Применение инструментов коучинга при подготовке специалистов в области коммерческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.12.2018

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Шапарь Н. А. Применение инструментов коучинга при подготовке специалистов в области коммерческой деятельности // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 267-271. — URL https://moluch.ru/archive/234/54424/ (дата обращения: 19.01.2019).



Автором предложены нетрадиционные технологии актуализации познавательной активности студентов. Приведена практика реализации дифференцированного подхода c помощью коучинговой сессии и сказкотерапии.

Ключевые слова: обучение, познавательный интерес, коучинг, будущая профессия, сказкотерапия.

Author proposed the non-tradition of actualization cognitive activities. The practice to realize of differential approach by coaching session and fairylate therapy is shown here.

Key words: training, cognitive interests, coaching, future profession, fairylate therapy

Согласно требованиям ФГОС СПО ТОП 5.0 задачей современного образования является формирование личности, готовой к самоорганизации и саморазвитию, а не передача готовых знаний и умений студенту.

Жесткие программы под всех препятствуют готовности студентов к подобной самостоятельности мышления вследствие сложившейся практики воспроизводить готовые решения и алгоритмы.

Устранению данного противоречия способствует создание определенной образовательной среды — открытого образовательного пространства, которое выходит за пределы образовательного учреждения.

Технология коучинга и его инструменты являются тем самым «пусковым механизмом» формирования самостоятельности в саморазвитии. Педагог из транслятора знаний превращается в проводника на пути ориентации и определения познавательного интереса, формирования индивидуальной образовательной траектории, поддерживая студента на пути к его образовательной цели.

Этапы образовательного процесса включают: постановку цели, мотивацию, выбор альтернатив, трансформацию.

Далее рассмотрим инструменты. С чего начать — с целеполагания! Определение цели и «раскрутка» познавательного интереса затруднены при слабом представлении студентов о своей будущей специальности, что приводит при освоении профессионального цикла к несоответствию их ожиданий и реальности.

Создать образ специалиста будущего — кем или каким хочет стать студент по завершении учебы, чего он хочет в жизни достичь, какая у него мечта — задача техники «Колесо баланса». Структура коучинговой сессии [4] удачно накладывается на структуру учебного занятия. Сопоставление соответствующих этапов приведено в таблице 1.

Таблица 1

Соответствие структур коучинговой сессии иучебного занятия

Структура коучинговой сессии

Структура учебного занятия

раппорт

Организационная часть

контракт

Мотивация

четыре вопроса планирования

формат конечного результата

Актуализация опорных знаний студентов

создание опыта

Введение нового учебного материала

шаги (действия)

Обобщение и систематизация знаний

объявленная ценность

Подведение итогов

Задание на дом

признание

При таком построении занятия главным инструментом преподавателя становится вопрос, а не выдача готовых ответов, и индивидуальное общение. Дифференцированный подход к обучению формирует положительный образ будущей профессии.

Самый сложный в исполнении этап — это мотивация студентов или отношение к образовательной деятельности. В своей практике для решения данного вопроса автор использует сказкотерапию, которая способна вселить уверенность в решении сложных проблем.

Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе ситуации, и помогает разрешить ее, даже не имея определенного опыта. Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния. Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы студент мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный и профессиональный опыт, причем она не имеет единственно правильного решения.

Основные элементы сказки: безопасное волшебное пространство; главный герой (характер деятельности); партнер-коллега; волшебник, обладатель волшебного средства; злодей (темные силы); беда (проблема); позитивный конец (проблема решена, герой получил награду или стал победителем). Представленные элементы складываются в кирпичи конструктора сказок (см. табл.2).

Таблица 2

Кирпичи конструктора сказок

Элементы сказки

Пояснение

1

Создается сказочное пространство

Условия, в которых находится главный герой

2

Особое обстоятельство

Изменение ситуации, при котором возникает проблема (что-то случилось)

3

Запрет

Условие (как делать нельзя)

4

Нарушение запрета

Действия, при которых возникает проблема

5

Герой вместе с партнером приступает к решению проблемы

Совместные действия, объединяющие усилия

6

Способ достижения цели

Использование имеющихся навыков и умений

7

Злодей начинает действовать

Препятствия, возникающие на пути героя

8

Преследование

Его ответные действия, которые не приносят результата

9

Герой уходит от преследования

Поиск ключей решения проблемы (новые знания)

10

Появляется волшебник с испытанием, в обмен на ключи

Приобретение умений героем, испытание его личных качеств

11

Герой выдерживает испытание, получает волшебное средство (ключи решения)

Обретение умений, способных решить проблему

12

Волшебник исчезает

Трогательное прощание

13

Герой вступает в битву (или состязание)

Новые знания помогают решить проблему

14

Злодей оказывается поверженным

Победа

15

Счастливый конец

Карьерное повышение, награда

16

Мораль

Вывод

Автор предлагает студентам с помощью данных кирпичей составить и решить любую проблемную ситуацию. Например, изобразить Образ будущей профессии. Затем проводится анализ получившейся сказки. При удачном ее построении студент ощущает прилив сил, настроение его улучшается, и появляется мотивация к дальнейшему обучению, ведь большинство основных проблем и профессиональных ситуаций, которые переживает каждый человек, прекрасно решаются в сказочном пространстве.

