Наука, образование и общество: тенденция и перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 04.12.2018

Статья просмотрена: 2998 раз

Библиографическое описание:

Маслова, И. В. Наука, образование и общество: тенденция и перспективы развития / И. В. Маслова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 315-316. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54472/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассмотрена связь науки, образования и общества. Проанализированы тенденции и перспективы развития (по ФГОС общего образования).

Ключевые слова: ФГОС, наука, образование, общество.

The article discusses the relationship of science, education and society. Analyzed trends and development prospects (for the GEF of general education).

Key words: GEF, science, education, society.

Основная цель обучения в школе — научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники и возможностях сети Интернет. Обращение детей к образовательным возможностям информационных технологий является весьма эффективным и целесообразным. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа — это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем обществе. Новым образовательным стандартом предусмотрено формирование универсальных учебных действий. Использование современных цифровых ресурсов указывается, как наиболее естественный способ формирования этих действий.

В ФГОС общего образования фиксируются: основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе:

– ключевые теории,

– идеи,

– понятия,

– факты,

– методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры;

– универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.

К ним относятся

– личностные универсальные учебные действия;

– регулятивные действия;

– познавательные действия;

– коммуникативные универсальные учебные действия [2, с 231].

Интенсивное развитие науки в условиях современного общества обуславливает гигантское воздействие научных достижений на развитие общества и вообще человечества. В условиях мобильного информационного общества, проблема границ науки и морали становятся чрезвычайно актуальными.

За последние сто лет наука сделала настолько большой шаг вперед, что, видимо ее последствия с точки зрения глобальности просто поражают. При такой научной эйфории очень трудно адекватно оценивать и регламентировать функцию науки в общественной жизни, поскольку значительные научные инновации посягают на самое важное — жизнь и развитие человека [1].

Несоответствие этих двух ценностей приводят к нарушению основ научного познания и сводят функции науки как сферы общественного блага и благосостояния на нет. В условиях, когда научные исследования делаются не ради человека и улучшения его жизни, а использует человека как инструмент достижения определенных целей, наука перерастает в антиморальную категорию. В последнее время вектор направленности развития науки сместился от всестороннего развития человека, на «изменение человека». Это является большим индикатором того, что для достижения определенного результата общечеловеческие моральные нормы, а точнее их нарушение, уже не выступают в роли барьера для научной деятельности. Так мы можем много говорить об эволюции нравственности в историческом процессе, но все же это не оправдание.

Развитие научной и образовательной деятельности должно происходить через цензуру нравственности, которая бы выступала определенным держателем, для того чтобы наука выполняла свою главную функцию — служение человека и адекватно воспринимало последствия своей деятельности.

Для того, чтобы более подробно и последовательно охарактеризовать взаимосвязь ФГОС, науки и образования и систему их взаимодействия следует, по мнению автора, остановиться на следующих аспектах:

1) Культурно-исторический. Наука и ее становление всегда было очень плотно связано с развитием и форматом культурных процессов. Это значительным образом отразилось в развитии науки на Востоке и на Западе, где в первом случае наука всегда тормозилась особенностями национальной культуры, а во втором — наука смогла реализоваться в полной мере, и особенности культуры сыграли в этом плане не последнюю роль, поскольку культура является прямым отражением нравственности в обществе.

2) Социокультурный — наука является социальным институтом, наука разнообразна в своих проявлениях (политический и экономический аспекты проявления науки). Общество может рассчитывать на перспективу, только если оно основывается на научных исследованиях. При таких условиях развитие науки является непосредственным катализатором развития общества, а моральные нормы в этом контексте могут носить адаптируемый (по отношению к политическим и экономическим изменениям) характер.

Хотим обратить внимание на тезис, что развитие науки дает толчок к оптимизации человеческой жизни с одной стороны, но такая оптимизация, с другой стороны, нуждается у человека минимальных усилий для своей жизнедеятельности. Это имеет катастрофические последствия для человечества, поскольку в некоторых аспектах общество на столько деградирует, что в будущем научные исследования не будет кому делать [3].

В этом и заключается огромная проблема современной науки — катастрофическая непоследовательность. Это приводит к тому, что использование научных достижений проходит в хаотичном порядке.

Именно поэтому мы говорим о последствиях только после практической реализации исследований и то только про те, которые очевидны, а не о тех которые в перспективе. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Таким образом, количественные изменения в современном обществе, обусловленные научным вмешательством, является настолько быстрыми и хаотичными, что общество не успевает адаптироваться к ним, эти нововведения не достаточно протестированы и объясненные и это вызывает прецеденты неправильного использования научных достижений.

