Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, хотя оно, несомненно, в той или иной мере присуще всем людям. Но школа — это мир юности, надежд и радости, где для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не устаёт одухотворяющий поиск разума и добра. Предпосылками для развития творческой личности является: наблюдательность, общительность, речевая и общая активность, хорошо натренированная память, сообразительность, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развивать познавательный интерес и воображения. Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие средства обучения родному языку, как сказки и загадки; уроки чтения, языковые игры и различные конкурсы, викторины; сочинения разных типов назначений; выступления учащихся на утренниках и на обычных уроках.
Практика показывает, что младших школьников необходимо как можно чаще ставить в роли автора, давать возможность выразиться, раскрыть свои чувства, эмоции. Именно поэтому в начальных классах Мы используем дидактические игры, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение.
Развитие речи учащихся — одна из важнейших проблем современной школы [1, с.89]. Эта проблема может быть разрешена только в ходе всей учебной деятельности. При составлении минутки чистописания учитель использует специальные упражнения, с помощью которых школьники определяют букву (буквы), предназначенную (предназначенные) для прописывания на данном уроке, и сообщают об этом классу. Для получения высокого эффекта соблюдаем следующие общие требования:
1. От урока к уроку степень трудности заданий в каждой группе упражнений постепенно возрастает.
2. Содержание упражнений, так или иначе, связывается с изучаемыми темами курса русского языка, что позволяет повысить эффективность их усвоения.
3. Каждое задание предусматривает активную речемыслительную деятельность, в процессе которой ими создаются рассказ-рассуждение, рассказ-умозаключение, дающие представление о предпринятых учеником действиях по нахождению для письма буквы. При ответах учитель обращает внимание учащихся на правильность построения предложений и логику изложения мыслей:
Приведу пример упражнения для минутки чистописания:
В рубрике «Обрати внимание» знакомим учеников с новым разделом — лексикой; формирует целевую установку на изучение нового материала этого раздела. В результате на уроке повторяется тема: «Что изучает фонетика»? Затем выясняется значение слова, и дети сами делают вывод, говорят тему урока: «Слово и его значение». Просим определить букву, которую будем прописывать на минутке чистописания. Она находится в названии темы и обозначает согласный, глухой, парный, твёрдый звук. Дети находят букву и объясняют, что на уроке будем писать букву с, потому что она обозначает согласный, глухой, твёрдый, непарный звук [с].
Затем учащиеся устанавливают порядок записи букв, предложенный учителем. Они определяют и формулируют вслух закономерность записи, которая на каждом уроке меняется, обеспечивая постепенно нарастающий уровень трудности интеллектуальной деятельности. Например: с сл сло слов слово…(закономерность: идёт наращивание строчных букв, из которых получается первое слово названия темы). Далее учащиеся записывают цепочку букв, опираясь на ими составленную закономерность, при этом учитель обращает внимание на специфику написания букв, их наиболее сложных элементов, соединений букв.
Проведение словарно-орфографической работы связано с дальнейшим увеличением активной и осознанной деятельности школьников в учебном процессе. Наиболее существенными новациями здесь являются: 1) самостоятельное определение и формулирование учащимися темы словарно-орфографической работы; 2) работа с лексическим значением нового слова как с понятием. Так же, как и на минутке чистописания, упражнения составляются с учётом нарастающей степени сложности. Содержание упражнений обязательно связывается с темой урока. Ответ составляется учеником в форме текста. Например: во втором классе при изучении темы «Значение слова» (на уроке будет выполняться упражнение по классификации слов: домашние животные, цвета и т. д.) учитель записывает на доске слова козы, кролики, сова и предлагает учащимся задание: «Найдите в каждом записанном слове ударный слог-слияние. Подумайте, какое действие следует предпринять со слогами. Назовите новое словарное слово. Примерный ответ ученика: «В слове козы ударный слог ко. В слове кролики ударный слог кро, слог-слияние ро. В слове сова ударный слог ва. Если соединить эти слоги-слияния между собой по порядку, то получится слово корова. Какое слово лишнее, почему? Какая орфограмма спряталась в слове сова?
Лексическое значение нового словарного слова осваивается как понятие. Работа проходит в виде беседы — рассуждения, в процессе которой идёт поиск родовой принадлежности предмета. В ходе сравнения и сопоставления видовых понятий выявляются существенные признаки предмета и формулируется лексическое значение нового слова. Так в результате рассуждений учащиеся приходят к выводу, что корова- это домашнее парнокопытное животное, имеет рога, питается травой и даёт молоко. Затем со словом корова составляется предложение и записывается в тетради. В процессе такого рассуждения школьники овладевают сложнейшими мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, выходят на достаточно высокий уровень абстрагирования.
Новизна данной методики заключается в том, что: в рамках традиционной системы обучения обеспечивается качественно новый уровень вовлечённости школьников в творческую учебную деятельность за счёт передачи им части функций учителя; осуществляется комплексное интеллектуальное развитие учащихся путём системного и одновременного воздействия на их важнейшие психические функции: внимание, память, мышление и речь; речевая деятельность школьников организуется преимущественно в текстовой форме, что в сочетании с первыми двумя факторами способствует существенному повышению языковой грамотности обучаемых.
Литература:
- Бакулина, Г. А. Методика обучения младших школьников средствами субъектизации /Г. А. Бакулина.- М.: Просвещение, 2007.-187с.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь /Л. С. Выготский.- М.: Просвещение, 1999.-127с.
- Кирсанов, А. А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе /А. А. Кирсанов, Ж.А Зайцева.- Казань, 1995,-136с.
- Рассказова, Н. П. О развитии речи //Начальная школа.-1984г.-№ 12.-с.10–12