Сказкотерапия направлена на развитие индивидуальности, скрытых способностей к решению задач, самооценки и самоконтроля, формирование творческого отношения к работе, уверенности в своих силах; студент освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны.

Наиболее удачный вариант описания профессии будущего — «Менеджер по управлению онлайн-продажами» — выбран из практики подготовки специалистов по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)». Пример студенческой сказки приводится ниже в авторской редакции.

«Пришло Время. Технический прогресс человечества продвинулся далеко вперед, оно покинуло Землю и обосновалось на спутнике Эгиды–7 Эрибании — подходящей планете для заселения.

В результате эволюции люди имеют возможность по вживлению и замене отработавших свой ресурс органов и частей тела.

Продажа киберимплантов приобрела огромное значение и стала самым прибыльным делом. Однако, в связи с отсутствием межпланетного контроля за их производством и реализацией, господствовал теневой рынок «запчастей» к человеку. Производством и распространением занимался кто угодно, что вело к выпуску несертифицированной продукции и нареканиям со стороны потребителей.

Самая крупная фирма «Эндо», специализирующаяся на данном направлении, стала терять прибыль из-за неблагоприятных условий вновь заселенной планеты: личные сделки при встрече стали сложнее, а других способов заключить сделку не было по причине отсутствия необходимой инфраструктуры.

Эрвину в освоении новой технологии помогал искусственный интеллект, справляющийся с решением задач любой сложности. «Эндо», в свою очередь, заручилась поддержкой ряда искусственных спутников Эрибании, где размещались так называемые «сливки общества» и высокопоставленные чины — все-таки жить на спутниках было значительно легче, нежели на самой Эрибании.

Они приняли закон, говорящий о том, что эрибаноходы используют устаревшую технологию получения энергии, от которой человечество отказалось в пользу солнечной, так как Эгида-7 — это двойная звезда.

Эрибаноходы запретили, перекрыв каналы процветания Эрвина.

Эрвин пытался оспорить решение, боролся, но бюрократическая машина непреклонна, моментальные продажи нашего фантастического героя резко снизились, а «Эндо» восстановила лидирующие позиции в бизнесе.

Интеллект Эрвина в силу природных законов был слабее интеллекта искусственного, но дополняя друг друга они представляли мощную силу.

Нужно было что-то предпринимать.

И эта мощнейшая сила была направлена на решение только единственной проблемы — поиска путей борьбы с конкурентами.

Искусственный интеллект, исходя из анализа сложившейся ситуации принял свое решение. Интегрировался в системы управления космостанциями и пригрозил их уничтожением. При этом Эрвин, контролируя ситуацию, несколько Мгновений совершенствовал Вирус, изменил его и в итоге взял под контроль все космостанции, окружающие Эрибанию.

Теперь он мог с легкостью контролировать все правительственные решения и отменил закон о запрете эрибаноходов. Убедил всех в том, что эрибаноходы безопасны для человечества.

Когда сеть распространения киберимплантов была восстановлена, Эрвин обратился напрямую к «Эндо» и предложил сотрудничество. «Эндо» не смогла отказаться, полагая, что весь рынок со временем отойдет к Эрвину и его расширяющейся корпорации.

Импланты вновь направлялись по пневмопочтовым магистралям напрямую потребителям, постепенно нормализуя этот рынок. Уровень продаж Эрвина и его теперь уже сторонников начал расти, бизнес крепнуть.

Эрвин прославился на всю Вселенную. Его приглашали для урегулирования вопросов продаж не только сетей имплантов, но и других важных для человечества направлений.

Мало кто мог знать, что искусственный интеллект, созданный самим Эрвином, полностью уже заменил Эрвина — был Им. Вероятно остается Им и сейчас.

Однако по Вселенной ходят слухи, что Эрибания, благодаря Эрвину, занимает лидирующие позиции по продажам и менеджменту. А еще говорят, что Вселенной ему уже мало и он рассматривает варианты освоения Перехода.

Работа специалиста по управлению продажами была важна как многие Мгновения назад, так и сейчас. И уж точно она не потеряет своей актуальности в Перспективе. Единственное, что изменится — это продукт, который нужно будет продавать. Сегодня можно наблюдать, что все больше сервисов, занимающихся онлайн-продажами, строится на облачных решениях. Облако гораздо легче в управлении, дешевле в эксплуатации и безопаснее, поэтому будет пользоваться немалым спросом и в будущем».

Как видим, мотивация в форме сказки раскручивает познавательный интерес студента, позволяет представить ему образ будущей профессии–мечты.

Представленная фантастическая сказка служит базой для диагностики способностей и возможностей студентов, а также имеет целью построение индивидуальных траекторий обучения для реализации дифференцированного подхода.

Таким образом, миссия коучинга в процессе обучения как никогда созвучна с задачами, поставленными перед профессиональным образованием — сопровождение студента в процессе обучения.

