Глубокий и затяжной кризис, поразивший промышленность России в конце 90-х годов, требовал принятия кардинальным мер в вопросах изменения промышленной политики страны.
Статья посвящена анализу подходов к экономическому росту промышленности в период с 2000 по 2017 годы в целях определения оптимальной модели роста и направлений для дальнейшего развития инструментов промышленной политики.
Проведенный анализ развития промышленной политики в стране позволяет говорить о том, что в течение семнадцати лет подходы к реализации промышленной политики претерпели существенные изменения. Если изначально промышленная политика рассматривалась как средство структурной перестройки промышленного сектора, то на современном этапе она представляет собой комплексную систему, направленную на достижение долгосрочного экономического роста.
В то же время недостаточность финансовых средств для модернизации промышленности, отсутствие четких приоритетов промышленного развития создают препятствия для эффективной реализации промышленной политики.
Ключевые слова: промышленность, промышленная политика, инструменты промышленной политики, долгосрочная перспектива развития, меры стимулирования, инновационное развитие.
The deep and protracted crisis that struck Russia's industry in the late 1990s required drastic measures to change the country's industrial policy.
The article is devoted to the analysis of approaches to the economic growth of industry in the period from 2000 to 2017 in order to determine the optimal growth model and directions for further development of industrial policy instruments.
The analysis of the development of industrial policy in the country suggests that within seventeen years, approaches to the implementation of industrial policy have undergone significant changes. While initially industrial policy was seen as a means of restructuring the industrial sector, at the present stage it is an integrated system aimed at achieving long-term economic growth.
At the same time, the lack of financial resources for industrial modernization and the lack of clear industrial development priorities create obstacles to the effective implementation of industrial policy.
Keywords: industry, industrial policy, industrial policy instruments, long-term development perspective, incentive measures, innovative development.
Начало работы над основами промышленной политики Российской Федерации связывают с созданием в апреле 1998 года Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг России). В полномочия Минпромторга были включены функции по реализации инвестиционной политики, решение вопросов внешнеторговой политики и ряд других. Целью данных преобразований было «удержание промышленности оборонного комплекса от дальнейшего разрушения» [2]. Реализации поставленной цели помешал «августовский дефолт». Вскоре Минпромторг России был упразднен, так и не получив необходимых ресурсов для реализации своих полномочий и не сформировав единой концепции промышленной политики. Частичное отражение идеи промышленной политики нашли в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы.
После того как основные последствия кризиса 1998 года были преодолены, в 2000 году возникла необходимость пересмотра промышленной политики прошлых лет. Были разработаны Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу — «Стратегия-2010». Промышленность в данной программе рассматривалась как сфера, требующая квалифицированных кадров и создания благоприятной деловой среды, при этом никаких специальных мер по регулированию промышленного развития не предусматривалось [4].
В мае 2000 года были созданы Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Основными задачами Минпромнауки России стали разработка и реализация промышленной и инновационной политики, анализ и прогнозирование ситуации в промышленности. Решение этих задач Минпромнауки видело в создании и реализации стратегических документов: концепций, стратегий и целевых программ. В 2002 году была разработана Концепция развития станкостроительной и инструментальной промышленности России на период до 2010 года, призванная изменить кризисную ситуацию в станкостроении за счет импортозамещающих мер. Однако данная задача не была решена — одной концепции было недостаточно для того, чтобы остановить стремительное падение отрасли, требовались более конкретные меры, подкрепленные необходимыми ресурсами. Минпромнауки России приняло участие в разработке ряда других стратегических отраслевых документов, одним из таких был: Основные направления развития машиностроения и план первоочередных мероприятий по их реализации на период 2004–2005 годов [2].
Минпромнауки России просуществовало до 2004 года, оно было преобразовано в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации. В Минпромэнерго России были объединены функции по формированию политики в сфере промышленности, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов.
