. М. Астапова. — СПб.: Питер, 2001.-247с..
2. Анохин, П. К. Эмоции. Психология эмоций/ П. К. Анохин — М.: Педагогика, 1984, с.214–276
3. Большая психологическая энциклопедия. — М.: ЭКСМО, 2007. -544 с.
4. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика: учеб. пособие/К. М. Гуревич. — М.: Мир, 1997. — 452 с
5. Гальперин П. Я. Введение в психологию. -М.: Изд-во МГУ, 1967. 150с.
6. Головаха Е. И. Психологическое время личности. Киев, 1984. — 212с
7. Клепинин, Д. А. Проблема качества профессиональной подготовки специалиста/Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. -2010-№ 2. -С. 79–94.
8. Кудрявцева, Н. Н. Тревога как социальная болезнь [Текст] / Н. Н. Кудрявцева // Химия и жизнь — XXI век. — 2004. — N 11. — С. 10–14.
9. Локоть, Н. В. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований [Текст]: учеб.-метод пособие /Локоть, Н.В.- Мурманск: МГПИ, 2005. — 90 с.
10. Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности /А. А. Налчаджян.- Издательство АН Армянской ССР.: Ереван, 1988.- 69 с.
11. 12. Немов, Р. С. Психология: Кн. 3 Психодиагностика/ Р. С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 1999.- 287 с.
12. Общая психодиагностика/ под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987
13. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / под. ред. Райгородского. — Самара, 1998.
14. Психологические тесты / под ред. В. С. Антипченко. — К.: 2002.- 612с.