Решение указанных задач затрудняет низкая мотивация студентов к получению будущей специальности, о которой они имеют слабое представление.

Формирование положительного образа будущей профессии достигается путем построения занятия в виде коучинговой сессии и применения элементов сказкотерапии.

Очевидно удачное соответствие структур коучинговой сессии и учебного занятия, а также составление и решение любой проблемной ситуации с помощью предложенных кирпичей конструктора сказок.

Литература:

  1. Вачков И. В. В229 Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.; Ось-89, 2007. — 144 с.
  2. Вологодина Н. В. Сказкотерапия, или как стать победителем / Н. В. Вологодина. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С.45.
  3. Селигман Мартин Э. П. С29 Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. — М.: Издательство «София», 2006. —368 с. ISBN 5–91250–026–8
  4. Уитмор Д. Коучинг высокой эффективности: Новый стиль менеджмента. Развитие людей, высокая эффективность: Джон Уитмор. — 3-е изд. — М.: Междунар. акад. корпоративного упр. и бизнеса, 2005 (Междунар. акад. корпоративного управления и бизнеса). — 165 с.: ил.; 23 см.; ISBN 5–98397–003–8 (в пер.)
  5. Аналитическое направление. Интерпретация сказок. //URL:http://www.ahmerov.com/book_959_chapter_14_1._Analiticheskoe_napravlenie._Interpretaija_skazok.html
  6. Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка//URL: http://kref.ru/infoshkolnajaprogramma/142466/7.html
Основные термины (генерируются автоматически): будущая профессия, решение, проблема, дифференцированный подход, учебное занятие, познавательный интерес, искусственный интеллект, будущая специальность, волшебное средство, главный герой.


Похожие статьи

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

...осознанного подхода к выбору профессии, повышение качества профориентационной работы за счет использования дифференцированных и

Библиографическое описание: Варавченко Е. В., Кавтя Е. А. Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии...

Формирование интереса у младших школьников к миру...

В статье рассматривается понятие формирования интереса младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема. Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, познавательная деятельность...

Познавательный интерес как средство обучения младших...

Познавательный интерес — явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

Такой подход к познавательному интересу, как к внешнему стимулу обучения, имеет свои основания.

Индивидуальный подход в развитии познавательного интереса...

Проблема развития познавательного интереса будущего учителя изучалась в работах Ю. К

Осуществление перестройки интеллекта является более трудным делом, но при наличии

Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом...

Развитие научных понятий и интереса студентов к их будущей...

В работе излагаются педагогические преимущества проведения занятий с использованием исторических экскурсов, вместе с проблемными материалами по выбранной специальности. Ключевые слова: число Рейнольдса, «ползущих» течений, каток-фреза, капиллярная трубка...

Об использовании продуктивных образовательных технологий...

Обучение ИЯ предполагает повышение мотивации и личной заинтересованности учащихся в процессе обучения, передачу значительной части функций целеполагания и управления процессом учебной деятельности студентам как субъектам образовательного процесса.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Так что же такое проблема? Проблема— это реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых

Большое значение в познавательной работе по знакомству с трудом взрослых, их

Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных...

Развитие познавательной активности студентов через...

Проблема состоит в том, что побуждение к практической и мыслительной деятельности

Мне на занятиях проблемно-поисковую деятельность студентов приходиться

При организации этой деятельности необходим дифференцированный подход к созданию проблемных ситуаций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

...осознанного подхода к выбору профессии, повышение качества профориентационной работы за счет использования дифференцированных и

Библиографическое описание: Варавченко Е. В., Кавтя Е. А. Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии...

Формирование интереса у младших школьников к миру...

В статье рассматривается понятие формирования интереса младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема. Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, познавательная деятельность...

Познавательный интерес как средство обучения младших...

Познавательный интерес — явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

Такой подход к познавательному интересу, как к внешнему стимулу обучения, имеет свои основания.

Индивидуальный подход в развитии познавательного интереса...

Проблема развития познавательного интереса будущего учителя изучалась в работах Ю. К

Осуществление перестройки интеллекта является более трудным делом, но при наличии

Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом...

Развитие научных понятий и интереса студентов к их будущей...

В работе излагаются педагогические преимущества проведения занятий с использованием исторических экскурсов, вместе с проблемными материалами по выбранной специальности. Ключевые слова: число Рейнольдса, «ползущих» течений, каток-фреза, капиллярная трубка...

Об использовании продуктивных образовательных технологий...

Обучение ИЯ предполагает повышение мотивации и личной заинтересованности учащихся в процессе обучения, передачу значительной части функций целеполагания и управления процессом учебной деятельности студентам как субъектам образовательного процесса.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Так что же такое проблема? Проблема— это реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых

Большое значение в познавательной работе по знакомству с трудом взрослых, их

Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных...

Развитие познавательной активности студентов через...

Проблема состоит в том, что побуждение к практической и мыслительной деятельности

Мне на занятиях проблемно-поисковую деятельность студентов приходиться

При организации этой деятельности необходим дифференцированный подход к созданию проблемных ситуаций.

Задать вопрос