Цвет материала, психология его восприятия, возможности использования в архитектуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.12.2018

Статья просмотрена: 1813 раз

Библиографическое описание:

Ступина, С. Ю. Цвет материала, психология его восприятия, возможности использования в архитектуре / С. Ю. Ступина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54327/ (дата обращения: 09.12.2024).



Цвет материала — это зрительное ощущение, которое зависит от спектрального состава светового потока, отраженного поверхностью материала. Цвет определенной поверхности зависит от того, какая часть лучей источника света будет поглощена, а какая отражена. Непосредственное влияние на восприятие цветового решения имеет также солнечное освещение стен объектов.

Ключевые слова: цвет, ощущение, тон, материал, фактор, восприятие, объект, свет, форма, пространство, яркость, фактура.

Цвет материалов — это не что иное, как зрительное ощущение, зависящее от спектрального состава светового потока, отраженного поверхностью материала.

Цветовой тон показывает, к какому участку видимого диапазона относится цвет материала. Характеризуется относительной яркостью поверхности материала, определяемой коэффициентом отражения, который представляет собой отношение отраженного светового потока к падающему.

Существует различие цветов в зависимости от обработки материала. Натуральный цвет получается в результате традиционного изготовления материала, например, такого как дерево или кирпич. Преобразованный — это цвет, полученный в результате обработки естественного материала или особого способа изготовления. Нанесенный — это цвет отделочного слоя, который полностью перекрывает цвет самого материала. Цвет зрительно влияет на ощущение масштаба, размеров, пропорций. Например, однотонный объект больше, чем многоцветный. Также влияет на размер выпуклых и вогнутых частей, на ассоциативную оценку формы объекта. Многоцветные и темные цвета скрывают фактуру, светлые — усиливают. Яркие цвета приближают объект, голубые, серые, ненасыщенные — отдаляют.

Причины, влияющие на восприятие цвета зависят от окружающей среды, то есть от света, текстуры поверхности. Внутренние, это те факторы, которые проявляются в результате работы человеческого мозга и глаза — фон, цветовая температура, удаленность цвета и плотность цвета. Свет придает предмету объем и делает цвет заметным. На открытом пространстве цвет объекта в большей степени зависит от естественного освещения, его направления и интенсивности, от погодных и климатических условий.

Солнечный свет, который падает на поверхность прямо, дает глубокую тень, подчеркивая текстуру и форму объекта. В большинстве случаев присутствует рассеянный свет, придающий слабую тень, из-за чего форма визуально сглаживается и сливается с фоном.

Лучше всего человек воспринимает цвет при среднем положении солнца. Когда света слишком много, он ослепляет и способность различения цветов ухудшается — они кажутся тусклыми и поблекнувшими, если света слишком мало, цвета сложно различить. После заката первыми темнеют желтые и красные оттенки, а дольше всего остаются видимыми голубые и зеленые тона.

Непосредственное воздействие на восприятие цветового решения имеет также солнечное освещение стен объектов. Западная стена получает слегка приглушенный вечерний, красноватого оттенка. Стена, обращенная к востоку, получает яркий утренний свет. Северная стена всегда получает меньше всего света, поэтому должна быть окрашена в самые светлые тона. Южная стена может быть яркого, насыщенного цвета, судя по зрительному восприятию на наиболее яркое освещение. Чем дальше становится объект, тем более сглаженным кажется объем, изображение становится плоским. Цвета при этом подвергаются оптическому смешиванию, становятся похожими друг на друга, а также поддаются влиянию воздушной перспективы, приобретая зелено-голубой оттенок. Видимый с далекого расстояния цвет теряет яркость, а его оттенок приближается к белому, черному или серому. Чистые цвета в меньшей степени подвержены влиянию расстояния и атмосферы, поэтому они играют значительную роль в композиции. Контраст внешнего облика объекта и его внутренней структуры играет роль всасывающей людей воронки. Бессознательно классика у многих людей ассоциируется с гармонией и упорядоченностью.

