Роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 05.12.2018

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Красавина О. И. Роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 365-367. — URL https://moluch.ru/archive/235/54446/ (дата обращения: 15.09.2019).



В статье рассматриваются такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность, роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность.

Key words: competition, competitiveness.

Сегодня невозможно представить рынок и рыночные отношения без такого понятия, как конкуренция. Ежедневно покупатели, т. е. потребители делают выбор в пользу тех или иных продуктов, товаров и услуг. Это может быть выбор производителя молока, бренда, выпустившего линию одежды, торгово-развлекательного центра, завода-изготовителя автомобилей, туристического агентства, оператора сотовой связи, службы такси, салона красоты, телевизионного канала, интеллектуального журнала, высшего учебного заведения, консалтингового бюро, проектной или строительной организации и т. д. При этом у каждого потребителя есть свой минимальный перечень продуктов, товаров и услуг, производители которых вызывают доверие. Время от времени предпочтения потребителей могут меняться. Например, на протяжении длительного времени проектная организация А заказывала у компании Б питьевую воду в свой офис. Но вдруг сотрудники офиса стали замечать, что вода приобрела неприятный привкус, т. е. понизилось ее качество, затем участились случаи задержки сроков поставки воды, а в добавок увеличилась стоимость услуг по доставке питьевой воды. Проанализировав сложившуюся ситуацию, руководитель принял решение поменять поставщика и теперь успешно пользуется услугами другой организации.

На примере поставки воды становится понятно, что на рынке существует борьба между его участниками за тех или иных потребителей. В экономике этот процесс называется конкуренцией.

Рассмотрим более подробно, что такое конкуренция и конкурентоспособность.

Впервые понятие «конкуренция» было рассмотрено в работе Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованной в 1776 году. Смит описывал данное понятие как соперничество между участниками рынка, которые заинтересованы в достижении одного и того же результата.

Карл Маркс в своих трудах описывал понятие конкуренция как свойственную товарному производству антагонистическую борьбу между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта продукции.

Также определение «конкуренция» изучалось и описывалось в работах таких экономистов, как Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек, Г. Я. Киперман, Н. И. Перцовский, Р. А. Фатхутдинов и др.

В настоящее время в Российской Федерации понятие «конкуренция» определено федеральным законом № 135-ФЗ от 26.07.2016 г. «О защите конкуренции». Согласно пункту 7 статьи 4 «Основные понятие, используемые в настоящем Федеральном законе»:

«конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1].

Перейдем к следующему определению. Что же такое конкурентоспособность? Несомненно, понятия конкуренция и конкурентоспособность тесно связаны друг с другом. Конкурентоспособность — одна из важнейших характеристик, которая используется для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. В самом широком смысле конкурентоспособность понимается как способность опережать других, используя при этом свои преимущества для достижения поставленных целей.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дано толкование слову конкурентоспособный — «способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам» [2].

Р. А. Фатхутдинов дает определение понятия конкурентоспособность как способность объекта выдержать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчерчивает, что при отнесении товаров, продуктов и услуг к конкурентоспособным или неконкурентоспособным важен конкретный рынок.

Какова же роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций? В современном бизнесе глобализация и процессы, которая она порождает, вызывают активную конкурентную среду. Быстрый рост предпринимательства, изменения в законодательстве, новая практика деловых отношений, появление новых технологий стимулируют коммерческое развитие организаций, это в свою очередь приводит к тому, что руководство организаций вынуждено работать более агрессивно. Любая организация, работающая в той или иной сфере, имеет конкурентную стратегию. Эта стратегия может быть плановой или возникнуть стихийно в процессе деятельности различных функциональных отделов организации. Конкурентная стратегия предполагает такое позиционирование ведения деятельности организации, которое увеличит до максимума ее потенциал, что в свою очередь отличит ее от конкурентов и позволит эффективно вести свою деятельность. Сущность формирования конкурентной стратегии заключается в сопоставлении организации и ее окружения (конкурентов).

Подробный анализ деятельности конкурентов, изучение конкурентоспособности самой организации является сложной и комплексной задачей. Решение такой задачи позволит обеспечить устойчивое положение организации на рынке.

Для того чтобы получить конкурентную информацию, можно использовать множество различных методов, например, матричные методы (матрица БКГ, матрица Портера и др.); методы, основанные на оценивании конкурентоспособности товара или услуги организации; методы, основанные на теории эффективной конкуренции; комплексные методы.

Полученную конкурентную информацию можно использовать:

  1. для анализа положения рассматриваемой организации на рынке;
  2. для анализа деловой среды организации, включая государственную политику для делового сектора, ситуацию с действующим законодательством, финансовые показатели организации, анализ конкурентов рассматриваемой организации;
  3. для разработки стратегии коммерческого развития рассматриваемой организации.