С 2004 года документальная основа промышленной политики из набора концепций и «основных направлений» трансформируется в совокупность отраслевых стратегий развития ключевых для российской экономики отраслей: авиа-, судо- и автомобилестроения, фармацевтики, энергетики. Заметный след в промышленной политике этого периода оставила Энергетическая стратегия, которая характеризовалась наличием конкретных мер, системы их реализации и мониторинга, обеспеченностью необходимыми финансовыми ресурсами [6].
Выбор других отраслей в качестве стратегически важных обосновывался степенью их воздействия на смежные отрасли. Посредством реализации отраслевых стратегий предполагалось охватить большую часть промышленности. Реализация стратегий должна была опираться на ключевые предприятия отрасли. Так создаются Объединенная авиастроительная (2006 год) и Объединенная двигателестроительная (2008 год) корпорации, Объединенная судостроительная корпорация (2007 год). Для стимулирования разработки и производства высокотехнологичной промышленной продукции в 2007 году формируются государственные корпорации «Ростехнологии» и «Росатом».
Однако если в атомной промышленности и авиастроении данные стратегии оправдали ожидания, то в судостроении и других отраслях они не принесли видимых результатов.
В 2008 году Минпромэнерго России было упразднено, а на его основе воссоздано Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, существующее по настоящее время.
В ноябре 2008 года была принята разработанная Минэкономразвития России «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», содержавшая меры по повышению конкурентоспособности отечественной промышленности, в том числе за счет развития науки, технологий и инноваций, поддержки как высокотехнологичных, так и базовых отраслей промышленности. Однако на момент принятия Концепции разразился мировой экономический кризис, и поэтому данная Концепция не в полной мере соответствовала сложившимся экономическим реалиям и нуждалась в серьезной переработке [5].
В 2010 году эта задача была поручена экспертному сообществу. Новая «Стратегия-2020» базировалась на концепции долгосрочного экономического роста на основе инноваций. Она практически не содержала конкретных инструментов, которые можно было бы отнести непосредственно к промышленной политике, а была лишь справочно-аналитическим документом. Вместе с тем многие из ее положений нашли отражение в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и в других нормативно-правовых актах последующего периода.
В 2009 году была принята Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации. В рамках сохранения промышленного потенциала предлагалось прежде всего поддерживать системообразующие предприятия, предприятия регионального значения, а также отдельные отрасли — оборонно-промышленный, агропромышленный и топливно-энергетический комплексы, транспорт. Принятие пакета антикризисных мер рассматривалось как переход к «ручному управлению» развитием промышленности [2].
Промышленная политика 2010-х годов характеризуется переходом от формирования стратегических и концептуальных документов к разработке конкретных инструментов поддержки промышленности. Утверждены ряд отраслевых госпрограмм по развитию авиационной, судостроительной, электронной и радиоэлектронной промышленности, фармацевтической и медицинской промышленности, а также межотраслевая государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В данной госпрограмме превалирует отраслевой подход с выделением соответствующих отраслевых подпрограмм. Она позволила систематизировать весь набор имеющихся в промышленности мер [7].
В 2013–2015 годах появились инструменты промышленной политики «проектного типа». К ним относятся разработанные Минпромторгом России в 2013 году субсидии на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и на уплату части процентов по кредитам на реализацию новых инвестиционных проектов в гражданских отраслях промышленности, а также регламентируемые Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» специальные инвестиционные контракты и государственные фонды развития промышленности [2].
Новым механизмом финансовой поддержки промышленности стал Фонд развития промышленности — институт развития, призванный содействовать процессам модернизации промышленности и импортозамещения. На сегодняшний день Фонд предоставил заемные средства предприятиям большинства отраслей российской промышленности.
В 2016 году запущен механизм создания региональных фондов и разработана совместная федерально-региональная программа займов. Фонд, помимо предоставления собственного финансирования, может осуществлять финансирование проектов совместно с региональными фондами развития промышленности, с которыми заключены соответствующие соглашения. По состоянию на 2017 год созданы 21 региональный фонд развития промышленности [3].