Литература:

  1. http://shebekino-gimnazia-internat.edusite.ru
  2. Днепров, Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. — Издание 2-е, дополненное. — М.: Мариос, 2017. — 456 с. — 1 000 экз. — ISBN 5–7897–0241–2
  3. http://fgosvo.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): GEF, наука, развитие науки, действие, достижение, начальная школа, общее образование, общество, современное общество, функция науки.


Похожие статьи

Современное образование и наука: основные направления...

Актуальность темы исследования предопределена тем, что образованию и науке в современном обществе уделяется особое внимание, ведь они являются важнейшими факторами формирования новых человеческих качеств...

Наука в обществе знания | Статья в журнале «Молодой ученый»

«Наука — особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

В результате основным риском развития науки в обществе знания выступает превращение науки в «научную религию», в...

Тенденции развития образования в XXI веке в условиях...

Что является целью образования в 21-м веке — предоставить учащимся возможность

Новые технологии в результате глобализации общества предоставляют неограниченные

Образование 21-го века основывается на такой концепции обучения, как базовые знания по...

Школьное ученическое научное общество как форма организации...

В нашей школе более 10 лет работает Школьное ученическое научное общество, которое объединяет учащихся и учителей, интересующихся творческой работой, позволяющей и ученику и учителю создавать условия для самореализации в интересующей образовательной области...

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Основоположником современных представлений о непрерывном образовании является чешский

Меняются представления общества, расширяются научные знания, возникают новые взгляды

Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений...

Наука как феномен культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Современная наука тесно связана с другими сферами жизни общества.

С другой стороны, так называемые политические технологии создаются с учетом современных достижений науки

Несмотря на связь науки с другими сферами культуры, она обладает относительной...

История зарождения и развития классической и неклассической...

История науки представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и

Этапов развития науки значимых и менее значимых на много намного больше.

В обществе подражательность имеет такое же значение, как наследственность в биологии и молекулярное...

Образование как предмет педагогической науки

Библиографическое описание: Казакова Д. Г. Образование как предмет педагогической науки

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина.

Показано многообразие существующих в современной педагогической науке взглядов на...

Роль научных коммуникаций в поднятии престижа профессии...

Такое стремительное развитие различных по сферам наук стало причиной увеличения влияния науки на все уровни общественной жизни. Стала формироваться устойчивость и массовость популяризации науки. Информация из сферы деятельности по производству новых знаний...

Актуальные проблемы современного школьного образования...

Однако развитие школы, ее обновление зависит не столько от внедряемых инноваций в

Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются

Учитель современной школы осуществляет различные функций...

Похожие статьи

Современное образование и наука: основные направления...

Актуальность темы исследования предопределена тем, что образованию и науке в современном обществе уделяется особое внимание, ведь они являются важнейшими факторами формирования новых человеческих качеств...

Наука в обществе знания | Статья в журнале «Молодой ученый»

«Наука — особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

В результате основным риском развития науки в обществе знания выступает превращение науки в «научную религию», в...

Тенденции развития образования в XXI веке в условиях...

Что является целью образования в 21-м веке — предоставить учащимся возможность

Новые технологии в результате глобализации общества предоставляют неограниченные

Образование 21-го века основывается на такой концепции обучения, как базовые знания по...

Школьное ученическое научное общество как форма организации...

В нашей школе более 10 лет работает Школьное ученическое научное общество, которое объединяет учащихся и учителей, интересующихся творческой работой, позволяющей и ученику и учителю создавать условия для самореализации в интересующей образовательной области...

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Основоположником современных представлений о непрерывном образовании является чешский

Меняются представления общества, расширяются научные знания, возникают новые взгляды

Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений...

Наука как феномен культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Современная наука тесно связана с другими сферами жизни общества.

С другой стороны, так называемые политические технологии создаются с учетом современных достижений науки

Несмотря на связь науки с другими сферами культуры, она обладает относительной...

История зарождения и развития классической и неклассической...

История науки представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и

Этапов развития науки значимых и менее значимых на много намного больше.

В обществе подражательность имеет такое же значение, как наследственность в биологии и молекулярное...

Образование как предмет педагогической науки

Библиографическое описание: Казакова Д. Г. Образование как предмет педагогической науки

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина.

Показано многообразие существующих в современной педагогической науке взглядов на...

Роль научных коммуникаций в поднятии престижа профессии...

Такое стремительное развитие различных по сферам наук стало причиной увеличения влияния науки на все уровни общественной жизни. Стала формироваться устойчивость и массовость популяризации науки. Информация из сферы деятельности по производству новых знаний...

Актуальные проблемы современного школьного образования...

Однако развитие школы, ее обновление зависит не столько от внедряемых инноваций в

Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются

Учитель современной школы осуществляет различные функций...

Задать вопрос