Рассматривая проблемы, связанные с наружным цветом, важно также разделение между цветом видимым, зависимым от окружающих условий, и собственно цветом. Видимый цвет далекого объекта складывается из правильного цвета, родственного по тону цвета, а также разнообразных отсветов. Правильный цвет можно измерить колориметром или классифицировать при помощи цветового шаблона, и он не подвержен изменениям.

Изменчивость цвета возникает также при смене размера окрашенной площади — например, на фасаде цвет выглядит светлее, чем на образце, при этом светлые цвета становятся бледными, а яркость подвергается небольшим изменениям.

Исходя из этого, можно выделить положительное и отрицательное влияние цветов на психику человека. Так синий, а также зеленый, оправдывают свои характеристики, как расслабляющих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, особо нуждающимися в отдыхе и релаксации. Но длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, могут даже вызвать угнетенное состояние и грусть. Красный и желтый стимулируют к активным действиям, возбуждая рецепторы головного мозга. Эти цвета нужны людям спокойным, отдохнувшим, восстановившим силы, испытывающим потребность в активной деятельности, проявлении энергии. Длительное воздействие красного и желтого может привести к перевозбуждению, вследствие чего к защитному торможению со стороны нервной системы.

Взаимосвязь белого и черного с восприятием нервной системы аналогична. Белый стимулирует психическую деятельность организма, а черный — отвечает за периоды отдыха. Белый- активность, эмоциональность, движение. Черный- спокойствие, отдых, расслабление. Когда утром пасмурно и преобладают серо-синие тона, то настроиться на активную работу чаще всего очень трудно, человек может впасть в пассивное, полусонное состояние и находиться в нем достаточно долго. И наоборот, яркое утреннее солнце способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, достижению необходимого уровня активности.

С учетом этих данных, цветовые выборы взрослых можно рассматривать как нужду нервной системы и потребности в стабильном, уравновешенном состоянии, сохранении баланса и даже снижении потребности в активности, росте и развитии, которая доминирует у детей.

Анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости от возраста и образовательного уровня, известно, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как мощные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь, люди физического труда, открытые и прямые натуры. Сложные, пастельные, разбавленные оттенки действуют больше успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности людей достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллектуального труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой.

Литература:

  1. Плишко Н. К. О некоторых особенностях выбора цветов и сенсомоторных реакциях на световые стимулы различной модальности при изменении эмоционального состояния. // Диагностика психического состояния в норме и патологии. Л., 1980. с. 135–140.
  2. Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск, 1984. 286 с.
  3. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983. 368 с.
  4. Журнал «Мастерская. Современное строительство».
  5. Алексеев С. С., Цвет и освещение. Общие проблемы, в кн.: Очерки теории архитектурной композиции, М., 1960.
Основные термины (генерируются автоматически): цвет, нервная система, зрительное ощущение, поверхность материала, потребность людей, правильный цвет, световой поток, солнечное освещение стен, спектральный состав, цветовое решение.


Похожие статьи

Возрастные возможности приобщения учащихся к искусству

Художник живёт в определённой системе общественных отношений, и характер искусства его личных чувств не может не влиять на эти отношения. В работах изобразительного искусства воспроизведение реального мира логической связью переплетается у художника ...

Особенности художественной деятельности музыканта-исполнителя

Современные данные социально-психологической науки позволяют снять налет таинственности с таких понятий, как «магия» исполнителя, «флюиды», «биотоки». Все эти явления «непостижимого магнетизма», «гипнотической силы» публичной формы общения можно объя...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Использование мифов и архетипов в рекламе

В статье приводятся наиболее яркие примеры использования мифов архетипов в рекламе. С их помощью у целевой аудитории вызываются нужные реакции, эмоции, ее провоцируют на определенное поведение. В итоге стремление приобрести товар определенного бренда...

Хронобиологические аспекты адаптации

Основное внимание автор акцентирует на функциональных изменениях организма индивидуума в процессе адаптации. В статье раскрываются процессы, происходящие в организме в момент, когда индивидуум в ходе своей деятельности подвергается конкретному ритму ...