Перспективным инструментом можно считать и специальные инвестиционные контракты — особую форму договора, по которому инвестор обязуется создать либо модернизировать производство промышленной продукции на территории страны, а государство на срок проекта обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством в момент заключения договора. В условиях неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры специальный инвестиционный контракт может стать тем механизмом, который, с одной стороны, будет сдерживать уход инвесторов из российской юрисдикции, а с другой — стимулировать появление перспективных инвестиционных проектов, в том числе в тех отраслях промышленности, где наблюдается высокая зависимость от импорта [3].
Одним из ключевых событий 2017 года стало утверждение постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 425–8 государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (ГП ОПК). На предприятиях ОПК стало вестись техническое переоснащение, реконструкция части производственной и экспериментально-технологической базы. Начало осуществляться оказание государственной финансовой адресной поддержки в форме предоставления различного вида субсидий и государственных гарантий организациям ОПК. Продолжалась вестись работа по замещению и снижению зависимости от поставок продукции иностранного производства, применяемой для создания, производства и ремонта образцов вооружения, военной и специальной техники.
Проведенный анализ развития промышленной политики в стране позволяет говорить о том, что в течение семнадцати лет подходы к реализации промышленной политики претерпели существенные изменения. Если изначально промышленная политика рассматривалась как средство структурной перестройки промышленного сектора, то на современном этапе она представляет собой комплексную систему, направленную на достижение долгосрочного экономического роста, в том числе модернизации и повышения технологического уровня отраслей промышленности, поддержки перспективных инвестиционных проектов.
Нестабильность политической ситуации в 1990-х годах, усугублявшаяся неблагоприятными экономическими условиями, сказывалась на промышленной политике того времени, носившей отрывочный, непоследовательный характер. В 2000-х годах промышленная политика приобрела более устойчивый характер: были сформированы отраслевые стратегии, удалось реализовать некоторые весьма успешные проекты. Вместе с тем ресурсы, выделяемые на перестройку отраслей промышленности, часто были недостаточными.
В 2007–2008 годах внимание сосредоточилось на инновационной политике, которая должна была стать системной основой для преобразований в промышленности. Однако мировой финансовый кризис заставил вновь искать выход из неблагоприятной экономической ситуации.
За несколько лет — с 2012 по 2017 годы — удалось создать целый ряд новых инструментов промышленной политики: государственные программы, специализированные субсидии, механизмы специального инвестиционного контракта, государственные фонды развития промышленности, программы импортозамещения. Промышленная политика стала комплексом правовых, экономических мероприятий, генерируемых государством совместно с профессиональными заинтересованными сообществами, направленных на создание условий для прогрессивного развития национального промышленного производства [1].
Таким образом, промышленная политика обрела системность и в настоящий момент представляет собой достаточно стройную конструкцию. В то же время недостаточность финансовых средств для модернизации промышленности, отсутствие четких приоритетов промышленного развития создают препятствия для эффективной реализации промышленной политики.
Литература:
- Бархатов В. И., Дьяченко О. В. Природа, содержание государственной промышленной политики //Фундаментальные исследования. — 2017. — № 10–3. — С. 555–559.
- Бодрова Е. В., Гусарова М. Н. Эволюция промышленной политики в Российской Федерации. — М.: РЕГЕНС, 2015, 254 с.
- Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2018 год и основных результатах деятельности за 2017 год, 207 с.
- Кузнецов Б. В., Симачев Ю. В. Эволюция промышленной политики в России // Журнал новой экономической ассоциации. 2016. Т. 2 № 22. С. 152–178.
- Основные направления социально-экономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу / ЦСР. — М.: Центр стратегических разработок, 2008.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2020 г». от 28 августа 2003 г. № 1234-р.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2539-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».