Получение и изучение информации об организации является детализированным исследованием в области управленческого, организационного и финансового устройства организации. Разнообразие методов и инструментов поможет составить ясную картину о рассматриваемой организации, что в свою очередь позволит определить ее конкурентные преимущества и слабости, возможности и угрозы для сегмента рынка, в котором организация ведет свою деятельность.

Таким образом, своевременный анализ и оценка конкурентоспособности помогут сформировать успешную конкурентную стратегию организации, что в свою очередь является залогом эффективной деятельности организации.

Литература:

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., ст. 4, п.7 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 02.12.2018 г.).
  2. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11698/ (дата обращения: 02.12.2018 г.).
  3. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: учеб. пособие/ Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. — М.: ИНФРА-М, 2016, — 347 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
  4. Анализ деятельности конкурентов: учеб. пособие/ Т. Н. Рыжикова. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 267 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
  5. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер; Пер. с англ. — 7-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 453 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рассматриваемая организация, конкурентная стратегия, конкурентоспособность, конкуренция, оценка конкурентоспособности организаций, питьевая вода, роль анализа, рынок.


Похожие статьи

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Оценка конкурентоспособности предприятия. Авторы: Пострелова Алена Владимировна

Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на

В условиях монополистической конкуренции маркетинговая стратегия фирмы строится, как...

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

В данной статье рассмотрены определения, способствующие формированию основных стратегий повышения конкурентоспособности предприятия. Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке

На сегодняшний день проблема повышения конкурентоспособности предприятия

Рис. 1. Виды конкуренции. На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние ряд факторов

Определение и оценка конкурентоспособности предприятия

Оценка конкурентоспособности предприятия имеет большое значение в деятельности каждого предприятия. Она требуется для определения конкурентных позиций предприятия, разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности, выбора контрагентов для...

Конкурентная стратегия в системе управления... | Молодой ученый

В свою очередь, конкурентная стратегия — это план предприятия по обеспечению определенного уровня его конкурентоспособности. По мнению Майкла Портера, разработка конкурентной стратегии заключается в отыскании четкой формулировки того, как...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

В статье исследуются вопросы разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия за счет раскрытия ее основных элементов и направлений. В статье представлен план конкурентной стратегии предприятия...

Повышение конкурентоспособности предприятий розничной...

Большинство авторов не всегда рассматривают понятие «конкурентоспособность

Конкурентоспособность предприятия — это способность выдерживать конкуренцию в

Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл...

Значение оценки конкурентоспособности предприятия...

Значение оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях на примере ООО «Суксунское».

В данной статье рассмотрены основные определения конкурентоспособности

Конкуренция — это экономический процесс взаимодействия, а...

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой... Общую оценку конкурентоспособности предприятия торговли предложила С. В

Этапы проведения анализа конкурентоспособности организации. В достижении конкурентоспособности организации...

Похожие статьи

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Оценка конкурентоспособности предприятия. Авторы: Пострелова Алена Владимировна

Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на

В условиях монополистической конкуренции маркетинговая стратегия фирмы строится, как...

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

В данной статье рассмотрены определения, способствующие формированию основных стратегий повышения конкурентоспособности предприятия. Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке

На сегодняшний день проблема повышения конкурентоспособности предприятия

Рис. 1. Виды конкуренции. На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние ряд факторов

Определение и оценка конкурентоспособности предприятия

Оценка конкурентоспособности предприятия имеет большое значение в деятельности каждого предприятия. Она требуется для определения конкурентных позиций предприятия, разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности, выбора контрагентов для...

Конкурентная стратегия в системе управления... | Молодой ученый

В свою очередь, конкурентная стратегия — это план предприятия по обеспечению определенного уровня его конкурентоспособности. По мнению Майкла Портера, разработка конкурентной стратегии заключается в отыскании четкой формулировки того, как...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

В статье исследуются вопросы разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия за счет раскрытия ее основных элементов и направлений. В статье представлен план конкурентной стратегии предприятия...

Повышение конкурентоспособности предприятий розничной...

Большинство авторов не всегда рассматривают понятие «конкурентоспособность

Конкурентоспособность предприятия — это способность выдерживать конкуренцию в

Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл...

Значение оценки конкурентоспособности предприятия...

Значение оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях на примере ООО «Суксунское».

В данной статье рассмотрены основные определения конкурентоспособности

Конкуренция — это экономический процесс взаимодействия, а...

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой... Общую оценку конкурентоспособности предприятия торговли предложила С. В

Этапы проведения анализа конкурентоспособности организации. В достижении конкурентоспособности организации...

Задать вопрос