Перевод – многомерное явление

Перевод – многомерное явление, обеспечивающих преодоление не только языковых, но и культурных барьеров. Перевод-это вид коммуникативной деятельности, на котором сопоставляются не только языковые формы, но также языковое видение мира и ситуации диалог...

Творческий процесс постановщика танца

В данной статье анализируется творческий процесс постановщика танца, отмечается, что он работает над персонажами, поэтому прежде, чем начать работу должен разобраться во взаимоотношениях и характерах действующих лиц и сочетать единство пластического ...

Культура исполнительской интерпретации

В данной статье отражена проблема воспитания культуры интерпретации музыкальных текстов в профессиональной подготовке исполнителя-интерпретатора. В настоящее время, когда сочинение музыки уступает место ее исполнению, на первый план выходит исполните...

Десоциализация ребенка как следствие воспитания в неблагополучной семье

Семья — это особая группа людей, объединенных родством, общим хозяйством и сложными уровнями взаимоотношений. Именно в семье начинают закладываться все характеристики личности. В отличии от прочих вариантов воспитания, семейное воспитание оказывает н...

Многозначные слова, обозначающие цвета, в английском, итальянском, французском языках

Цель данной статьи — объединить литературу с лингвистикой. Наше восприятие цветов глубоко индивидуально и субъективно. Это тесно связано не только с нашим зрением, но и с различным отношением, закрепленным в культурах разных стран по средствам традиц...

Похожие статьи

Возрастные возможности приобщения учащихся к искусству

Художник живёт в определённой системе общественных отношений, и характер искусства его личных чувств не может не влиять на эти отношения. В работах изобразительного искусства воспроизведение реального мира логической связью переплетается у художника ...

Особенности художественной деятельности музыканта-исполнителя

Современные данные социально-психологической науки позволяют снять налет таинственности с таких понятий, как «магия» исполнителя, «флюиды», «биотоки». Все эти явления «непостижимого магнетизма», «гипнотической силы» публичной формы общения можно объя...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Использование мифов и архетипов в рекламе

В статье приводятся наиболее яркие примеры использования мифов архетипов в рекламе. С их помощью у целевой аудитории вызываются нужные реакции, эмоции, ее провоцируют на определенное поведение. В итоге стремление приобрести товар определенного бренда...

Хронобиологические аспекты адаптации

Основное внимание автор акцентирует на функциональных изменениях организма индивидуума в процессе адаптации. В статье раскрываются процессы, происходящие в организме в момент, когда индивидуум в ходе своей деятельности подвергается конкретному ритму ...

Перевод – многомерное явление

Перевод – многомерное явление, обеспечивающих преодоление не только языковых, но и культурных барьеров. Перевод-это вид коммуникативной деятельности, на котором сопоставляются не только языковые формы, но также языковое видение мира и ситуации диалог...

Творческий процесс постановщика танца

В данной статье анализируется творческий процесс постановщика танца, отмечается, что он работает над персонажами, поэтому прежде, чем начать работу должен разобраться во взаимоотношениях и характерах действующих лиц и сочетать единство пластического ...

Культура исполнительской интерпретации

В данной статье отражена проблема воспитания культуры интерпретации музыкальных текстов в профессиональной подготовке исполнителя-интерпретатора. В настоящее время, когда сочинение музыки уступает место ее исполнению, на первый план выходит исполните...

Десоциализация ребенка как следствие воспитания в неблагополучной семье

Семья — это особая группа людей, объединенных родством, общим хозяйством и сложными уровнями взаимоотношений. Именно в семье начинают закладываться все характеристики личности. В отличии от прочих вариантов воспитания, семейное воспитание оказывает н...

Многозначные слова, обозначающие цвета, в английском, итальянском, французском языках

Цель данной статьи — объединить литературу с лингвистикой. Наше восприятие цветов глубоко индивидуально и субъективно. Это тесно связано не только с нашим зрением, но и с различным отношением, закрепленным в культурах разных стран по средствам традиц...

Задать вопрос